В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование. Предложенная нами структурно-динамическая модель системы ценностных ориентации личности интегрирует различные подходы к объяснению закономерностей ее внутренней организации и динамики, реализуя базовые для отечественной психологии принципы системности и развития. Теоретической основой данной модели послужили классификационные и типологические подходы к определению стадий и уровней развития системы ценностных ориентации в работах А. Маслоу, Р. Ингльхарта, Э. Фромма, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Дж. Ловингер, А. В. Петровского, Б. С. Братуся и других зарубежных и отечественных ученых. Основное содержание разработанной нами модели, получившей подтверждение в ходе экспериментального исследования, представлено в виде обобщающей схемы (таблица 49).
Целью оптимизации развития системы ценностных ориентации личности является повышение субъективной значимости ценностей ее высшего уровня. Развитие ценностных ориентации внутренне свободной, творческой, гуманистически ориентированной личности реализовано нами в процессе специально разработанного психологического тренинга, направленного на идентификацию студентов с субъектом их будущей профессиональной деятельности и на формирование профессионального видения мира. В качестве важнейшего механизма принятия личностью высших ценностей выступает интернализация, содержанием которой в проведенном нами формирующем эксперименте является усложнение системы личностных конструктов, расширяющее смысловые границы субъективной реальности и создающее условия для свободного выбора и осознанного принятия
Параметры модели | Элементы модели | ||
1 | 2 | 3 | |
Стадии личностного развития (по Л. Колбергу) | Предконвенциальная | Конвенциальная | Постконвенциальная |
Ведущие процессы личностного развития | Адаптация | Социализация | Индивидуализация |
Механизмы реализации процессов развития | Психологические защитные механизмы | Идентификация | Интернализация |
Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развития | Высокая тревожность и фрустрационная напряженность | Конформность, зависимость и экстернальность | Осмысленность жизни, интернальность, позитивная "Я-концепция" |
«Векторы» личностного развития | Освобождение от ограничений | Приверженность традиции | Альтруистическая направленность |
Формируемые уровни системы ценностных ориентации личности | Защитный (низший) | Заимствованный (средний) | Автономный (высший) |
Ведущие ценности данных уровней системы ценностных ориентации личности | «Свобода от», материальный достаток и развлечения | Семья, карьера, престиж и общественное признание | Творчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов |
Типы личности при доминировании данного уровня в ценностной иерархии | Адаптирующийся, ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения | Идентифицирующийся, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других | Самоактуализирующийся, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста |
Типы ценностных предпочтений общественного сознания при преобладании данного типа личности | Ценности адаптации, стремление к физической и экономической безопасности | Ценности социализации, ориентация на принятые в обществе нормы и благо «своих» | Ценности индивидуализации, направленность на саморазвитие ради блага всех людей |
высших ценностей. Организация процесса психологического обучения на основе внедрения принципов такой тренинговой подготовки позволила создать условия для формирования профессиональной системы ценностей практического психолога.
Разработанная нами структурно-динамическая модель системы ценностных ориентации личности положена также в основу ведущихся сегодня кафедрой психологии и социальной работы Кемеровского госуниверситета исследований развития ценностной сферы при подготовке социальных работников и волонтеров, в процессе профессионального консультирования, при хроническом алкоголизме, наркоманиях и аддиктивном поведении, а также в области семейно-сексуальных дисгармоний.
Результаты проведенного нами исследования, сформулированные на их основе теоретические и методологические положения, а также средства и методы психологического воздействия могут, по нашему мнению, получить дальнейшее практическое применение в соответствующих областях психологии образования, социальной и политической психологии, психологии отклоняющегося поведения, в сфере психологического консультирования и групповой психологической работы.
В целом, на основании проведенного нами исследования можно сделать следующие общие выводы:
Образец заполненной репертуарной решетки
№ |
ЭЛЕМЕНТЫ |
КОНСТРУКТЫ |
ЭЛЕМЕНТЫ |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выявленный полюс |
Противоположный полюс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
V |
V |
Ø |
Ø |
О |
Доброта |
Зло |
4 |
3 |
1 |
2 |
5 |
2 |
Ø |
V |
О |
Ø |
Жизнелюбие |
Неумение радоваться |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
|
3 |
Ø |
V |
Ø |
V |
О |
Щедрость |
Жадность |
4 |
3 |
1 |
2 |
5 |
4 |
Ø |
V |
V |
Ø |
О |
Сострадание |
Равнодушие |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
5 |
V |
O |
Ø |
Ø |
Бескорыстие |
Корысть |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
|
6 |
Ø |
Ø |
О |
Компетентность |
Дилетантство |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
||
7 |
V |
Ø |
V |
Ø |
О |
Эмоциональная теплота |
Холодность |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
8 |
Ø |
Ø |
O |
V |
Конгруэнтность |
Неконгруэнтность |
2 |
1 |
4 |
3 |
5 |
|
9 |
Ø |
О |
V |
Ø |
Забота |
Разгильдяйство |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
|
10 |
Ø |
Ø |
V |
V |
О |
Честность |
Лживость |
3 |
1 |
2 |
4 |
5 |
Элементы решетки: