ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бюджентала (продолжаем разговор)

"Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье ...?"

В. Шекспир

В "Психологической газете" уже дважды печатались небольшие материалы, посвященные экзистенциально-гуманистическому подходу в психологии и психотерапии (ЭГП), точнее - одному из его вариантов, развиваемому в настоящее время Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ (см. "ПГ" -- 1 и 4, 1997). Его концепция, к сожалению, практически незнакома большинству отечественных специалистов, т. к. на сегодняшний день эти две публикации да краткая информация в "Вопросах психологии" (- 3, 1997) - почти все, что напечатано на русском языке об этом чрезвычайно интересном подходе. Попытаемся восполнить этот пробел и продолжим разговор об ЭГП - и на этот раз о его теоретических основах.

Мы, пишущие эти строки, начали приобщаться к ЭГП с 1993 года, с первого тренинга-семинара, проведенного в Петербурге яркой представительницей этого направления Деборой Рэхилли (ученицей Д. Бюджентала). Позднее образовалась группа желающих разобраться в этом подходе поглубже, которая стала периодически встречаться, обсуждать свой экзистенциальный опыт и труды Бюджентала, которые сами же и переводили. Приезжали в наш город и другие коллеги маэстро, также способствующие нашему погружению в это психотерапевтическое направление. От избытка энтузиазма была даже создана экзистенциально-гуманистическая секция в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии.
Но это еще не вся история нашего приобщения к ЭГП. Последнее, что с нами случилось, трудно передать словами - ведь, как известно, язык чувств значительно беднее самих чувств... Речь идет о чудесном путешествии в Калифорнию, где нас в составе группы из 18 человек (Санкт-Петербург и Москва были представлены на удивление поровну) психологов и психотерапевтов, продвинутых в области экзистенциальной психологии и психотерапии (надо сказать, что таких специалистов у нас, конечно, значительно больше), обучал своему подходу живой и по-американски бодрый классик - сам Джеймс Бюджентал. Силы впечатлению добавляло еще и то, что происходило это двухнедельное действо в Сан-Франциско - прекрасном и теплом городе, в котором находится знаменитый Сейбрукский институт, где долгие годы работал Ролло Мэй, крупнейший экзистенциальный психолог и психотерапевт, один из основоположников ЭГП, и где сейчас функционирует "Центр Гуманистических Исследований", носящий его имя.

И сейчас, опираясь не только на приобретенные в Америке ценнейшие (во всех смыслах) литературные источники, но и на не менее ценные материалы лекций Бюджентала, а также на совершенно бесценный, прожитый и пережитый нами опыт практических занятий, грамотной супервизии и острых ощущений в "шкуре" клиента Бюджентала, мы чувствуем себя вправе и в силах рассказать о нем и его идеях.

Джеймс Фредерик Томас Бюджентал родился 25 декабря 1915 года в городке Форт Уэйн (штат Индиана, США). В Учительском колледже в Техасе он получил педагогическое образование (1940 г.), после чего изучал социологию (диплом магистра по социологии в 1941 году), а также психологию. Работал психологом во время службы в армии, затем получил докторскую степень по психологии (Университет Огайо, 1948 год), а с начала 50-х и по сегодняшний день занимается индивидуальным консультированием.

Среди людей, оказавших, по мнению самого Бюджентала, на него наибольшее влияние, он прежде всего называет Джорджа Келли, под чьим руководством он проводил исследования по Я-концепции, и Ролло Мэя, который очень способствовал его выходу в "экзистенциальное измерение". Одним из самых важных событий в своей жизни Бюджентал считает также знакомство с книгой Карла Роджерса "Консультирование и психотерапия", которая открыла для него "новую реальность". В 1962 г. он избирается первым президентом Ассоциации "За гуманистическую психологию". Бюджентал много пишет. Среди основных трудов, принесших ему мировую известность, - "В поисках экзистенциальной идентичности" (1976), "Психотерапия и процесс: основы экзистенциально-гуманистического подхода" (1978), "Искусство психотерапевта" (1987) и др. Очень точно о нем сказал Кирк Шнайдер (известный в Америке экзистенциальный психолог и психотерапевт), назвав его уникальным "мастером двойственности", способным одинаково глубоко и тонко работать как в "объективном мире" теории, так и в "субъективном мире" практики.

Если попытаться определить место концепции Бюджентала в "психологическом мире", то можно сказать, что его подход является частью экзистенциального крыла гуманистического движения в современной психологии. Важнейшая общая для этого движения идея - это, как известно, признание наиболее естественным и полноценным состоянием человека - быть в процессе становления. Но дальше, при конкретизации этой общей идеи, в стане гуманистов появляются разногласия (и весьма серьезные), касающиеся сущности и движущих сил этого процесса становления. В чем же, спросите вы, отличие ЭГП от других гуманистически ориентированных подходов, например, широко известного и популярного у нас роджерианского? Отвечаем - прежде всего в том, что личностно-центрированный подход природу человека видит изначально позитивной и самоактуализирующейся, а экзистенциалисты считают, что личность сама осуществляет выбор между позитивными и негативными возможностями, сама несет за это персональную ответственность и именно в этом - потенциалы нашего личностного роста. Сам выбор связан с решением фундаментальных (или, по-простому, экзистенциальных) проблем, таких как жизнь и смерть; детерминизм, свобода и ответственность; смысл жизни и его утрата; общение и одиночество. Каждый человек каким-то образом решает эти дилеммы. При этом, независимо от того, мучается он ими или нет, "заметает под ковер" или просто отмахивается, он не может решить их раз и навсегда однозначно и потом спокойно жить. И все это потому, что нет не только четкого ответа на эти вопросы, но нет и не может быть ответа окончательного. А раз так, то вот нам и расплата за это - базовая тревога, которую вполне резонно называют экзистенциальной.

Но рано здесь ставить точку, так как есть и другие важные отличия экзистенциального подхода от личностно-центрированного. Одно из них заключается в том, что в ЭГП акцент делается не на личность как таковую, а на ее взаимоотношениях с Миром. Именно в контексте взаимодействия "Я-и-Мир" приобретают наиболее глубокий смысл экзистенциальные проблемы. К тому же от того, как мы видим себя в окружающем мире, зависит то, как мы видим других и как строим с ними отношения. Вторая особенность экзистенциального взгляда на личность - индетерминизм в своем предельном выражении: человек и его жизнь не могут быть до конца объяснены никакими закономерностями или причинами, и в самом главном - на уровне экзистенциальных проблем- человек безжалостно непредсказуем. Таковы основные отличия этих ведущих направлений в гуманистической психологии.

А теперь рассмотрим ключевые положения концепции Бюджентала.

Важнейшая особенность "человеческой природы" - внутренне присущая человеку мотивация к "поиску здравого", которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни.

Если попробовать перейти на образный язык, то смысл сказанного можно представить в виде цветка, пробивающегося сквозь асфальт, и тогда целью человека будет "экзистенциальная эмансипация" - как возможность продвинуться к полноценному способу бытия. Отсюда и суть психотерапевтической работы - способствовать экзистенциальному освобождению, и ее название - "жизнеизменяющая психотерапия".

Жизнеизменяющая психотерапия состоит, в первую очередь, в том, чтобы помочь клиенту понять "способы, которыми он отвечает на "экзистенциальные вопросы жизни"", и попытаться вместе с ним так изменить эти способы, чтобы они "сделали жизнь клиента более аутентичной и, таким образом, - более реализованной".
Надо сразу сказать, что любой психолог, также как и психотерапевт, к какой бы школе он ни принадлежал, будет утверждать, что главное, чем он занимается - это изменения. Это так, и никто в этом смысле не оригинален. Но все дело в том, как понимается смысл этого изменения. И здесь расхождения между различными психологическими течениями и авторитетами весьма существенны. Бюджентал, используя известную дихотомию А. Маслоу "дефицитарные мотивы - бытийные мотивы", выделяет два уровня целей работы психотерапевта.

Дефицитарный уровень целей - когда устраняются (уменьшаются) негативные переживания, обусловленные нехваткой чего-либо и обеспечивается возврат к желанному покою и равновесию.

Бытийный уровень целей - когда задача не в том, чтобы вернуть человека к неким "комфортным условиям", а в том, чтобы клиент почувствовал себя "способным на большее в своей жизнии.., имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение". Хотя, может быть, это и не так очевидно, но за любыми частными психологическими трудностями лежат более глубокие (и далеко не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы - выбора, ответственности, поиска смысла жизни, одиночества и др. Еще Гегель утверждал, что внешние обстоятельства и внутренние мотивы господствуют над человеком до тех пор, пока он им это позволяет - то есть, правда в том, что они могут господствовать над человеком, но также и в том, что человек может выйти из-под влияния этого господства. ЭГП стремится дать нам шанс принять вызовы судьбы с гордо поднятой головой.

"Жизнеизменяющая терапия... в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий."

Субъективность - это внутренний мир переживаний, "личная реальность", в которой мы живем наиболее страстно и наиболее подлинно. Ее составляющие - это наши образы, мысли и чувства, ценности и предпочтения, ожидания и опасения, фантазии и мечты, а также "все то, что бесконечно, днем и ночью, во сне и в бодрствующем состоянии происходит в нас, определяя то, что мы делаем во внешнем мире и что мы делаем из того, что там с нами случается". Субъективность - это наша "архетипическая родина", начало начал; именно отсюда человек черпает все самое важное в своей жизни, отсюда берут начало жизнеизменяющие тенденции и отсюда же исходит противодействие им.

"Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в нем действуют две главные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им."

Эта борьба двух мотивов знакома каждому, она сопровождает наш жизненный путь и во многом определяет его. Принципиально важно, что, ориентируясь на поддержку и усиление в человеке тенденции к развитию и изменению, надо равно уважать и другую, противоположную, силу. Сопротивление клиента - это отстаивание человеком своей "привычной идентичности" и защита знакомого мира от любых воздействий, воспринимаемых как угроза устоявшемуся. Но в этом заключается только часть наших неприятностей, а другая, не менее впечатляющая, - роковым образом связана с индивидуальной "картиной мира". Происходит это следующим образом: каждый строит "свой мир" (естественно, не без влияния мира реального), а затем мы попадаем в ловушку нами же сотворенного конструкта "Я-и-Мир", который не только оказывает мощное воздействие на реальную жизнь своего автора, но и во многом ограничивает эту жизнь. Осознание клиентом этих базовых противоречий - непременное условие эффективной психотерапии и, в конечном счете, ее важнейший результат. Роль терапевта - "не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять эту способность... к собственному внутреннему зрению..."

В этом пункте - коренное отличие ЭГП от многих других подходов. Именно клиент является субъектом изменений, т.е. сила, ресурсы и "компас", определяющий желательное направление этих изменений, - все это в руках самого изменяющегося. Надо только научиться всем этим пользоваться адекватно. Если же терапевт или психолог не устоит перед соблазном и искусится принять "власть" на себя (тем более, что клиент только этого и ждет), то это будет напоминать ситуацию, когда ты вырываешь цветок, пробивающийся через асфальт, ставишь его в вазу и говоришь, что так ему будет лучше. Пытаться сделать "работу роста" за клиента -значит, мешая его собственным поискам и снимая с него ответственность, закрыть ему дорогу к экзистенциальной эмансипации. Главный смысл психологической помощи состоит в том, чтобы вернуть клиенту его "законное право" на собственную жизнь. Психологи и психотерапевты - не лечат болезни или нарушения, а "освобождают пленников" из собственной внутренней тюрьмы, так что они скорее "спасатели" (но не спасители!), содействующие внутреннему поиску клиента, помогающие ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам. И еще одно призывают нас помнить экзистенциалисты: в каждом человеке есть тайна, которую невозможно полностью познать никому и никогда... Очень важно признавать и уважать эту "тайну клиента" - это убережет от многих опасных иллюзий.

"В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента - быть интенсивно присутствующим, т.е. быть искренне и полностью в данном моменте и в том, что происходит."

При этом "присутствие" не означает замыкания на себе. Наоборот - это состояние "разомкнутости", чуткое прислушивание ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром и интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. Поэтому ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем - с тем, что прямо сейчас действительно "живет" в субъективности человека, что актуально "здесь и теперь" Конечно, как вы сами понимаете, важна высокая степень присутствия не только клиента, но и консультанта. ЭГП помогает оставаться собой и быть полноценно живущим в каждый момент своей жизни - даже в момент работы психотерапевтом...

"Требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого, является собственная субъективность терапевта…"

Практически каждый профессиональный психолог и психотерапевт (надеемся, Вы, уважаемый читатель, - тоже) хочет стать настоящим классным профессионалом - только в чем суть этого профессионализма, что требуется развивать в первую очередь?! Бюджентал считает: психолог работает собой - своим внутренним миром, своей субъективностью и, в первую очередь, чувствительностью к внутреннему миру другого человека и способностью вступить с ним в глубокий контакт, который уже сам по себе является целительной силой. (Ох! - как почувствовали это те из нас, кому удалось побывать в Сан-Франциско на месте клиента Бюджентала!) - и именно это следует развивать прежде всего. Но и "техническая оснащенность" тоже важна. Как уже отмечалось в предыдущих статьях, ЭГП, по существу, почти не имеет своих особых техник - хотя и использует большинство известных методов специфическим образом. Принципиальная установка здесь состоит в открытости для любых форм и средств работы - только бы они позволяли эффективно оказать психологическую помощь и при этом - соответствовали базовым гуманистическим ценностям и были бы конгруэнтны личности фасилитатора.

Выбор остается за самим психотерапевтом - и выбирать есть из чего! "Шведский стол" психотехник, представленный Бюдженталом, впечатляет. Он выделил и подробнейшим образом описал 13 основных параметров терапевтического процесса, таких как уровень присутствия, глубина общения, межличностное давление, сопротивление и работа с ним, степень субъективности/объективности общения и другие. Но и это еще не все! Бюджентал предлагает методику освоения каждого параметра, которая позволяет успешно преодолеть основные ступени на пути к вершинам психотерапевтического мастерства. На наш взгляд, эта глубокая, тщательная, богато нюансированная и технологичная программа "расширения субъективных возможностей" будет интересна и полезна представителям любых подходов - если они ориентированы на реальную работу с реальными людьми.

Таков краткий (и поэтому неизбежно упрощенный) обзор экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бюджентала. Причем здесь представлены только теоретические вопросы и лишь вскользь затронуты не менее (если не более!) интересные и важные вопросы практической работы. Возможно, в дальнейшем нам удастся рассказать и об этом (но, как известно, для освоения практики - лучше один раз поучаствовать, чем сто раз прочитать; поэтому приглашаем всех желающих принять участие в семинарах-тренингах по ЭГП, информацию о которых - смотрите в ближайших номерах "Психологической газеты").

Тем не менее, мы надеемся, что самое главное читатель уже понял: Дж. Бюджентал предлагает очень тонкий, глубокий (и потому - такой непростой!), жизнеутверждающий подход, который не пасует перед неоднозначной, трудно постижимой и весьма драматичной сущностью человека. Безусловно, этот подход - не панацея и не универсальное средство решения любых проблем любого человека (о чем не устает повторять и сам Бюджентал). Но мы уверены - есть немало людей, которым необходима помощь именно на таком глубинном, экзистенциальном уровне; хочется также верить - есть немало и психологов, готовых принять этот вызов, рискнуть выйти на такой уровень работы. И для тех, и для других неоценимо полезным может оказаться именно экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала.

Братченко С.Л., Курбатова Т.Н.,

С. Л. БРАТЧЕНКО, кандидат психол. наук, Т. Н. КУРБАТОВА, кандидат психол. наук, доцент. "Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бюджентала - продолжаем разговор" // Психологическая газета. 1997, № 10, С.18-19, № 11, С.6-7.

См. также
  1. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
  2. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения
  3. Братченко С.Л. Как это начиналось… Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России
  4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании
  5. Братченко С.Л., Клюева Н.В. Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса
  6. Братченко С.Л. Психология глубинного общения : программа семинара-тренинга для практических психологов
  7. Братченко С.Л. Книга о главном, или Путешествие в Мир Субъективного (Предисловие к переводу книги Дж.БЮДЖЕНТАЛА «Искусство психотерапевта»)
  8. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя.
  9. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: Уроки для психологии.
  10. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
  11. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии
  12. Братченко С.Л. Вопросы самому себе – как путь понимания…
  13. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Психолог: личность и ремесло
  14. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала.
  15. Братченко С.Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология
  16. Братченко С.Л. Личность, Общение, Диалог
  17. Братченко С.Л. Моя психолого-педагогическая история
  18. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза
  19. Братченко С.Л. Личность у М.М. Бахтина