ENG
         
hpsy.ru/

../../Присутствие и трансцендентальное предчувствие (11) Заключение; Литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачей исследования являлось не только феноменологическое описание смысловых определенностей, но и проблематизация их. Это позволило указать на изначальную очевидность, предваряющую всякую определенность.

На основе критически-феноменологического метода жизненный мир описывался не в своей предзаданной смысловой систематизации, а в движении от неопределенного трансцендентального предчувствия к проясненности в той или иной определенности. Путей приведения изначального опыта к определенности может быть множество, поэтому ни одна система смысловых определенностей не может претендовать на исключительность.

Этот подход предполагал отказ от философского предрассудка понимания очевидности сознания исключительно как определенности. Опыт очевидности открывается в изначальном переживании, которому только еще предстоит быть проясненным, но, несмотря на свою первичную неопределенность, это изначальное переживание содержательно и обладает потенцией воплощения в различных - вплоть до взаимоисключающих - смысловых определенностях.

Эта первичная неопределенная содержательность была обозначена как трансцендентальное предчувствие, которое раскрывалось как источник мышления, смысловой определенности, эмоционального бытия, воображения и трансперсонального опыта. Такое широкое понимание трансцендентального предчувствия провоцирует серьезное возражение: ведь сама по себе характеристика неопределенности еще не является основанием отождествления столь разнообразного опыта, лежащего в основе совершенно различных сфер бытия, поэтому нет ли здесь простого приклеивания общего термина для совершено разнородных явлений?

Анализ трансцендентального предчувствия выявляет его изначальный трансперсональный характер, воплощенный в интуиции присутствия. В предчувствии всегда присутствует нечто, что само по себе неопределенно, его прояснение приводит к возникновению смысловой, эмоциональной, феноменально-событийной и других сфер. Неопределенность интуиции присутствия заключается в ее несамотождественной неисчерпаемости - постоянной возможности все большего углубления в ее содержательность. По мере углубления эта содержательность все больше обнаруживает свой трансперсональный характер и позволяет сделать вывод, что изначальнейшее трансцендентального предчувствия является общим источником всех феноменальных миров.

В работе было показано, что реальность мира конституируется вовсе не предзаданными самоочевидными определенностями, но интуицией присутствия. Трансперсональный характер предчувствия выражает присутствие единого мира, в своей непостижимости превосходящего любое описание, по отношению к которому любые другие миры - субъективные миры людей и животных, миры сновидений и миры потусторонние, миры культурных космосов и миры шизофренических больных - являются лишь частными фрагментами единого мира, редуцированными к системам мироописания. Лишь несовместимость смысловых определенностей разных описаний создает иллюзию множественности миров, в действительности представляющих всего лишь множественность способов описания непостижимого мира.

Данная работа охватывает лишь первую часть задуманного исследования. Во второй части предполагается выявить опыт трансцендентального предчувствия, лежащего в основе феноменально-гилетического уровня бытия. Иначе говоря, проблематизации подлежат не только смысловые определенности и эмоциональная структура человека, но и сама гилетическая чувственно-воспринимаемая действительность.

Поскольку в основе гилетической действительности лежит опыт собственного тела, то именно феноменологический анализ процесса прояснения из трансцендентального предчувствия первичного телесного опыта должен лежат в основе всякого другого описания чувственной действительности.

Выявление трансцендентального предчувствия, которое лежит в основе сборки гилетической реальности, позволит понять, почему в фактической жизни люди практически встречают все то, что допускается их мифологической картиной мира, и насколько мифология и наука могут не просто изменять систему восприятия действительности, но и изменять саму действительность - сам жизненный мир.

Это требует критически-феноменологического анализа не только мифа, но и науки. Особенно интересным представляется показать, что в основе не только таких гуманитарных наук, как право и экономика, но и таких строгих наук, как математика, лежат вовсе не предзаданные смысловые определенности, а работа сознания по приведению изначально неопределенного трансцендентального предчувствия к определенности.

Разные мироописания расслаивают действительность, и то, что в одном описании является привычным и само собой разумеющимся, в другом невозможно. Указание на свидетельства о столкновениях с мифологическими существами будет тривиальностью, намного интересней дать феноменологический анализ возможности взаимоисключающих результатов одних и тех же экспериментов в близких дисциплинах знания, но исходящих из разных предпосылок миропонимания, в частности, химии и алхимии.

Представляется также рассмотреть принцип конституирования реальности присутствием не только по отношению к константной реальности, но и виртуальной.

Последовательное развитие критически-феноменологического метода сближает его с методом неоплатонической диалектики. В частности, проблематизирующее феноменологическое описание жизненного мира неизбежно выявляет трансперсональный характер трансцендентального предчувствия, из которого возникает все содержание сознания. Феноменологический метод дублирует описание трансперсонального содержания внутри одной субъективности описанием этого же содержания в другой субъективности. Неоплатонический подход предполагает описание трансперсонального содержания в единстве своих противоположных воплощений в разных субъективностях.

Близость этих подходов позволяет дополнить критически-феноменологический анализ неоплатонической диалектикой через предварительное феноменологическое обоснование ее. Такое расширение методологии исследования позволит более глубоко дать описание гилетической сферы, телесности человека, мифа, науки, а также углубить анализ темпоральности и пространственности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: CODA, 1997.
  2. Аристотель. Метафизика. - М.: Мысль, 1975.
  3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. - М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
  4. Борисов Е.В. Аппликативность и объективность истолкования в герменевтике Х.-Г.Гадамера // Г.Г.Шмет/Cоmprehensio. Третьи шпетовские чтения. - Томск: Водолей, 1999.
  5. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Г.Г.Шпет / Comprehensio. Вторые шпетовские чтения. - Томск: Водолей, 1997.
  6. Борисов Е.В. Набросок психоонтологического анализа тоталитарного сознания // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. - Томск: Изд-е ТОАК, 1996.
  7. Борисов Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии // Логос. - 1999. - № 1 (11).
  8. Брихадараньяка упанишада. - М.: Ладомир, 1992.
  9. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993.
  10. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998.
  11. Васубандху. Абхидхармакоша. Кн.1. Пер. с санскр. - М.: Наука, 1990.
  12. Васубандху. Абхидхармакоша. Ч.1-3. Пер. с тибетск. - Улан-Удэ, 1980.
  13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988.
  14. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. - М.: ДИК, 1999.
  15. Гуссерль Э. Картезианские медитации. - М.: ДИК, 2001.
  16. Гуссерль Э. Логические исследования Т. II (1). - М.: ДИК, 2001.
  17. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. - 1991. - № 1,
  18. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Гнозис, 1994.
  19. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994.
  20. Дандарон Б.Д. Теория шуньи у мадхьямиков // Тибетский буддизм. - Новосибирск: Наука, 1995.
  21. Кант И. Собрание сочинений 8-ми т. М.: Чоро, 1994.
  22. Карпицкий Н.Н. Возвращение к канонам как путь преодоления тоталитарного наследия // Вестник Омского университета. Вып. № 2. 2002. С. 104-106.
  23. Карпицкий Н.Н. Личность и история // Г.Г.Шпет/Comprehensio. Вторые Шпетовские чтения. - Томск, 1997.
  24. Карпицкий Н.Н. Метаматематическая универсализация в философии и науке // Методология науки. Вып 5. Проблемы типологии метода. - Томск: ТГУ, 2002.
  25. Карпицкий Н.Н. Мироописание и мир вне описания // Дефиниции культуры. Вып IV. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999.
  26. Карпицкий Н.Н. Смена культурных парадигм и проблема достоверности // Культура как способ бытия человека в мире. - Томск: Изд-во НТЛ, 2000.
  27. Карпицкий Н.Н. Становление смысла и становление личности. Томск, 1995. - 256 с. - Деп. В ИНИОН № 52819 от 15.07.97
  28. Карпицкий Н.Н. Феноменология воображения // Г.Г.Шпет/Comprehensio. Третьи Шпетовские чтения. - Томск, 1999.
  29. Карпицкий Н.Н. Хохот олимпийцев и ирония Мокшадхармы // Дефиниции культуры. Вып.2. Томск: Изд-во ТГУ, 1996.
  30. Карпицкий Н.Н. Экхарт: путь апофатического самопознания. - Томск: Изд-е ТНИЦИР, 1997.
  31. Книгин А.Н. Учение о категориях. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002.
  32. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ТГУ , 1999.
  33. Кьеркегор С. О понятии иронии // Логос. Москва. - 1993. - № 4.
  34. Лао Цзы. Дао дэ цзин // Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лао Цзы и его учение. - Москва-Ленинград, 1950.
  35. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977.
  36. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993.
  37. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. - М., 1968.
  38. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  39. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990.
  40. Лосев А.Ф. Имяславие // Вопросы философии. - 1993. - № 9.
  41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974.
  42. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - М.: Искусство, 1992.
  43. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Искусство, 1980.
  44. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 1-2. - М.: Искусство, 1988.
  45. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М.: Искусство, 1979.
  46. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Искусство, 1963.
  47. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1969.
  48. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994.
  49. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.
  50. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995.
  51. Лосев А.Ф. Форма. Стиль Выражение. - М.: Мысль, 1995.
  52. Лосев А.Ф. Языковая структура. - М.: МГПИ, 1983.
  53. Мерло-Понти М. Око и Дух. - М.: Искусство, 1992.
  54. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента, Наука, 1999.
  55. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М.: Прометей, 1989.
  56. Ницше Ф. Сочинения. Т.1-2. - М.: Мысль, 1990
  57. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Мысль, 1991-1994.
  58. Плотин. Сочинения. - СПб.: Алетейя, 1995.
  59. Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.
  60. Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991.
  61. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб.: Наука, 2001.
  62. Смирнов А.В. Логика смысла. - М.: Языки славянской культуры, 2001.
  63. Смирнов А.В. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. - М.: Восточная литература, 1998.
  64. Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? // Вопросы философии. - 1999. - № 3.
  65. Упанишады. - М.: Ладомир, 1992.
  66. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. - Сб.17. - М.: Изд-во МП, 1977.
  67. Флоренский П.А. Иконостас. СПб.: МИФРИЛ - Русская книга, 1993.
  68. Флоренский П.А. Мнимости геометрии. - М.: Лазурь, 1991.
  69. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990.
  70. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М.: Паимс, 1992.
  71. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997.
  72. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.
  73. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.
  74. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Пер. Е.В. Борисова. - Томск: Водолей, 1998.
  75. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991.
  76. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. - 1990. - № 7.
  77. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гносис, 1994.
  78. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. - М.: Прогресс-Гнозис, 1992.
  79. Шестов Л. Сочинения в двух томах. - Томск: Водолей, 1996.
  80. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Мысль, 1993.
  81. Шпет Г.Г. / Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: ТГУ, 2003.
  82. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. - М., 1927.
  83. Шпет Г.Г. Явление и смысл. - Томск: Водолей, 1996.
  84. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука, 1988.
  85. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. СПб.: Алетейя, 1992.
  86. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und phaenomenologischen Philosophie. Zweite Buch. Haag. 1952.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Карпицкий Н.Н.,

См. также