ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ АКМЕ У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ АКМЕ У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ

Как следует из вышесказанного, акме - это высший для каждого человека уровень развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, как личность и как субъект деятельности.

Какие мы, если иметь в виду наше физическое состояние, интеллект, эмоциональную сферу, волевой настрой, которых в бытии каждого «Я» невозможно оторвать друг от друга, - это проявляется всегда в деятельности, во взаимоотношениях и обязательно в их материализованном или имеющем духовную форму продукте. Проиллюстрировать эту мысль можно на примере акме академика архитектуры Л.В.Руднева, спроектировавшего университетский комплекс на Ленинских (Воробьевых) горах, математика Н.И. Лобачевского, разработавшего «Неевклидову геометрию», художника В.И. Сурикова, создавшего шедевр исторической живописи картину «Боярыня Морозова».

Названные деятели отечественной культуры оставили и другие плоды своего творчества, но те, которые были названы выше, являются их наивысшими достижениями.

Из приведенных примеров видно, что области деятельности, в которых человек достигает своего акме, очень отличаются по своему характеру. Впрочем, то же самое можно сказать и о социальных ситуациях, в которых тот или иной человек как личность совершает самые важные и трудные для него общественно значимые поступки. Вспомним, например, обращение Кузьмы Минина к нижегородцам о спасении земли русской или отказ великого физиолога. Нобелевского лауреата И.П.Павлова в разгар гражданской войны и всеобщей разрухи переехать из России в США или в Англию, где ему предлагали блестящие условия для работы.

Далее, сравнивая феномен акме, как он дает о себе знать у разных людей, невольно видишь, что проявление его может быть локальным и не выходить за пределы одной деятельности, одной области знаний, одного типа социальных ситуаций, а может быть и широким, охватывать большее число последних. Например, у нашего соотечественника выдающегося психолога Б.Г.Ананьева, акме состоялось и в научной деятельности (достаточно для этого посмотреть его последнюю книгу «Человек как предмет познания», вышедшую в свет в 1968 г.), и как педагога, и как организатора науки; акме у лауреата Нобелевской премии Н.Н. Семенова проявилось в новаторском уровне интеграции подходов и знаний, накапливаемых в области химии и физики и в создании им нового перспективнейшего направления в науке - химической физики. Или возьмем область спорта и вспомним В.М. Боброва, выдающееся акме которого в футболе, хоккее, тренерской роли в сборной команде страны общепризнанно специалистами как в России, так и за рубежом.

Параметры широты акме могут быть проиллюстрированы еще более ярко, если мы проследим проявление ее у великих ученых-энциклопедистов и одновременно деятелей искусства, например, у Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова и др.

Прослеживая главные характеристики акме, можно также выделить среди них его уровень или, образно говоря, его калибр. Оценивая по этому параметру поступки или деяния человека, достигшего вершины в своем развитии, необходимо устанавливать, свидетельствуют ли они о творческом приумножении им того, что было достигнуто до него, т.е. о «прорыве» в будущее и о степени этого прорыва, или же они говорят об ординарности и простом воспроизведении уже бывшего.

Наверное, у читателей не будет возражений против того, что изобретенное неизвестным автором колесо, написанная Андреем Рублевым икона «Святой троицы», открытый Исааком Ньютоном закон всемирного тяготения, сочиненная Людвигом Ван Бетховеном «Героическая симфония», созданный Николаем Черкасовым образ профессора Полежаева являются не только выражением их акме, но и действительно их новаторски значимым вкладом в мировую культуру.

В то же время и в прошлом, и в настоящем, и в будущем жили, живут и будут жить люди, которые не «открывают Америк», не мечтают покорить Космос, не стремятся изобрести перпетуум-мобиле, а усвоив алгоритмы деятельности, которые дали им школа и учебное заведение, в котором они получила профессиональную подготовку, привычно для себя изо дня в день просто добросовестно трудятся, зарабатывая себе на хлеб насущный.

Таким образом, люди очень отличаются друг от друга, опять образно говоря «калибрами» достигнутого каждым из них акме. У одних «вершина», на которую они поднялись, если судить по их реальным поступкам и деяниям, более заметная и значимая прибавка к ценностям жизни культуры, у других- менее, у третьих - полностью отсутствует. В прямой связи со сказанным возникает проблема так называемого псевдоакме, когда человек совершает поступки и деяния, которые воспринимаются окружающими людьми как вершины его достижений и объявляются как «эпохальный» вклад в сокровищницу общечеловеческого опыта. Именно так, например, было оценено и представлено «открытие» академиком Т.Д. Лысенко механизма превращения (скачок) одного вида растений в другой или так же преподнесена публике, несведущей во всех сложностях проблемы, возможность возникновения из бесклеточной массы вещества, имеющего клеточное строение, якобы доказанная академиком О.Б. Лепешинской.

Есть расхожая фраза: «короля делает свита» и в недалеком прошлом все мы были свидетелями создания у нас иллюзии акме, псевдоакме у первого лица в государстве, на которые «работали» и непосредственное окружение этого лица, и вся существовавшая тогда идеологическая и информационная система.

Проблему акме можно рассмотреть еще в одном ракурсе: когда человек действительно достигает вершины, и высокой вершины, в своем развитии как личность и как субъект деятельности, но доминирующие в его личности качества не соответствуют моральным нормам, принятым в обществе, в котором он живет, а его деяния по своим результатам являются противоправными.

Скажем, по своему талантливейший мошенник, совершивший преступление века и проявивший при этом недюжий ум, глубочайшее знание человеческой психологии, выдающиеся специальные умения он, несомненно, таким образом выходит на уровень своего акме, однако достигнутое им не является вкладом в ценности жизни и культуры. Его акме оказываются и по своему содержанию, и по своей форме антисоциальными.

Еще одной существенной характеристикой акме может служить время достижения его человеком при развитии последнего как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

Судя по данным, которые имеются в научной литературе, у разных людей может быть, например, неодинаковым время начала наступления половой зрелости и пика проявления на оптимальном уровне детородной функции. То же можно сказать о времени достижения каждым из них пика зрительной или какого-то другого вида чувствительности, максимально успешной работы невербального и вербального интеллекта или обоих их вместе и целого ряда других образований в психике, скажем, таких сложных как система отношений к окружающей действительности, в которой находит выражение нравственное ядро личности.

Как показывают многочисленные факты, собранные и систематизированные учеными, работающими в различных областях человекознания, в одних сферах деятельности на уровень высших достижений люди поднимаются сравнительно рано, например, в поэзии, хореографии и даже математике, в других - намного позже, например в философии или психологии. Кроме того, наблюдения за процессом развития и саморазвития разных людей обнаруживают, что, например, один человек в семейных отношениях может достигнута своего акме, в своей профессии быть только на подступах к нему, а что же касается отношения, например, к Отечеству, - объективировать его в форме псевдоакме.

Возможно, здесь формулируется спорное положение, но из сказанного выше следует, что в одно и то же время для каждого человека характерно сосуществование разных стадий превращения основных ценностей жизни и культуры в его собственные ценности, что всегда прямым образом сказывается на особенностях его мотивационно-потребностной сферы, определяющей ту высоту, на которую он в состоянии подняться как личность.

Следующим параметром, который обнаруживается при сравнении акме разных людей, является его продолжительность.

Э.Л.Войнич в течение своей почти вековой жизни создала не одно художественное произведение. Однако, ни в одном из них она не смогла подняться до таких высот творчества и достичь такой силы воздействия на читателя, как в своем романе «Овод». Вместе с тем, период творческого акме у Льва Толстого и Федора Достоевского не был столь краток как у Войнич, наоборот, он был длительным. Или другой пример: личностное акме у летчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на колонну немецких танков во время Великой Отечественной войны, было совсем скоротечным, правда, по независящим от него обстоятельствам. В то же время у собратьев его по профессии - тоже летчиков - Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина оно оказалось намного более продолжительным.

В этих последних примерах особенно отчетливо видна значимость ситуации, которая ставит человека перед выбором, состоятся ли ему как подлинной личности или же продолжить жить в рядовом измерении. Вместе с тем примеры личностного акме Н. Гастелло, И. Кожедуба, А. Покрышкина, которые за свое Отечество, за свой народ постоянно были готовы отдать самое невосполнимое, что у них было, - свою жизнь, еще и еще раз подтверждают то, что человек - не марионетка, которую дергают за нитки исторические закономерности. Глубоко прав был Ю.М. Лотман, который считал, что «жизнь как таковая не всегда превыше всего. Может быть как раз совесть есть самое дорогое... Убеждения наши отличаются только одним - той ценой, которую мы готовы за них заплатить».

Наверное, в связи с только что сказанным у нас есть все основания выделить еще одну существенную особенность акме, а именно характер взаимодействия, взаимопроникновения, а может быть и взаимодополнения акме личностного и акме субъектно-деятельностного.

Маршал Г. К. Жуков в Великую Отечественную войну поднялся на высокую ступень своего полководческого дарования, и важным условием, позволившим ему на практике реализовать свои стратегические замыслы, была высокая мотивационная за-ряженность на их обязательное осуществление.

Уверенность в правильности принимаемых решений, за которой стояли объективная оценка наших сил и сил противника, высокая способность предугадывать действия командования немецких войск и, соответственно, планировать боевые операции наших частей и подразделений, а главное, достигаемые в результате всего этого победы делали его неуступчивым в спорах с оппонентами и даже с верховным главнокомандующим И.В. Сталиным.

Конечно, этой кульминации тесно связанных друг с другом субъектно-деятельностного и личностного акме у Г.К. Жукова предшествовали акме менее масштабные, когда он был солдатом, унтер-офицером в царской армии, командиром эскадрона в Красной армии и далее, когда он занимал в ней другие все более высокие командные должности, неизменно проявляя высокое чувство долга, постоянную требовательность к себе и другим и предельную самоотдачу в работе, направленную на расширение профессиональной эрудиции, профессионального интеллекта и специфических качеств, которые необходимы настоящему полководцу.

М.Волошин, думая о причинах, которые выводят человека на уровень высокого акме, писал что судьба, когда ей надо выплавить из человека неординарную личность и крупного творца-созидателя в какой-либо области деятельности, поступает так: «она рождает его наделенным такими жизненными и действенными возможностями, что ему их не изжить и в десяток лет. А затем она старательно запирает вокруг него все выходы к действию оставляя свободной только узкую щель мечты, и, сложив руки, спокойно ожидает что будет. Поэтому источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни, в прохождении верблюда сквозь игольное ушко» (13. - С. 256). То же относится к рождению нестандартной личности. Совершая поступки в социальных экстремальных ситуациях, которые отвечают благу Человека и Человечества, благу ее сограждан, личность превращается не только в инициативного творца собственной судьбы, но и в активного деятеля общественного развития.

Поэтому, не умаляя роли макро-, мезо-, микрофакторов, которые действуют извне на каждого человека с момента рождения и дальше, мешая или благоприятствуя ему достигнуть вершины в своем развитии, все же хочется закончить эти размышления об акме и его становлении словами М. Горького: «Нами жизнь творима - нами!» И сумеем ли мы внести вклад в настоящие ценности жизни и культуры, это в не меньшей степени, чем от среды, зависит от нашего ума, чувств, воли.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ...

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать