1.ИСТОКИ ВЫБОРА
ПРОФЕССИИ
Свою профессию ПСИХОЛОГА я выбрал не сразу. В детстве меня очень привлекал животный мир, я мечтал путешествовать в поисках редких животных и поступил на биологический факультет. Однако, вскоре понял, что из всех животных больше всего меня интересуют люди, и я перешел на психологический факультет. Через некоторое время круг интересов еще более конкретизировался: поиск возможностей самоактуализации, становления «человеческого в человеке», условий личностного роста и т.д. Отсюда совершенно логичным и неизбежным был шаг в сторону образования, и вот уже почти двадцать лет в центре моего внимания - РЕБЕНОК, ребенок как личность, как растущий человек, а также люди, которые помогают ему расти.
2.КНИГИ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ…
Очень интересный , но столь же непростой вопрос… Трудно точно определить, что именно и как влияет на твою жизнь, но сегодня мне кажется, что наиболее значимы для меня три имени: Михаил Михайлович БАХТИН, Карл РОДЖЕРС, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ.
Впервые познакомившись с работами БАХТИНА в 1976 году, я был потрясен ясностью мысли, красотой языка, глубиной проникновения в «тайны личности», проникся пафосом гуманитарного взгляда на «мир человеческого», а не позитивистского, технократического, манипулятивного (именно благодаря цитированию Бахтина и его комментариям я на всю жизнь запомнил безжалостный «приговор» Достоевского «Не люблю шпионов и психологов…»), очарован его знаменитой концепцией диалога и многим, многим другим… С тех пор Бахтин для меня - один из величайших мыслителей и гуманистов России.
После Бахтина психология в моих глазах сильно упала, мне показалось, что она примитивна и «мелко плавает»… Разочарование было очень сильным - пока я не открыл для себя гуманистический подход и прежде всего РОДЖЕРСА. Оказалось, что и психология может видеть в человеке не набор функций, не объект «научного анализа», а Человека, проявлять к нему подлинное уважение, тонкое понимание и при этом оказывать эффективную помощь в решении ключевых жизненных проблем. Роджерс покорил меня своей мудростью, деликатностью, безграничной верой в добрую, конструктивную природу человека, а главное - показал реальный путь становления «человеческого в человеке» и конкретные условия поддержки сложнейшего процесса личностного роста. Именно Роджерс, на мой взгляд, как никто из психологов, видел в Ребенке не «недоделанного взрослого», а живой росток жизни, которому в первую очередь нужны поддержка и сочувствие, а не формирование и коррекция… А еще Роджерс убедил меня, что существенное значение для развития Ребенка имеет только личностная зрелость Взрослого и качество их взаимоотношений, а любые технологии как таковые - вторичны и мало что решают.
Углубление в гуманистическую психологию привело меня к экзистенциальном взглядам (которые на уровне философии были близки мне всегда). И здесь мне сопутствовала удача, т.к. посчастливилось не только в течение ряда лет изучать экзистенциально-гуманистический подход, но и лично познакомиться и даже немного поучиться у его создателя, Джеймса Бюджентала. Наконец-то я нашел в мире психологии действительно «моё» и даже решился написать об этом направлении подходе целую книгу. Вот отрывки из этой книги, посвященный Бюдженталу:
«Особенно хочется отметить встречу с Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ - основателем этого направления. Эта Встреча и Уроки Мастера оказали (и продолжают оказывать) на меня очень сильное и глубокое, поистине экзистенциальное влияние!
Я увидел перед собой не только (и не столько!) крупнейшего теоретика и авторитетного исследователя, уникального психотерапевта, лидера целого направления в психологии (Бюджентал, как известно, был соратником А.Маслоу, К.Роджерса, Р.Мэя и других по осуществлению "гуманистической революции" в психологии, его избрали первым президентом "Ассоциации за Гуманистическую Психологию", он был редактором знаменитой книги, своего рода "гуманистического манифеста" - "The Challenges of Humanistic psychology" (1967) и т.д. и т.п.), но прежде всего - человека, Личность. Человека мудрого, обладающего колоссальным опытом - но готового удивляться и открывать снова и снова. Человека опытного, удивительно тонко чувствующего и глубоко понимающего - но уважающего тайну внутреннего мира личности и отказывающегося давать однозначные, окончательные ответы. Человека, мыслящего ясно, логично, удивительно легко раскладывая сложнейшие темы и проблемы "по полочкам" ( но осознавая при этом принципиальную незавершенность любого рассуждения на экзистенциальные темы), - и виртуозно владеющего метафорами, образами, юмором. Человека, который всю жизнь имел дело с людскими проблемами, страданиями, болью - и сохранил оптимизм, веру в позитивную сущность человеческой природы...
… Мне в подходе Дж. Бюджентала близко очень многое, почти всё… Но, возможно, самым ценным для меня является … подлинное уважение к природе человеческой, осознание бесконечности и принципиальной неисчерпаемости глубин его души и, соответственно, - готовность к деликатности и осторожности, когда дело доходит до влияния на человека, вмешательства в его жизнь… Это очень честная и ответственная позиция.
…И еще. Для меня принципиально важно было убедиться в том, что в данном случае Человек и его Концепция (теоретическая и практическая) - это единое целое: Бюджентал полноценно живет, «присутствует» в своей теории и в своей практической работе; а его концепция - очень жизненная и очень личная. И он сам и его подход - удивительно естественные и гармоничные».
Сегодня Бюджентал - самый близкий мне по духу ( да и по «букве» !) психолог, профессионал и человек.
Много лет сотрудничаю и дружу с известным российским психологом ( профессором психологии в третьем поколении ) ЛЕОНТЬЕВЫМ Дмитрием Алексеевичем, у которого многому учусь и вместе с которым участвую в отстаивании гуманистических и экзистенциальных ценностей в отечественной психологии.
Были, конечно, и другие «влиятельные лица» - психологи С.Л. Рубинштейн и А.У. Хараш, философ Ж.-П. Сартр, педагог Я. Корчак… Всех не перечислить.
3.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПУТИ
Собственно, отвечая на предыдущий вопрос, я и описал главные смысловые повороты моего профессионального (а по сути - жизненного) пути.
Могу только добавить, что лет десять назад попытки совместить мои психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации привели к рождению идеи ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которой я усиленно занимаюсь последнее время.
4.БУДУЩЕЕ ИДЕЙ
Сам часто спрашиваю себя об этом - и не могу найти определенный ответ. Искреннее, но довольно поверхностное массовое увлечение гуманизмом (личностно-ориентированным подходом и т.п.), с одной стороны, и конъюнктурное его «насаждение», с другой стороны, привело к такому же массовому и конъюнктурному отходу от него, разочарованию и даже обвинениям во всех грехах. Хочется надеяться, что несмотря ни на что, человеческое отношение к человеку (особенно - к Ребенку!) постепенно станет высшей ценностью и реальной основой нашей жизни В любом случае, я, сколько хватит сил, продолжу идти своим путем - и пусть будет, что будет …
Что касается «будущего» моих собственных конкретных идей и разработок, то я почему-то об этом не задумывался, - хорошо бы, чтоб у них хотя бы было приличное настоящее…
Родился я 8 июня 1956г. в Харькове в семье театральных художников, очень известных и уважаемых на Украине, и в детстве много времени провел в театре, на спектаклях и за кулисами. Однако сам, к сожалению, к искусству ни способностей, ни интереса не проявил.
Там же в Харькове окончил среднюю (как теперь понимаю - ну очень среднюю!) школу, а затем поступил в Университет, сначала на биологический, а затем на психологический факультет. Здесь мне повезло - среди моих учителей были Галина Викторовна и Владимир Владимирович РЕПКИНЫ, которым я искренне благодарен за профессиональную и житейскую науку. Кроме того на факультете и вокруг него сложилась блестящая компания молодых, талантливых ребят, общение с которыми было для меня и радостью, и учебой, и источником вдохновения ( запомнился, например, ряд увлекательных и бескомпромиссных публичных дискуссий по вопросам педагогической психологии с участием Сергея КУРГАНОВА и других ныне известных психологов и педагогов).
Затем была работа преподавателем психологии в авиационном институте и на различных курсах. Здесь я прошел первую и главную «педагогическую закалку» - уверен, если аудитория, к примеру, студентов-«мотористов» или мастеров и начальников цехов будет с интересом слушать лекции преподавателя по психологии и педагогике (и это в начале 80-х, когда и то и другое на производстве было в особом «почете»!!) в течение хотя бы нескольких дней, - такому преподавателю уже ничего не страшно…
Далее, в 1984-1987гг., было «золотое время» аспирантуры на факультете психологии Ленинградского Университета. Трудно сказать, что здесь оказалось более важным - учеба в одном из главных психологических центров страны, ежедневное общение с целым созвездием блистательных аспирантов-сокурсников или возможность творчества и свободного поиска на протяжении трех лет (последнее оказалось реальным благодаря мудрому руководству ныне профессора Валерия Александровича ЯКУНИНА, за что я ему очень признателен!! ).
Десять лет работы в педагогическом Университете им. Герцена - это прежде всего радость общения со студентами филологического факультета, эрудированными, увлеченными, ищущими, остроумными, чувствующие гуманитарные проблематику часто даже точнее студентов-психологов…
Сейчас я тружусь в С.-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре педагогики и андрагогики. Основные направления работы - во-первых, гуманитарная экспертиза образования, во-вторых, гуманизация образования и ее психолого-педагогические условия, в-третьих, подготовка практических психологов (уже много лет читаю студентам-психологам мой любимый курс «Основные психологические концепции»).
Кроме того, уже более десяти лет веду в разных городах семинары-тренинги по общению для психологов и педагогов.
Кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), имею более восьмидесяти публикаций, в том числе - четыре книжки: «Диагностика личностно-развивающего потенциала» (Псков, 1997), «Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие» (С.-Пб., 1999), «Введение в гуманитарную экспертизу образования» (М., 1999), «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения» (М., 2001).
Распространение, объяснение, отстаивание своих (и не только!!) гуманистических, экзистенциальных и других человекообразных идей считаю своим долгом и занимаюсь этим постоянно в С.-Петербурге, Москве и других городах России и СНГ (таких уже более 40).
Что касается отзывов о моей работе, то я имею их в огромном количестве, т.к. внимание к «обратной связи» - это одно из важнейших для меня правил, и в конце каждого своего курса я непременно спрашиваю всех о впечатлениях. В силу обилия материала и природной скромности, затрудняюсь выбрать самые значимые отзывы, но мне было очень приятно получить, например, такие:
«Считаю, что Ваши занятия просто необходимы. Они дают возможность многое переосмыслить, помогают вовремя остановиться, посмотреть на себя со стороны, дают надежду в то, что еще не все потеряно, дают смелость, уверенность и надежду. С Вами хочется общаться, т.к. стиль общения Ваш подкупает искренностью, не утомляет, а завораживает, не поучает, а помогает понять и во многом разобраться - умно, изящно, остроумно».
«Встреча с С. Братченко - это встреча с чудом. Это находка, о которой подспудно мечтал. То, что где-то внутри моего Я бродило неосознанно, вдруг начинает проявляться, как снимок на фотобумаге. Четкость позиции, ясность мысли, искрометный юмор, превосходное видение и чувствование аудитории, уверенность и ненавязчивость - это только маленькая частичка С. Братченко. Огромное спасибо.»