ENG
         
hpsy.ru/

../../У Бога нет национальности. Экзистенциальная психотерапия и национальное самосознание («Книга джунглей»)

Человек - это существо с перспективой стать богом.
Сартр
Человек есть то, что он ест.
Закон природы
Несть для Бога ни Еллина, ни Иудея.
Послание к Колоссянам
Мы с тобой одной крови, ты и я.
Вежливое приветствие в джунглях
За все нужно платить.
Закон природы
Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На нашем сайте время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как правило, написаны по следам работы с клиентами, собственной терапии или своеобразной творческой рефлексии окружающего и весьма отличаются от, ставших уже традиционными для hpsy.ru, книг, статей и диссертаций. Этот жанр позволяет авторам иногда в двух строчках передать то, что не опишешь и в нескольких статьях. Полутона, интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных ситуаций как нельзя лучше проявляются в этой своеобразной художественно-философской прозе. С целью развития этого жанра, предоставления возможности авторам встретиться и пообщаться с читателями, получить отзывы, усовершенствовать свой стиль мы объявляем месяц психологических эссе.

«Великий русский художник Исаак Левитан родился в бедной еврейской семье…» Этой красиво-интернациональной фразе позавидовавшего Папы Мюллера из к/ф «Семнадцать мгновений весны» я сразу не поверил. Рефлекторно, как всему коммунистическому. Я тоже родился в еврейской семье, богатых уже не было. Мои родители, когда хотели обсудить что-то, не полагающееся моему сведению, переходили на мучительный идиш, я охотно ничего не понимал и убегал во двор играть в футбол, войну и шахматы, драться, меняться книжками и ругаться понятными русскими словами. Я был единственным еврейским мальчиком в округе, меня часто называли жиденком.

Как я понимаю сейчас, это вызывалось скорее моей национальной экзотичностью, чем природным антисемитизмом, но тогда намек на собственное отличие - неполноценность меня очень обижал. Папа часто обсуждал со мной еврейский вопрос, пытаясь научить меня гордиться моим еврейством, и видит Бог - я пытался. Но как-то так получалось, что все мои маленькие жизненные победы никак не были связаны с моей национальностью (а как я понимаю сейчас, с национальностью не были связаны и поражения). Я рос как Маугли среди волков, прекрасно владея волчьим языком и повадкой и был волком.

В пятом классе моя дочка пришла из школы, горько рыдая.
- Что случилось? - спросил я.
- На до мной все смеются, аа-а-а-а…
- Почему?
- Я ношу пионерский галстук.
- А что, остальные уже не носят?
- Не носят.
- А что ты делаешь как пионерка? Заботишься о бабушках, собираешь металлолом, макулатуру?..
- Нет.
- Так зачем ты носишь галстук?
- Папа! Ну мне же надо чем-нибудь гордиться!!!

«Что есть у тебя, что не было тебе дано?» - прочитал я когда-то в Библии и понял тогда это как призыв к смирению: «Что есть у тебя, что не было тебе дано?». Позже я понял, что вопросительный знак не зря заканчивает это предложение и от того, есть ли у тебя что-то, что не было тебе дано и зависит качество твоей жизни. Собственно то, что не было тебе дано извне, а было создано тобой, именно создано и отдано, а не получено и передано, и составляет смысл жизни. Полноценная психическая жизнь - это творческий процесс, а творчество - это процесс создавания и отдавания. Гордость вообще - глубоко невротическая (читай - бессмысленная) эмоция, а уж гордиться тем, что было дано тебе извне - и вовсе нелепо. Красота, ум, способности, национальная принадлежность - даны извне. Они есть те «таланты», те возможности - которые мы должны наиболее полно реализовать, они, скорее - обязанности.

Но коли мне дано - я должен оплатить счета. Игнорирование собственных талантов и способностей выливается в невроз или психосоматику. Игнорирование своей национальной принадлежности чревато тем же. Чем же мы расплачиваемся за свою национальную принадлежность? И что она нам дает? На мой взгляд национальная принадлежность дает нам бесплатную идентификацию, расплачиваться за которую приходится отказом от самости. Опять выбирать!.. Сегодня я ощущаю себя по происхождению не евреем или белорусом, а могилевчанином, по вероисповеданию - агностиком, по социальному статусу - профессионалом. И все это не было мне дано. Я сам совершил выбор Родины, создал свою религию, убежал от «невыносимой легкости бытия». Мне нравятся мой город, моя страна, моя планетка. Я - землянин из Могилева. Считать себя волком или человеком - выбор все равно остается за Маугли.

Как показывает мой жизненный опыт активное национальное самосознание имеет только одно осмысленное проявление - ксенофобию. Все остальные проявления национального самосознания столь же интимны и значимы, как проявления самосознания пищевого, стилевого, профессионального. Когда мы говорим о национальном достоинстве… Я понимаю о чем идет речь, когда обсуждается чувство собственного достоинства. Я знаю, чего я достоин, и те кто знает меня - знают чего я достоин. А как оценить достоинство нации? По валовому доходу на душу населения? По заслугам перед историей? По грехам перед ней? Так немцы породили философов и фашистов, французы - мушкетеров короля и гильотину, евреи - Христа и Иуду, русские - космонавтов и КПСС. Что перевесит? Кто на каком месте по очкам? У кого больше прав на национальное достоинство? Имею ли я право одновременно гордиться белоруской толерантностью и еврейской живучестью или и здесь придется выбирать. Но почему же такая альтернатива кажется мне абсурдной?..

Могилевский Р.,

См. также