ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВЕРШИНЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВЕРШИНЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ

Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» специально обращает внимание на то, что, чтобы сказать, почему человек приходит к тому или иному решению, ища выход из какой-то сложной для него ситуации или почему он так, а не иначе реагирует на какое-то событие, происходящее около него, или почему он откликается на еще что-то каким-то образом, то, принимая во внимание действие ряда факторов, ни в коем случае нельзя выпускать из поля зрения и работу его внутреннего мира. И Б.Г.Ананьев подчеркивал, что законы образования и функционирования этого «мира» надо обязательно исследовать, потому что без знания их не будет полного понимания проявления субъективного начала в человеке при отражении им действительности, его отношения к ней и его поведения в этой действительности.

Во внутреннем мире человека интегрируются все впечатления, которые давала ему действительность в течение прожитого отрезка жизни, обобщаются и индивидуально-неповторимо систематизируются переживания, вызывавшиеся этими впечатлениями, оцениваются поведенческие ответы его по поводу вышеуказанных впечатлений и собственные поступки, совершенные по личной инициативе.

Внутренний мир человека всегда работает, - писал Б.Г.Ананьев. В нем происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям, возникающим в обществе и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека. Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я - концепции»; конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более отдаленное будущее.

Само собой понятно, что если сравнивать работу внутреннего мира разных людей, то в ней обнаружатся черты сходства и, конечно, большие или меньшие различия. Сходство, пожалуй, будет заключаться в том, что у каждого человека есть свой внутренний мир. Но эти внутренние миры могут совпадать и различаться по таким признакам, как направления их наибольшей активности деятельности, как широта охвата проблем, которые прорабатываются в этом внутреннем мире, как масштаб или калибр этих проблем, наконец, как конкретная результативность активности этого внутреннего мира.

И если теперь более определенно содержательно раскрывать эти признаки, то у одних людей направленность работы их внутреннего мира - их диалогов с собой содержательно вращается вокруг их узко личных проблем, обсуждения и определения путей, если употребить терминологию А.Маслоу, удовлетворения их дефицитарных или непосредственно самых простых житейских потребностей. У других людей названная направленность работы их внутреннего мира нацелена на поиск способов оптимального удовлетворения, если опять использовать терминологию А.Маслоу, бытийных, то есть высших нравственно-духовных потребностей, которые прямо сопрягаются с основными ценностями жизни и культуры и которые по причине каких-то конкретных обстоятельств какой-то своей стороной вторглись как насущная необходимость во внутренний мир человека, который через мучительно напряженный диалог с самим собой принимает отвечающее голосу его совести решение.

Таких общечеловеческих проблем, прорабатываемых во внутреннем мире конкретного человека, может быть не одна, а несколько или просто много. И тогда внутренний мир этого человека будет более содержательно богат.

Если дальше сравнивать внутренние миры разных людей, то у одних из них по причине меньшего творческого потенциала их интеллекта и более слабой мотивационной заряженности проблемы их внутреннего мира, их осмысления, причины их порождающие, способы их решения - все, что стало содержанием работы их внутреннего мира, оказывается социально легковесным и по своим результатам тривиальным. У других, чей интеллект в творческом отношении мощнее, жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее, результативность этой работы неординарнее и оформление ее итогов определеннее, реалистичнее и конкретнее.

Факты жизни подсказывают нам таким образом, что работу внутреннего мира человека можно анализировать, имея в виду калибр личности, внутренний мир которой нас интересует. Так, если мы сравним содержание, широту и глубину работы внутреннего мира Л.Н.Толстого, которая зафиксирована в его дневниках, художественных произведениях, нравоучительных притчах, мудрых мыслях на каждый день, с этими же параметрами внутреннего мира какого-нибудь именитого псевдодемократа - нашего современника - лицемерного радетеля за счастье народное, сразу обнаружится нравственно-духовная убогость и хилость его внутреннего мира, если оценивать по большому счету направленность работы этою мира якобы на поиск реальных путей избавления большинства нашего народа от нищеты, опасности культурного одичания и постепенного вымирания, но зато мы обнаружим в этом «мире» активнейшую работу мысли, направленную на поиск новых, дополнительных способов приумножения своего состояния, обезвреживание соперников, сильнейшие переживания по поводу личных промахов на этом поприще и т.п.

Наверное, из сказанного уже становится понятно, что люди с богатым и содержательным в духовно-нравственном отношении внутренним миром одаривают окружающих, а значит и все человечество, поступками и деяниями, которые являются большим или меньшим вкладом в сокровищницу культуры, рассматриваемую в широком смысле.

Поэтому перед семьей, школой всех ступеней, средствами массовой коммуникации стоит задача не ограничивать свое видение цели воспитания достижением такого уровня активности познавательного мира, стиля общения людей, выполнения ими своих трудовых обязанностей, которые соответствуют формуле «делай как я» (то есть, как внушают это им семья, школа, СМИ), а непременно идти дальше и развивать у детей, подростков, юношей, взрослых на доступной для каждой возрастной ступени уровне потребность и способность к самостоятельной и творческой работе по своему характеру работе их внутреннего мира, содержанием которой были бы не только проблемы их повседневной жизни - быта, учения, общения, семейных дел, профессионального труда, но и обязательно близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, не расходящихся с голосом их совести и являющихся вкладом в ценности жизни и культуры.

Не только в зависимости от других факторов, но и от того, насколько активно и продуктивно работает внутренний мир человека, находятся глубина и объективность оценки достигаемого им результата деятельности как личности и как субъекта профессионального труда в каждый момент его жизни.

Поэтому человек - стратег по выстраиванию своей линии жизни, планирующий как личность свершение значимых для общества, членом которого он является, поступков, и как субъект деятельности - новаторских достижений в основной для него области труда, при прочих равных условиях быстрее достигает своей цели, если он пропускает каждый свой шаг и обстоятельства, в которых его приходится совершать, через свой интенсивно работающий внутренний мир.

Из сказанного становится ясным, что изучение особенностей работы внутреннего мира человека является одним из направлений исследований, которое должна развивать и осуществлять акмеология. Все выдающиеся и великие деятели науки, техники, искусства, образования, здравоохранения и ряда других областей деятельности были люди с богатым и постоянно действующим внутренним миром, для которого были характерны не разбросанность и не связанность друг с другом исканий мысли, переживаний, принимаемых решений, а в конце концов замыкание их всех на главное для каждого из этих людей дело жизни.

Справедливость этой мысли подтверждают записи, которые делал А.С.Пушкин, заметки для себя и письма, которые оставил А.А.Ухтомский, записные книжки А.П.Чехова, фиксирование своих мыслей и переживаний по поводу творчества актера и режиссера племянником А.П.Чехова великим артистом М.А.Чеховым и множество других подобных документов, оставленных выдающимися людьми. И акмеологии следует со своих позиций изучать все эти документы, чтобы сделать ясной для себя так сказать технологию работы этого внутреннего мира у разных людей и, прежде всего, у великих и выдающихся, потому что раскрытие особенностей его деятельности дает возможность увидеть реально еще один фактор, от которого зависит достижение человеком неординарной вершины и как личностью, и как субъектом профессионального труда. И, разумеется, при проведении этих исследований нельзя ни в коем случае забывать об общем и особенном в функционировании этого внутреннего мира у разных людей и о связях характеристик этого внутреннего мира со всеми основными образованиями в психике человека и, стало быть, и со всей системой детерминант, которая определяет, говоря образно, качественное лицо этих образований.

Ведь, очевидно, что характеристики внутреннего мира зависят и от того, насколько у человека самостоятелен и нацелен на новаторские находки интеллект, то есть проявляется ли он преимущественно на репродуктивном уровне или главным образом продуктивно творчески. Оказывается ли человек- владелец этого интеллекта - эмоционально одержимым, ища решение занимающих его проблем, или он холодно равнодушен. Стремится ли он наработанный в его внутреннем мире результат всегда воплотить в действие, в реальный поступок, получающее материальное воплощение деяние. Или он никак не может отстроиться от глубоко мучающих его проблем в своих мыслях, сильнейшим образом вязнет в переживаниях по поводу тупика, из которого он не видит выхода и, не останавливаясь на каком-либо решении, истощает свою нервную систему, чем способствует развитию у самого себя депрессивного состояния.

Таким образом, степень развития и характер функционирования познавательной сферы человека, сферы его чувств и воли находят свое выражение и в том, на каком психическом уровне и с каким результатом работает его внутренний мир.

В предложенных вниманию читателя размышлениях методически сложно решаемая проблема необходимости всестороннего и многоуровневого научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов работы внутреннего мира человека фактически только поставлена. И теперь важно осуществить цикл тесно сопряженных друг с другом теоретических и экспериментально-эмпирических исследований, которые дали бы убедительные ответы на вопросы, относящиеся и к еще непознанным сторонам работы внутреннего мира человека, его развития и характеристик, которые у него должны быть сформированы в этом процессе, чтобы и внутренний мир человека продуктивно способствовал достижению последним своего акме.

Содержание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ...

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать