Среди тех вопросов, что волнуют человека, вопрос «ради чего?» - самый важный, самый насущный. Он лежит в основе жизни, пронизывает наше бытие. Вопрос «ради чего?» - вершина духовного поиска; ответ на него - ключ к пониманию наших поступков и их последствий. «Вопрос о смысле жизни, высказан ли он явно или же нет, - сугубо человеческий. И способность задаваться вопросами смысла жизни - отнюдь не признак патологии1; более того, это как раз свидетельство человечности; в конечном счете - наиболее человеческого в человеке. <…> Только человеку свойственно переживать свое существование как спорное, ставить под сомнение ценность собственного бытия» ([I])2.
«Ради чего?» - стержневой вопрос, лейтмотив, прослеживающийся за другими извечными вопросами. Например, за вопросом «почему так вышло?», задаваясь которым, мы ищем причины и взаимосвязи, пытаемся постичь закономерности, понять, что обусловило ту или иную цепь событий: за этими попытками часто скрывается все тот же главный для человека вопрос - для чего, ради чего нам выпало то или иное несчастье или страдание? А вопросом «как?» мы задаемся, когда ищем, каким образом нечто нарушило течение нашей жизни, какие свойства позволили ему это сделать, и как нам обратить это вторжение к своему благу.
Смысл переживается как ответ на животрепещущий вопрос «ради чего я живу?» Человек не хочет прозябать во мраке неведения. Ему нужно знать и чувствовать, для чего он здесь, для чего ему вообще нужно что-то делать. Он хочет участвовать в формировании своей жизни, своего пространства и окружения; ему важно быть там, где жизнь ценна для него, соприкасаться с тем интересным, прекрасным, значительным, что есть в мире. Условия жизни приобретают второстепенное значение, когда мы близки к ее сути. Франкл следом за Ницше резюмировал эту мысль знаменитой максимой «тот, у кого есть зачем жить, вынесет почти любое как» ([V]). Ведь «зачем?», «для чего?», «ради чего?» - вопросы о сущностном. А наше «как?» - вопрос о жизненных обстоятельствах, которые зачастую сильно затрудняют нашу жизнь и «хоть как-то выносимы только в свете «зачем» и «для чего»» (там же).
Теорией и практикой оказания психологической помощи в контексте этих вопросов и проблем всесторонне занимается т.н. «третья3 венская школа психотерапии» - школа экзистенциального направления.
В течение более чем шестидесяти лет Виктор Франкл, параллельно с работой над усовершенствованием психотерапевтических техник и исследованиями в области психиатрии, развивал «логотерапию или экзистенциальный анализ» - т.е., по его собственному выражению, «учение о смысле против его отсутствия». Экзистенциальный анализ - исследование жизни человека с точки зрения его ценностей. В беседе с терапевтом экзистенциально-аналитического направления конкретные обстоятельства и события вашей жизни рассматриваются на предмет скрытых в них смыслов и их потенциалов. Затем терапевт и клиент обращаются к логотерапии4, которая содержит практические руководства, техники безопасности и предлагает упражнения, цель которых - усвоить и осуществить осознанное. Выводы Виктора Франкла проверены и подтверждены его многочисленными учениками во всем мире. Созданное им направление вызывает все больший интерес у психотерапевтов, педагогов, пастырей, философов, социальных работников - будучи действенным не только при лечении заболеваний и развивающихся расстройств, но и для психологической и психосоматической профилактики, и в области воспитания. Наконец, логотерапия и экзистенциальный анализ предоставляют подробное, обстоятельное, хорошо обоснованное руководство для тех, что стремится к саморазвитию и улучшению качества своей духовной и психической жизни.
В основе данной работы лежат выводы логотерапии и экзистенциального анализа Франкла, распространенные за пределы терапевтической, клинической области.
Эта книга не учебник. Ее цель - не построение теории, не развитие идеи во всей научной строгости, а обращение к Вашим собственным знаниям и опыту. Поскольку речь на этих страницах пойдет о смысле, мы будем обсуждать здесь вопросы вашего личного обращения с вашей собственной жизнью. Смысл невозможно порекомендовать - об этом мы еще поговорим ниже. Эта книга тоже не дает ответа на вопрос, в чем смысл жизни, потому что поиски смысла, с одной стороны, требуют терпения, а с другой - индивидуальны. Смысл у каждого человека свой. Кроме того, смыслу присуще то же свойство, что и самой жизни: его восприятие одним и тем же человеком постоянно меняется.
В начале книги приводятся некоторые соображения о базовых свойствах человека, прежде всего - о его свободе и восприимчивости (подверженности влияниям). Во второй главе описаны некоторые типичные формы поведения, которые для многих из нас становятся препятствием к полной жизни. Далее речь пойдет о том, как мы в нашей жизни можем эффективно искать смысл, и где его можно найти. Отдельная глава посвящена тому, что понимается под смыслом; эта тема будет освещена подробно и глубоко.
Затем мы обратимся к вопросу о взаимосвязи между смыслом и успехом с точки зрения экзистенциального анализа. И в завершение поговорим о глубоко личных отношениях человека с его жизнью - отношениях, в которых стремление к свободе и поиск смысла находят свое разрешение.
Вена, лето 2000
Альфрид Лэнгле5
© Перевод Я.Дюковой
© Российско-австрийский
институт экзистенциального анализа и логотерапии
При
цитировании ссылки обязательны!
1 Аллюзия на одно из писем Зигмунда Фрейда, где он писал: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». - Прим. перев.
2 Здесь и далее: римскими цифрами в квадратных скобках обозначен номер литературного источника, см. последнюю стр.
3 Первыми двумя школами психотерапии признаны психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера. - Прим. перев.
4 «Логос» означает здесь только «смысл»; не надо путать логотерапию с логопедией, которая занимается изучением и исправлением речевых навыков. - Прим. автора.
5 Alfried Längle Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse Eduard-Sueβ-Gasse 10 А-1150 Wien