ENG
         
hpsy.ru/

../../Мы умеем жить в черной дыре

На групповой терапии одна замечательная участница представила свой внутренний мир как комнату, наполненную неушедшими тенями ушедших людей. А в середине - черная дыра, пространство без опор и ориентиров, пугающее хозяйку комнаты-мира тем, что засасывает. И запрос был - чем заполнить эту пугающую дыру?

И я подумал - для чего заполнять эту дыру? Чтобы больше места было теням ушедших людей? Да, можно строить свой мир из чужих следов. Он будет эклектичен и трудно понимаем, но зато нет недостатка в строительном материале. А ведь свой внутренний мир (это была такая тема семинара - "Мой внутренний мир") действительно приходится строить, ведь "из ничего ничего не образуется"! Но если не из следов и теней, которыми щедро готова одарить нас культура, тогда из чего? А заодно - для чего нужна культура? Непонятно…

- А как устроен сегодня мой внутренний мир? - попытался представить я. И ужаснулся, потому что в моей комнате черная дыра занимала почти все пространство, какие-то ничего не значащие тени жались по краям, а клубящееся в центре ничто легко слизывало их со стен, не оставляя следа! Да и сами стены и остатки пола были как-то зыбки и призрачны. И очень ненадежны. На мгновение леденящий ужас остановил мои мысли, но тут же острое понимание того, что мне очень нравится жить замесило очередной парадокс с ужасом Ничто с одной стороны и наслаждением жизнью внутри этого самого Ничто - с другой. И вслед пришло упоительное осознание моего нежелания ютиться на этих остатках замызганных пола и стен. И осознание, что я всю жизнь живу именно в этом самом Ничто и все время, ежесекундно, создаю новые полы и стены, новые смыслы и ориентиры, создаю сам, создаю из этого Ничто. И я осознал, что совершенно не дорожу старыми полами и стенами, смыслами и ориентирами, созданными мгновение назад, что они мне только мешают, потому что самое сладкое, что есть в моей жизни, это создание нового из ничего! Что по-настоящему жить удается только в этом ничто, где только что созданное мной сразу начинает растворяться и терять смысл, и исчезает, освобождая место для нового смысла и нового открытия. Как только мне нужен новый ориентир, я создаю его из ничего. Как только я создал новый смысл, он теряет для меня смысл, и я готов его отбросить и искать следующий. Как безумная белка из "Ледникового периода", счастливая, падая в бездну в лавине орехов, отталкивается от каждого нового ореха в любом нужном ей направлении так и для меня в Ничто всегда находится смысл для настоящего мгновения и я счастлив, выхватывая каждый раз новые зерна из холодных завихрений хаоса.

Но почему же до этого мгновения темное засасывающее Ничто так пугало меня? Потому что меня так научили. Есть учеба и Учеба, есть учителя и Учителя, есть культура и Культура. Учителя могут Учить делать открытия и открывать смыслы, но учителя также могут и учить не тратить силы на такие открытия, а только правильно пользоваться открытиями других. Одна Культура может быть школой поиска и источником вдохновения, другая культура - просто склад готового китайского ширпотреба, дешевого и одинакового, как мода ПТУшниц. В первой Культуре живут и её создают, вторую - только потребляют. И нужно не упустить момент, когда культурой второго типа нужно перестать пользоваться, когда из читателя чукче пора стать писателем. Когда пора с зыбкого, созданного кем-то другим, пола ступить в пропасть Ничто. И полететь самому, создавая вокруг себя свой тающий и возрождающийся мир. Перестать быть употребителем и стать Создателем.

По образу и подобию…

Могилевский Р.,

11.05.08. Работа публикуется в рамках III Месяца психологических эссе. Тема 2008: «Диалог с Другим».

См. также