ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Братченко С.Л.

Братченко Сергей Леонидович (1956-2015) - кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), автор более восьмидесяти публикаций, в том числе книг: «Диагностика личностно-развивающего потенциала» (Псков, 1997), «Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие» (С.-Пб., 1999), «Введение в гуманитарную экспертизу образования» (М., 1999), «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения» (М., 2001).

В конце 80-х годов, был участником первых учебных программ Дж.Бюдженталя в СССР.

Основные направления работы - гуманитарная экспертиза образования, подготовка практических психологов (много лет вел курс «Основные психологические концепции», тренинги «Психология глубинного общения»).

Публикации
  1. + Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
  2. + Вопросы самому себе – как путь понимания…
  3. + Как это начиналось… Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России
  4. + Книга о главном, или Путешествие в Мир Субъективного (Предисловие к переводу книги Дж.БЮДЖЕНТАЛА «Искусство психотерапевта»)
  5. + Концепция личности: М. Бахтин и психология
  6. + Личностный рост и его критерии
  7. + Личность, Общение, Диалог
  8. + Моя психолого-педагогическая история
  9. + Психолог: личность и ремесло
  10. + Психологические основания исследования толерантности в образовании
  11. + Психология глубинного общения : программа семинара-тренинга для практических психологов
  12. + Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала.
  13. + Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
  14. + Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бюджентала (продолжаем разговор)

    В "Психологической газете" уже дважды печатались небольшие материалы, посвященные экзистенциально-гуманистическому подходу в психологии и психотерапии (ЭГП), точнее - одному из его вариантов, развиваемому в настоящее время Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ (см. "ПГ" -- 1 и 4, 1997). Его концепция, к сожалению, практически незнакома большинству отечественных специалистов, т. к. на сегодняшний день эти две публикации да краткая информация в "Вопросах психологии" (- 3, 1997) - почти все, что напечатано на русском языке об этом чрезвычайно интересном подходе. Попытаемся восполнить этот пробел и продолжим разговор об ЭГП - и на этот раз о его теоретических основах. Мы, пишущие эти строки, начали приобщаться к ЭГП с 1993 года, с первого тренинга-семинара, проведенного в Петербурге яркой представительницей этого направления Деборой Рэхилли (ученицей Д. Бюджентала). Позднее образовалась группа желающих разобраться в этом подходе поглубже, которая стала периодически встречаться, обсуждать свой экзистенциальный опыт и труды Бюджентала, которые сами же и переводили. Приезжали в наш город и другие коллеги маэстро, также способствующие нашему погружению в это психотерапевтическое направление. От избытка энтузиазма была даже создана экзистенциально-гуманистическая секция в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии

  15. + Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: Уроки для психологии.
  16. + Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя.
  17. + Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса

    ...практика исследовательской и консультативной работы постоянно ставит перед психологами проблему адекватности их действий сути процессов, происходящих в организациях, а также соответствие программ их работы целям и задачам организации, профессиональных групп и личности, которые формируются на основе ценностей и интересов. Решение этих проблем носит аксиологический и экзистенциальный характер.

    Источник: // Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса. // Ярославский психологический вестник. М.-Ярославль. 2002. Вып. 8. с. 28-34. ( совместно с Клюевой Н.В. )

  18. +Личность у М.М. Бахтина[недоступно]

    Взаимоотношения М. Бахтина с психологией, пожалуй, сложнее, чем с какой-либо другой научной дисциплиной. Судя по его работам, Бахтин не очень жаловал психологию. Хотя все его творчество буквально пронизано традиционно психологической проблематикой - личность, общение, сознание, самосознание и т.д., - работы психологов Бахтин не использует (если не считать "Фрейдизма") и даже почти на них не ссылается. Особенно это касается отечественных психологов - они вообще не упоминаются, за исключением того же "Фрейдизма", в котором есть анализ работ А.Р. Лурии и других (но лишь с целью демонстрации несостоятельности их взглядов на психоанализ) и который показывает, что автор в действительности был очень хорошо знаком с работами психологов. Более того, создается впечатление, что Бахтин, вслед за Ф.М. Достоевским, готов приравнять психологов к шпионам и отказать им в возможности адекватного познания человека.

    // existradi.ru

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=202:2009-08-07-12-08-55&catid=47:-10&Itemid=59
  19. + Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза

    Многовековые попытки человечества совладать с насилием, к сожалению, не привели пока к его исчезновению, и перспектива реального перехода к ненасильственному существованию, к отношениям, основанным на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости, все отдаляется и отдаляется... В целом удается лишь контролировать явные, "горячие" и масштабные, формы насилия (не всегда, впрочем, успешно, о чем вопиюще свидетельствуют события августа 2001 года). Но по-прежнему широко распространено насилие "частное", почти незаметное и, увы, привычное - насилие в непосредственном межличностном взаимодействии и общении. Более того, такое насилие многими признается оправданным, неизбежным (и чуть ли не "полезным"!) даже в такой сфере, как воспитание и образование. Однако, любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы красивыми целями ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. К тому же вполне очевидно, что "малое насилие" является источником и предвестником "большого". Особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами, речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает, оберегает и развивает, прежде всего, "человеческое в человеке", о принципиальной смене приоритетов в образовании и движении "от культуры полезности к культуре достоинства"

    // "Век толерантности" выпуск 3 - 4

    http://www.tolerance.ru/VT-3-4-obrazovanie.php?PrPage=VT
  20. + Экзистенциальная психология глубинного общения
    http://psylib.org.ua//books/brats01/index.htm
См.также
  1. Братченко С.Л. Страница в разделе "Семинары, тренинги, группы"
  2. Отзывы участников семинара-тренинга "Психология глубинного общения" (экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджетала к индивидуальному консультированию), г. Санкт-Петербург, 12 -18 декабря 2007 г.
  3. Отзывы участников семинара-тренинга "Психология глубинного общения" (экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджетала к индивидуальному консультированию), г. Мариуполь, 19 -22 ноября 2007 г.
  4. Отзывы участников семинара-тренинга "Психология глубинного общения" (экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджетала к индивидуальному консультированию), г. Иркутск, 9 - 13 апреля 2008 г.
  5. Отзывы участников семинара-тренинга "Психология глубинного общения" (экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджетала к индивидуальному консультированию), г. Ангарск, 12 - 15 мая 2008 г.