|
В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень
распространенными, даже модными слова "самореализация
личности", "самоактуализация", "личностный
рост" и т. п. Однако, на наш взгляд, полноценного
содержательного наполнения эти "новые формулы" пока у
нас не получили и либо используются в метафорическом смысле,
очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым
красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые
"одежки" (вместо, например, устаревших
"всестороннее развитие личности", "формирование
нового человека" и т. п.). В последнем случае с
неизбежностью получаются своеобразные "кентавры", так
как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на
нашу психолого-педагогическую теоретическую "почву"
заведомо обречены как минимум на несоответствие (а чаще именно
"почва" решает дело, и ростки нового просто не
приживаются). Поэтому важно понять, что идеи самореализации,
личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а
являются следствием более глубоких установок, задающих вполне
определенныйподход к человеку и его развитию.
В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником
философии человека, источником, который питает и формирует ее,
является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек
питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен
достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь
и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием.
Отсутствие доверия породит соответствующие представления"
(цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности,
следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых
теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не
всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная
составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является
реальным фундаментом концептуальных построений.
Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время
Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии
человека, источником, который питает и формирует ее, является
вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами - С.
Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно
четко разделятся на две группы (увы - неравные):
"доверяющих" человеческой природе (т. е. гуманистически
ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри
каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные
различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно
подразделение:
а) в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более
жесткая позиция, утверждающая, что природа человека
негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам
человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в
соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то
нет и изначально он представляет собой нейтральный
объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит
обретаемая человеком "сущность";
б) в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более
радикальная точка зрения, утверждающая
безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность
человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при
соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на
человека, который исходит из того, что изначально человек не
обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания,
причем позитивная актуализация не гарантирована, но является
результатом собственного свободного и ответственного выбора
человека, эту позицию можно назвать
условно-позитивной.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности
человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой
сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его
правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены
все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма
различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально
решается следующим образом: если сущность человека негативная,
то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать,
сконструировать и "вложить" в человека (при этом в
обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые
интересы общества); если она позитивная - ей надо помочь
раскрыться; если сущность обретается посредством свободного
выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух
случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).
Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире
психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя
эта схема (как и любая попытка классификации в психологии),
безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на
наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно
ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения
психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого
выбора.
Таблица: Базисные установки психологических концепций
Базисная установка | Природа человека | Смысл воспитания | Основные представители | |
Неверие в человека | Негативная |
Исправление, компенсация |
Классический фрейдизм | |
Нейтральная |
Формирование, коррекция |
Бихевиоризм, Большинство подходов в советской психологии | ||
Вера в человека |
Безусловно- позитивная |
Помощь в актуализации |
Концепции К. Роджерса, А. Маслоу |
|
Условно- позитивная |
Помощь в выборе | Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала |
Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и
самореализации является логическим продолжением взгляда на
человека в гуманистической психологии и по сути своей
несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими,
формирующими и т. п.
Представленное здесь понимание личности и личностного роста
опирается на концепцию одного из лидеров "движения за
гуманизацию психологии" Карла Роджерса - его
личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду,
что одна из отличительных особенностей этого направления в
психологии - отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих
дефиниций и однозначных толкований; его представители признают
неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную
неполноту наших представлений о нем и не претендуют на
завершенность теории.)
Личность
В самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:
Рисунок "треугольник развития":
ЛИЧНОСТЬ
ВНУТРЕННИЙ ВНЕШНИЙ
МИР МИР
Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий - прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, "главная движущая сила жизни" и развития человека - стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом "тенденцией к актуализации". И потому для личности исходные, определяющие отношения - именно с внутренним миром, с самим собой.
Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то "тенденция к актуализации" действует в полную силу и обеспечивает движение человека - несмотря на возможные ошибки и трудности - к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: "это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно" (Лэндрет Г., 1994, с. 63).
Отношения личности с внешним миром - особенно с миром других людей - куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, - человек, как утверждает К. Роджерс, "неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях" (П. Тиллих, К. Роджерс..., 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности - "Я" - имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего - значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.
Личностный рост
Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) - это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более - "общественно-полезной"; не формирование устойчивой "системы ценностных ориентации"; не "присвоение ребенком общественной человеческой сущности"; не формирование "активной жизненной позиции"; не развитие "способности созидать новые формы общественной жизни"; не освоение "образа идеального взрослого".
Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности "от себя" и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии "треугольника развития" - по линии взаимодействия "внешний мир - личность".
Главный психологический смысл ЛР - освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях - более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами "треугольника развития" не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.
Личностный рост не тождествен продвижению человека по "лестнице возрастов"; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем "основном законе личностного роста", который, опираясь на известную формулу К.Роджерса "если - то" (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения - их содержание, направленность, динамика - свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.
При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие[*]:
Интраперсональные критерии ЛР:
Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору" (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного "Я" (тем более - лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что "цельный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание" (Роджерс К., 1994, с. 242).
Открытость внутреннему опыту переживаний. "Опыт переживаний" - одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность - тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".
Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального - вот основные тенденции ЛР по этому критерию.
Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, "не-алиби-в-бытии"). Это также означает "внутренний локус оценивания" - ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.
Целостность. Важнейшее направление ЛР - усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно - целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала "младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся" (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, "Я"-реальным и "Я"-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.
Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно "быть в процессе" - "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель" (Роджерс К., 1994, с. 221).
Интерперсональные критерии ЛР:
Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.
Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший критерий ЛР - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии": (The Carl Rogers..., 1989, p. 251);
Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного момента" (Ibid.) и "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности" (Роджерс К., 1994,1 с. 81).
Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно - ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ...
* Данный перечень критериев - это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.
БРАТЧЕНКО С.Л., МИРОНОВА М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности СПб., 1997, С.38-46.