ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. О ЛИЧНОСТНОМ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОРАХ, КОТОРЫЕ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮТ

О ЛИЧНОСТНОМ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА И ФАКТОРАХ, КОТОРЫЕ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮТ

Как известно, в психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений» (Л.И.Божович, И В.Дубровина, Э.В.Ильенков, В.Н.Мясищев и др.). Когда имеется в виду отношение, то в содержании его мыслится связь между чем-то и чем-то, между чем-то и кем-то и между кем-то и кем-то. Причем, в связи между чем-то и кем-то второй компонент этой связи «отягощен» психологической «добавкой». Если это отдельный человек, то он отражает то, с чем он связан отношением, дает на него эмоциональный отклик и отвечает какой-то поведенческой реакцией. Если это не отдельный человек, а общность людей, то ее отношение к чему-то тоже несет в себе три названных выше характеристики - отражение, эмоциональную реакцию и поведенческий ответ на это что-то.

Если перед нами отношение человека к человеку или отношение человека к общности, или общности людей к человеку, или общности к общности, то психологически «отягощенными», т.е. включающими в себя познавательную, эмоциональную и поведенческие характеристики несут обе относящиеся друг к другу стороны. При этом определяющей в отношении оказывается эмоциональная составляющая, которая, как правило, сигнализирует, каким образом соответствует объект отношения потребностям или ценностным ориентациям человека - «носителя» данного отношения. По этому основанию отношение обладает всегда, говоря образно, определенной валентностью быть положительным, отрицательным, противоречивым или безразличным. Наверное надо еще отметить, что психологическое отношение - это интеграция результатов актов познания человеком какого-то объекта, а также эмоциональных и поведенческих откликов, которые человек давал на этот объект. И еще: с чем или с кем человек (или общность людей) взаимодействует в окружающей его действительности, вызывает у него непременно и какое-то отношение.

Мы не будем больше углубляться в дебри анализа отношения как такового, являющегося лишь частицей «ансамбля», образующего личность, а перейдем к характеристикам самого этого ансамбля и к особенностям его функционирования у одного и того же взрослого человека в разных жизненных обстоятельствах.

Понятно, что в ансамбли отношений взрослых людей может включаться разное число отношений. У одних оно невелико и наиболее выраженное отношение вызывает у них лишь то, что обеспечивает их повседневное существование. У других оно, наоборот, может быть очень большим и включать в себя все, что связано и с прошлым, и с настоящим, и с будущим не только их, их близкого окружения, но и их страны и даже человечества.

Наверное, в связи со сказанным будет уместно вспомнить мысль К.Маркса о том, что «действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений».

Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что под действительными отношениями К.Маркс имел в виду не созерцательность, не преобладание у человека пассивного отражения какой-то стороны действительности и даже не сопровождение этого отражения глубоким эмоциональным переживанием, а прежде всего активный компонент отношения, действенность человека в его связях с природой, выполнением им своих профессиональных обязанностей, проявление в общении с другими людьми подлинной человечности и т.д., то есть реальные поступки и деяния.

При анализе ансамбля отношений, которые образуют суть личности, обнаруживается, что одни отношения в этом «ансамбле» могут иметь главенствующее значение, другие такой доминирующей ролью могут и не обладать.

У одних взрослых людей подобная субординация или иерархия отношений может сохраняться в течение длительного времени при прохождении ими жизненного пути, а у других она под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств способна флюктуировать или изменяться коренным образом.

Освещая проблему личности, интересно посмотреть, а как «ансамбль» отношений, составляющий суть личности, проявляет себя у одного и того же взрослого человека при изменении обстоятельств его жизни. Как уже говорилось выше, главной составляющей отношения выступает его эмоционально-потребностная или эмоционально-ценностная характеристика. И в обычных, «нормальных» для взрослых людей условиях жизни большинство из них демонстрирует «на людях» те свои отношения, которые считаются нравственными, одобряемыми той общественной группой, которая референтна для данного взрослого человека. Хотя, конечно, в реальной жизни может быть и так, что доминирующее в иерархии других отношений в своем «ансамбле» отношение какой-то конкретный взрослый человек может и не скрывать (особенно если за это ничего не грозит), а повседневно, прилюдно его проявлять, скажем, одержимость при выполнении им любимой работы (положительный пример), любовь к деньгам (в теперешнее время - тоже положительный пример), одобрительно относиться к взяточничеству, заявляя, что взятка - это форма благодарности за услугу, оказанную человеку каким-то чиновником (отрицательный пример).

Вместе с тем, человек может и не подлаживаться демонстрируемыми им повседневно отношениями под общепринятые образцы, а искренне считать, что эти отношения, совпадающие с общественно одобряемыми, действительно составляют его личностную суть. Однако жизнь, какая она есть, показывает, какие отношения соответствуют органически присущим данному конкретному человеку потребностям и ценностным ориентациям, а какие усвоены только внешне. И это обнаруживается только тогда, когда человек оказывается в ситуации, имеющей для него экстремальный характер.

Когда А.Г.Лукашенко, единственный депутат в Верховном совете БССР, не считаясь с поведением остальных своих коллег, в свое время проголосовал против расчленения СССР, он показал этим, что великая держава - страна Советов - является для него высшей ценностью, и это свое отношение он выразил в предельно экстремальной для него ситуации.

Когда травимый противниками генетики, поддерживаемыми высшей властью в стране, академик Н.И.Вавилов сказал: «Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся», он также в условиях, экстремальных для него, показал, каково его истинное отношение к генетике, развитие которой он считал главным делом своей жизни.

Когда в условиях блокадного Ленинграда некоторые из его жителей, чтобы спасти себя, шли на людоедство, а другие, охраняя продовольствие, в мизерных количествах в самое трудное для блокадников время, перебрасываемое в осажденный город на самолетах, умирали от голода, в этой экстремальной ситуации сразу становилось ясным, что является главной ценностью для первых, и что - для вторых. И эти ценности четко давали себя знать в их отношениях.

Представляется, что обсуждаемая здесь проблема имеет прямое отношение к акмеологии. Ведь акме у взрослого человека при прохождении им своего жизненного пути может проявиться у него не только на индивидном уровне (по Б.Г.Ананьеву, индивид - человек как сложный живой организм), когда он достигает пика своего физического здоровья, или на субъектно-деятельностном уровне, когда он выходит на свою вершину как профессионал - Мастер. А оно - это акме - может быть и личностным, когда человек совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высоко развитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.

Естественно, что личностное акме у разных людей в своей основе имеет не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других - глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих - беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т.д.

Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но оно вместе с тем, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.

Правда, если не отрываться от реальной жизни, то в ней бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие по своей нравственной основе друг другу отношения. И тогда, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем ему поступке, будет зависеть всецело от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.

Я бы поостерегся назвать известного артиста М.Ульянова двурушником, сопоставляя его устные и письменные высказывания, носящие гражданский характер, относящиеся ко времени, когда существовал СССР и когда главенствующую роль в стране играла КПСС, с его теперешней гражданской позицией и высказываниями, имеющими в себе политическую подкладку. Представляется, что противоречие, которое явно бросается в глаза при оценке личности артиста М.Ульянова доельциновского периода и М.Ульянова времени Ельцина, - явно продукт того, что личность оцениваемого здесь артиста не является цельной личностью. Роль маршала Г.К.Жукова - личности монолитно цельной - в известном фильме сыграл артист, личность которого совмещала в себе противоречивые отношения. И какое из них оказывалось и оказывается на переднем плане и объективировалось и объективируется в поступках, - это определяли обстоятельства, которые оказывались для артиста М.Ульянова главным фактором, актуализировавшим диаметрально противоположные отношения к одним и тем же ценностям.

Несомненно только, что на цельность человека как личности работает всегда высокая степень сформированности у него совести. Постоянно работающая совесть - это одновременно одно из условий минимизации проявления противоречивости в отношениях человека как личности к действительности.

Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А.Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает, и последний совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и на приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.

Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся особенно в ценностно-нравственных важных ситуациях работа совести человека для продвижения его личности к своему акме. И проведенные исследования (Ю.В.Александрова, Н.Л.Карпова, А.В.Суворов, В.Э.Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек. Так, например, установлено, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого им его удовлетворяет, - это совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем, так сказать, принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные, если сравнивать их основные параметры, внутренние миры.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ...

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать