ENG
         
hpsy.ru/

../../Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни. Глава.1

<< Назад к содержанию книги

Глава 1. Быть человеком означает быть в пути

Что мы понимаем под «смыслом» - Поиск смысла актуален всегда, потому что, во-первых, человек свободен и может меняться; во-вторых, разные варианты не равноценны; в-третьих, обстоятельства жизни непрерывно меняются - Человек действительно свободен? - Жизнь - это творческая задача - Свобода и последствия прошлых решений

В этой книге речь пойдет о смысле, о способах его поиска и путях, на которых он может быть найден; кроме того, мы проясним здесь, что такое смысл и насколько тесно он связан с реальной жизнью.

Оговоримся заранее, что под смыслом мы понимаем не общую формулу смысла жизни, а особого рода участие в формировании обстоятельств. То есть, в самых общих чертах, жизнь человека оказывается осмысленной, когда в каждом ее миге он присутствует целиком - всеми своими навыками и задатками, чувствами и волей; когда творчески взаимодействует с обстоятельствами, воспринимая их такими, каковы они есть. Смысл - это такой вид отношений с жизнью, когда мы очень близки с ней.

Нет такого периода в нашей жизни, когда тема смысла не была бы важна, потому что мы всегда либо опираемся на смысл, чтобы выдержать тяготы, либо ориентируемся на него при совершении выбора. Ведь будущее неоднозначно, и путей к нему - множество.

Любой, кто не оставил намерения прожить полную жизнь, кто стремится вырваться за рамки повседневности, выстоять в кризисе и страдании, кто строит планы на будущее; каждый, кто собирается отметить какую-либо веху или реализовать новые идеи, в процессе выполнения своих непосредственных задач постоянно внутренне соприкасается с ценностью своих действий. Ориентир, «ради чего?» - независимо от того, знаем мы о нем или же действуем импульсивно, бессознательно, - определяет любой наш поступок подобно программе: в каждом взаимодействии с жизнью мы так или иначе задаемся вопросами осмысленности.

В экзистенциальном контексте тема смысла оказывается востребованной независимо от того, в моде ли, «на слуху» ли она теперь. Понятие смысла сильно перегрузили за последние годы, и кое-где намечается почти полная потеря интереса ко всему, его напоминающему. Так что, надо сказать, неудивительно, что трактовки этого понятия зачастую неглубоки, суть его неясна, а его истинный экзистенциальный вес воспринимается лишь изредка. В нашем повествовании подход к теме смысла принципиально иной.

Вопрос о смысле - сам по себе очень человеческий вопрос. Поэтому мы по-прежнему встречаем - на лекциях, в дискуссиях и в печати - сильный, живой интерес со стороны людей самых разных возрастов и профессий. Этот вопрос естественен, если вспомнить о том, что вкладывают в это понятие. Чаще всего под смыслом понимают нечто решающее. Смысл определяет жизненные успехи и поражения. Известно, что его утрата оборачивается отчаянием. Пока человек жив, он бьется над этим жизненно важным вопросом; сознательно или нет, называются ли его поиски поисками смысла или как-то иначе, неизменно одно: то, что подразумевается под смыслом, - главное в жизни человека.

Но почему так? Только потому, что жизнь переменчива, а будущее неизвестно? Однако это верно и в отношении животных, а они не занимаются поисками смысла. Вопрос о смысле стоит перед человеком настолько остро, так значим для него и возникает с такой неизбежностью, потому что жизненный опыт говорит каждому из нас, что

  • наша воля свободна, с ее помощью мы можем выбирать между разными возможностями;
  • наш выбор имеет значение: мы выбираем, ориентируясь на свои ценности;
  • обстоятельства непостоянны, они непрерывно меняются.

Давайте для начала подробно рассмотрим пункт первый. (Второго коснемся пока только в связи с нашей свободой выбора, а более полно обсудим его в третьей и четвертой главах).

Человек живет во внешнем и внутреннем пространствах. Все мы в какой-то момент осознаем себя, свои способности и склонности, физические и социальные условия своего существования, которых не выбирали. И с этого момента все зависит от того, как мы сами сформируем свою жизнь в этом мире. Каждый может что-то сотворить из своей жизни и из себя самого. Итак, осмысленное созидание жизни касается двух ее сфер: обстоятельств и человека в них. В нашем распоряжении объекты и обстоятельства, которые могут быть осмысленно изменены нами в соответствии с нашими потребностями и человеческим достоинством. Обладая чувствами и способностью действовать, человек свободен и призван строить планы с учетом тех возможностей, которые ему предоставляются, различать их и выбирать между ними. В конечном счете, именно он творец своей жизни, он - тот, кто может решать за себя и определять свое будущее. От него зависит, ухватится ли он за эти возможности, воплотит ли их в жизнь, или пройдет мимо.

Однако теоретическая дискуссия о свободе человека сейчас не входит в наши задачи. Нам хотелось бы обратиться к вашему личному опыту. Я еще не встречал человека, который отрицал бы, что обладает возможностями выбора в своей жизни. В опыте каждого есть примеры, когда он искал бы верное решение или сведения, которые позволили бы таковое найти. Скажем, в профессиональной деятельности нам часто приходится взвешивать, какие деловые связи нужно задействовать, какие товары купить, можно ли пойти на тот или иной риск. Бывает, что люди очень подолгу не могут принять решение, где им провести отпуск: на море или в горах. И если потом что-то срывается, они упрекают себя (если принимали решение самостоятельно) или другого (того, кто решил за них), что не была выбрана альтернатива. Т.е. люди понимают, что у них есть или могли бы быть и другие возможности, что они не были обязаны совершить именно этот выбор, - иначе такой упрек с самого начала был бы абсурдным и его ничего не стоило бы опровергнуть.

Учитывая этот опыт, мы не станем говорить о том, насколько часто у человека нет свободы вообще и свободы выбора, в частности. Давайте поговорим об утверждении, что каждый человек неоднократно принимает решения и чувствует себя свободным выбрать тот или иной шанс из тех, что ему предоставляются. Мы вполне свободны, но эта свобода сугубо человеческая, не сверхъестественная, и потому относительная; это свобода в определенных границах (подробнее об этом cм., например, ([I]), гл. II.)

Отказаться от этой свободы, упрямо цепляясь за утверждение, что человек не всемогущ, было бы роковой ошибкой.

Фаталистов возмущает тезис о свободе, они возражают: «Раз у меня нет полной свободы, я решительно отказываюсь и от всего остального.» Как мы видим, человек настолько свободен, что может выбрать и такое решение. Но мы стремимся к свободе, которая несет с собой не отчаяние, а исполненность.

Вы можете возразить: хорошо, я знаю, что в своих повседневных занятиях и в профессиональной деятельности я до некоторой степени свободен и могу иногда принимать решения самостоятельно. Я определённо могу выбирать, где провести отпуск, чем заняться в выходные, с кем и о чем разговаривать… Однако под «жизнью» я понимаю нечто совершенно иное, потому что - какая же это свобода, если я не могу делать то, чего мне хочется? Разве эта свобода хоть как-то влияет на мою собственную жизнь?

Действительно, многие соглашаются, что до какой-то степени свободны в мелочах, но в том, что касается жизни как таковой, чувствуют себя связанными; по их ощущениям, врожденные качества и воспитание подавляют и ограничивают их. Все, что управляет их собственной жизнью, происходит само по себе и развивается независимо от них.

Как возникает это ощущение несвободы? Почему многие считают себя связанными, когда речь заходит о чем-то действительно важном для них? В первую очередь ответ нужно искать в их представлениях о жизни.

Чаще всего мы сталкиваемся с представлениями двух типов. Люди, придерживающиеся взглядов первого типа, как правило, затрудняются с определением. Жизнь для них - нечто аморфное и осмыслению не подлежащее - скорее сон, нежели явь, мечта, настолько далекая от действительности, что никогда не сможет в нее воплотиться… Последствие такого видения жизни - эмоциональный голод, который не удается утолить, потому что голодающие не знают, в чем их потребность. Они знают только, что чего-то ждут: ждут каких-то событий, которые вдруг произойдут с ними. Но настоящая жизнь становится возможной не только когда выигрываешь состояние в лотерею.

Другие - напротив, имеют очень четкие представления о «настоящей жизни». Это более крепкое здоровье, большая защищенность, лучшие условия (другой партнер, другая профессия, более высокие доходы и т.д.), отсутствие страданий, быстрое и беспрепятственное удовлетворение собственных потребностей - короче говоря, это представления, которые зачастую принимают характер требований и сосредоточены вокруг реализации целей и желаний. Таким людям их актуальная жизнь в лучшем случае (если они еще не разочаровались) кажется только прелюдией к настоящей жизни, которая, как они полагают, однажды наступит. Они живут во временном состоянии, их действия и поступки не так уж важны для них, потому что собственно жизнь еще и не начиналась. В беседе с психотерапевтом экзистенциально-аналитического направления люди с такими представлениями естественным образом приходят к пониманию, что большая часть жизни уже позади, и в испуге спрашивают себя: как же так? неужели это все, что смогла предложить мне жизнь?

Похоже, состояние, когда мы «в процессе», в пути, состояние неуверенности и незащищенности неотделимо от жизни. В ней всегда присутствует неопределенность, незавершенность. Все мы живем в ожидании. Чего же мы ждем? Считая себя несвободными в решающих жизненных обстоятельствах, - «подарка» от жизни, исполнения желаний. Если чувствуем, что серьезно влиять на свою жизнь - в нашей власти, ждем возможностей для ее формирования. Жизнь позволяет нам занимать позицию по отношению к ней.

Итак, одни ждут от жизни подарка в виде исполнения желаний, чтобы чувствовать себя жизнеспособными или хотя бы не чувствовать себя ущербными. Это позиция незрелости, словно бы законсервировавшая направленные на родителей ожидания заботы и «прокорма». Многие считают исполнение своих желаний законной претензией к жизни. Тот факт, что никто не спрашивал у них согласия на их появление на свет, с их точки зрения, дает им право претендовать на лучшие условия. (Во избежание недоразумений стоит подчеркнуть, что сейчас мы говорим о претензиях к жизни, к судьбе, а не о законных социальных требованиях общечеловеческой справедливости). Эти желания и претензии направлены на обладание чем-то, а то, чем можно обладать, в любой момент можно и утратить, и однажды (самое позднее - на смертном одре) человек действительно это потеряет.

Другие выбирают «экзистенциальный путь». В первую очередь они заинтересованы не в том, чтобы больше иметь, а в том, чтобы в каждый момент оптимальным образом формировать свою жизнь в тех обстоятельствах, которые им выпали. Их ожидание открыто; вместо того, чтобы ориентироваться на собственные желания и требования, эти люди с спокойным интересом ждут, что еще предложит им жизнь. Их устремления направлены преимущественно на то, как им принять вызов от жизни, на то, что они могут сделать в условиях, данных судьбой. Полнота жизни состоит не в исполнении желаний и соблюдении прав. С экзистенциальной точки зрения, полная жизнь человека отмечена тремя признаками, а именно:

- он настроен на переживание ценного самого по себе, на восприятие доброго, красивого, обогащающего видение мира;

- изменяет действительность и обращается к лучшему, когда только можно (к лучшему - самому по себе, не только к лучшему «для меня»);

- когда это невозможно, когда необходимо вынести обстоятельства, не просто пассивно мирится с ними, а вопреки всем страданиям растет и развивается в них до полного расцвета своих человеческих возможностей, меняется к лучшему.

Забегая вперед, скажем, что здесь мы кратко обрисовали учение Франкла о ценностях переживания, созидания и отношения - трех путях к жизни, исполненной смысла. Они занимают центральное место в системе экзистенциального анализа и находят практическое применения в логотерапии.

Возвращаясь к прежнему вопросу - свободны ли мы в нашей жизни, - теперь можно сказать, что ответ зависит от (изменяемой!) точки зрения на то, что есть жизнь. Если жизнь - это исполнение желаний и требований, то она зависит от обстоятельств и в этом отношении несвободна. Если же смотреть на жизнь сущностно и воспринимать ее как собственное взаимодействие с выпавшими мне обстоятельствами, то она полна возможностей для формирования или выдерживания ее.

В свете наших размышлений о свободе человека стоит упомянуть еще одно важное соображение. Как мы уже сказали, человек имеет не абсолютную свободу, а только свободу для формирования обстоятельств своей жизни. Но мало того: и этой ограниченной свободой мы не всегда можем распоряжаться! Жизнь полна возможностей, и они могут быть не только неправильно использованы, но и упущены! Как дом из кирпичей, мы строим нашу жизнь из множества маленьких решений, каждое из которых покоится на многих этажах решений, принятых ранее. Эти прошлые решения могли давно изгладиться из памяти, однако они определяют те возможности, что открываются перед нами сегодня, и придают направление решениям последующим. Если человек, например, из простого любопытства, или устав от напряжения, однажды прибегает к алкоголю или наркотикам, это вполне свободное его решение - и в первый раз, и в следующие разы. Но со временем развивается привычка и появляется зависимость, которая эту свободу все больше ограничивает, и отказываться от стимуляторов становится все тяжелее. Выбирая определённые действия и поступки, неважно, допустимые или безответственные, мы выбираем и прокладываем себе жизненный путь, исключая тем самым другие пути. Мы никогда не задумываемся о том, что свобода имеет историю. Прежние решения формируют набор нынешних возможностей, расширяя или ограничивая его.

Когда мы поднимаем эти темы в терапии, пациенты бывают поражены, насколько свободными, оказывается, они были в формировании своей жизни. Один пациент, например, страдал от затяжных приступов беспричинного страха и болезненных спазмов в плечевых мышцах; его мучил страх, что он против своей воли бросится с лестницы, что жена покинет его без его согласия. После экзистенциально-аналитического прояснения обстоятельств, приведших к этой фобии, он вынужден был признать, что годами действовал против себя и своего чутья, считая это правильным. В бесчисленных маленьких решениях - а оказалось, что это были решения! - он отмахивался от «голоса совести» и откладывал решение неотложных вопросов и задач, если они не отвечали его доминирующим целям. Очевидно, страхи разразились, потому что его устремления шли вразрез с его собственной жизнью; следуя им, он подвергал эту жизнь большой опасности, подталкивая ее к краю бездны. Безвыходное положение, в которое он загнал себя, проявилось в его страхах; в курсе терапии эти страхи удалось раскрыть и снизить их интенсивность.

Возможно, вы удивитесь или даже испугаетесь, когда обнаружите, насколько часто в течение одного единственного дня, одного часа имеете возможность распорядиться своим миром или самим собой, насколько часто вы принимаете решения, в большинстве случаев (и вполне оправданно) - совершенно «случайные», неосознанные. Действительно, каждая минута предоставляет нам десятки возможностей - мельчайших и крупных, незначительных и самых важных - между которыми мы постоянно выбираем. Выбираем, сообразно обстоятельствам, в каждом случае - одну. Так мы формируем свою жизнь, каждый отдельный ее фрагмент, ибо то, с чем мы взаимодействуем в эту минуту, в этот час, - и есть наша жизнь в этот час, это станет однажды нашей жизнью на этот час.


Читать далее: Глава 2. Отговорки

Лэнгле А.,

См. также
  1. Лэнгле А. Психотерапия - научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа
  2. Лэнгле А. Стоит ли полагаться на чувства?
  3. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарцисцизм как социально-антропологический эксперимент (doc)
  4. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов
  5. Лэнгле А. Четыре основных условия исполненной экзистенции (гл. из книги Смысл жизни. К вопросам экзистенциальной индикации психотерапии)
  6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии (Word)
  7. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая психотерапия (Спор между В. Франклом и А.Лэнгле)
  8. Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии
  9. Лэнгле А. Переживание одиночества (конспект лекции в Москве 10.03.2016)
  10. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный личности (Перевод с немецкого Алексея Лызлова и Бориса Братуся)
  11. Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой?
  12. Лэнгле А. Боль утраченного Я. Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход
  13. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа)
  14. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности
  15. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью
  16. Лэнгле А. Нахождение аутентичной внутренней позиции и ответственного способа её выражения. Пример терапевтической беседы по методу Персонального экзистенциального анализа
  17. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования
  18. Лэнгле А. Травма и Смысл. Против утраты человеческого достоинства
  19. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа
  20. Лэнгле А. Ради чего все это? Путь, ведущий к смыслу
  21. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность (публичная лекция в МПГУ, 20 февраля 2009 г.)
  22. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении
  23. Лэнгле А. Терапевтичский случай (перевод видеозаписи терапевтической работы А. Лэнгле 18 октября 2007 года)
  24. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции
  25. Лэнгле А. Является ли любовь счастьем?
  26. Лэнгле А. Экзистенциальные депрессии (возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению)
  27. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: (избранные главы)
  28. Лэнгле А., Орглер К., Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер
  29. Лэнгле А. Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни
  30. Лэнгле А. Когда нас заставляют, мы не включаемся в жизнь (конспект лекции в РПУ 6 октября 2016 года)
  31. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания
  32. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность
  33. Лэнгле А. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию (конспект доклада )
  34. Лэнгле А. Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
  35. Лэнгле А. Психическая травма. Сохранять человеческое достоинство в страдании (стенограмма лекции)
  36. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка (стенограмма лекции)
  37. Лэнгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика
  38. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: есть ли выход?
  39. Лэнгле А. Что удерживает пару вместе?
  40. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа
  41. Лэнгле А. Когда нет диалога, мы потеряны (интервью)
  42. Лэнгле А. Что делает нашу жизнь ценной? Значение ценностей, чувств и отношений для того, чтобы взрастить любовь к жизни
  43. Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9