ENG
         
hpsy.ru/

../../Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни. Приложения

<< Назад к содержанию книги

Приложение 1. Круг вопросов, на которые полезно ответить самому себе при поиске смысла деятельности, действия, переживания в настоящем

1. Базовые вопросы: собственно поиск ответа на вопрос о смысле.

Что сейчас главное для меня? - Для чего мне этот миг: как я готов потратить свои ресурсы?- Что сейчас необходимо? - Что призывает меня, что требует моего участия? - Что именно я могу сделать?

  • Ценности переживания:

Могу ли я найти в настоящем что-либо прекрасное и неповторимое?

  • Ценности созидания:

Может ли сейчас возникнуть что-то ценное благодаря мне, моему участию? Какова цель моей деятельности, к чему ведет мой поступок? Что привнесет в мир задуманное мной произведение, что изменится благодаря ему?

  • В условиях, не поддающихся изменению - ценности отношения:

Ради чего или ради кого я выдерживаю эти тяготы или страдание? Что - какие отношения, какие убеждения - дает мне силы?

2. Вопросы, позволяющие убедиться в том, что ответ найден правильно: смысл должен удовлетворять трем условиям - ценности; свободы; ответственности.

Вопросы ценности:

  • Важно ли то, что я сейчас понял или почувствовал?
  • Что изменится, если я поступлю иначе? Случится ли что-нибудь, чего я хотел бы избежать?

Вопросы свободы:

  • Должен ли я совершить задуманное? Могу ли представить себе, что не сделаю этого? (Если - нет, то - кто или что заставляет меня?)
  • Могу ли я сказать с уверенностью, что хочу этого? Что делаю это добровольно?

Вопросы ответственности:

  • Ради кого или ради чего я делаю то, что делаю? (Хочу ли я вложить свой труд в достижение этой цели?)
  • Должен ли я совершать это в данных обстоятельствах? (Кто говорит, что я должен?)
  • Насколько созвучен мне этот шаг? (А может, мне будет больше соответствовать другое действие или бездействие?)

Приложение 2. Путь к смыслу жизни

Эта жизнь обращается к тебе -

дерзай!Пока живешь, помни: эта жизнь обращается к тебе! Уже не твои родители, учителя, начальники; не политики, не философы, не священники.

Они могут сказать только, как жизнь обращается к ним. Тебе же она всегда говорит иное. Потому что она обращена к тебе, во всякое время - к тебе лично:

что захватывает, что очаровывает тебя;

что тебе интересно;

что пугает, что - сердит; что тебе тягостно, а что - отвратительно, -

все это и есть обращение к тебе.

Скорей туда: это твоя жизнь! Откройся всему, что тебя трогает. Рискуй жизнью, пробуй: сомневайся, узнай себя одержимым и влюбленным, - и тогда выбирай. Дай свой ответ - его никогда еще не давали! Ответить жизни за тебя никто не может.

Держись своего чутья, не бойся ошибаться. Хуже отказаться от жизни из страха перед ошибками, чем ошибаясь - жить. Не позволяй указывать себе, что ты должен делать. Замечай это только как слова других, как дань традиции или моде, как чужие поступки. Уверенно следуй собственному чутью. Ты почувствуешь, когда с тебя будет довольно. Сам поймешь, что продолжать было бы уже неправильно. Чутье подскажет тебе, если начнешь топтать ценности и причинишь боль тем, кто тебе дорог. Ты почувствуешь свои границы, когда подойдешь к ним вплотную. Слушай свое чутье!

Так звучит весть экзистенциализма: вверься жизни, следуй за ней так далеко, как можешь, пока несут ноги! Не бросай себя, ущербного и щепетильного, в порту, за его молом страха и маяком привычек. Это касается твоей жизни! Это касается тебя - твоего полного присутствия в этом твоем мире!

Это смысл. Так ты можешь его найти.

Литературные источники

I. Frankl V.F. (1982): Ärztliche Seelsorge. Wien: Deuticke.

В. Э. Франкл: Доктор и душа. - С-Пб: «Ювента», 1997.

II. Frankl V.F. (1978): Der Wille zum Sinn. Ausgewählte Vorträge über Logotherapie. Bern: Huber.

В. Э. Франкл: Воля к смыслу. Избранные работы по логотерапии. Переведена на русский язык с английского Д. Гурьевым и Л. Суворовой (М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000).

III. Frankl V.F. (1985): Das Leiden am sinnlosen Leben. Psychotherapie fur heute. Freiburg: Herder-Taschenbuch.

В. Э. Франкл: Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. - Перевод С.С.Панкова (Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009).

V. Frankl V.F. (1981): Die Sinnfrage in der Psychotherapie. München: Piper.

В. Э. Франкл: Вопрос о смысле в психотерапии. На русский язык не переведена.

VI. Frankl V.F. (1983): Theorie und Therapie der Neurosen. München: Reinharp, UTB.

В. Э. Франкл: Теория и терапия неврозов. - Спб.: Речь, 2001

VII. Frankl V.F. (1984): Der leidende Mensch. Antropologische Grundlagen der Psychotherapie. Bern: Huber.

В. Э. Франкл: Страдающий человек. - На русский язык не переведена.

VIII. Frankl V.F. (1955): Pathologie des Zeitgeistes. Wien: Deuticke.

В. Э. Франкл: Патология нашего времени. - На русский язык не переведена.

IX. Frankl V.F. (1986): Psychotherapie in der Praxis. München: Piper.

В. Э. Франкл: Психотерапия на практике. - С-Пб.: Речь, 2001г., перевод Н.Панькова и В. Певчева.

X. Längle (1985): Wege zum Sinn. Logotherapie als Orientierungshilfe. München: Piper.

А. Лэнгле: Пути к смыслу. Логотерапия помогает сориентироваться. - На русский язык не переведена.

XI. Längle (1988): Entscheidung zum Sein. Logotherapie in der Praxis. München: Piper.

А. Лэнгле: Решение в пользу бытия. Логотерапия на практике. - На русский язык не переведена.

Примечания

  1. Аллюзия на одно из писем Зигмунда Фрейда, где он писал: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». - Прим. перев.
  2. Здесь и далее: римскими цифрами в квадратных скобках обозначен номер литературного источника, см. последнюю стр.
  3. Первыми двумя школами психотерапии признаны психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера. - Прим. перев.
  4. «Логос» означает здесь только «смысл»; не надо путать логотерапию с логопедией, которая занимается изучением и исправлением речевых навыков. - Прим. автора.
  5. Alfried Längle Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse Eduard-Sueβ-Gasse 10 А-1150 Wien
  6. Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем.
    Давайте задумаемся, например, о «воскресных неврозах» - таком виде депрессии, который охватывает многих при сознании недостатка содержания своей жизни, когда обрывается натиск недельных занятий и становится очевидна пустота собственного существования. Немало случаев самоубийства можно было бы объяснить экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенные явления, как алкоголизм или юношеская преступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Это справедливо также и по отношению к преступникам, и по отношению к кризисам пожилых людей.
    Более того, существуют различные скрытые формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти - жажду денег. В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к удовольствию. Экзистенциальная фрустрация поэтому часто приводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильное сексуальное влечение, разросшееся на почве экзистенциального вакуума». - Виктор Франкл, «Поиск смысла жизни и логотерапия». - Прим.перев.
  7. «Франкл различает две стадии синдрома бессмысленности - экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или, как он иногда говорит, «экзистенциальная фрустрация» - распространенный феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит под сомнение большинство жизненных занятий. Некоторые жалуются на пустоту и смутное недовольство, наступающие с окончанием рабочей недели («воскресный невроз»). Свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хочет делать. Франкл утверждает, что экзистенциальная фрустрация встречается все чаще и наблюдается во всех уголках мира. Согласно одному из его исследований, «экзистенциальным вакуумом» страдают 40 процентов студентов колледжей в Вене и 81 процент студентов американских колледжей. В другой работе он отмечает быстрое распространение этой проблемы в таких регионах, как Чехословакия, другие страны за «железным занавесом» и Африка. Алоиз Хабингср (Alois Habinger) сообщает о нарастании распространенности экзистенциальной фрустрации среди молодежи в Вене за двухлетний период (1970-1972) с 30 до 80 процентов!» - пишет Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная психотерапия». - Прим.перев.
  8. Аналогичное название носило юношеское туристическое движение в Германии накануне первой мировой войны; среди его приверженцев были распространены антибуржуазные настроения и идеи народного единства, вдохновившие и нацистов. - Прим. перев.
  9. См. гл. 5
  10. Совершается, «вершится», лат. - Прим. перев.
  11. Совершенной, «со-вершённой», нем. - Прим. перев.
  12. Транскрипция немецкого слова «Person», центрального понятия Экзистенциального анализа. Оно обозначает существо человека, то главное в нас, благодаря чему мы принимаем и воплощаем решения, не обусловленные полностью телесными и психологическими факторами, с чувством внутреннего согласия и в соответствии с «чутьем на правильное». - Прим. перев.
  13. Персональное - присущее Перзон. - Прим. перев.
  14. ([III]
  15. ([I]
  16. «Человек страдающий», лат.
  17. Книги «Homo patiens» и «Страдающий человек» на русский язык не переведены.
  18. Этот термин и такое понимание совести введено Виктором Франклом.
  19. ([I]
  20. Понятие «экзистенциальная фрустрация» введено Франклом.
  21. См. также ([III]
  22. [III], гл. «В чем смысл страданий».
  23. «Врач лечит, природа исцеляет», лат. - Прим. автора.
  24. Приведенная цитата содержится в последнем абзаце главы «Сверхсмысл» в: [IX]

Лэнгле А.,

См. также
  1. Лэнгле А. Психотерапия - научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа
  2. Лэнгле А. Стоит ли полагаться на чувства?
  3. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарцисцизм как социально-антропологический эксперимент (doc)
  4. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов
  5. Лэнгле А. Четыре основных условия исполненной экзистенции (гл. из книги Смысл жизни. К вопросам экзистенциальной индикации психотерапии)
  6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии (Word)
  7. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая психотерапия (Спор между В. Франклом и А.Лэнгле)
  8. Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии
  9. Лэнгле А. Переживание одиночества (конспект лекции в Москве 10.03.2016)
  10. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный личности (Перевод с немецкого Алексея Лызлова и Бориса Братуся)
  11. Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой?
  12. Лэнгле А. Боль утраченного Я. Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход
  13. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа)
  14. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности
  15. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью
  16. Лэнгле А. Нахождение аутентичной внутренней позиции и ответственного способа её выражения. Пример терапевтической беседы по методу Персонального экзистенциального анализа
  17. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования
  18. Лэнгле А. Травма и Смысл. Против утраты человеческого достоинства
  19. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа
  20. Лэнгле А. Ради чего все это? Путь, ведущий к смыслу
  21. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность (публичная лекция в МПГУ, 20 февраля 2009 г.)
  22. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении
  23. Лэнгле А. Терапевтичский случай (перевод видеозаписи терапевтической работы А. Лэнгле 18 октября 2007 года)
  24. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции
  25. Лэнгле А. Является ли любовь счастьем?
  26. Лэнгле А. Экзистенциальные депрессии (возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению)
  27. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: (избранные главы)
  28. Лэнгле А., Орглер К., Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер
  29. Лэнгле А. Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни
  30. Лэнгле А. Когда нас заставляют, мы не включаемся в жизнь (конспект лекции в РПУ 6 октября 2016 года)
  31. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания
  32. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность
  33. Лэнгле А. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию (конспект доклада )
  34. Лэнгле А. Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
  35. Лэнгле А. Психическая травма. Сохранять человеческое достоинство в страдании (стенограмма лекции)
  36. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка (стенограмма лекции)
  37. Лэнгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика
  38. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: есть ли выход?
  39. Лэнгле А. Что удерживает пару вместе?
  40. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа
  41. Лэнгле А. Когда нет диалога, мы потеряны (интервью)
  42. Лэнгле А. Что делает нашу жизнь ценной? Значение ценностей, чувств и отношений для того, чтобы взрастить любовь к жизни
  43. Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9