ENG
         
hpsy.ru/

../../Психология глубинного общения : программа семинара-тренинга для практических психологов

«...мой поиск привел меня к пониманию того,
что у каждого из нас есть внутреннее чувство,
возможность осознания нашего субъективного мира,
но слишком часто мы не учимся ценить
и использовать этот жизненно важный элемент
нашего бытия»

Данная Программа разрабатывалась в течение 1993-1999 годов. Она базируется на экзистенциально-гуманистическом подходе (ЭГП) Джеймса БЮДЖЕНТАЛА и его концепции обучения основам психологического консультирования, которая описана в его книгах и представлена им в ходе российско-американской конференции по ЭГП (Сан-Франциско, 1997). Также были использованы элементы методики проведения обучающих семинаров-тренингов "Основы экзистенциально-гуманистического подхода" (части I и II) и "Практика экзистенциальной терапии", проведенных в Санкт-Петербурге Дэборой РЭХИЛИ (1993 и 1994), Робертом НЭЙДЕРОМ и Падмой КАТЕЛЛ (1995).

В ходе разработки данной Программы она была апробирована (с различной степенью полноты) в рамках подготовки практических психологов в Санкт-Петербурге, Москве , Рязани, Кирове, Красноярске, Йошкар-Оле, Гомеле .В целом Программа вызвала у психологов большой интерес и продемонстрировала большие возможности ЭГП .

Описание Программы складывается из трех основных частей:
I. Философско-теоретические основы;
II. Основное содержание Программы;
III. Цели, принципы и методы работы.

I. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

В экзистенциально-гуманистическом подходе теория - не просто абстрактный «довесок» к практике. Теория ЭГП создаёт фундамент, ценностно-смысловую ориентацию всей практической работы и надежную основу для выбора каждого отдельного действия психолога-консультанта ( в дальнейшем я буду в основном использовать термин «фасилитатор» -- как обобщенное название позиций практического психолога, консультанта, психотерапевта; сам Бюджентал предпочитает говорить «психотерапевт», хотя и отмечает, что этот термин не вполне его устраивает ). Поэтому в данной Программе исходные теоретические положения принципиально важны и поэтому в семинаре-тренинге они проходят красной нитью через все темы и рассматриваются достаточно подробно.

В современной психологии и психотерапии существует огромное количество подходов к консультированию - весьма различных как по своей теоретической направленности, так и по процедурной оснащенности. Одним из самых глубоких и подлинно гуманных является экзистенциально-гуманистический подход Джеймса БЮДЖЕНТАЛА (James F. T . BUGENTAL, род. в 1915 г.).Это развиваемая на протяжении вот уже пяти десятилетий фундаментальная и многогранная концепция. Она включает в себя и философско-методологическое обоснование, и психологическую теорию личности и личностного роста, и оригинальную концепцию глубинного взаимодействия и общения в процессе индивидуального консультирования, и, конечно, - необозримый и бесценный, интенсивно пережитый, глубоко осмысленный и блестяще описанный опыт практической работы с клиентами.

Масштабы и разнообразие этого опыта работы с реальными людьми огромны - только за первые 30 лет консультативной деятельности Бюджентал провел более 50.000 (!) часов в непосредственном общении с клиентами, среди которых были инженеры, полицейские, проститутки, юристы, учителя, чиновники, домохозяйки, секретарши, студенты, нянечки, врачи, монахини, таксисты, министры, священники, солдаты, рабочие, профессора, клерки, актеры и многие другие /Bugental, 1976, p.1/. Нельзя не признать - концепция Бюджентала возникла не на пустом месте и не за письменным столом; это не просто умозрительное теоретизирование, а, говоря словами Достоевского, «реализм в высшем смысле». Очевидно - есть у Бюджентала весомые основания, чтобы говорить о сущности человеческой, а у нас -- чтобы прислушаться к этому ...

Здесь я не имею возможности представить всю глубину, богатство и красоту этой концепции и ограничусь кратким описанием ключевых ее положений в виде тезисов с небольшими комментариями (максимально используя при этом «голос» самого Бюджентала).

1. Важнейшая особенность «человеческой природы» - внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни. /Bugental, 1995, p. 18/

У человека есть потенциал осознать свою жизнь ( шестое, «экзистенциальное чувство», «внутреннее видение» -- как называет эту способность Бюджентал ), понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Но все дело в том - сумеет ли человек реализовать этот потенциал. Для этого ему важно мобилизовать заботу о своей жизни и способности к внутреннему поиску, с помощью которых появляется возможность за многочисленными «онтическими трудностями» не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня -- те «базовые вопросы», которые жизнь ставит перед каждым человеком: «Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?» /Bugental, 1987, p. 5/. С одной стороны, ответ на этот экзистенциальный вызов неизбежен и все мы «отвечаем на эти вопросы своими жизнями, тем, как мы определяем самих себя, как мы используем свои силы, как относимся к другим людям, как встречаем все возможности и ограничения человеческого существования» / ibid. /. Но, с другой стороны, эти вопросы и тем более ответы не очевидны, они требуют от человека усилий, напряженного поиска и, по сути, «всю свою жизнь мы... формулируем и пересматриваем свои ответы...» / ibid. /.

Способность человека к экзистенциальному поиску через осмысление своего бытия (которая, в свою очередь, опирается на специфически человеческую способность к «рефлексивному самосознанию» -- «сознавать и в то же время осознавать нашу сознательность» /Bugental, Kleiner, 1993, p. 102/) содержит в себе различные возможности -- как уменьшения, так и увеличения «препятствий для аутентичной жизни» / ibid. /. И хотя, как считает Бюджентал, этот поиск сам по себе является процессом исцеляющим и развивающим, но далеко не всякие полученные в результате «ответы» ведут к «экзистенциальной эмансипации» -- возможности «продвинуться в действительно новом способе бытия», свободном от жестких идентификаций, «идеализированных образов» и т.п. /Bugental, 1978, р. 10/. Способствовать экзистенциальной эмансипации - суть психотерапевтической работы, которую Бюджентал назвал «жизнеизменяющей».

2. Жизнеизменяющая психотерапия - это работа клиента и терапевта над тем, чтобы «помочь первому проанализировать способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы они сделали жизнь клиента более аутентичной и, таким образом, -- более реализованной …» /Bugental, 1987, p. 6/.

Как справедливо считает Бюджентал, психотерапевт, принадлежащий к любой школе, может сказать: «Суть нашего дела - изменение!». . Однако все дело - в сути изменения. От того, как понимается это изменение, зависит самое главное - представление о цели, предназначении и смысле работы фасилитаторга.

И в этом-то различные психологические школы расходятся весьма существенно. Используя известную дихотомию А.Маслоу «дефицитарные мотивы - бытийные мотивы», Бюджентал выделяет два основные уровня целей работы фасилитатора /Bugental, 1978, р. 2-11/:

  1. дефицитарный уровень целей -- когда усилия фасилитатора сосредоточены на дефицитарной мотивации, т.е. на устранении (уменьшении) негативных переживаний из-за нехватки чего-либо, на корректировку условий, от которых человек страдает;
  2. бытийный уровень целей -- когда смысл не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым «хорошим условиям», которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше - «к богатству и осмысленности жизни, значительно большей, чем он знал до сих пор» /ibid., p.6/.

Жизнеизменяющая психотерапия учитывает необходимость снижения «личностного дистресса» и многие другие проблемы дефицитарного уровня, но не останавливается на них, идет дальше - на экзистенциальную глубину. Главная цель для Бюджентала не в устранении «симптомов», а в помощи клиенту почувствовать себя «способным на большее в своей жизни и ... имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение»/Bugental, 1987, р.9/. (Не случайно одна из известных книг другого видного представителя экзистенциального направления Джеральда КОРЭЯ так и называется -- «Я никогда не знал, что у меня есть выбор» /Corey, 1986/).

Суть позиции Бюджентала заключается не в игнорировании конкретных затруднений клиента и симптомов - «презирать симптомы могут только те, кто не знает их бремени» /Bugental, 1978, p. 2-3/, - а в том, чтобы не ограничиваться работой с симптомом. Такое ограничение не эффективно даже с «симптоматической» точки зрения: так как большинство симптомов и дистрессов являются « значительно более глубоко укорененными в натуре клиента», то всегда есть «возможность того, что дистресс является сигналом глубокого пласта бытия, который будет настоятельно заявлять о себе, и, в случае исчезновения данного симптома, создаст другие сложности» /ibid., p. 3/.

За большинством частных психологических трудностей в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы - проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы «Что я есть? Что есть этот мир?» и т.д. В ЭГП фасилитатор проявляет особый «экзистенциальный слух», позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы, а затем - помочь увидеть и справиться с ними и самому клиенту. . Таким образом, главный вызов, с которым ЭГП обращается к каждому из нас и который красной нитью проходит через всю его теорию и практику, это: «Как мы можем более полно и подлинно реализовать (т.е. - постигнуть и сделать актуальным) то, что латентно заложено в нашей природе?» /Bugental, Kleiner, 1993, p. 101/. Экзистенциальный поиск себя подлинного - это в данном подходе и основное средство, и важнейшая цель.

3. «Жизнеизменяющая терапия ... в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий» . /Bugental, 1987, p.3/

Если экзистенциальные изменения человеческой жизни происходят - то ГДЕ, в какой плоскости они происходят, и где их истоки и движущие силы? Ответ Бюджентала на все эти вопросы - в субъективности человека. Субъективность это, по его мнению, - психологическая основа бытия человека. Это его внутренняя жизнь, мир субъективных переживаний, «личная» реальность человека, в которой он живет наиболее подлинно. Ее составляющие - это «наши образы восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и мечты, а также все то, что бесконечно, днем и ночью, во сне и в бодрствующем состоянии происходит в нас, определяя то, что мы делаем во внешнем мире и что мы делаем из того, что там с нами случается» /Bugental, 1987, p.7/.

Субъективность - это, по выражению Бюджентала, «архетипическая родина» человека, откуда берет начало все самое важное в его жизни. И поэтому именно субъективность и происходящее в ней является для фасилитатора исключительно важным -- это, перефразируя Фрейда, «королевская дорога» постижения человеческого в человеке. Более того, настоящая, «жизнеизменяющая» психологическая работа возможна только в плоскости внутренней субъективной реальности. И чем серьезнее и острее проблема, над которой идет эта работа, тем основательнее необходимо погружение в субъективность «хозяина» проблемы -- ему «не могут помочь никакие объективные манипуляции, сколько бы их ни было» /ibid., p.4/. Любая активность во внешнем по отношению к субъекту мире имеет значение постольку, поскольку она затрагивает его субъективность.

Однако люди обычно не уделяют должного внимания этой субъективной «фундаментальной реальности», замечая ее лишь в моменты серьезных затруднений. Но и в этих случаях мы часто идем привычным «объективным путем», что похоже на попытки «переделать свою жизнь, перекладывая фотографии в семейном альбоме. Мы работаем над недвижимым и, по сути, мертвым объектом; поэтому не удивительно, что нет реальной пользы от подобных попыток» /Bugental, 1976, p.291/.

В то же время, субъективность столь же важна, сколь и неуловима; ее невозможно даже точно описать - ибо дать однозначно-точное (т.е. объективное) описание субъективности означает исказить ее суть. Самый верный путь к познанию субъективности - опыт переживания. Поэтому в книгах Бюджентала так много внимания уделено описанию конкретных ситуаций консультирования и их субъективных аспектов, а некоторые состоят из них почти полностью /Bugental, 1976, 1990 , 1999 /.

4. Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две главные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им. /Бюджентал, из лекций, 1997/

Борьба этих двух мотивов -- развития и стабильности -- сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути. А приход человека за психологической помощью свидетельствует скорее всего об обострении этой борьбы, о противоречивом, болезненном и загоняющем в тупик равнодействии сил. С этой точки зрения, ключевой вопрос фасилитатора заключается в том, какую их этих сил в драме жизненного развития клиента он поддерживает. Принципиально важно, что при ориентации на поддержку и усиление в клиенте тенденции к развитию и изменению Бюджентал исходит из необходимости равного уважения обеих сил. Помогая человеку перестроить свою жизнь, мы должны признавать и деликатно относиться к его естественному беспокойству перед перспективой этой перестройки. И чем глубже изменения - тем сильнее тревога; экзистенциальные изменения с неизбежностью порождают экзистенциальную тревогу и, естественно, сопротивление. Сопротивление - это отстаивание человеком своей «привычной идентичности и знакомого мира от воспринимаемой угрозы» /Bugental, 1987, p.175/; и это важнейшее проявление мотива стабильности.

В то же время «фундаментальная драма» проявляется не только как противостояние различных мотивов и тенденций, но и как разные стороны одних и тех же явлений и процессов. В первую очередь, это касается «картины мира»: каждый человек сначала сам создает «свой мир» (естественно, не без влияния реального мира), а затем этот им же сотворенный конструкт «Я - и -- Мир» не только оказывает мощное воздействие на жизнь своего автора, но и во многом ее ограничивает. Используя одни возможности, одни способы существования, мы тем самым отказываемся от других. Осознание клиентом этой драматической диалектики жизни -- непременное условие эффективной работы фасилитатора и важнейший ее результат.

5. Роль психотерапевта - «не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять эту способность ... к собственному внутреннему зрению» . /Bugental, Kleiner 1993, p.107/

Ключевой вопрос для любого вида «работы по изменению»: если в жизни клиента должны произойти определенные изменения, то КТО осуществляет эти изменения и отвечает за то, чтобы они произошли?! Большинство подходов в психотерапии отводят (с той или иной степенью категоричности) ведущую роль психотерапевту - он «специалист», он знает что, в каком направлении и как надо менять. А клиент -- объект приложения усилий «специалиста», пассивный реципиент (пассивный - не в том смысле, что ничего не делает, а в том, что не принимает ответственности за процесс и результат).

В этом пункте -- коренное отличие ЭГП от других подходов. Бюджентал смотрит на клиента как на субъекта изменений . И сила, и ресурсы, и «компас», определяющий желательное направление этих изменений, -- все это в руках самого «изменяющегося». Как подчеркивает Бюджентал, у любого психотерапевта в процессе консультирования может возникнуть сильное искушение принять «власть» на себя, -- тем более, что клиенты, как правило, изначально настроены и усиленно стремятся передать ему эту власть. Но поддаться этому искушению означало бы помешать собственным поискам клиента и снять с него ответственность за это; а следовательно -- закрыть ему дорогу к «экзистенциальной эмансипации».

Клиент потому и стал клиентом, что не сумел стать хозяином своей жизни, -- и главный смысл психологической помощи как раз и состоит в том, чтобы помочь ему вернуть «законное право» на собственную жизнь. Поэтому Бюджентал считает, что психотерапевты -- не лечат болезни или нарушения, а «освобождают пленников»; они похожи скорее на «группу спасателей», помогающих человеку выйти из тюрьмы (своей собственной -- внутренней тюрьмы ) и жить более свободно. В силах терапевта . - только («только»!) содействовать внутреннему поиску клиента, помочь ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам.

Иными словами, Бюджентал исходит из того, что имеет значение не только сам по себе «эмоциональный опыт», полученный человеком в ходе психологической работы (что признается большинством современных подходов), - «чтобы этот опыт стал ... исцеляющим и способствующим росту, принципиально важно как получен этот опыт» /Bugental, 1978, p.16/. Наиболее значимый и конструктивный результат будет, если клиент принимает на себя ответственность за разрешение своих противоречий и сам открывает новые пути. Если он «приходит к своим эмоциональным проблемам вследствие собственного внутреннего исследования ...; тогда клиент постигает нечто большее, чем слова и логика, -- ... переживание бытия в целом. Клиент распространяет внутреннее осознание на жизнь в целом и это расширенное осознание остается устойчивой частью личности, обогащающей последующую жизнь множеством тонких способов.» /ibid., p. 17/.

Следует отметить еще один существенный момент. При постоянном стремлении понять клиента, фасилитатору важно все время отдавать себе отчет в относительности и ограниченности возможностей в этом плане. ЭГП основывается на признании и уважении уникальности и автономии человеческого в каждом человеке. Это также означает понимание того, что человек в глубинах своей сущности «безжалостно непредсказуем» и «не может быть познан до конца», т.к. сам может выступать источником изменений в собственном живом бытии, разрушающих любые «объективные» предсказания и ожидаемые результаты. Поэтому Бюджентал предпочитает говорить о «тайне клиента», о «важности и тщетности информации», о том, что в каждом человеке всегда есть «что-то еще» -- что-то непознанное, неуловимое и еще не открытое (возможно, и для него самого)...

6. «В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента -- быть интенсивно присутствующим, т.е. быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит». /Bugental, 1978, p.18/

В концепции Бюджентала « присутствие » - одно из ключевых понятий. Это гораздо больше, нежели простое «физическое пребывание». Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с внутренней жизнью, с потоком собственных переживаний. «Действительно присутствующий клиент полностью погружен в раскапывание субъективного. ... это не «думание о» или «разгадывание» своего «Я». Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем на решение арифметических задач» / ibid. /.

Естественно, присутствие означает соприкосновение прежде всего с непосредственными и актуальными переживаниями. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем - с тем, что в данный момент действительно «живет» в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного проживания -- в том числе и событий прошлого или будущего -- могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. «Только в этот момент я жив. Все остальное в определенной мере спекулятивно. Только сейчас, сейчас, я могу изменить свою жизнь.» /Bugental, 1978, p. 121/.

7. В работе психотерапевта от него «требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого ... является его собственная субъективность» /Bugental, 1987, p.3-4/.

То, что в первую очередь обеспечивает мою работу с клиентом, утверждает Бюджентал, - это я сам. Фасилитатор работает собой: своим внутренним миром, своей субъективностью и, в первую очередь, -- чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой. Решающим при этом является, однако, способность фасилитатора сделать возможными интенсивные поиски самого клиента, его осознания, ответственные выборы и мужественные решения. Это, в свою очередь, предполагает развитие широкого спектра сензитивных способностей (включая интуицию) фасилитатора, позволяющих ему тонко чувствовать сложные, часто едва уловимые, процессы субъективной реальности.

Бюджентал выделил самые важные, с его точки зрения, «измерения» этой реальности, которым необходимо уделять первостепенное внимание в процессе индивидуального консультирования и к которым у фасилитатора должна быть особая чувствительность. Однако, говоря о любом структурировании, следует иметь в виду, что в ЭГП задается скорее общая направленность, локус осмысления фасилитатором происходящего в процессе консультирования, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к более глубокой и интенсивной работе с субъективностью. Искусство фасилитатора как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства Бюджентал описал 13 основных параметров консультационной (психотерапевтической) работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы «расширения субъективных возможностей» фасилитатора вряд ли могут похвастаться другие подходы. Именно эта программа Бюджентала легла в основу данного семинара-тренинга.

Содержание П1 П2 П3

Братченко С.Л.,

Психология глубинного общения: программа семинара-тренинга для практических психологов. // Технологии социально-психологических тренингов. М., 2001. С. 57-92.

См. также
  1. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
  2. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения
  3. Братченко С.Л. Как это начиналось… Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России
  4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании
  5. Братченко С.Л., Клюева Н.В. Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса
  6. Братченко С.Л. Книга о главном, или Путешествие в Мир Субъективного (Предисловие к переводу книги Дж.БЮДЖЕНТАЛА «Искусство психотерапевта»)
  7. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя.
  8. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: Уроки для психологии.
  9. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
  10. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии
  11. Братченко С.Л., Курбатова Т.Н. Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бюджентала (продолжаем разговор)
  12. Братченко С.Л. Вопросы самому себе – как путь понимания…
  13. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Психолог: личность и ремесло
  14. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала.
  15. Братченко С.Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология
  16. Братченко С.Л. Личность, Общение, Диалог
  17. Братченко С.Л. Моя психолого-педагогическая история
  18. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза
  19. Братченко С.Л. Личность у М.М. Бахтина