ENG
         
hpsy.ru/

../../Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни. Глава.3

<< Назад к содержанию книги

Глава 3. Пути к смыслу

Различать и принимать решение - Смысл зависит от ситуации и человека - Значение смысла - Три основных дороги к смыслу: ценности переживания, ценности созидания, ценности отношения - Обхождение со страданием, которого не можешь изменить («неотвратимое страдание»)

Итак, свобода означает, что человек волен выбирать, как ему поступать в том или ином случае, с кем и каким образом устанавливать и поддерживать отношения. Однако эта свобода неотделима от необходимости искать ориентиры для принятия решения. Решение требует уверенности - ведь речь идет о нашей личной вовлеченности! В обоих описанных выше случаях до личного участия, личного убеждения дело не дошло: эти люди жили, не постигнув сущности свободы.

Иными словами, смысл свободы заключается в поиске оснований для выбора - таких оснований, на которых только и становится возможным принятие подлинного решения. Нахождению подлинного решения предшествуют два этапа:

  1. Сбор данных. Необходимо хорошо представлять себе положение вещей, отдавать себе отчет, относительно чего мы принимаем решение, из чего мы можем выбирать.
  2. Осмысление ценности. Найденные варианты взвешиваются с точки зрения их собственной ценности и практической пользы.

Эти этапы позволяют нам сделать третий шаг - сориентироваться и таким образом найти основание для совершения выбора.

Конечно, существуют и другие возможности сориентироваться и принять решение: религии, философские концепции, идеологии, мнения окружения и авторитетов. Но если ваши лидеры не руководствуются страхом, фанатизмом или безумием, то и они, принимая решение, всякий раз проходят перечисленные этапы. Поскольку я не теолог, мне не следовало бы высказывать здесь свои соображения о религии, однако мне представляется, что глубоко переживаемая вера не очень укладывается в эту систему, потому что в значительной степени подпитывается интуитивным видением, которое, возможно, уместнее назвать даром.

Однако вернемся к экзистенциальному анализу, который занимается вечными вопросами, не касаясь религиозной веры, и потому в равной степени подходит для всех, независимо от конфессиональной принадлежности.

Итак, прежде чем принять решение (вы-брать), нужно сначала рассмотреть (разо-брать) варианты! В имеющихся обстоятельствах, для данного конкретного человека существует единственный оптимальный путь. Из чего бы мы ни исходили, принимая решение - из стремления ли к чему-то хорошему, из желания ли избежать плохого, мы всегда опираемся на свою иерархию ценностей. Наши решения влекут за собой свои затраты, неизбежные издержки и побочные следствия.

Поэтому свобода включает в себя задачу соизмерения разных вариантов, оценки их плюсов и минусов, задачу отделения лучшего от хорошего и безвредного - от опасного. Часто по мере такой «сепарации» вырисовываются структуры, в которых решения приходят сами собой. Взвешивания и соизмеряя ценности, мы тем самым разбираем беспорядочную груду возможностей и вычленяем из нее особые шансы часа. Когда нам удается поймать такой шанс, когда мы отдаем этой возможности предпочтение перед всеми другими (которые в итоге становятся фоном для нашего выбора), мы чувствуем, что живем по максимуму. Выбирая одну возможность, мы выделяем ее из прочих, и, осуществляясь, она в конце концов превращается в единственную.

Т.е. человек с его свободой не оказывается в полной неопределенности, во внутренней пустоте без каких бы то ни было ориентиров. На самом деле мы способны сориентироваться в любых обстоятельствах и найти обоснованное, аутентичное направление для следующего шага в своей жизни. Тот шанс, который мы, определившись относительно его ценности и значимости, хватаем как ценную возможность данных обстоятельств, несет в себе полноту актуального бытия; эта полнота и есть смысл текущего момента. Так мы определяем экзистенциальный смысл.

Жить осмысленно - значит выбрать и реализовать наилучшую возможность из тех, что предоставляют нам обстоятельства, не больше, но и не меньше. Наша человеческая реальность не сложившаяся данность, но процесс; она не окончательна; она еще только «per-ficere»10, ей еще предстоит наилучшим образом «про-питаться» нашим участием, чтобы стать «per-fekt»11. Возможности каждого мгновения неисчерпаемы, и тому, кто хоть немного тренирует свои навыки в использовании свободы, восприятии возможностей и привлечении творческого начала, далеко не хватит жизни, чтобы заняться всем, что ему нравится, что его интересует и в чем он чувствует себя востребованным.

В предыдущей главе мы говорили о связанной со свободой (понимаемой как отсутствие обязательств) опасности оказаться во внутренней пустоте, где человек судорожно хватается за первый попавшийся заменитель свободы. Так вот, с другой стороны, существует опасность потерять себя в избытке интересов и возможностей и уже по-настоящему растеряться. В таком случае человек испытывает «муки выбора»; он чувствует себя не свободным, а вынужденным принять решение.

Не слишком ли много свободы нам дано, когда необходимо выбрать из множества интересных и ценных оказий, из большого числа привлекательных возможностей? В отличие от вышеописанного переживания пустоты, отсутствия интереса, тут нам открывается совершенно иная картина: нет и намека на полный штиль экзистенциального вакуума, жизнь богата и разнообразна. Свобода человека та же, но интенсивность и полнота жизни совсем другие.

Итак, подытожим: человек свободен принимать решения, и не может по-настоящему отказаться от этой свободы. Задача, вытекающая из нашей свободы, заключается в различении возможностей и принятии решения. Только таким образом человек может найти собственный наилучший путь во взаимодействии с любыми обстоятельствами. Название этого пути - «смысл». Т.о., смысл может быть определен как возможность, которая выступает на передний план, выделяется из фона действительности. Т.е., смысл - это всегда реалистичный, сообразный обстоятельствам путь.

Однако как понять, как увидеть в каждый момент времени, какая из возможностей - наилучшая? Откуда взять уверенность, что другое решение не оказалось бы лучше того, что ты выбрал? Как убедиться наверняка, что поступаешь правильно?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно внести еще большую ясность в понятие «смысл». Мы говорили, что «смысл» задается ситуацией. Особенность каждой ситуации - ее возможности. Они меняются и в каждый момент указывают новое направление. Однако их нужно не только увидеть, но еще и сопоставить их ценности - ведь решение следует принять не какое-нибудь, а правильное, «наилучшее из возможных».

Как мы сейчас убедимся, для этого существуют важные указатели. Как и в отношении той составляющей смысла, которая зависит от обстоятельств.

Наверное, вы давно уже спрашиваете себя, не зависят ли возможности ситуации от человека, в ней оказавшегося? Действительно, здесь включается второй фактор, который оказывает на «смысл» значительное влияние. Мы все по-разному видим и используем возможности ситуации. Через призму разного опыта люди по-разному замечают и оценивают одни и те же события и факты. Кроме того, мы различаемся еще и своими навыками и способностями, т.е. врожденными и приобретенными данными для осуществления тех или иных планов; поэтому возможности одного представляют собой невозможность для другого.

Смысл в экзистенциальном понимании - функция от двух переменных; здесь меняются всякий раз и условия - т.е. возможности совершенно определенных актуальных обстоятельств, - и свойства, способности, таланты человека, в эти обстоятельства попавшего. Решение реалистично только тогда, когда обе эти составляющие - возможности обстоятельств и способности человека - учтены и согласованы между собой. Вообразите, к примеру, что некто, не умея плавать, бросается на глубину помочь тонущему. Как благородно и в то же время как бессмысленно! Ведь возможность стать спасателем на водах для не умеющего плавать закрыта. Если он ее тем не менее выберет, завышенная оценка собственных способностей приведет к двойной катастрофе. Тут нужно искать другие возможности - лодку, спасательный круг, - ибо смысл действия спасателя заключается в спасении жизни, а не в жертвовании двумя.

Смысл имеет только то, что значимо для нас, - и здесь мы подходим к его третьей характерной черте (первые две - привязанность смысла к данным обстоятельствам и определенному человеку). То, что нам безразлично, бессмысленно (хотя вполне возможно, что когда-нибудь позже оно станет для нас значимым, а следовательно - осмысленным). Видеть в чем бы то ни было смысл - значит иметь связь с этим предметом, явлением или человеком, находиться с ними в каких-то отношениях. В приведенном выше примере спасение человека осмысленно, потому что сохранение жизни рассматривается как ценность. Едва ли найдется человек, которому совершенно все равно, что другой человек, пускай чужой, идет ко дну. Кто мог бы спокойно смотреть на это?

В жизни многое может иметь ценность, поэтому возникает вопрос: как разобраться в этом многообразии и сделать свое существование осмысленным? Особая заслуга Виктора Франкла состоит в том, что он первым систематизировал все ценности, которые несут в себе зародыш осмысленности. Франкл в своих книгах называет их «основными путям к смыслу». Поскольку эти ценности могут оказать большую помощь в осмысленном формировании жизни - особенно тем, кто уже отчаялся, разыскивая смысл, - остановимся на них подробнее.

1. Ценности переживания. Один из признаков осмысленности жизни - ощущение прекрасного. Если что-то переживается нами как красивое, гармоничное, неповторимое, это мгновение исполнено смысла. Когда человек вверяет себя красоте, у него нет нужды думать о смысле. Цветок, например, может сказать нам так много - о рождении и увядании, о красе цветения и неповторимости ароматов, о многообразии форм и оттенков! И как по-разному мы воспринимаем красоту цветов, созерцая их на лоне природы, собирая или ухаживая за ними.

Или взять наблюдения за животным - как пластично оно двигается, как естественно в своей среде, как радует нас его грация! Если Вы достаточно внимательны, то наверняка и у вас найдется множество примеров подобных переживаний.

Видеть красоту можно не только в явлениях природы. Человеческое творчество тоже предоставляет нам богатые возможности: искусство, спорт, техника, наука - выбор на любой вкус. Развлечение, радость, удовольствие, которые мы испытываем при этом - разве все это так привлекательно не потому, что наши переживания ценны для нас?

Наконец, к глубочайшим ценностям переживания относится встреча с другим человеком. Она может произойти в разговоре, в совместной работе, на празднике, в танце, и особенно - в любви, когда мы воспринимаем другого человека в его неповторимости. Каждому знакомы такие переживания. Но почему они несут в себе смысл? Переживания наполнены смыслом, во-первых, когда встреченное нами красиво само по себе, и во-вторых - когда человек, переживающий встречу, одновременно с переживанием деятельно участвует в формировании того, с чем встретился, внутренне воссоздавая таким образом его сущность. Так он впитывает в себя ценное из мира и «обогащается» им. С другой стороны, как и все, связанное со смыслом, ценность переживания зависит не только от ценности предмета, явления или создания, но и от человека, который вступает с ними в отношения, имеет с ними дело, им предается. Однако готовности предаваться, увлеченности, не бывает без пассивной созерцательности: в ней происходит принятие внешней формы, внутреннее воспроизведение того оттенка вещи, который делает ее такой привлекательной. Осмысленные переживания получают свои окончательные очертания благодаря их личному формированию человеком, во внутреннем их принятии, в про-живании.

Ценности переживания важны во многих отношениях. Благодаря им мы узнаем о самобытной красоте жизни, благодаря им поддерживаем свои духовные силы; с их помощью обретаем способность осмысленно формировать жизнь и в других областях.

2. Ценности созидания. Человек воспринимает свою жизнь как осмысленную и тогда, когда действует творчески-созидательно. Если ценности переживания помогают вобрать в себя что-то ценное из мира и таким образом обогатиться, то «ценности созидания» дают возможность внести в мир нечто ценное взамен, и тем самым обогатить «мир», в котором в этот самый миг находишься. Любые рост и развитие происходят в смене «беру» и «даю» - в круговороте восприятия, трансформации и воспроизведения. Это основной принцип на всех ступенях жизни - и биологической (например, дыхание, кровообращение, питание), и психологической (в области чувств и эмоций) и, конечно, в сфере ответственности и принятия решений.

Говоря о ценностях созидания, мы имеем в виду создание произведения или совершение поступка. Но что за произведение это должно быть? Без сомнения, это произведения искусства, новаторские достижения в науке и технике. Но если иметь в виду, что возможности и способности разных людей отличаются друг от друга, не меньшим достижением оказывается, если кто-то растит ребенка, если посильно и добросовестно трудится в своей профессии, кормит семью, ведет хозяйство, ухаживает за больным, справляется с жизнью. Дело жизни - не какое-то сенсационное достижение, оно складывается шажок за шажком из маленьких успехов. Именно наша вовлеченность в сочетании с ответственностью и преданностью делу поддерживают нас в любом, в том числе, самом маленьком начинании, дают нам чувство оправданности перед собой и устойчивости перед сознанием собственной бренности.

Франкл написал об этом так: «Нет мысли более великой, даже если бы никто не узнал бы о ней, даже будь она унесена в могилу. Внутренняя жизнь человека, при всей ее драматичности и даже трагизме, никогда не может быть прожита «зря», пусть она останется никем не замеченной, пусть о ней не напишут роман. «Роман», проживаемый каждым, несравнимо большее достижение созидания, нежели тот, что опубликован» ([I]).

Говоря о человеческом созидании, мы ведем речь не столько о грандиозности творения, сколько - что гораздо более важно - о целостности творца. Мы все создаем свои «произведения» день за днем - и на работе, и на отдыхе. Самое значимое из них - то, над которым мы трудимся постоянно, - преодоление жизни. Не говорим ли мы - с полным на то основанием - о «деле жизни», когда думаем о человеке, который с юности трудился в какой-нибудь профессии и теперь уходит на пенсию? И разве не о деле жизни родителей идет речь, когда их дети покидают дом и начинают свой самостоятельный путь?

Ценности созидания охватывают не только профессиональную деятельность, творчество, изобретения и создание нового; они распространяются дальше сугубо материального, в область испытания человека на прочность. Это относится к тем случаям, когда человек, его действия, его решимость, его мужество помогают отстоять какую-то ценность или идею. Для человека может быть в высшей степени осмысленным вступление в группу ради поддержки или, соответственно, выход из группы из протеста. Большое человеческое достижение - встать на защиту другого, рисковать рабочим местом ради справедливости, оказать помощь, когда у кого-то неприятности. Принимая чью-то сторону, человек берет добро под свое покровительство, - и тем самым проникается им.

Врожденная человеческая способность к формированию осмысленной жизни опирается на ценности переживания и ценности созидания, как на две ноги. Переживая и созидая, мы прокладываем свою борозду на жизненном поле, возделываем нашу жизнь.

Но что, если жизнь находится в плену болезни или рока, если она заперта в пространстве настолько тесном, что обе эти возможности недоступны? Где тогда искать смысл?

3. Ценности отношения. Природа плохо оснастила человека для встречи с безнадежными, фатальными обстоятельствами. Неудивительно поэтому, что в них нам особенно тяжело. Представим только, как это трудно - пережить смерть близкого! Какими беспомощными мы можем внезапно стать, если вынуждены справляться с неизлечимой болезнью!

У нас нет ничего, чтобы противостоять бессмысленности такого страдания. Ничего готового, чем можно было бы такое страдание устранить. Не помогают никакие усилия, никакой здравый смысл.

Но, с другой стороны, мы снова и снова встречаем людей, которые выдерживают удары судьбы, тяжелое страдание или даже собственное умирание со впечатляющим величием.

Наверное, кто-то скажет, что этим людям помогла их вера, дала им силы, позволила выдержать. Те, к кому это относится, достигли, вероятно, вершины мастерства в умении жить. Вряд ли они найдут что-то новое для себя в этой книге. Каждый верующий может надеяться, что его вера и ему будет опорой в тяжелые часы его жизни.

Но как быть, если такой поддержки нет? Если одолевают сомнения или отчаяние? - Как быть тем, кто не верит в Бога, не принадлежит ни к одной конфессии? Как им выдержать страдание?

Экзистенциальный анализ и логотерапия Виктора Франкла стремятся открыть те возможности, что доступны всем людям, независимо от их веры или неверия. Экзистенциальный анализ - психотерапевтическое направление, он не занимается вопросами богословия. Не ставя под сомнение ни ценность религии, ни позицию верующих, он принимает и допускает все, что относится к вере. Он совсем не вторгается в эту область, но и не препятствует доступу к ней.

Как же быть человеку перед лицом рокового страдания, которого ему уже не избежать? Его руки связаны, его ориентиры утрачены. Он беспомощен перед лицом неумолимой судьбы, и это осознание - «я ничего не могу изменить» - в трагедии тяжелее всего. Потому что там, где у нас нет свободы, прекращается и бытие Перзон12. Можно ли представить себе что-либо более бесчеловечное, чем тяжелая потеря, сопровождаемая полной утратой персонального13 бытия? Но действительно ли мы лишены всякой возможности повлиять на свою жизнь и полностью находимся в руках судьбы?

Чувство беспомощности - действительно неотъемлемая часть шока, наступающего в результате рокового события. Женщина, потерявшая мужа и оставшаяся одна с четырьмя маленькими детьми, могла бы многое рассказать об этом. Сначала от шока она почти утратила способность чувствовать. Со временем, благодаря помощи друзей, до ее сознания постепенно стало доходить, что теперь, после смерти мужа, поднять четверых детей может только она. (Вначале она чувствовала, что это совершенно невозможно.) Медленно прояснялся горизонт, и вокруг воронки, которую вырвала судьба посреди прежнего пути, обозначился новый. Но женщине открылась не только возможность в одиночку вырастить детей (что она и сделала), ей открылось намного больше. Она видела необходимость, задачу, которая ждала ее и которую никто бы не мог выполнить лучше.

Кроме того, она научилась справляться с мыслью о смерти мужа. Дело не в том, что она постепенно привыкла к его отсутствию. Произошло нечто намного более важное. Она начала понимать, что муж может жить дальше «через нее», если она «с его образом в сердце» продолжает жить и растит детей «в его духе». И разве жизнь ее мужа не нашла своего продолжения в детях? В своей печали она заметила, что ее близость к нему стала сердечнее. Вместо того чтобы стараться «отпустить» его, она запечатлела его в своем сердце; изменившись в результате страдания, стала сознательно вплетать отношение к нему в повседневную жизнь.

Чувство беспомощности охватило фрау Б., когда она узнала, что у нее неоперабельный рак. Что она могла тут поделать? Примерно в то же время ей стало известно, что двое ее детей собираются в путешествие по Южной Америке. Фрау Б. тут же нашла по крайней мере одну возможность обойтись со своей болезнью, приняв решение скрыть ее от детей! Она понимала: если они узнают о ее диагнозе, поездка не состоится. Ей с самого начала было известно, в какое состояние она придет в результате болезни. Она понимала, что от нее зависит, сделать возможной - вопреки болезни - поездку детей или помешать ей. И фрау Б. приняла решение не позволить раку определить все (впервые заняв таким образом позицию относительно болезни). По крайней мере, в этом вопросе она сказала болезни «нет». И потом, в дальнейшем своем страдании (болезнь таки брала свое) благодаря поступкам такого рода фрау Б. испытывала постоянное чувство тайного удовлетворения, обретя смысл своего страдания.

Жизнь дает множество примеров, показывающих, что мы никогда не подвластны року полностью. При всей его неизбежности и неотвратимости, всегда отыщется возможность действовать в обход его - при условии, что человек не цепляется за требование поправить непоправимое. Потому что иначе все прочие возможности постепенно закрываются, неисполнимые ожидания заслоняют их. Пожалуй, самая большая опасность, связанная с ударами судьбы, заключается в том, что человек снова и снова погружается в пучину тоски; у него перед глазами постоянно стоят картины того, как все могло бы быть иначе - прекраснее и счастливее, - если бы только судьба не… Как будто жизнь состоит в том, что мы можем выбирать себе обстоятельства по своему разумению!

Народная мудрость гласит, что судьба порой закрывает нам дверь, но оставляет открытым окно. Только не нужно быть слишком «правильным», иногда можно воспользоваться и окном…В противостоянии судьбе и собственной невозможности ее изменить, то, от чего я страдаю, имеет совсем небольшое значение; это не зависит от меня и потому не так существенно. Главным здесь становится решение, хочу ли я вообще взять страдание на себя, или буду стремиться к невозможному - пытаться избежать своей судьбы (внешне это может выражаться как отрицание; обморок; зависимости; суицидальная попытка). Мне и исключительно мне принадлежит выбор, как страдать, и ответственность за отношения или ценности, ради которых я выбираю держаться за свою жизнь, даже выдерживать ее вопреки страданию. Ради чего я страдаю - самое интимное в моей жизни. Что же при таком видении проявляется как моя собственная сущность? Поскольку страдание принадлежит интимной сфере человека, его не следует использовать для игры в героизм. Главное в страдании - остаться собой.

Теперь уже видно, как из отношения к судьбе с ее тяжелыми ударами может рождаться смысл. Мы получаем от судьбы внешнюю свободу. Но у нас есть еще одна, а именно - свобода отнестись к судьбе так или иначе: сдаться без борьбы или вырвать у нее что-то для себя, сопротивляясь ее напору. Разве не может человек в этом по-новому обрести себя, встретить свою Перзон (пускай даже другие этого не заметили)? Разве не выразится в этом его противодействии неотвратимому отношение к ценности собственной жизни в целом? Если это так (а я не сомневаюсь в этом), то разве не проявит себя в эти моменты истины та ценность, которая и есть я? Ценность, которая лежит в основе нашего достоинства.

Примечания

10 Совершается, «вершится», лат. - Прим. перев.

11 Совершенной, «со-вершённой», нем. - Прим. перев.

12 Транскрипция немецкого слова «Person», центрального понятия Экзистенциального анализа. Оно обозначает существо человека, то главное в нас, благодаря чему мы принимаем и воплощаем решения, не обусловленные полностью телесными и психологическими факторами, с чувством внутреннего согласия и в соответствии с «чутьем на правильное». - Прим. перев.

13 Персональное - присущее Перзон. - Прим. перев.


Читать далее: Глава 4. Смысл - курс на исполненную жизнь

Лэнгле А.,

См. также
  1. Лэнгле А. Психотерапия - научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа
  2. Лэнгле А. Стоит ли полагаться на чувства?
  3. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарцисцизм как социально-антропологический эксперимент (doc)
  4. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов
  5. Лэнгле А. Четыре основных условия исполненной экзистенции (гл. из книги Смысл жизни. К вопросам экзистенциальной индикации психотерапии)
  6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии (Word)
  7. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая психотерапия (Спор между В. Франклом и А.Лэнгле)
  8. Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии
  9. Лэнгле А. Переживание одиночества (конспект лекции в Москве 10.03.2016)
  10. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный личности (Перевод с немецкого Алексея Лызлова и Бориса Братуся)
  11. Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой?
  12. Лэнгле А. Боль утраченного Я. Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход
  13. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа)
  14. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности
  15. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью
  16. Лэнгле А. Нахождение аутентичной внутренней позиции и ответственного способа её выражения. Пример терапевтической беседы по методу Персонального экзистенциального анализа
  17. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования
  18. Лэнгле А. Травма и Смысл. Против утраты человеческого достоинства
  19. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа
  20. Лэнгле А. Ради чего все это? Путь, ведущий к смыслу
  21. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность (публичная лекция в МПГУ, 20 февраля 2009 г.)
  22. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении
  23. Лэнгле А. Терапевтичский случай (перевод видеозаписи терапевтической работы А. Лэнгле 18 октября 2007 года)
  24. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции
  25. Лэнгле А. Является ли любовь счастьем?
  26. Лэнгле А. Экзистенциальные депрессии (возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению)
  27. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: (избранные главы)
  28. Лэнгле А., Орглер К., Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер
  29. Лэнгле А. Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни
  30. Лэнгле А. Когда нас заставляют, мы не включаемся в жизнь (конспект лекции в РПУ 6 октября 2016 года)
  31. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания
  32. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность
  33. Лэнгле А. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию (конспект доклада )
  34. Лэнгле А. Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
  35. Лэнгле А. Психическая травма. Сохранять человеческое достоинство в страдании (стенограмма лекции)
  36. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка (стенограмма лекции)
  37. Лэнгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика
  38. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: есть ли выход?
  39. Лэнгле А. Что удерживает пару вместе?
  40. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа
  41. Лэнгле А. Когда нет диалога, мы потеряны (интервью)
  42. Лэнгле А. Что делает нашу жизнь ценной? Значение ценностей, чувств и отношений для того, чтобы взрастить любовь к жизни
  43. Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9