ENG
         
hpsy.ru/

../../Диалектика человеческого бытия (7) Заключение

Заключение

Итогом работы является система диалектически взаимосвязанных категорий, раскрывающих содержание изначальной человеческой интуиции -любви, и описывающих тем самым основные моменты становления человеческого бытия.

Содержательно, любовь уже предполагает другого, осмысляемого в данной работе как инобытие. Из содержательной стороны интуиции любви мы можем вычленить принцип консубстанциальности, что применительно к инобытию раскрывается как воплощение и становление в инобытии энергий любви.

В любви мы можем выделить две стороны - акты любви как выражение ее вовне и потенциальное присутствие в любви всех возможных ее выражений, и составляющих ее содержательную сторону. Это соотношение содержания и действия, как его выражения, понимается в работе в контексте святоотеческой традиции, в которой понятия сущности и энергии разграничиваются таким образом, что, во-первых, в энергии воплощается сущность, во-вторых, ни одна энергия не может воплотить все бесконечное содержание сущности, и, в-третьих, бесконечное многоообразие энергий не нарушает единства и простоты сущности.

Подобным образом и я могу говорить, что все выделяемые мной действия любви - волю, познавательную интенцию; и их различные аспекты -самобытие, тело, имя; не нарушают простоты содержательной целостности, открываемой в любви, но наоборот, эта содержательная целостность обнаруживается во всех этих многообразных аспектах как целостная личность.

В первой главе, где определяются основные понятия и характеризуется исходная интуиция любви, я рассматриваю ступени оформления инобытием воли (как аспекта любви). Полученная в результате этого анализа система категорий позволяет определить исходные понятия, используемые в дальнейшем: тело, самобытие, инобытийное оформление, а само соотношение ступеней оформления воли позволяет конкретизировать понятие человеческой свободы.

Этот анализ позволяет в дальнейшем раскрыть в дальнейшем диалектику душевной сферы, выделив три ступени самообнаружения воли: изначальную волю, раскрытую и периферийную, и выразить все экзистенциальное содержание человеческой души через соотношение этих аспектов воли. Кроме того, проделанный анализ может служить материалом для феноменологического описания человеческого бытия.

Во второй главе я рассматриваю два важнейших момента выражения человеческого бытия в инобытии: тело и имя собственное. Диалектика тела приводит меня к пониманию софийного тела, которое снимает противоречие между фактом умирания и воскресения в том же самом теле, а с другой стороны идея сущностного тождества в теле воли и инобытия позволяет обосновать соматическое познание, как третий вид познания наряду с умственным и чувственным. Анализ имени приводит меня к диалектике смысла, которая находит свое завершение в мифе и мифической личности.

В третьей главе я рассматриваю форму становления человеческого бытия -время и вечность. Поскольку центральным моментом становления человеческого бытия является становление его волевого аспекта, то становление времени в данной работе рассматривается в отношении к становлению воли, что позволяет мне разграничить понятия прошлого и настоящего, как то, что уже не способно измениться в соответствии с нашей волей и то, что изменится в соответствии с ней. Будущее же, в таком случае, - потенция воли. Исходя из этого вечное можно определить как подверженность всего содержания жизни действию воли.

Такое понимание воли является не только новым, но и эвристичным, поскольку, преодолевая линейное понимание времени, позволяет описать и отрицательный религиозный опыт - интуицию ада, как диалектический момент становления времени. Если прошлое настоящее и будущее могут характеризовать разные содержательные стороны одно и того же момента времени, то обособление этих аспектов друг от друга приведет к переживанию ада в той или иной его форме. Однако исследование этого вопроса я решил вынести за рамки диссертации.

Если же мы рассмотрим эмпирическое содержание не в отношении воли оформленной, а в отношении воли изначальной, то получим отношение предвременности (в отношении человека) и предвечности (в отношении абсолютной Воли).

Отношение предвременного содержания воли к ее раскрытию во времени истолковывается в этой работе как судьба, что иными словами выражается как отношение содержания изначального самоопределения воли к своим инобытийным проявлениям, и обретающим осмысленность лишь в этих отношениях, носящих, тем самым, смысловой характер. Иначе говоря, содержание изначального самоопределения воли к своим инобытийным воплощениям выступает как смысл, а применительно к человеческой жизни - как ее судьбоносный смысл.

Если же речь идет об абсолютной Воли, то мы получаем понятия предвечности и Промысла, который является смыслом истории. Такое понимание позволяет обосновать, что промысел не отрицает человеческой свободы и не делает предзаданными те или иные конкретные события, что человек волен раскрывать или не раскрывать в своей жизни промыслительный смысл, приближая тем самым наступления Царства Божия, либо растягивая историю до бесконечности. При этом все содержание человеческой жизни и истории наделяется своим смыслом в соответствии с Промыслом, который определяет не фактическую сторону вещей и событий, но лишь их смысловую сторону.

Раскрытие понятия времени в его отношению к становлению воли неизбежно приводит к понятию вечности, как такой формы существования человеческого бытия, при которой модус человеческой воли может воздействовать все содержание жизни, на любой ее момент, являя тем самым в наличности настоящего и то содержание, которое погружено для нас сейчас в прошлое.

Это позволяет обосновать, что, во-первых, все содержание нашей временной жизни входит в жизнь вечную как ее частный момент, во-вторых, раскрыть онтологический смысл покаяния и страдания, и, в-третьих, преодолеть антиномию между идеей всеобщего спасения и идеей вечных мук через осмысление этих двух тезисов как взаимодополняющих и относящихся к одному и тому же человеку, совмещающему в себе в вечности и свою гибель, и свое спасение.

Проделанный в трех первых главах анализ раскрывает человеческое бытие в его «должном» аспекте, не объясняя ни страдания, ни несовершенство, ни смерть. Для этого необходимо прибегнуть к новому объяснительному принципу - идеи грехопадения - как самозамыкании человека в себе и через это противопоставление себя всякому инобытию и, тем самым, собственному самоотрицанию. Момент этот не может быть выведен из каких либо иных предпосылок, нежели как результат неправильно использованной свободы воли, вызвавшей ее надлом, ибо в противном случае это может привести к жизнеотрицающей системе ценностей, что часто мы находим в дуалистических ересях.

Философский анализ противопоставления инобытию - нарушения принципа консубстанциальности, приводит к тем положениям, которые характеризуют нынешнее состояние человеческого бытия: зависимости человека от биологической и социальной сфер, смертности человека.

Путь преодоления противопоставленности самобытия и инобытия я вижу в калургии - преображающей мир и человека силе красоты. При этом саму красоту я истолковываю как прозрачность внешнего для созерцания внутреннего, что отличает ее от прелести - лишь внешнего подобия красоты, не выражающего никакое внутреннее содержание. От человека требуются огромные эстетические усилия, дабы сделать внешнее прозрачным для видения внутреннего (что является целью искусства), когда же это удается, то происходит онтологическое преодоление разрыва между внешним и внутренним, вытеснение всего того, что застилает внутреннее (безобразность, болезнь, тленность как таковая) - то есть осуществляется калургия, которая ведет не только к преображению тела, но и к утверждению калургического пространства, подчиненном эстетическим принципам и зависящем от воли, которая телесно оформляется в этом пространстве.

Хотя на этом моменте и завершается моя кандидатская работа, ее внутренняя логика требует дальнейшего раскрытия. Прежде всего раскрытия диалектики душевной сферы, где я, опираясь на анализ, проделанный в четвертом параграфе первой главы, могу выделить три ступени воли: домировую, раскрытую и периферийную и раскрыть все экзистенциальные переживания человеческой личности (страх, мужество, внешний и внутренний стыд, скука, тоска, радость и т.д.) через анализ соотношения между этими аспектами с учетом момента самоотрицания, анализируемого мной в четвертой главе.

Далее, логика работы предполагает перейти к анализу не только человеческой личности, но и личности соборной (симфонической - по терминологии Л.П.Карсавина), намеки на которую содержаться во второй главе в четвертом параграфе, в котором я говорю о мифологической личности. В связи с раскрытием диалектики соборной личности я мог бы уже обосновать не только понимание имени собственного, но и имени нарицательного, и перейти к диалектике слова как такового.

Само содержание диссертации может служить материалом для феноменологического описания бытия. Раскрытию всех этих моментов я и собираюсь посвятить свою дальнейшую работу.

Заключительное методологическое разъяснение

На основании проделанной работы я могу конкретизировать содержание диалектического метода.

Диалектика говорит о смысловом раскрытии сущности в инобытии выражаемом через понятия и категории. Вместе с тем, это диалектическое описание я прилагаю к становлению в инобытии человеческой воли, то есть к области человеческой свободы. Диалектика предполагает, чтобы категории проистекали одна из другой с диалектической необходимостью. Это противоречие мы можем снять, если обратимся к анализу слова.

В слове сущность дана в своей частной смысловой энергии. Но тем не менее, мы узнаем по этой частной энергии о самой сущности, следовательно сущность наличествует в своей энергии как таковая, но не актуально, ибо в своем актуальном содержании она бесконечно превосходит энергию, а потенциально.

Слово имеет свой телесный - звуковой аспект (как оформление познавательной интенции человека, но не в инобытии, а внутри самобытия этого человека), и свой смысловой аспект - смысловую энергию сущности - которая выражает не только себя, но и потенцию сущности -возможность быть выраженной в бесконечном многообразии других энергий. И хотя содержательно сущность остается для меня неисчерпаемой, в слове я непосредственно прикасаюсь к бесконечному содержанию сущности выражаемому потенциально.

Эта потенция сущности есть содержание изначального самоопределения воли ко всякому инобытию. Это же самое содержание раскрываемое в отношении к своим инобытийным воплощениям явится их смыслом, а в отношении к произносимому мной слову - смыслом этого слова.

Следовательно, хотя в работе идет речь об актуально становлении человеческого бытия, которое является царством свободы, диалектические категории схватывают не только актуальную сторону становления, но и потенциальную - его смысловую сторону. к этому смысловому раскрытию потенции сущности в познавательной интенции и приложима диалектическая необходимость.

Невозможно истолковать свободный акт воли как диалектически необходимый, но необходимо говорить, что этот акт воли с диалектической необходимостью имел в себе потенцию такого своего раскрытия. Эта потенция в своей содержательной стороне, включающей свои отношения к конкретным актам, есть смысл этих актов, и диалектика как раз и стремиться раскрыть этот смысл во всех его содержательных аспектах.



Словарь

Воля - любовь в аспекте утверждения себя внутри инобытия, открытия себя для другого.

Воплощение - переход в инобытие при котором обнаруживается сущностное тождество с инобытием.

Выражение - момент присутствия сущности в энергии, самобытия в его воплощении, потенции в ее частной актуализации.

Дух - неизменный аспект самобытия, содержащий в чистой простоте тождества все актуальные и возможные моменты самобытия.

Душа - динамичный аспект внутреннего содержания самобытия (самобытия иноэнергийно оформленного).

Имя собственное - воплощение смысловой энергии самобытия не в другом самобытии как таковом, но в его познавательной интенции без их инобытийного оформления.

Идея - выражение смысла в познавательной интенции. Если смысл - отношение содержания изначального самоопределения воли и ее инобытийных воплощений, то идея - это отношение изначального самоопределения воли к познавательной интенции. Идея частный аспект смысла.

Изначальное (домировое) самоопределение воли - вневременное самоопределение, в результате которого человек самообнаруживается именно как тот, кто он есть. Это самоопределение не следует понимать натуралистически, как происшедшее в другой реальности или другом измерении, нежели временной ряд, но как обозначение самоочевидной интуиции в которой человек обнаруживает себя в своем содержательном аспекте независимо от момента времени. Термины «изначальное» и «домировое» вовсе не предполагают понятия абсолютного, так, домировая воля может пониматься наряду со всякой другой домировой волей.

Инобытие - самобытие другой личности по отношению к той, о которой идет речь.

Интуиция - открывающееся в самоочевидности смысловое содержание как объективная реальность.

Калургия - сила эстетического созерцания онтологически преодолевающая противопоставленность внешнего и внутреннего, самобытия и инобытия, через открытие во внешне безобразном внутренней красоты, реально утверждая эту красоту и тем самым телесно преображая другого и мир в целом.

Калургическое пространство - пространство, напрямую зависящее от воли, телесно воплощенной в нем, и подчиненное эстетическим принципам, в то время как эмпирическое пространство, представляющее собой систему ограничений, наложенных на пространство калургическое, само детерминирует местоположение тела.

Красота - прозрачность внешнего для видения внутреннего, феноменального - для его внутренней жизни. Следует отличать красоту от прелести - лишь внешнего подобия красоты, не открывающей внутреннее содержание

Личность - самообнаружение себя в моменте тождества своей сущности (открытой в интуиции изначального самоопределения воли как самоочевидность независимая от момента времени) и своих энергийных воплощениях в инобытии.

Любовь - содержание изначальной интуиции о первопринципе всякого бытия, и, в частности, человеческого бытия. Любовь здесь понимается онтологически, как принцип консубстанциальности бытия, через который раскрывается все его содержание. Этот принцип уже предполагает становление в инобытии, энергии, направленные на себя (составляющие самобытие) и на инобытие (воля, познавательная интенция). Любовь антиномична, предполагает единство с другим и различие с ним - живое тождество, благодаря которому содержит в себе принцип оформления через другого.

Меон - бессмысленное, неоформленное смыслом.

Миф - воплощение смысловой энергии в вещах через которую они объединяются в новое жизненное целое, становятся моментами жизненного процесса и обретают качества личности, выражаемой в этом жизненном процессе.

Мифическая личность - личность, которая открыта лишь в своих энергийных воплощениях в других вещах, а не в своем волевом аспекте, в котором она субстанциально воплотилась бы в своей телесной оформленности.

Модус (аспект) - в отличии от понятий части и элемента есть такой момент раскрытия какого-либо содержания (сущности), который не нарушает простоты сущности, не разделяет и не расчленяет ее, не нарушает ее нумерического единства.

Оформление - возникновение границы противополагания воли другим энергиям инобытия при воплощении воли в инобытии и при воплощении инобытийных энергий в самобытии.

Познавательная интенция - энергия самобытия, направленная на инобытие, обнаруживающая в каждой энергии инобытия его потенцию как идею, в свете которой эта энергия осмысляется. При этом познавательная интенция не оформляется в инобытии, ибо тождественна не инобытию как таковому, а лишь частной энергии инобытия.

Потенция - возможность проявления сущности в своих многообразных энергиях. Определяется изначальным самоопределением воли, выражая тем самым содержательный момент этого самоопределения, составляющего предметное содержание сущности, ее неповторимость и отличие от всех других.

Промысел - отношение всего исторически раскрываемого содержания мира к изначальному самоопределению абсолютной Воли в момент миротворения. Промысел является смыслом мира, т.е. выражением мира во всеединой целостности. Фактическая сторона мира зависит от свободных воль тварных существ, но приобретает свое осмысление в соответствии с Промыслом. Отрицание всеединства мира - внесение небытия - есть растяжение истории как бесконечной повторяемости преодоления внесенного небытия, принципом всего причастного бытию является консубстанциальность, которая как всеединство наиболее полно воплощается в Царстве Божием, служащим промыслительной целью всего причастного жизни.

Самобытие - бытие личности, ее исходное основание, которое мы усматриваем как «другого» до всякого выделения какого-либо положительного содержания. Самобытие понимается как содержание изначальной воли направленной внутрь себя.

Свобода - возможность реализации домирового самоопределения воли в актуальности, раскрытие своего потенциального содержания не будучи детерменированным внешним.

Слово - такое воплощение смысловой энергии в познавательной интенции, при котором смысловая энергия несет в себе потенцию своей сущности. Благодаря этому через слово возможно приобщение не только к смысловой энергии сущности, но и ко всей полноте сущности, хотя и наличествующей лишь потенциально. Звуковая форма слова есть оформление внутри собственного самобытия, ибо смысловая энергия не может ни оформлять телесно, ни оформляться.

Смысл - содержание изначального самоопределения воли в его отношении к своим инобытийным воплощениям.

Смысловая энергия - энергия, которая воплощается не в самобытии как таковом, но лишь в его энергии и не становится субстанциально тождественной всему самобытию, а поэтому остается безотносительной к его другим энергиям и не оформляется телесно.

Софийное тело - вневременное единство тела. Тело, в котором в совершенном виде воплощена вся полнота телесности, которая раскрывается в отдельных моментах времени лишь в своих частных выражениях.

Субстанциальное тождество - совпадение в целом без разложения на свои составные части, предполагающее нумерическое единство (не исключающее различия в аспектах, энергиях). При воплощении воли в инобытии предполагается, что инобытие, не делимое на части, нумерично совпадает с волей, хотя и не исключает различия в своих проявлениях - энергиях.

Судьба - становление жизненного процесса человека в отношении к его изначальной воли. При забвении своей домирового аспекта своей воли судьба предстает человеку в виде неумолимого рока.

Сущностное тождество - обнаружение сущности другого как имманентной себе. Совмещение в одном моменте своей потенции и потенции другого. При воплощении воли в инобытии выражается в теле, которое имеет в себе и потенцию воли, и потенцию инобытия. Сущностное тождество не исключает энергийного различия.

Сущность - содержание изначального самоопределения воли.

Тело - воплощение и оформление воли в инобытии. Здесь под воплощением подразумевается сущностное тождество воли и инобытия, а под оформлением - такое противопоставление воли другим энергиям инобытия, которое создает границу телесной формы обретающей свой пространственный характер, как границу между волей и этими энергиями.

Тождество - совпадение, предполагающее нумерическое единство.

Эйдос - смысл сущности, которая не оформляется телесно в мире, но которая воплощает свои смысловые энергии в других вещах, в том числе и телесно оформленных.

Эмпирически оформленное бытие - самобытие иноэнергийно оформленное, т.е. оформленное энергиями других существ, которое воспринимается человеком как мир, в котором он живет. Мир же объективный следует понимать как принцип взаимопроникновения и взаимооформления разных самобытий. В широком смысле, эмпирически оформленное бытие - содержательная сторона бытия мира как такового.

Энергия - всякое раскрытие какого-либо содержания вовне, в данном же случае - действие сущности в инобытии. В отличии от близкого понятия эманации, энергия подчеркивает активность сущности, момент свободы в ней. Различные энергии, раскрывая разные аспекты сущности, вместе с тем не нарушают ее простоты, ибо энергия есть явление сущности как целое в своем частном аспекте.



Библиография

  1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991. - 448с.
  2. Августин. О граде Божием. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамаского монастыря, 1994. Ч.1-4.
  3. Августин. О благодати и свободном произволении // А.А.Гусейнов, Г.Иррлитц. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - С.532-557.
  4. Аверинцев С.С. Поэтика ранне-византийской литературы. - М.: Наука, 1977. - 320с.
  5. Адо П. Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет, 1991. - 142с.
  6. Акулинин В.Н. Философия всеединства. - Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.
  7. Барт Р. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1989. - 616с.
  8. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 384с.
  9. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176с.
  10. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480с.
  11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 608с.
  12. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 384с.
  13. Бергсон А. Собр соч. Т.1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. - М.: Московский клуб, 1992. - 336с.
  14. Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. - М.: Политиздат, 1990. -416с.
  15. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.4. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 600с.
  16. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. - М.: Греко-латинский кабинет, 1993. - 190с.
  17. Борхес Х.Л. Письмена Бога. - М.: Республика, 1992. - 512с.
  18. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. - 414с.
  19. Бубер М. Два образа веры. -М.: Республика, 1995. - 464с.
  20. Бубер М. Перводистанция и отношение // Культура в диалоге. - Екатеринбург, 1992. Вып.1 - С.115-136.
  21. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. - М.: Республика, 1994. - 416с.
  22. Булгаков С.Н. Собрание сочинений в двух томах. - М.: Наука, 1993. - Т.1-2.
  23. Булгаков С.Н. Философия имени. - Париж, 1953. - 280с.
  24. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. - 416с.
  25. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к Истине, 1991. - 408с.
  26. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской: Соч. в 7-и ч. - М., 1891-1892.-Ч.1-7.
  27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - 368с.
  28. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. -М.: Наука, 1989. - 352с.
  29. Гегель Г.Ф.В. Наука логики: в 3 т. - М.: Мысль, 1970-1972. - Т. 1-3.
  30. Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа константинопольского: Соч. в 6-и ч. -М., 1889. - Ч.1-6.
  31. Григорий Богослов. Собрание сочинений в двух томах. - Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. - Т.1-2.
  32. Григорий Нисский. Творения святого Григория Нисского: Соч. в 8-и ч. -М., 1862-1872. - Ч.1-8
  33. Григорий Палама. Слово // Философска мисъл. - 1982 - Кн.11. - С.69-80.
  34. Григорий Палама. Триада в защиту священно-безмолствующих // Философская и социологическая мысль. - 1991 - N2. - С.118-128. N3. - С.87-97. N11. - С.108-128.
  35. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего восприятия времени. - М.: Гнозис, 1994. - 164с.
  36. Ельчанинов А.В. Записи. - М.: Советская Россия, 1992. - 208с.
  37. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т. - Л.: Эго, 1991. Т. 1-2.
  38. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992. - 268с.
  39. Добротолюбие: в 5-и т. - Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. Т. 1-5.
  40. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. - М.: Русская музыка, 1994. - 96с.
  41. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Божественные имена // Мистическое богословие. - Киев, 1991. - С.3-98.
  42. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М., 1992. - 168с.
  43. Левинас Э. Время и Другое // Патрология. Философия. Герменевтика: Труды Высш. религ.-филос. школы. - Спб., 1992. - Сб.1. - С. 89-138.
  44. Лейбниц Г.В. Сочинения. - М.: Мысль, 1982-1989. Т.1-4.
  45. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. - М., 1927. - 250с.
  46. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957. - 620с.
  47. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960-1961. - 304с.
  48. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977. - 207с.
  49. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958с.
  50. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. - М., 1968. - 294с.
  51. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. - М.: Мысль, 1983. - 208с.
  52. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 1990. - 720с.
  53. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990. - 655с.
  54. Лосев А.Ф. Имяслваие // Вопросы философии. - 1993 - N9. -С.52-60.
  55. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Искусство, 1963. - 583с.
  56. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1969. - 715с.
  57. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974. - 598с.
  58. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975. - 776с.
  59. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М.: Искусство, 1979. - 819с.
  60. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Искусство, 1980. - 766с.
  61. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. - М.: Искусство, 1988. - Кн.1 - 414с. Кн.2 - 448с.
  62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - М.: Искусство, 1992. - Кн.1 - 656с.
  63. Лосев А.Ф. История эстетических категорий. - М., 1965. - 373с.
  64. Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Ист.-филос. ежегодник, 1988. - М.: Наука, 1988. - С.57 -72.
  65. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 478с.
  66. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919с.
  67. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 959с.
  68. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 368с.
  69. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994. - 286с.
  70. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М.: Советский писатель, 1990. - 320.
  71. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525с.
  72. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-IIвв. н.э. - М.: Искусство, 1979. - 415с.
  73. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. - М.: Искусство, 1978. - 632с.
  74. Лосев А.Ф. Языковая структура. - М., 1983. - 375с.
  75. Лосский В.Н. Апофаза и троическое богословие. Богословие образа. Богословское понятие человеческой личности. Догмат о непорочном зачатии // Богословские труды. Сб.14. - М., 1975. - С.95-133.
  76. Лосский В.Н. «Видение Бога» в византийском богословии. Паламитский синтез. Господство и Царство // Богословские труды. Сб.8. - М., 1972, -С.187-214.
  77. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие // Мистическое богословие. - Киев, 1991. -С.95-335.
  78. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 432с.
  79. Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. N2, 1991. - С.125-135.
  80. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. - М., 1914. - 117с.
  81. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. - 480с.
  82. Лосский Н.О. Основные вопросы гносеологии. - Пг., 1919. - 247с.
  83. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. - Спб., 1903. - 300с.
  84. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. - 368с.
  85. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. - М.: Прогресс, 1992. - 208с.
  86. Лютер М. Избранные произведения. Спб.: Андреев и согласие, 1994.- 432с.
  87. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 592с.
  88. Кант И. Пролегомены. - М.: Прогресс, 1993. - 238с.
  89. Карсавин Л.П. Малые сочинения. - Спб.: Алетейя, 1994. - 532с.
  90. Карсавин Л.П. О началах (Гл.5-9) // Символ. - 1994 - N31. - С.177-350.
  91. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. - М.: Ренессанс, 1992. - 326с.
  92. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176с.
  93. Карсавин Л.П. Философия истории. - Спб.: Комплект, 1993. - 352с.
  94. Карташев А.В. Вселенские Соборы. - М.: Республика, 1994. - 542с.
  95. Клеман О. Истоки. - М.: Путь, 1994. - 384с.
  96. Книга правил святых апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец. - Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. - 512с.
  97. Культура Византии: IVв. - пер. пол. VIIв. - М.: Наука, 1984. - 726с.
  98. Культура Византии: вт. пол. VII - XIIв. - М.: Наука, 1989. - 680с.
  99. Культура Византии: XII - пер пол. XVв. - М.: Наука, 1991. - 638с.
  100. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994. - 504с.
  101. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. - 384с.
  102. Максим Исповедник. Творения. М.: Мартис, 1993. - Кн.1-2.
  103. Мерло-Понти М. Око и Дух. - М.: Искусство, 1992. - 64с.
  104. Мерло-Понти М. Тело как выражение - и речь // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды Высшей религ.-филос. школы. - Спб. 1993 -Сб.2. - С.53-74.
  105. Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему // Кризис цивилизации? -М., 1991 - N3. - С.4-27.
  106. Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. - Киев, 1991. - С.337-392.
  107. Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. - 144с.
  108. Начала. - 1994 - N1. - 192с.
  109. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука, 1974. - 272с.
  110. Несмелов В.И. Догматическая система Григория Нисского. - Казань, 1887. -635с.
  111. Несмелов В.И. Наука о человеке. - Казань, 1994. - 958с.
  112. Николай Кузанский. Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1979-1980. - Т.1-2.
  113. Носов А. Реконструкция 12-го чтения по философии религии В.С. Соловьева // Символ. - 1994 - N31. - С.245-256.
  114. Ориген. О началах. - Самара, 1993. - 320с.
  115. Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха.-М.: Мысль, 1984. - 286с.
  116. Платон. Сочинения: в 4-х т. - М.: Мысль, 90-95. Т.1-4.
  117. Плотин. Избранные трактаты: в 2-х т. - М.: РМ, 1994. - Т.1-2.
  118. Плотин. Энеады 1.8. /51/ // Ист.-филос. ежегодник, 1989. -М., 1989. - С.161-179.
  119. Плотин. Энеада 6.9. /9/ // Логос.- №3 - 1992. -С.217-227.
  120. Постнов М.Э. История христианской Церкви. - Киев.: Путь к Истине, 1991. -614с.
  121. Прокл. Первоосновы теологии. - М.: Прогресс, 1993. - 319с.
  122. Прокл. Комментарий к 1 кн. «Начал» Эвклида. Введение. - М.: Греко-латинский кабинет, 1994. - 222с.
  123. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С.207-228.
  124. Сведенборг Э. О небесах, мире духов и об Аде. - Киев, 1993. - 336с.
  125. Сведенборг Э. Тайны Неба. - Киев, 1993. - 256с.
  126. Симеон Новый Богослов. Творения: в 3-х т. - Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. - Т.1-3.
  127. Симеон Новый Богослов. Избранные Гимны // Символ. - 1991 - N26. - С.276-284.
  128. Соловьев В.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1990. - 422с.
  129. Соловьев В.С. О христианском единстве. - М.: Рудомино, 1994. -336с.
  130. Соловьев В.С. Смысл любви. - М.: Современник, 1991. - 526с.
  131. Соловьев В.С. Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1988. - Т.1-2.
  132. Соловьев В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. -М.: Книга, 1990. - 574с.
  133. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - 701с.
  134. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечесвте. - Спб.: Художественная литература, 1994. - 528с.
  135. Старокадомский М.А. Неоплатонизм и христианство // Богословские труды. -Сб.12. - М., 1974. - С.209-216.
  136. Плеснер. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С.96-151.
  137. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. - 432с.
  138. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - 816с.
  139. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993. -324с.
  140. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. -Сб.17. -М., 1977. - С.85-248.
  141. Флоренский П.А. Иконостас. - Спб.: МИФРИЛ, 1993. - 366с.
  142. Флоренский П.А. Имена. - Т.О.О. Купина, 1993. - 320с.
  143. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. - М.: Лазурь, 1991. - 96с.
  144. Флоренский П.А. Смысл идеализма. - Сергиев Посад, 1909. - 96с.
  145. Флоренский П.А. Сочинения: в 4-х т. - М.: Мысль, 1994. - Т.1. - 797с.
  146. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. - М.: Правда, 1990. - 840с.
  147. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - 448с.
  148. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - Новосибирск, 1991. - 184с.
  149. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Символ. - 1992 - N28. - С.128-216.
  150. Флоровский Г.В. Восточные отцы IVв. - М., 1992. - 240с.
  151. Флоровский Г.В. Восточные отцы V - VIIIвв. - М., 1992. - 260с.
  152. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 512с.
  153. Франк С.Л. Предмет знания. - Спб., 1915. - 505с.
  154. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 608с.
  155. Франк С.Л. Человек и Бог // Человек. - 1992 - N1. - С.103-113.
  156. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368с.
  157. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 414с.
  158. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1987-1989. - Т.1-2.
  159. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496с.
  160. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. - М.: Прогресс-Гнозис, 1992. - 304с.
  161. Шестов Л. Собр. соч. в 2-х т. - М.: Наука, 1993. - Т.1-2.
  162. Шмеман А. Исторический путь православия. - М., 1992. - 390с.
  163. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. Мир как воля и представление. -М.: Московский клуб, 1992. - 395с.
  164. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - 663с.
  165. Хоружий С.С. Арьергардный бой. Мысль и миф Алексея Лосева // Вопросы философии. - 1992 - N10. - С.112-138.
  166. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. - М., 1991. - 138с.
  167. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Ист.-филос. ежегодник, 1988. - М.: Наука, 1988. - С. 180-201.
  168. Хоружий С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников // Философская и социологическая мысль. - 1991 - N11. - С.129-142.
  169. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - Спб.: Алетейя, 1994. - 448с.
  170. Элиаде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987. - 312с.
  171. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: МГУ, 1994. - 144с.
  172. Юркевич П.Д. Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - 67

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Карпицкий Н.Н.,

См. также