ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. О ВЗРОСЛОСТИ И ЗРЕЛОСТИ

О ВЗРОСЛОСТИ И ЗРЕЛОСТИ

В акмеологии, как было показано выше основным объектом изучения выступает взрослый человек. Именно происходящие изменения на этом отрезке жизненного пути человека как сложнейшего природного существа - индивида, как продукта общественных отношений - личности, как субъекта деятельности, прежде всего как профессионала, - и вширь и вглубь исследуют акмеологи.

Их интересует, в частности, достижение человеком вершин в этих трех его основных «ипостасях». Однако при этом среди других проблем перед учеными встает проблема соотношения феноменов взрослости и зрелости. Из повседневной жизни известно множество случаев, когда те или иные люди, достигнув возраста совершеннолетия, оказывались незрелыми ни физически, ни духовно-нравственно, ни по своей готовности к трудовой деятельности. В то же время та же жизнь дает нам примеры, когда не достигший совершеннолетия человек, и в своем физическом развитии еще далеко не набравший параметров физических характеристик взрослой личности, обнаруживает высокую духовно-нравственную зрелость. В условиях дореволюционной России, во время Великой Отечественной войны имело место и существует в теперешнее время множество случаев, когда еще далеко не достигшие своего совершеннолетия дети и подростки трудились и трудятся как взрослые зрелые люди.

Эти факты говорят о том, что взрослость и зрелость - это понятия не тождественные.

Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым человеком, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично.

И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью человека как субъекта деятельности и, конечно, его как профессионала и его зрелостью.

Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все - показатели его зрелости как субъекта деятельности.

Однако повседневная жизнь дает нам и другие примеры. Так, не по-умному любвеобильные родственники продлевали своему ребенку детство, когда он уже стал подростком, потом юношей, не заботясь о выработке у него привычки к будничному трудовому усилию, ответственного отношения к своему будущему как специалиста в какой-то конкретной области. В результате, став взрослым по паспорту, такой человек оказывается инфантильным в своем отношении к труду (и не только к труду). Зрелость как интегральное качество его как субъекта трудовой деятельности у него оказывается не сформированной.

Все сказанное выше еще раз обращает нас к проблеме содержательного наполнения психического феномена «зрелость», форм его объективирования в реальном бытии человека и к еще более сложной проблеме развития зрелости применительно к каждому возрастному этапу жизненного пути человека.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ...

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать