Человек - это существо с перспективой стать
богом.
Сартр
|
|
Человек есть то, что он ест.
Закон природы
|
|
Несть для Бога ни Еллина, ни Иудея.
Послание к Колоссянам
|
|
Мы с тобой одной крови, ты и я.
Вежливое приветствие в джунглях
|
|
За все нужно платить.
Закон природы
|
|
Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На нашем сайте
время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как
правило, написаны по следам работы с клиентами, собственной
терапии или своеобразной творческой рефлексии окружающего и
весьма отличаются от, ставших уже традиционными для hpsy.ru,
книг, статей и диссертаций. Этот жанр позволяет авторам иногда в
двух строчках передать то, что не опишешь и в нескольких статьях.
Полутона, интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных
ситуаций как нельзя лучше проявляются в этой своеобразной
художественно-философской прозе. С целью развития этого жанра,
предоставления возможности авторам встретиться и пообщаться с
читателями, получить отзывы, усовершенствовать свой стиль мы
объявляем месяц психологических эссе.
«Великий русский художник Исаак Левитан родился в бедной
еврейской семье…» Этой красиво-интернациональной фразе
позавидовавшего Папы Мюллера из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
я сразу не поверил. Рефлекторно, как всему коммунистическому. Я
тоже родился в еврейской семье, богатых уже не было. Мои
родители, когда хотели обсудить что-то, не полагающееся моему
сведению, переходили на мучительный идиш, я охотно ничего не
понимал и убегал во двор играть в футбол, войну и шахматы,
драться, меняться книжками и ругаться понятными русскими словами.
Я был единственным еврейским мальчиком в округе, меня часто
называли жиденком.
Как я понимаю сейчас, это вызывалось скорее моей национальной
экзотичностью, чем природным антисемитизмом, но тогда намек на
собственное отличие - неполноценность меня очень обижал. Папа
часто обсуждал со мной еврейский вопрос, пытаясь научить меня
гордиться моим еврейством, и видит Бог - я пытался. Но как-то так
получалось, что все мои маленькие жизненные победы никак не были
связаны с моей национальностью (а как я понимаю сейчас, с
национальностью не были связаны и поражения). Я рос как Маугли
среди волков, прекрасно владея волчьим языком и повадкой и
был волком.
В пятом классе моя дочка пришла из школы, горько рыдая.
- Что случилось? - спросил я.
- На до мной все смеются, аа-а-а-а…
- Почему?
- Я ношу пионерский галстук.
- А что, остальные уже не носят?
- Не носят.
- А что ты делаешь как пионерка? Заботишься о бабушках, собираешь
металлолом, макулатуру?..
- Нет.
- Так зачем ты носишь галстук?
- Папа! Ну мне же надо чем-нибудь
гордиться!!!
«Что есть у тебя, что не было тебе дано?» - прочитал я когда-то в
Библии и понял тогда это как призыв к смирению: «Что есть у тебя,
что не было тебе дано?». Позже я понял, что вопросительный знак
не зря заканчивает это предложение и от того, есть ли у тебя
что-то, что не было тебе дано и зависит качество твоей жизни.
Собственно то, что не было тебе дано извне, а было создано тобой,
именно создано и отдано, а не получено и передано, и составляет
смысл жизни. Полноценная психическая жизнь - это творческий
процесс, а творчество - это процесс создавания и отдавания.
Гордость вообще - глубоко невротическая (читай - бессмысленная)
эмоция, а уж гордиться тем, что было дано тебе извне - и вовсе
нелепо. Красота, ум, способности, национальная принадлежность -
даны извне. Они есть те «таланты», те возможности - которые мы
должны наиболее полно реализовать, они, скорее - обязанности.
Но коли мне дано - я должен оплатить счета. Игнорирование
собственных талантов и способностей выливается в невроз или
психосоматику. Игнорирование своей национальной принадлежности
чревато тем же. Чем же мы расплачиваемся за свою национальную
принадлежность? И что она нам дает? На мой взгляд национальная
принадлежность дает нам бесплатную идентификацию, расплачиваться
за которую приходится отказом от самости. Опять выбирать!..
Сегодня я ощущаю себя по происхождению не евреем или белорусом, а
могилевчанином, по вероисповеданию - агностиком, по социальному
статусу - профессионалом. И все это не было мне дано. Я сам
совершил выбор Родины, создал свою религию, убежал от
«невыносимой легкости бытия». Мне нравятся мой город, моя страна,
моя планетка. Я - землянин из Могилева. Считать себя волком или
человеком - выбор все равно остается за Маугли.
Как показывает мой жизненный опыт
активное национальное самосознание имеет только одно осмысленное
проявление - ксенофобию. Все остальные проявления национального
самосознания столь же интимны и значимы, как проявления
самосознания пищевого, стилевого, профессионального. Когда мы
говорим о национальном достоинстве… Я понимаю о чем идет речь,
когда обсуждается чувство собственного достоинства. Я знаю, чего
я достоин, и те кто знает меня - знают чего я достоин. А как
оценить достоинство нации? По валовому доходу на душу населения?
По заслугам перед историей? По грехам перед ней? Так немцы
породили философов и фашистов, французы - мушкетеров короля и
гильотину, евреи - Христа и Иуду, русские - космонавтов и КПСС.
Что перевесит? Кто на каком месте по очкам? У кого больше прав на
национальное достоинство? Имею ли я право одновременно гордиться
белоруской толерантностью и еврейской живучестью или и здесь
придется выбирать. Но почему же такая альтернатива кажется мне
абсурдной?..
См. также