ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. АКМЕ И ПОПУЛЯРНОСТЬ

АКМЕ И ПОПУЛЯРНОСТЬ

Как читатели знают, акме - это вершина в развитии человека, его пик в проявлении им себя как личности в ее социальных ролях гражданина, супруга, родителя. Это вместе с тем высший уровень реализации им себя, как субъекта деятельности и прежде всего как профессионала. А популярность - это большая с оттенком положительной эмоциональной окрашенности известность и широкое признание.

Вполне правомерно поставить вопрос о связи, существующей между этими двумя явлениями и о воздействии, которое они оказывают друг на друга. Если идти от жизни, то тут возможен целый ряд вариантов.

Так, если иметь в виду личностное акме человека, то оно по своим содержательным характеристикам - достигнутому человеком уровню нравственного развития и формой совершаемых в связи с этим поступков и поведения в целом - может оказаться в глазах общественного мнения само собой разумеющимся, оцениваемым как норма и потому не вызывающим повышенного положительно эмоционально окрашенного ажиотажа со стороны того социального окружения, объектом отношения которого выступает человек, достигший акме. Хотя пик, на уровень которого вышел в своем личностном развитии рассматриваемый нами человек, - это действительно - его акме.

Если снова иметь в виду личностное акме человека, то оно может быть поистине выдающимся, далеко выходящим за ординарные нормы, но популярность в виде известности и широкого признания может начисто миновать этого человека. Причиной названного явления могут быть другие ценностные ориентации у той общественной среды, в которой вращается этот человек, или проявление его акме не на глазах окружения, которое имеет одинаковые с этим человеком нравственные ориентации.

Крайним ярким проявлением не популярности, а, скорее, ее антипода может служить, если вспомнить переходящее из века в век предание, реакция толпы на Иисуса Христа, когда его вели на казнь, а толпа в это время кричала: «Распни, распни его!»

Вместе с тем человек как личность в своем развитии может находиться очень далеко от своего акме, а популярность, известность у него уже могут быть очень большими. Достаточно в связи с этим вспомнить футболиста Эдуарда Стрельцова. Еще мальчик с несформировавшимся ядром личности, когда он выходил на футбольное поле, его встречал восторженный рев болельщиков, заполнивших до отказа трибуны.

Акме в смысле достижения человеком высокого уровня профессионализма, подтверждаемого значением вклада, сделанного этим человеком в решение проблем в той области труда, которая является основной для него, может быть выдающимся, а популярность даже среди специалистов того же профиля он может и не нажить, а в крайних случаях он иногда может вызвать при оценке результатов его деяний окружающими его людьми и, шире, - современниками отношение к себе как к чудаку или как к умственно ненормальному.

Ведь, как свидетельствует история, в вакууме молчания оказались открытия гениального А.Л.Чижевского, когда они были сделаны, а создавший неевклидову геометрию Н.И.Лобачевский среди окружавших его коллег-математиков прослыл тронувшимся умом фантазером.

Если продолжать рассматривать дальше связи профессионального акме человека и его популярности, то никак невозможно пройти мимо случаев, когда акме в смысле достижения человеком высшей точки его развития как специалиста в главной для него сфере деятельности фактически нет, а популярность он имеет непомерно большую. Так, например, было в нашей стране с отношением народа к К.Е.Ворошилову. Он имел большую с оттенком положительной эмоциональной окрашен-ности известность и широкое признание. А на поверку оказалось, что он в предвоенное время проявил себя как совершенно бездарный народный комиссар по военным и морским делам (министр обороны), а в Великую Отечественную войну как бесталанный полководец.

Завершая рассмотрение связей акме и популярности, конечно, надо суметь увидеть и случаи этой связи, когда, с одной стороны, человек действительно вышел в своем развитии на ступень своего акме и совершает деяния, являющиеся предельно возможным для него вкладом в ценности жизни и культуры, а с другой, - он по праву имеет большую известность и пользуется широким признанием. В нашей отечественной истории так было, например, с С.Я.Лемешевым, Л.Н.Толстым, Ф.И.Шаляпиным, М.А.Шолоховым, В.П.Чкаловым и многими другими россиянами.

Прослеживая связь между акме и популярностью, никак нельзя упускать из внимания и временную характеристику этой связи. Выше уже была описана возможность, когда человек еще не достиг акме, а популярность у него громадная (Э.Стрельцов) и когда есть относительное соответствие между достигнутым человеком в своем личностном и профессиональном развитии акме и его популярностью. Но в жизни бывает и так: человек в своих ипостасях личности и профессионала уже давно прошел вершину в их развитии и в их проявлениях в неординарных поступках и творческих деяниях, а популярность у него не убывает, а даже, наоборот, возрастает. Наверное, здесь к месту будет вспомнить эволюцию и инволюцию на высших государственных и партийных постах Л.И.Брежнева или сохранившего до самой смерти высочайшую популярность дряхлою и больного Ден Сяо Пина.

Наконец, жизнь преподносит нам и такие сюрпризы: человек, пребывая в совершенной безвестности, поднимается поистине на большую высоту и как личность, и как профессионал и оставляет людям такое, за что ему воздают честь и хвалу не его современники (они не поняли значения для прогресса результатов его подвижнических деяний), а лишь последующие поколения. В истории так было, например, с разработками в области космонавтики инженера Ю.В.Кондратюка, с открытиями в области генетики Г.Менделя.

При осмысливании связей, существующих между поднявшимся на вершину в своем развитии и как личности, и профессионала человеком и его популярностью на первый план выходит еще один аспект этой связи: а в каких содержательных характеристиках выражается сущность акме человека и среди кого человек, достигший такого акме или еще только поднимающийся к нему, или уже начавший как личность и как профессионал, говоря фигурально, откат назад, популярен?

Так, например, популярность Матери Терезы и популярность Махатма Ганди, не смотря на кажущуюся похожесть, - все-таки несут в себе отличия. Первая завоевала широчайшее признание и известность во всем мире беззаветно-бескорыстной подвижнической помощью людям, дошедшим до крайней точки из-за мучающих их болезней, нищеты, непробиваемой черствости окружающих.

Второй у сотен миллионов индусов (и не одних индусов) вызывал благоговейное к себе отношение не только, как и Мать Тереза, нравственной чистотой, но и своеобразной философией (развивающей идеи Л.Н.Толстого) непротивления злу насилием, которое, усвоенное его поклонниками, способствовало свержению британского владычества над Индией.

Соответственно, оказались несколько различными и людские массы, среди которых были популярны, с одной стороны, мать Тереза, а с другой - Махатма Ганди. И в основе этих различий лежали несовпадающие ценностные ориентации этих людских общностей.

Приведенный пример может быть не очень убедительно иллюстрируют суть сформулированной выше мысли. Но если вспомним сейчас о таких двух полярно противоположных фигурах, как маршал Победы Г.К.Жуков и генерал-предатель А.А.Власов, она, эта суть, станет более явной, а значит и понятной. Г.К.Жуков имел и имеет громадную популярность среди наших соотечественников-патриотов, а А.А.Власов- среди скрытых и явных недругов великой России.

Органично входящим в контекст проблемы акме и популярность является ее аспект, раскрывающий характер влияния, которое оказывает популярность, приобретенная или завоеванная человеком, а иногда и искусственно созданная его окружением для сохранения своего положения в обществе и одновременно для убеждения в своей незаменимости того человека, которого с помощью имеющихся у этого окружения каналов информации делают и широко известным, и обладающим как раз теми качествами, которые высоко котируются в мнении тех, кого хотят обволшебить неординарностью конкретного человека, на которого делается какая-то ставка.

Если иметь в виду то воздействие, которое оказывает популярность на человека, как, так сказать, «владетеля» этой популярности, то в зависимости от характера его индивидуальных особенностей - степени самостоятельности, трезвости самооценки, характера «прописывания» собственного жизненного пути в своих сознании и самосознании и избираемых средств следования по нему, эмоциональной устойчивости и др. - он реагирует на эту популярность как: 1) на стимул еще более ответственного отношения к делу, которому он служит, и еще большей работы над собой и достижения более высокого уровня в своем личностном и профессиональном самоопределении; 2) как на сигнал к самоуспокоенности и «почивания на лавpax»; 3) как на признание его исключительности и превосходства над другими и дозволенность ему в поступках и деяниях того, что не разрешается всем остальным.

Конечно, когда мы ищем причины столь различного реагирования людей на популярность, то они прежде всего в характере мотивации, которая лежит в основе их поступков и деяний и целей, которые они при этом преследуют. А в глубине этой мотивации и этих целей открываются разные ценностные ориентации у названных групп людей.

Первые несут в себе неистребимую потребность в личностном и профессиональном росте, установку на созидание, на творчество для своего народа, для Отечества, для человечества (И.С. Глазунов, ГЛ. Товстоногов, А.Н. Туполев, А.П. Чехов и др.).

Вторые внутренне повернуты на внешний успех, на карьеру, на престижное положение, поэтому в них глубоко сидит потребность производить нужное им впечатление на окружающих, «втирать людям очки» по поводу своей личной и профессиональной значительности при фактическом отсутствии таковых.

Третьи, несущие в себе всегда порядочную долю индивидуализма и эгоизма, слепые к своим недостаткам, добившись главным образом благодаря мудрым менторам (например, в спорте - тренера, в театре - режиссера и т.д.) ярких результатов и «завоевав» таким образом популярность, все успехи относят только к своим «необыкновенным талантам», говоря фигурально, теряют голову и «заболевают» всем известной «звездной болезнью».

Надо сказать, что и реагирование представителей этих трех групп людей на потерю ими популярности оказывается, как правило, различным.

Первые, имеющие «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть», - без остатка отдавать себя делу, к которому у них есть призвание, не ослабляют процесса творчества и постоянно стремятся к свершению таких деяний, которые своими характеристиками означали бы достижение ими новых высот в их личностном и профессиональном росте.

Очень типична в этом отношении судьба Х.Р.Рембрандта. Хотя мода на его работы у его современников и прошла, и он, ими забытый, оказался в нищите, тем не менее он продолжал идти вперед как Мастер. Как мы знаем, такую же силу духа и одержимость в своем творчестве как композитор проявил и В.А.Моцарт, когда слава оставила его, и его современники с равнодушием смотрели на то, как бедность, нищета и болезни его убивают.

Вторые, «почившие на лаврах», почувствовав, что популярность они теряют, пытаются вернуть ее и начинают в спешке наверстывать упущенное, но терпят чаще всего фиаско.

Восхождение на действительно вершины в развитии личности и профессиональном творчестве возможно только при неустанной работе над собой. Как все мы знаем, лишь «воля и труд человека дивные дива творят». (Н.А.Некрасов)

Вспомним в связи со сказанным писателя В.Ажаева, который написал роман «Далеко от Москвы», по праву принесший ему общероссийскую известность, и который в своих последующих произведениях стал мельчать как художник. Или актер И.О.Горбачев создал ярчайший, потрясший всех ценителей театра образ Хлестакова в «Ревизоре» М.В.Гоголя, принесший ему громадную известность, которая его расслабила как творческого работника. И все последующие образы, которые он создал в спектаклях Александрийского театра и в кинофильмах, снятых различными режиссерами, намного-намного слабее, чем его Хлестаков.

Третьим - в личностном, нравственно-психологическом отношении ущербным, популярность, слава нужны как наркотик. Лишившись их и, предприняв какое-то количество попыток вернуть, говоря фигурально, воскурение фимиама по своему адресу и не добившись успеха, они все более явно деградируют в личностном плане и скатываются по наклонной плоскости вниз в плане профессиональном.

Таких деятелей с несостоявшейся счастливой судьбой, повторяем, особенно легко назвать, имея в виду область спорта, сферы театра, эстрады, музыки, где они сами и их труд на глазах у всех.

Пока здесь речь шла о взаимосвязи выходящего на вершину своего развития взрослого человека и его в основном стихийно или искусственно возникающей популярности и о том, как сказывается популярность на этом развитии. Но, очевидно, на рассматриваемую проблему можно взглянуть и в таком ракурсе: а можно ли популярность сознательно использовать как фактор развития и саморазвития личности?

Как известно из многих психологических исследований, переживание успеха после многих неудач перед этим является условием появления или укрепления у человека веры в себя и желания активно проявлять себя и дальше в той области познания, труда, общения, в которой пережит успех. А если человек выходит на лидирующие позиции в этой области и его достижения признают, и он это видит, авторитетные, положительно субъективно значимые для него люди, он, как правило, будет стремиться не уронить себя в их глазах и в дальнейшем пытаться решать, мобилизуя свои способности, умения и знания, более трудные задачи.

И, представляется, только что описанный феномен надо научиться целенаправленно использовать в воспитательном процессе. Следует только очень тщательно следить за тем, чтобы удовлетворение, радость, а иногда и восхищение окружающих ребенка (а это могут быть и подросток, и юноша, и совершеннолетний молодой человек) взрослых и сверстников его достижениями были подкреплением его стремлений к еще большей самоотдаче и еще большей мобилизации и концентрации ума, чувств, воли на выполнение еще более трудных дел, чем прежние, а не способствовали укреплению в нем индивидуализма, ячества, самолюбования.

В этом и подобных ему случаях популярность окажется в числе тех условий, которые работают на развитие и саморазвитие человека как личности и как субъекта деятельности, и стало быть она будет побуждать его двигаться в направлении достижения своего большого акме.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ...

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать