ENG
         
hpsy.ru/

../../Ценностные ориентации личности как динамическая система (заключение)

Заключение

В основе регуляции социального поведения и профессиональ­ной деятельности человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамичес­кое образование. Предложенная нами структурно-динамическая модель системы ценностных ориентации личности интегрирует различные подходы к объяснению закономерностей ее внутрен­ней организации и динамики, реализуя базовые для отечествен­ной психологии принципы системности и развития. Теоретичес­кой основой данной модели послужили классификационные и типологические подходы к определению стадий и уровней раз­вития системы ценностных ориентации в работах А. Маслоу, Р. Ингльхарта, Э. Фромма, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Дж. Ловингер, А. В. Петровского, Б. С. Братуся и других зарубежных и отечествен­ных ученых. Основное содержание разработанной нами модели, получившей подтверждение в ходе экспериментального исследо­вания, представлено в виде обобщающей схемы (таблица 49).

Целью оптимизации развития системы ценностных ориента­ции личности является повышение субъективной значимости ценностей ее высшего уровня. Развитие ценностных ориента­ции внутренне свободной, творческой, гуманистически ориенти­рованной личности реализовано нами в процессе специально разработанного психологического тренинга, направленного на идентификацию студентов с субъектом их будущей профессио­нальной деятельности и на формирование профессионального видения мира. В качестве важнейшего механизма принятия лич­ностью высших ценностей выступает интернализация, содержа­нием которой в проведенном нами формирующем эксперименте является усложнение системы личностных конструктов, расширя­ющее смысловые границы субъективной реальности и создаю­щее условия для свободного выбора и осознанного принятия

Таблица 49 Структурно-динамическая модель системы ценностных ориентации личности

Параметры модели Элементы модели
1 2 3
Стадии личностного развития (по Л. Колбергу) Предконвенциальная Конвенциальная Постконвенциальная
Ведущие процессы личностного развития Адаптация Социализация Индивидуализация
Механизмы реализации процессов развития Психологические защитные механизмы Идентификация Интернализация
Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развития Высокая тревожность и фрустрационная напряженность Конформность, зависи­мость и экстернальность Осмысленность жизни, интернальность, позитивная "Я-концепция"
«Векторы» личностного развития Освобождение от ограничений Приверженность традиции Альтруистическая направленность
Формируемые уровни системы ценностных ориентации личности Защитный (низший) Заимствованный (средний) Автономный (высший)
Ведущие ценности данных уровней системы ценностных ориентации личности «Свобода от», материальный достаток и развлечения Семья, карьера, престиж и общественное признание Творчество, активность, сво­бода, самореализация и ши­рота взглядов
Типы личности при доминировании данного уровня в ценностной иерархии Адаптирующийся, ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения Идентифицирующийся, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других Самоактуализирующийся, ориентирующийся на ценнос­ти творчества и личностного роста
Типы ценностных предпочтений общественного сознания при преоб­ладании данного типа личности Ценности адаптации, стремление к физической и экономической безопасности Ценности социализации, ориентация на принятые в обществе нормы и благо «своих» Ценности индивидуализации, направленность на самораз­витие ради блага всех людей

высших ценностей. Организация процесса психологического обу­чения на основе внедрения принципов такой тренинговой подго­товки позволила создать условия для формирования профессио­нальной системы ценностей практического психолога.

Разработанная нами структурно-динамическая модель сис­темы ценностных ориентации личности положена также в осно­ву ведущихся сегодня кафедрой психологии и социальной рабо­ты Кемеровского госуниверситета исследований развития ценностной сферы при подготовке социальных работников и во­лонтеров, в процессе профессионального консультирования, при хроническом алкоголизме, наркоманиях и аддиктивном поведе­нии, а также в области семейно-сексуальных дисгармоний.

Результаты проведенного нами исследования, сформулиро­ванные на их основе теоретические и методологические поло­жения, а также средства и методы психологического воздействия могут, по нашему мнению, получить дальнейшее практическое применение в соответствующих областях психологии образова­ния, социальной и политической психологии, психологии откло­няющегося поведения, в сфере психологического консультиро­вания и групповой психологической работы.

В целом, на основании проведенного нами исследования можно сделать следующие общие выводы:

  1. Система ценностных ориентации личности представляет собой сложную, многоуровневую и внутренне неоднородную структуру. Основными ее уровнями, находящимися между собой в отношениях иерархической зависимости и соподчиненности, являются «защитные», заимствованные и автономные ценности.
  2. Индивидуальные особенности уровневой иерархии системы ценностных ориентации определяют выделение отдельных типов личности. Доминированию в индивидуальной ценностной системе описанных уровней соответствуют «адаптирующийся», «идентифи­цирующийся» и «самоактуализирующийся» типы личности.
  3. Отдельные уровни или «пласты» системы ценностных ори­ентации личности последовательно формируются во время предконвенциальной, конвенциальной и постконвенциальной стадий индивидуального развития. Фиксация на какой-либо из стадий развития обусловливает доминирование соответствующего уров­ня ценностной системы и развитие аналогичного типа личности.
  4. Формирование отдельных уровней системы ценностных ориентации личности на соответствующих стадиях индивидуального развития осуществляется последовательно реализующимися процессами адаптации, социализации и индивидуализации.
  5. Реализация данных процессов личностной динамики обес­печивается преимущественным действием, соответственно, пси­хологических защитных механизмов устранения тревоги, меха­низмов идентификации и интернализации.
  6. Преобладание действия того или иного механизма фор­мирования ценностной системы определяется сложным комп­лексом внутренних психологических факторов, особенности и степень выраженности которых соответствуют достигнутому уров­ню индивидуального развития.
  7. Выбор механизма интернализации и формирование выс­шего уровня ценностной системы определяются степенью вы­раженности ряда внутренних психологических факторов, которые интегрированы в таких системных личностных качествах, как аутен­тичность и интенциональность.
  8. Развитие высшего уровня системы ценностных ориента­ции личности посредством активизации данных факторов мо­жет быть осуществлено в процессе целенаправленного психо­логического воздействия, адекватной формой которого является групповой психологический тренинг.
  9. Внедрение соответствующих принципов и средств тренинговой подготовки в процесс психологического обучения в вузе формирует направленность на ценности профессиональ­ной и личностной самореализации, которые имеют наибольшую значимость в профессиональной системе ценностей практичес­кого психолога.

Приложение

Образец заполненной репертуарной решетки

ЭЛЕМЕНТЫ

КОНСТРУКТЫ

ЭЛЕМЕНТЫ

1

2

3

4

5

Выявленный полюс

Противоположный полюс

1

2

3

4

5

1

V

V

Ø

Ø

О

Доброта

Зло

4

3

1

2

5

2

Ø

V

О

Ø

Жизнелюбие

Неумение радоваться

4

2

1

3

5

3

Ø

V

Ø

V

О

Щедрость

Жадность

4

3

1

2

5

4

Ø

V

V

Ø

О

Сострадание

Равнодушие

3

4

1

2

5

5

V

O

Ø

Ø

Бескорыстие

Корысть

3

4

1

2

5

6

Ø

Ø

О

Компетентность

Дилетантство

3

2

5

1

4

7

V

Ø

V

Ø

О

Эмоциональная теплота

Холодность

3

4

1

2

5

8

Ø

Ø

O

V

Конгруэнтность

Неконгруэнтность

2

1

4

3

5

9

Ø

О

V

Ø

Забота

Разгильдяйство

3

4

1

2

5

10

Ø

Ø

V

V

О

Честность

Лживость

3

1

2

4

5

Элементы решетки:

  1. - Я реальное.
  2. - Я идеальное.
  3. - Самый высоконравственный человек из всех, кого Вы знаете лично.
  4. - Самый счастливый человек из всех, кого Вы знаете лично.
  5. - Самый удачливый человек из всех, кого Вы знаете лично.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Яницкий М.С.,

См. также
  1. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения
  2. Иванов М.С., Яницкий М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация
  3. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  4. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации
  5. Яницкий М.С. Особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы
  6. Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания
  7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  8. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания.
  9. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии
  10. Яницкий М.С., Браун О.А. Ценностная детерминация отношения к власти
  11. Яницкий М.С. Политическая корректность: ценностно-смысловой аспект