Глава 1. Психологическая природа ценностных ориентации личности
1.2. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности
1.2. Место и роль системы ценностных ориентации в структуре личности и ее развитии
1.3. Проблема типологии систем ценностных ориентации личности
Резюме
Глава 2. Основные
закономерности формирования и развития системы ценностных
ориентации личности
2.2. Формирование системы ценностных ориентации личности в онтогенезе
2.2. Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
2.3. Психологические факторы развития системы ценностных ориентации личности
Резюме
Глава 3. Личность и ее система ценностных ориентации
3.2. Общественное сознание и ценностные ориентации личности
3.2. Структура ценностных ориентации личности
3.3. Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации
3.4. Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности
Резюме
4.2. Особенности системы ценностных ориентации при аномальном, антисоциальном и просоциальном развитии личности
4.2. Развитие высшего уровня системы ценностных ориентации личности в ходе группового психологического тренинга
4.3. Развитие профессиональной системы ценностей в процессе психологического обучения
Резюме
Заключение
Приложение
Библиографический
список
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Необходимость обращения к этико-деонтологическим аспектам подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля, формирования у них направленности на ценности профессиональной и личной самореализации, особенно актуальные в кризисном обществе, определяет значимость изучения закономерностей развития системы ценностных ориентаций.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия.
Данная работа посвящена изучению психологических закономерностей формирования системы ценностных ориентаций личности и разработке системы психологических факторов и механизмов целенаправленного развития этой системы в процессе подготовки специалистов психолого-педагогического профиля.
Автор выражает благодарность доктору психологических наук, профессору В. Г. Леонтьеву за ценные научные консультации и замечания по организации и структуре данной работы, а также доктору психологических наук, профессору А. И. Донцову и всему коллективу возглавляемой им кафедры социальной психологии Московского государственного университета за существенную методологическую помощь в разработке и внедрении принципов развития профессиональной системы ценностей будущих практических психологов в процессе обучения в вузе.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с. ISBN
5-202-01717-0
Издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество»
(фонд Сороса) в рамках Программы поддержки кафедр мегапроекта
«Развитие образования в России», грант № HBA 911.
Рецензент: кафедра социальной психологии Московского
государственного университета имени М. В. Ломоносова.