ENG
         
hpsy.ru/

../../Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания

Конкретная форма общественного устройства, специфические социально-исторические условия формирования личности лежат в основе типологии социальных характеров, различающихся направленностью на различные группы ценностей. В гуманистической психологии группы ценностей (как и блоки потребностей) образуют вертикальную иерархию. А. Маслоу выделяет две основные группы ценностей: высшие Б-ценности (бытийные, ценности «развития», присущие самоактуализирующимся людям) и низшие Д-ценности (дефициентные, или гомеостатические, регрессивные, защитные ценности, обусловленные тревогой и фрустрацией) [2].

Р. Инглхарт на основе концепции А. Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время, в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы - социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «присоединение» либо саморазвитие [5]. Развивая это положение, А.П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации» [1]. Однако такая точка зрения, предполагающая, по нашему мнению, существование трех основных типов ценностных ориентаций, так и не нашла отражения в экспериментальных исследованиях.

Метод «аксиометрии», используемый Р. Инглхартом и А.П. Вардомацким, и позволяющий определить распространенность соответствующих типов ценностных ориентаций в том или ином обществе, основан на выборе респондентами наиболее важной ценности из предлагаемого списка, включающего ценности-индикаторы материалистической либо постматериалистической ориентации. Мы полагаем, что такой подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, изучение ценностных предпочтений общества ограничено их заданным списком, отражающим только сферу политических ценностей. Во-вторых, такой метод основан на предпосылке о «значительном временном лаге» между диагностируемыми сегодня ценностями и определяющими их социально-экономическими условиями, отнесенными в далекое прошлое, в так называемые «формативные годы». И наконец, в-третьих, определенные ограничения накладывает сама двухполюсная модель ценностных ориентаций, восходящая к противопоставлению высших или низших потребностей в теории А. Маслоу.

Исходя из предложенной и экспериментально подтвержденной нами собственной трехуровневой модели ценностной системы личности [4], мы разработали методику социологического исследования, позволяющую выявить ориентацию на ценности адаптации (выживание и безопасность), социализации (социальное одобрение) или индивидуализации (независимость и саморазвитие). Предложенная нами методика основана на выборе респондентами наиболее важных ценностей из предлагаемого списка, включающего индикаторы ориентации на данные группы ценностей. Список таких ценностей-индикаторов был составлен на основе личностных характеристик выделенных нами типов личности, полученных в ходе психологического исследования, а также результатов 45 фокус-групп, проведенных на территории Западной Сибири и Урала.

Респондентам предъявлялась карточка, содержащая 9 позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом:

  1. Отсутствие нужды, материальный достаток.
  2. Семейное благополучие.
  3. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.
  4. Сохранение сил и здоровья.
  5. Хорошая, престижная работа.
  6. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.
  7. Сохранение порядка и стабильности в обществе.
  8. Уважение окружающих, общественное признание.
  9. Строительство более гуманного и терпимого общества.

Пункты 1,4,7 являются индикаторами ориентации на ценности адаптации; пункты 2,5,8 - на ценности социализации; пункты 3,6,9 - на ценности индивидуализации.

Исследуемым предлагалось выбрать, что из перечисленного на карточке они считают для себя наиболее важным (можно было указать от 1 до 3 вариантов).

Разработанная нами методика была апробирована при проведении опроса общественного мнения взрослого населения г. Кемерово в июне 2001 г. Опрос проводился методом уличного интервью по представительной квотной выборке. В исследовании приняло участие 954 респондента, что позволяет считать результаты репрезентативными с ошибкой не более 4% при доверительной вероятности 96%.

Исследуемые на основании большинства сделанных ими выборов были отнесены к одному из трех ценностных типов (ЦТ):

  1. «Адаптирующиеся» (ориентация на порядок, здоровье, материальный достаток) - 44 %;
  2. «Социализирующиеся» (семья, карьера, общественное признание) - 29%;
  3. «Индивидуализирующиеся» (самореализация, свобода, терпимость) - 4%.

Остальные исследуемые были отнесены к промежуточному типу.

На распространенность рассматриваемых типов в нашем исследовании в наибольшей степени влияют такие факторы, как возраст, уровень образования и дохода.

Наиболее существенные различия в распространенности описываемых типов ценностных ориентаций обнаруживались между возрастными группами (табл. 1). При этом процент «неопределившихся» с возрастом явно снижается, что свидетельствует о том, что процесс формирования индивидуальной системы ценностных ориентаций далеко не всегда завершается в юношеском возрасте, как это принято считать, и может продолжаться на протяжении всей жизни человека.

Таблица 1

Представленность ценностных типов в возрастных группах

Возраст, лет

Ценностный тип, %

ЦТ1

ЦТ2

ЦТ3

Промежуточный тип

18-24

26,8

38,3

3,3

31,6

25-34

28,6

41,7

5,4

24,4

35-44

43,5

30,6

3,2

22,6

45-54

50,3

21,2

3,9

24,6

55-64

68,1

11,7

4,3

16,0

65 и старше

74,3

11,9

3,0

10,9

С возрастом также существенно возрастает доля отнесенных к первому типу за счет постепенного уменьшения процента исследуемых второго и третьего типов. Более молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации и отчетливо чаще - на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста.

Полученные нами результаты соответствуют универсальной тенденции, которую А.П. Вардомацкий формулирует следующим образом: «младшие поколения демонстрируют большую ориентацию на постматериалистические ценности, нежели старшие» [1]. Очевидно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный «временной локус» системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности которой выступает будущее, настоящее или прошлое. В этом контексте можно упрощенно сказать, что ценности адаптации, социализации и индивидуализации отражают ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.

В то же время А.П. Вардомацкий объясняет описанные закономерности развития системы ценностных ориентаций иначе. Он считает, что подобная тенденция отражает не возрастные, а межпоколенные различия, поскольку «формативные годы» современной молодежи пришлись на более благополучный в экономическом плане период. То есть «материализм старости», по его словам, определяется не возрастом как таковым, а тем, что годы формирования основных ценностей, к которым он относит период от 12 до 18 лет, у нынешнего старшего поколения пришлись на военное время. Наше исследование, направленное на решение других задач, не позволяет подтвердить или опровергнуть эту точку зрения. Отметим лишь, что и сегодня по объективным причинам именно для старшего поколения наиболее актуальны вопросы экономической безопасности и выживания. Как уже отмечалось, мы полагаем, что система ценностных ориентаций включает компоненты, имеющие различное происхождение, и отражает интеграцию как актуальных представлений личности, так и ее целей и опыта.

Отчетливая обратная тенденция наблюдается с повышением образования (табл. 2). Более высокий уровень образования сопряжен с меньшей ориентацией на ценности адаптации, и наоборот. Справедливости ради необходимо отметить, что выявленная нами закономерность отчасти может быть объяснена более низким уровнем образования старших возрастных групп. Помимо этого, в современных условиях получение образования все в большей степени определятся материальными возможностями.

Таблица 2

Распространенность ценностных типов в зависимости от уровня образования

Образование

Ценностный тип, %

ЦТ1

ЦТ2

ЦТ3

Промежуточный тип

Ниже среднего

65,4

15,4

5,1

14,1

Среднее и среднее специальное

44,3

29,7

2,6

23,4

Высшее и незаконченное высшее

38,6

29,9

5,8

25,6

Относительно больший процент отнесенных к промежуточному типу среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием может быть объяснен тем, что, по мнению Э. Эриксона, пребывание в высшем учебном заведении является «законодательно закрепленной отсрочкой» в принятии человеком роли взрослого, которую он в контексте формирования ценностной системы называет «психосоциальным мораторием» [3].

Основным критерием выделения групп населения по уровню материального благосостояния в нашем исследовании была структура расходов, а не формальный уровень дохода или же наличие собственности. На наш взгляд это позволяет оценить реальный уровень благосостояния более объективно. Исследуемым задавался вопрос: «Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи и Вас лично?». В качестве вариантов ответа предлагались следующие формулировки, соответствующие определенным уровням материального благосостояния (выделенным с учетом местных представлений о достатке):

  1. «Денег не хватает даже на продукты питания» - «бедные» (17% опрошенных).
  2. «Денег хватает только на продукты питания и обязательные платежи» - «малоимущие» (36%).
  3. «Денег хватает не только на продукты питания, но и на небольшие покупки» - «среднего достатка» (32%).
  4. «Денег хватает не только на покупки, но и на отдых» - «состоятельные» (13%).
  5. «Денег хватает на большие покупки, модную одежду и хороший отдых» - «богатые» (2%).

С ростом материального благосостояния наблюдается существенное снижение направленности на ценности адаптации и рост доли ориентирующихся на ценности социализации и индивидуализации (табл. 3). Полученные нами результаты в целом подтверждают положение Р. Инглхарта о том, что «высшие» ценности могут реализоваться, как правило, после того, как реализованы «низшие» ценности, основанное на ранних работах А. Маслоу, который полагал, что удовлетворение потребностей нижележащего уровня является условием и возможностью перехода к удовлетворению потребностей следующего уровня. В то же время обращает на себя внимание значительный рост процента «неопределившихся» с увеличением достатка. Поскольку «богатые» в современной России - это прежде всего «новые богатые», можно предположить, что этот феномен обусловлен своеобразным «экзистенциальным вакуумом», «пресыщением», возникающим вследствие быстрого обогащения.

Таблица 3

Распространенность ценностных типов в зависимости от уровня материального благосостояния

Условное название групп

Ценностный тип, %

ЦТ1

ЦТ2

ЦТ3

Промежуточный тип

бедные

60,2

19,2

0,9

19,2

малоимущие

56,5

24,6

3,3

15,6

среднего достатка

36,9

31,8

4,8

26,5

состоятельные

32,3

31,7

4,8

31,1

богатые

4,0

52,0

4,0

40,0

Полученные нами данные свидетельствуют об ориентации большей части исследуемых на ценности, которые связаны с фрустрацией потребности в экономической и физической безопасности. Соответственно, детерминирующие их значимость социально-экономические и демографические условия, характерные и для современной России в целом, объективно определяют серьезные ограничения в формировании направленности массового сознания на такие ценности, как свобода, ответственность и терпимость.

Таким образом, предлагаемая нами модификация методики Р. Инглхарта позволяет более точно представить ценностную структуру массового сознания и оценить характер влияния на нее основных социально-демографических факторов.


Список литературы

  1. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. 1993. С. 47.
  2. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, Пер. с англ. 1997. 304 с.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 230с.
  4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
  5. Inglehart R. The silent revolution in Europe: intergenerational change in post-industrial societies // American Political Science Review. N. 65. P. 991-1017.

Яницкий М.С.,

Статья опубикована в сборнике «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Сборник статей представляет собой итог работы в рамках «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и аккумулирует идеи, рожденные в совместных конференциях, семинарах, круглых столах с психологами - участниками «Программы поддержки кафедр».
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).
См. также
  1. «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  2. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения
  3. Иванов М.С., Яницкий М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация
  4. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  5. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации
  6. Яницкий М.С. Особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы
  7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  8. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания.
  9. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии
  10. Яницкий М.С., Браун О.А. Ценностная детерминация отношения к власти
  11. Яницкий М.С. Политическая корректность: ценностно-смысловой аспект