-
+
-
К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения
Аннотация: Анализируются существующие подходы к проблеме развития личности и ее самореализации. Вводится и эмпирически валидизируется понятие потенциала самореализации, которое понимается как напряжение между уровнями развития и реализации личности. Ключевые слова: Личностное развитие, уровень развития личности, самореализация, эффективность самореализации, потенциал самореализации.
-
+
-
Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация
В статье теоретически обосновывается и эмпирически валидизируется модель структуры мотивации самореализации. Самореализация операционализируется через понятие потребностных напряжений. Описываются психологические типы, выделенные на основании предложенной модели. Ключевые слова: самореализация, мотивация, целеполагание, напряжение потребности, напряжения самореализации, эффективность самореализации.
-
+
-
Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания
Р. Инглхарт на основе концепции А. Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время, в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы — социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «присоединение» либо саморазвитие [5]. Развивая это положение, А.П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации» [1]. Однако такая точка зрения, предполагающая, по нашему мнению, существование трех основных типов ценностных ориентаций, так и не нашла отражения в экспериментальных исследованиях.
-
+
-
Особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы
В последние десятилетия влияние социокультурной среды на формирование системы ценностей индивида опосредуется средствами массовой информации все в большей степени. В работах К. Ховланда, А. Маслоу, Г. Оллпорта, Ю.А. Шерковина, А.В. Шарикова и Э.А. Барановой рассматриваются вопросы, связанные с влиянием на формирование системы ценностей личности электронных СМИ — телевидения, радио, а также системы Интернет. Особый акцент при этом делается на пассивности и некритичности принятия личностью ценностей так называемой «массовой культуры». Так, в необихевиористской модели «убеждающей коммуникации» К. Ховланда ценности и социальные установки аудитории являются производными от СМК, «приобретенной реакцией» на воздействие «убеждающего сообщения», выступающего в качестве внешнего стимула. Однако, как показано в исследовании М.О. Мдивани и Э.В. Лидской [2], информационная среда воздействует скорее на более лабильные внешние стереотипы поведения, чем на ценностные ориентации, являющиеся более ригидными образованиями.
-
+
-
Ценностные ориентации личности как динамическая система
Данная работа посвящена изучению психологических закономерностей формирования системы ценностных ориентаций личности и разработке системы психологических факторов и механизмов целенаправленного развития этой системы в процессе подготовки специалистов психолого-педагогического профиля.
- +-Политическая корректность: ценностно-смысловой аспект[недоступно]
Анализируется проблема политкорректности, которая рассматривается как лингвокультуральная форма выражения толерантного сознания. Приводятся результаты исследования особенностей проявления политической корректности по отношению к различным группам в зависимости от типа индивидуальной ценностной иерархии. Ключевые слова: политкорректность, толерантность, языковые конструкты, ценностные ориентации личности.
// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке (г. Хабаровск). № 1 (9), 2006. - С. 45-50.
В настояще время публикация недоступна.- http://spf.kemsu.ru/download/book/11.zip
- +-Система личностных смыслов: структура, функции, динамика[недоступно]
/ А. В. Се-рый; науч. ред. М. С. Яницкий. - Рассматриваются психологические закономерности, факторы и механизмы функционирования системы личностных смыслов в контексте различных жизненных ситуаций. Экспериментально обосновывается метод диагностики актуального смыслового состояния как интегрального механизма функционирования системы, выделяются его типы, раскрывается их психологическое содержание. Анализируются структура, функции, динамика системы личностных смыслов, ее роль в условиях профессионального самоопределения в вузе. Для специалистов в области психологии, работников сферы образования, студентов.
// Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с. ISBN 5-202-00744-2.
В настояще время публикация недоступна.- http://spf.kemsu.ru/download/book/1.zip
- +-Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации[недоступно]
Представлены результаты эмпирического изучения смысловых аспектов переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации. Жизненная ситуация определяется как взаимное обусловливание трех факторов - характер деятельности человека, его личностные ресурсы, социальное окружение. Вынужденный переход из одной жизненной ситуации в другую влечет разрыв этих связей и переживается как кризис идентичности. Переживание кризиса обусловлено смысловым отношением индивидуума к субъективным прошлому, настоящему и будущему (актуальным смысловым состоянием). В качестве модельной группы выступили 145 человек, имеющих статус вынужденных переселенцев, столкнувшихся с ситуацией поиска новой социальной идентичности. В исследовании использовались техника репертуарных решеток (Дж.Келли) и тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьева), реконцептуализированный для диагностики актуальных смысловых состояний. Полученные результаты позволяют характеризовать переживание кризиса социальной идентичности как процесс десинхронизации временных локусов смысла (прошлое, настоящее, будущее). Рассогласование взаимосвязи факторов жизненной ситуации обусловливает локализацию смыслов в отдельном временном регионе субъективной реальности. Ключевые слова: жизненная ситуация, кризис социальной идентичности, социальное окружение, актуальное смысловое состояние, временные локусы смысла
// Психологические исследования 2015 Том 8 No. 43
В настояще время публикация недоступна.- http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43.html
- +-Ценностная детерминация отношения к власти[недоступно]
Мы предположили, что представления о власти, отношение к власти, а также готовность к различным формам политического поведения будут иметь существенные особенности в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы. Для определения типа системы ценностных ориентаций личности нами была использована модифицированная методика Р. Инглхарта [6]. Данная методика позволяет выявить ориентацию на ценности адаптации (выживание и безопасность), социализации (социальное одобрение) или индивидуализации (независимость и саморазвитие), представляющие собой по существу последовательные стадии развития ценностной системы, его достигнутый уровень. Для изучения особенностей представлений о власти и отношения к власти нами была использована специальная анкета, разработанная под руководством Е.Б. Шестопал. Настоящее исследование проводилось в ходе опроса общественного мнения взрослого населения г. Кемерово.
// Вестник Кемеровского государственного университета № 1 (29), 2007. - С. 143-150.
В настояще время публикация недоступна.- http://spf.kemsu.ru/download/book/15.zip
- +-Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии[недоступно]
Рассматривается трансформация ценностей, характерная для постмодернистского общества, и определяющая возрастание значимости ценностно-смысловой проблематики в постнеклассической науке. Обосновывается ценностно-смысловая парадигма личностного развития, определяется ее категориальный строй. Аргументируется значение ценностно-смысловой парадигмы как методологической основы постнеклассической педагогической психологии. Развитие ценностно-смысловой сферы учащегося рассматривается одновременно и в качестве цели, и в качестве результата педагогического процесса. Анализируются предмет и задачи новых областей психолого-педагогической науки и практики - педагоги- ческой аксиологии и аксиопедагогики. Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные смыслы, постнеклассическая наука, ценностно-смысловая парадигма, педагогическая психология, педагогическая аксиология, аксиопедагогика.
// Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186.
В настояще время публикация недоступна.- http://spf.kemsu.ru/download/book/37.zip
- +-Ценностное измерение массового сознания.[недоступно]
Монография посвящена изучению ценностной структуры массового сознания и исследованию ее социально-экономических и социально-демографических детерминант. Анализируется регулятивная функция системы ценностных представлений, описываются ее нарушения при различных социальных девиациях, дается подробная характеристика ценностей регуляции поведения в отдельных социальных сферах
// Новосибирск: СО РАН 2012 ISBN:978-5-7692-1265-9
В настояще время публикация недоступна.- http://spf.kemsu.ru/download/book/36.zip