ENG
         
hpsy.ru/

../../Психология глубинного общения : программа семинара-тренинга для практических психологов

III.ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Краткая аннотация (общая характеристика, предназначение и условия осуществления) Программы семинара-тренинга «Психология глубинного общения» может быть сформулирована следующим образом.

  • Программа предназначена для практических психологов, а также тех, чья работа основана на непосредственном межличностном общении. В основе данной программы - экзистенциально-гуманистическая концепция одного из лидеров современной психологии и психотерапии Джеймса БЮДЖЕНТАЛА (США). Основное содержание Программы составляет развитие способностей
    • понимать психологические нюансы и тонкости общения;
    • эффективно вступать в контакт и взаимодействовать на различных уровнях - от формальной коммуникации до глубинного общения;
    • создавать психологические условия для проявления и разрешения экзистенциальных внутриличностных проблем.
  • Главная цель программы - способствовать личностному росту участников через повышение их коммуникативной компетентности и более полное освоение Мира Человеческих Отношений.
  • Минимальная продолжительность - 5 дней (40 часов).
  • Оптимальное число участников - 12 человек.
  • Для проведения семинара необходима видеозаписывающая аппаратура.

Далее представлена общая характеристика Программы семинара-тренинга "Глубинная психология общения"

Цели, приоритеты,и принципы проведения_семинара-тренинга

Методы и формы работы

Эта Программа стремится к тому, чтобы, перефразируя Бюджентала, развивать искусство глубинного общения, опираясь на науку о таком общении. Поэтому базовыми методами здесь являются, с одной стороны, импровизационный и максимально естественный метод решения и анализа конкретных ситуаций ("case study"), а с другой стороны, -- достаточно формализованный метод упражнений, тренировки отдельный умений и способностей.

"Конкретные ситуации" -- это отдельные эпизоды межличностного взаимодействия. По своему "происхождению" эти ситуации могут быть весьма различными: от спонтанных бесед до материалов телевидения. Предпочтение, разумеется, отдается живому общению по поводу реальных личных проблем собеседников, которое осуществляется непосредственно "здесь и теперь". Как правило, один из собеседников (добровольно заявивший о своей готовности "поработать" с действительными собственными проблемами) выступает в роли "клиента", а другой - в роли "консультанта" (фасилитатора). При этом, несмотря на очевидные условности (общение на глазах у группы, ограниченность во времени и т.п.), такое взаимодействие, как правило, происходит вполне реалистично и дает богатейший материал для дальнейшего анализа. Этот анализ может быть осуществлен на основе только наблюдений и впечатлений или с опорой на видеозапись, он может происходить спонтанно или по заданному алгоритму, устно или письменно и т.д. Оптимальной можно считать такую комбинированную форму: "сессия" (одна ситуация) записывается на видео, затем каждый фиксирует письменно свои впечатления, которые после этого обсуждаются, и далее просматривается и анализируется видеозапись.

Эта форма работы с конкретными ситуациями наиболее приближена к общей для всех участников семинара действительности - и потому наиболее предпочтительна. Но, по мнению Бюджентала /Bugental, 1987, p.277/, большую пользу может принести также анализ более "отстраненных" от наблюдателя ситуаций общений - например, записей (теле- и радио-) интервью, дискуссий и т.п. Кроме того, он рекомендует использовать для развития сензитивности к ситуации "разговорный материал" из самых разнообразных ситуаций вне учебной группы (для участников семинара это может служить своеобразной "домашней работой").

Во всех этих формах метод конкретных ситуаций дает возможность решать две важнейшие задачи:

  1. получить опыт участия и проживания реального глубинного общения (эта задача, конечно, по-настоящему может быть решена только непосредственными активными участниками ситуации и лишь отчасти - наблюдателями; поэтому так важно дать возможность выступить в активной роли каждому);
  2. развить способность чувствовать и понимать глубинную динамику межличностного общения.

Для полноценного решения второй задачи Бюджентал использует четко структурированное описание каждого из выделенных им тринадцати основных "измерений" глубинного общения. Эти краткие и схематичные описания являются, по сути, своеобразной "ориентировочной основой деятельности" и служат как для анализа (индивидуального и группового) ситуаций, так и для проведения многих упражнений.

Упражнения в данной Программе используются самые разнообразные и выполняют разные функции. Их можно условно разделить на две группы:

  1. специфические -- предназначенные для отработки конкретных вопросов и непосредственно связанные с рассматриваемой темой; эти упражнения, как правило, более формализованные, требуют точного исполнения и напоминают "разучивание гамм";
  2. неспецифические -- упражнения более общего характера, не привязанные однозначно к конкретной теме и более "мягкие" и гибкие по форме проведения; в эту группу входят также те упражнения, которые выполняют вспомогательную роль (в качестве "настроя", разминки и т.п.).

По вполне очевидным причинам упражнения второй группы обычно вызывают у участников семинара больший интерес, тогда как упражнения первой группы из-за своей жесткой технологичности и некоторой монотонности могут восприниматься как скучные и искусственные, а иногда даже вызывать определенное сопротивление. Это реальная проблема, характерная для многих учебных программ, -- ведь мало кто может получать наслаждение от такого "психологического сольфеджио", -- и решение ее, видимо, состоит в оптимальном сочетании и чередовании "жестких" и "мягких" форм работы. Что касается "искусственности" многих упражнений специфической группы, то полностью избежать этого очень трудно. Однако, и чрезмерно пугаться элементов "неестественности" в упражнениях не стоит -- как справедливо заметила во время одного из методических семинаров Падма Кателл, в реальной жизни и консультировании так часто возникает разнообразная неестественность, что совершенно необходимо уметь справляться и с ней тоже.

Особый вид упражнений второй группы, о котором следует сказать отдельно - это "релаксационное медитирование". Каждое свое занятие ( даже теоретическое ! ) с нами Джеймс Бюджентал начинал с непродолжительного и неглубокого "погружения". Он объяснил это примерно так: в ЭГП главный центр нашего внимания и наших усилий -- это субъективность (собственная и клиента); но обычно мы сосредоточены на чем-то внешнем и не замечаем, не слышим происходящего в мире субъективного. И часто нужны специальные усилия, чтобы развернуться в эту сторону; поэтому так важно настроиться на субъективность, вслушаться, почувствовать, осознать... Мой собственный опыт тоже свидетельствует - такой "медитативный настрой" существенно способствует повороту лицом к субъективности и очень эффективен в начале занятий, а также на завершающей стадии, при осмыслении итогов дня.

Кроме перечисленных методов в Программе используются также различные формы групповой дискуссии, ролевых игр и самоанализа.

Все эти методы применяются в комплексе и сочетаются друг с другом определенным образом, чаще всего - в форме модуля. Модуль представляет собой методический комплекс для изучения каждого раздела (темы) семинара-тренинга. Каждый модуль включает в себя 4 основных блока (их последовательность может быть разной, но наличие каждого - необходимо):

  • конкретная ситуация («сессия»);
  • теория;
  • упражнения;
  • дискуссия и обмен впечатлениями.

Комплекс модулей, из которых выстроена данная Программа, и основное содержание каждого из них - описаны в следующем разделе.

Еще один аспект проблемы методов - это методы и формы работы самого ведущего семинар-тренинг. Сложность заключается в том, что позиция ведущего должна быть таковой, чтобы в равной мере способствовать достижению обеих стратегических целей, о которых говорилось выше: развитию коммуникативной компетентности участников и их личностному росту. Иными словами, ведущий совмещает в своей работе как педагогический аспект, так и терапевтический. Поэтому он одновременно выполняет не только функции преподавателя, но также - фасилитатора ( консультанта, супервизора, ведущего балинтовского типа и др.).

Структура и основные темы семинара-тренинга

Все содержание семинара-тренинга "Глубинная психология общения" состоит из семи основных тематических блоков -- модулей:

  1. Введение
  2. Уровень общения и контакта
  3. Межличностное давление
  4. Параллелирование
  5. Субъективность и сопротивление
  6. Мастерство
  7. Итоги

Для каждого модуля объем материалов и продолжительность работы могут варьировать в зависимости от конкретных задач, особенностей участников и условий проведения семинара-тренинга. При минимальной общей его продолжительности в 40 часов (5дней) возможно примерно такое распределение:

1-й день - модули N 1 и N 2;
2-й день - модуль N 3;
3-й день - модуль N 4;
4-й день - модуль N 5;
5-й день - модули N 6 и N 7.

Основное содержание и примерную последовательность работы перечисленных модулей схематично можно представить следующим образом.

1. Введение.

Этот начальный этап семинара очень важен, т.к. задает определенный "камертон" дальнейшей работы. Примерная последовательность элементов данного модуля такова:

  • приветствие и первое знакомство участников;
  • вступительное слово ведущего (о целях и средствах Программы, об общих правилах работы группы; ответы на вопросы);
  • "разминка" (медитация);
  • 1-ая общая "сессия" - 2-3 "интервью" (с записью на видео) и небольшой их анализ (групповая дискуссия);
  • разминка (медитация);
  • вводная лекция "Основы экзистенциально-гуманистического подхода" ;
  • обсуждение лекции (групповая дискуссия);
  • разминка, упражнение на самопознание;
  • теоретическое сообщение ведущего о "базовых измерениях" глубинного общения;
  • обсуждение теории (работа в микрогруппах )
  • просмотр видеозаписи с использованием базовых измерений;
  • групповая дискуссия, подведение итогов по модулю.

2. Уровень общения и контакта .

Данный модуль раскрывает содержание первых двух базовых измерений и представляет суть и специфику экзистенциально-гуманистического подхода. Этот раздел семинара включает в себя:

  • теория: уровни общения;
  • обсуждение концепции уровней общения - групповая дискуссия ;
  • «сессия»;
  • просмотр видеозаписи - определение уровня общения ;
  • упражнение в микрогруппах;
  • разминка;
  • теория : присутствие и контакт ;
  • упражнение "пять самоописаний" ;
  • теория: признаки углубления присутствия; проблема самовыражения фасилиататора;
  • просмотр видеозаписи; выявление уровня присутствия и контакта ;
  • упражнение: усиление присутствия и контакта;
  • групповая дискуссия, подведение итогов по модулю.

3. Межличностное давление .

Этот модуль посвящен одной из самых интересных и важных проблем - способам психологического воздействия. Состав этого модуля:

  • настрой (медитация);
  • теория: межличностное давление - "октавы" ;
  • упражнение: определение октавы давления ;
  • просмотр видеозаписи: определение октавы давления ;
  • теория: признаки уровня давления, невербальные аспекты ;
  • упражнение: общение "по октавам" (с постепенным усилением);
  • разминка;
  • теория: содержание, функции и особенности каждой октавы ;
  • упражнения: различия между октавами, состав каждой октавы ("ноты") ;
  • мини-сессии по подгруппам (с анализом уровня давления);
  • групповая дискуссия, подведение итогов оп модулю.

4. Параллелирование .

Содержание этого модуля объединяет сразу четыре темы, касающиеся проблем соответствия и совмещения активности фасилитатора и клиента. Последовательность действий:

  • настрой (медитация);
  • теория: тематическое параллелирование ;
  • упражнение:основные виды тематического параллелирования ;
  • просмотр видеозаписи: анализ тематического параллелирования;
  • разминка;
  • теория: параллелирование чувств, эмпатия ;
  • упражнение: "альтер-эго";
  • просмотр видеозаписи: анализ уровня эмпатии ;
  • мини-сессия: работа в подгруппах ;
  • анализ работы в подгруппах и групповая дискуссия;
  • разминка (медитация);
  • теория: параллелирование рамок и локуса ;
  • упражнения: способы параллелирование рамок и локуса ;
  • мини-сессии: работа в подгруппах на параллелирование;
  • просмотр видеозаписи: четыре основных аспекта параллелирования ;
  • групповая дискуссия, подведение итогов по модулю.

5. Субъективность и сопротивление.

Пятый модуль - возможно, самый сложный этап всей Программы. Его содержание выходит далеко за пределы тематики данного семинара-тренинга и затрагивает важнейшие вопросы реального процесса консультирования. В рамках данной Программы этот модуль ограничен следующими элементами:

  • настрой (медитация);
  • теория: соотношение субъективного/объективного и
  • проблема сопротивления;
  • групповая дискуссия: обсуждение теории;
  • просмотр видеозаписи: анализ субъективности и сопротивления ;
  • настрой (медитация);
  • вторая общая сессия;
  • просмотр видеозаписи 2-й общей сессии - работа в подгруппах ;
  • групповая дискуссия, подведение итогов по модулю.

6. Мастерство .

Этот модуль - интеграционный, стержневой. Он выстраивает общую основу, "личностный фундамент" для всех содержательных блоков Программы, наполняет и соединяет весь теоретический "материал" и практический опыт личностным смыслом. Поэтому, по сравнению со всеми предыдущими, модуль "Мастерство" является наиболее неструктурированным, импровизационным. Можно выделить лишь главные направления работы:

  • экзистенциально-гуманистический подход для меня...
  • мое понимание сути "глубинного общения" и его базовых измерений ...
  • мой индивидуальный стиль глубинного общения ...
  • мои проблемы и перспективы в освоении глубинного общения…

При этом используются: теоретический материал, а также упражнения и элементы тренинга на самопознание и самораскрытие; сессии (общие и в подгруппах ); медитации.

7. Итоги .

Данный модуль является продолжением предыдущего и одновременно -- завершением всей Программы. Важно, однако, чтобы итоги эти не только не стали "завершением" профессионального и личностного роста участников семинара-тренинга, но наоборот, дали бы новый импульс к еще более интенсивному развитию каждого. Основные составляющие этого модуля:

  • групповая дискуссия: обсуждение общих итогов семинара-тренинга;
  • индивидуальная работа: личные итоги участия в семинаре, составление "личного перспективного плана" ("контракт с самим собой");
  • общее заключительное обсуждение: субъективные впечатления участников ( обратная связь) и ведущего ;
  • прощание с Группой и пожелания друг другу.

* * *

В заключение коснусь еще одного очень важного и очень сложного вопроса -- о результативности Программы. Особую остроту эта проблема приобретает как раз в отношении программ, подобных представленной здесь, т.к. для выявления их реальных результатов в решении задач профессионального и личностного роста совершенно недостаточно использование традиционных «объективных измерений». На разных этапах разработки и реализации данной Программы были использованы различные варианты определения ее результативности и в целом все они показали позитивные тенденции. Но проблема эта очень непроста и требует специального рассмотрения. В данном случае ограничусь одним ( но очень важным! ) элементом «обратной связи» -- субъективными впечатлениями участников ( на примере нескольких недавних семинаров-тренингов «Психология глубинного общения» ). Сразу по окончанию семинара-тренинга его участникам предлагалось продолжить ( письменно, анонимно, в свободной форме ) фразу "В этом тренинге Я…". Вот некоторые из ответов:

"…не только увидела, но и почувствовала богатство общения (даже когда люди молчат ! ), …приобрела способы работы с собой, …стала более уверена в себе и поняла, что моя жизнь -- это мои решения …";

"…увидела средства своего дальнейшего движения - как личного, так и профессионального…, этот подход поможет мне оформить свое видение мира, жизни…, есть понимание только приоткрывшихся, но богатых перспектив движения по этому пути и желание этого движения…";

"…у меня… возникает впечатление открывающегося пространства - перспектива, воодушевление, свобода выбора любого направления - как для движения, так и для обозрения…";

"…поняла - дело не в технологии, а в собственной позиции, готовности…проживать ситуацию вместе с клиентом;…получила уверенность, что свою работу можно делать изящно…";

"…увидел наглядно ( !!! ) хрупкость, сложность, невыразимость… внутреннего МИРА другого человека; ... понял суть слова ДЕЛИКАТНОСТЬ… -это показатель собственной глубины и уважения глубины другого";

"...увидела, какой глубокий этот внутренний мир, какая сила внутри !";

"…нашла то, что долго искала… -- ощущение больших возможностей, красоты мира внешнего и внутреннего, огромное желание жить с этим, искать себя, помогать другим людям вернуться к себе".

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЛЭНДРЕТ Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  2. BUGENTAL J.F.T. The search for existential identity. 1976.
  3. BUGENTAL J.F.T. Psychotherapy and process. 1978.
  4. BUGENTAL J.F.T. The art of the psychotherapist. 1987.
  5. BUGENTAL J.F.T. Intimate Journeys: stories from life-changing therapy. 1990.
  6. BUGENTAL J.F.T. What is distinctive about the existential-humanistic perspective on psychotherapy // The Saybrook Perspective. 1995 - Spring, - P. 18-19.
  7. BUGENTAL J.F.T. Psychotherapy isn't what you think. 1999.
  8. BUGENTAL J.F.T. , KLEINER R. Existential Psychotherapies.// Comprehensive Handbook of Psychotherapy Integration. 1986.
  9. COREY G. I Never New I Had a Choice. 1986.
  10. SCHNEIDER K. L. Master of duality: some personal reflections about Jim Bugental.// Schneider K.L., May R.. The psychology of existence. 1995, - P. 108-110.

Содержание П1 П2 П3

Братченко С.Л.,

- Психология глубинного общения: программа семинара-тренинга для практических психологов. // Технологии социально-психологических тренингов. М., 2001. С. 57-92.

См. также
  1. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
  2. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения
  3. Братченко С.Л. Как это начиналось… Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России
  4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании
  5. Братченко С.Л., Клюева Н.В. Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса
  6. Братченко С.Л. Психология глубинного общения : программа семинара-тренинга для практических психологов
  7. Братченко С.Л. Книга о главном, или Путешествие в Мир Субъективного (Предисловие к переводу книги Дж.БЮДЖЕНТАЛА «Искусство психотерапевта»)
  8. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя.
  9. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: Уроки для психологии.
  10. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
  11. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии
  12. Братченко С.Л., Курбатова Т.Н. Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бюджентала (продолжаем разговор)
  13. Братченко С.Л. Вопросы самому себе – как путь понимания…
  14. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Психолог: личность и ремесло
  15. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала.
  16. Братченко С.Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология
  17. Братченко С.Л. Личность, Общение, Диалог
  18. Братченко С.Л. Моя психолого-педагогическая история
  19. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза
  20. Братченко С.Л. Личность у М.М. Бахтина