ENG
         
hpsy.ru/

../../Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни

Посвящается моей матери. Столь многое восходит к ней

Содержание

Предисловие

Глава 1. Быть человеком означает быть в пути
Что мы понимаем под «смыслом» - Поиск смысла актуален всегда, потому что, во-первых, человек свободен и может меняться; во-вторых, разные варианты не равноценны; в-третьих, обстоятельства жизни непрерывно меняются - Человек действительно свободен? - Жизнь - это творческая задача - Свобода и последствия прошлых решений

Глава 2. Отговорки
Свобода заставляет принимать решения - Типичные обходные пути: конформистские и тоталитарные - Дезориентация, бедствие нашего времени, ведет к экзистенциальному вакууму и произволу

Глава 3. Пути к смыслу
Различать и принимать решение - Смысл зависит от ситуации и человека - Значение смысла - Три основных дороги к смыслу: ценности переживания, ценности созидания, ценности отношения - Обхождение со страданием, которого не можешь изменить («неотвратимое страдание»)

Глава 4. Смысл - курс на исполненную жизнь
У жизни всегда наготове возможности смысла - Смысл как «ценность переживания» - Девять более подробных описаний смысла и его поиска - Ключевые позиции к поиску смысла

Глава 5. Как приходит успех?
Успех: результат труда и удачи - нацеленность на успех ведет к чувству пустоты, внутреннему напряжению и неуверенности - три вида психических нарушений при стремлении к успеху: успехомания, страх неудачи, психическая блокада - основания для чувств

Глава 6. Есть ли смысл в ответственности?
Смысл свободы - ответственность. Чувство ответственности неотделимо от свободы - Ответственность: проявление отношения - Обращение с виной

Глава 7. Недолговечность и смысл
Самое страшное в жизни: смерть? - Чем менее полно мы живем, тем страшнее нам умирать - Открытость и участие? - «Онтологический смысл»: «смысл всего» - Наконец, жить! - «Экзистенциальный смысл»: смысл благодаря мне - Ключ к нахождению смысла: быть человеком означает быть адресатом вопроса - Жить означает давать ответ

Приложения

Предисловие

Среди тех вопросов, что волнуют человека, вопрос «ради чего?» - самый важный, самый насущный. Он лежит в основе жизни, пронизывает наше бытие. Вопрос «ради чего?» - вершина духовного поиска; ответ на него - ключ к пониманию наших поступков и их последствий. «Вопрос о смысле жизни, высказан ли он явно или же нет, - сугубо человеческий. И способность задаваться вопросами смысла жизни - отнюдь не признак патологии1; более того, это как раз свидетельство человечности; в конечном счете - наиболее человеческого в человеке. <…> Только человеку свойственно переживать свое существование как спорное, ставить под сомнение ценность собственного бытия» ([I])2.

«Ради чего?» - стержневой вопрос, лейтмотив, прослеживающийся за другими извечными вопросами. Например, за вопросом «почему так вышло?», задаваясь которым, мы ищем причины и взаимосвязи, пытаемся постичь закономерности, понять, что обусловило ту или иную цепь событий: за этими попытками часто скрывается все тот же главный для человека вопрос - для чего, ради чего нам выпало то или иное несчастье или страдание? А вопросом «как?» мы задаемся, когда ищем, каким образом нечто нарушило течение нашей жизни, какие свойства позволили ему это сделать, и как нам обратить это вторжение к своему благу.

Смысл переживается как ответ на животрепещущий вопрос «ради чего я живу?» Человек не хочет прозябать во мраке неведения. Ему нужно знать и чувствовать, для чего он здесь, для чего ему вообще нужно что-то делать. Он хочет участвовать в формировании своей жизни, своего пространства и окружения; ему важно быть там, где жизнь ценна для него, соприкасаться с тем интересным, прекрасным, значительным, что есть в мире. Условия жизни приобретают второстепенное значение, когда мы близки к ее сути. Франкл следом за Ницше резюмировал эту мысль знаменитой максимой «тот, у кого есть зачем жить, вынесет почти любое как» ([V]). Ведь «зачем?», «для чего?», «ради чего?» - вопросы о сущностном. А наше «как?» - вопрос о жизненных обстоятельствах, которые зачастую сильно затрудняют нашу жизнь и «хоть как-то выносимы только в свете «зачем» и «для чего»» (там же).

Теорией и практикой оказания психологической помощи в контексте этих вопросов и проблем всесторонне занимается т.н. «третья3 венская школа психотерапии» - школа экзистенциального направления.

В течение более чем шестидесяти лет Виктор Франкл, параллельно с работой над усовершенствованием психотерапевтических техник и исследованиями в области психиатрии, развивал «логотерапию или экзистенциальный анализ» - т.е., по его собственному выражению, «учение о смысле против его отсутствия». Экзистенциальный анализ - исследование жизни человека с точки зрения его ценностей. В беседе с терапевтом экзистенциально-аналитического направления конкретные обстоятельства и события вашей жизни рассматриваются на предмет скрытых в них смыслов и их потенциалов. Затем терапевт и клиент обращаются к логотерапии4, которая содержит практические руководства, техники безопасности и предлагает упражнения, цель которых - усвоить и осуществить осознанное. Выводы Виктора Франкла проверены и подтверждены его многочисленными учениками во всем мире. Созданное им направление вызывает все больший интерес у психотерапевтов, педагогов, пастырей, философов, социальных работников - будучи действенным не только при лечении заболеваний и развивающихся расстройств, но и для психологической и психосоматической профилактики, и в области воспитания. Наконец, логотерапия и экзистенциальный анализ предоставляют подробное, обстоятельное, хорошо обоснованное руководство для тех, что стремится к саморазвитию и улучшению качества своей духовной и психической жизни.

В основе данной работы лежат выводы логотерапии и экзистенциального анализа Франкла, распространенные за пределы терапевтической, клинической области.

Эта книга не учебник. Ее цель - не построение теории, не развитие идеи во всей научной строгости, а обращение к Вашим собственным знаниям и опыту. Поскольку речь на этих страницах пойдет о смысле, мы будем обсуждать здесь вопросы вашего личного обращения с вашей собственной жизнью. Смысл невозможно порекомендовать - об этом мы еще поговорим ниже. Эта книга тоже не дает ответа на вопрос, в чем смысл жизни, потому что поиски смысла, с одной стороны, требуют терпения, а с другой - индивидуальны. Смысл у каждого человека свой. Кроме того, смыслу присуще то же свойство, что и самой жизни: его восприятие одним и тем же человеком постоянно меняется.

В начале книги приводятся некоторые соображения о базовых свойствах человека, прежде всего - о его свободе и восприимчивости (подверженности влияниям). Во второй главе описаны некоторые типичные формы поведения, которые для многих из нас становятся препятствием к полной жизни. Далее речь пойдет о том, как мы в нашей жизни можем эффективно искать смысл, и где его можно найти. Отдельная глава посвящена тому, что понимается под смыслом; эта тема будет освещена подробно и глубоко.

Затем мы обратимся к вопросу о взаимосвязи между смыслом и успехом с точки зрения экзистенциального анализа. И в завершение поговорим о глубоко личных отношениях человека с его жизнью - отношениях, в которых стремление к свободе и поиск смысла находят свое разрешение.

Вена, лето 2000
Альфрид Лэнгле5

© Перевод Я.Дюковой
© Российско-австрийский институт экзистенциального анализа и логотерапии
При цитировании ссылки обязательны!

Примечания

1 Аллюзия на одно из писем Зигмунда Фрейда, где он писал: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». - Прим. перев.

2 Здесь и далее: римскими цифрами в квадратных скобках обозначен номер литературного источника, см. последнюю стр.

3 Первыми двумя школами психотерапии признаны психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера. - Прим. перев.

4 «Логос» означает здесь только «смысл»; не надо путать логотерапию с логопедией, которая занимается изучением и исправлением речевых навыков. - Прим. автора.

5 Alfried Längle Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse Eduard-Sueβ-Gasse 10 А-1150 Wien

Лэнгле А.,

Перевод Я.Дюковой

См. также
  1. Лэнгле А. Психотерапия - научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа
  2. Лэнгле А. Стоит ли полагаться на чувства?
  3. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарцисцизм как социально-антропологический эксперимент (doc)
  4. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов
  5. Лэнгле А. Четыре основных условия исполненной экзистенции (гл. из книги Смысл жизни. К вопросам экзистенциальной индикации психотерапии)
  6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии (Word)
  7. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая психотерапия (Спор между В. Франклом и А.Лэнгле)
  8. Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии
  9. Лэнгле А. Переживание одиночества (конспект лекции в Москве 10.03.2016)
  10. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный личности (Перевод с немецкого Алексея Лызлова и Бориса Братуся)
  11. Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой?
  12. Лэнгле А. Боль утраченного Я. Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход
  13. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа)
  14. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности
  15. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью
  16. Лэнгле А. Нахождение аутентичной внутренней позиции и ответственного способа её выражения. Пример терапевтической беседы по методу Персонального экзистенциального анализа
  17. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования
  18. Лэнгле А. Травма и Смысл. Против утраты человеческого достоинства
  19. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с точки зрения экзистенциального анализа
  20. Лэнгле А. Ради чего все это? Путь, ведущий к смыслу
  21. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность (публичная лекция в МПГУ, 20 февраля 2009 г.)
  22. Лэнгле А. Психопатология и экзистенциальные темы в шизофрении
  23. Лэнгле А. Терапевтичский случай (перевод видеозаписи терапевтической работы А. Лэнгле 18 октября 2007 года)
  24. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции
  25. Лэнгле А. Является ли любовь счастьем?
  26. Лэнгле А. Экзистенциальные депрессии (возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению)
  27. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: (избранные главы)
  28. Лэнгле А., Орглер К., Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер
  29. Лэнгле А. Когда нас заставляют, мы не включаемся в жизнь (конспект лекции в РПУ 6 октября 2016 года)
  30. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания
  31. Лэнгле А. Влечения и желания в человеческой жизни. Экзистенциально-аналитический взгляд на сексуальность
  32. Лэнгле А. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию (конспект доклада )
  33. Лэнгле А. Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
  34. Лэнгле А. Психическая травма. Сохранять человеческое достоинство в страдании (стенограмма лекции)
  35. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка (стенограмма лекции)
  36. Лэнгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика
  37. Лэнгле А. Отчаяние и бессилие: есть ли выход?
  38. Лэнгле А. Что удерживает пару вместе?
  39. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа
  40. Лэнгле А. Когда нет диалога, мы потеряны (интервью)
  41. Лэнгле А. Что делает нашу жизнь ценной? Значение ценностей, чувств и отношений для того, чтобы взрастить любовь к жизни
  42. Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие
Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9