ENG
         
hpsy.ru/

../../Откуда берутся желания (эссе)

Воля

На свете Воли нет,
Но есть Покой и Счастье…

Не А.С. Пушкин

Этот феномен всегда был мне непонятен. Более того, читая разных авторов, я чувствовал, что и им непонятно, что такое воля. И что такое волевые нарушения? Я долго старался четко разобраться, что же такое воля и как она устроена, и окончательный результат оказался очень простым.

В первую очередь, как и подозревалось, воля оказалась не базовым, а результирующим феноменом, производным от желания.

Для пояснения возьму процесс бросания курить. Если отбросить терминологию, то брошу ли я курить или не брошу, зависит от того, какое желание сильнее - курить или не курить. И если желание курить сильнее - курить я ни за что сам не брошу.

Но если желание курить сильнее желания не курить - воля у меня слабая, а если наоборот - сильная! Впечатляет глубина различий интрапсихических процессов. Тогда чем же отличается сильная воля от слабой?

Ответ обязан быть простым. Я считаю себя волевым человеком, если мои желания (не зависящие от меня) совпадают с моими принципами. (Более сильные желания, которые определяют выбор). Мы же и выбираем всегда между двумя альтернативными желаниями. Даже и не выбираем.

Отсюда следует, что Воля - это производная не желаний, а принципов, но истинные принципы сами по себе не есть продукт размышлений, а результат осознанной рефлексии.

Тогда, если принципы, всё же, результат логического выбора - воля может оказаться слабой, если принципы отражают истинные потребности личности и формируются не под воздействием морали, а по ощущениям нравственности - воля будет сильной. Но если воля так сильно производна - имеет ли смысл о ней вообще говорить? Т.е. говорить, конечно, нужно, но такое понимание значительно упрощает этот разговор.

Процесс

За всё нужно платить

Первый закон природы

Если у вас нету тети,
её не отравит сосед…

Следствие первого закона природы

Значит, в основе воли живет преобладающее в настоящий момент желание, совпадающее по вектору с жизненными принципами. Естественно и желание и принципы - исключительно мои. Если же в этой формуле что-то не случилось - человек не может проявить себя как волевого…

Откуда берутся жизненные принципы, мне казалось понятным, но вот откуда берутся желания?! Как получается, что одни желают очень сильно, а другие жалуются, что им ничего не хочется, что они не знают, чего хотят. А еще в психиатрии есть апато-абулический синдром - ядро шизофренического симптомокомплекса - это что, тоже имеет отношение к теме? Наверное да, имеет… Все эти вопросы и заставили меня задуматься - откуда берутся желания?..

Я как всегда начал вспоминать себя в различных ситуациях, хорошо знакомых знакомых и хорошо знакомых клиентов, то есть людей, которых, как мне кажется, я достаточно хорошо чувствую. Чем отличаются в жизни люди, которые хотят очень сильно и люди, которые не знают, чего хотят. Чем отличаюсь я желающий от меня апатичного? Где ключ к желаниям, к воле?..

Во избежание путаницы мне пришлось разделить желания на две группы: психологические и физиологические (желание поесть, поспать, заняться сексом, оправиться). Возникновение последних мне было более или менее понятно, и я обращал внимание только на желания психологические. И громадная часть желаний оказалась желаниями «для»! Я много работаю с компьютером, и мне хочется иметь всё новые прибамбасы для расширения своих возможностей, получения удовольствия и экономии времени. Я читаю лекции и мне хочется иметь хороший диктофон для того, чтобы не терялись рождающиеся во время лекции идеи. Я зарабатываю и живу психологией и хочу все время расширять круг общения и увеличивать свою известность для того, чтобы расширялся круг клиентов, учеников, соратников. Я хочу добыть эксклюзивную книгу для того, чтобы под её впечатлением нарожать новых идей. Моя соседка хочет нового любовника, хотя и старый прекрасно справляется - но уже нет к нему былого интереса - процесс ухаживания и построения отношений оказался гораздо заманчивее собственно сексуального процесса! Моя жена хочет в лес по грибы для того, чтобы разнообразить процесс заготовок на зиму и сделать его еще более дешевым и радующим. Можно перечислять и дальше, но уже прозвучало слово, зацепившее меня - процесс. Все желания, которые я перечислял до сих пор, возникали в процессе и для поддержания процесса. Причем все эти процессы носили какой-то экспансивный характер. Желания возникали в процессе, чтобы усилить, украсить или изменить его. С другой стороны, пациенты, жалующиеся на отсутствие желаний, на то, что «ничего не хочется», на «не знаю, чего хочу», находились явно вне хоть какого-нибудь мало-мальски значимого для них процесса, беспомощно неслись щепкой в турбулентных потоках Бытия. Что первично? Где причина, где следствие? Отсутствие процесса кастрирует потребность желать, или отсутствие желаний делает невозможным любой процесс? Кто виноват? Доколе?!

Или всё-таки, как скорее всего оно и будет, это взаимосвязанный процесс, порочный круг (или наоборот, непорочный, когда бурлят процессы и желания), который нужно разорвать? Как разорвать? Начать процесс, или сначала начать хотеть? Как начать одно без другого? Никак… Проклятая инерция покоя… Она не дает сдвинуться с места, сделать первый шаг. Нужен пусковой механизм, которым может служить что угодно - идея, прилетевшая извне, тревога, проявившаяся в интересе, отчаяние, «звонок другу» или «помощь зала»…

В чем здесь может быть помощь терапевта? Соответственно - натолкнуть на идею или помочь дойти до отчаяния… Точнее - помочь увидеть это отчаяние и поверить в него.

Но не может же быть, чтобы такие разные наши желания рождались единственным способом, как инкубаторские, мы же такие многогранные даже внутри себя! Я хочу новую машину, хотя прекрасно ездит старая, только старую можно даже не запирать и хранить в ней деньги, никто не полезет в старушку. Супруге нужны новая куртка и новые сандалии, хотя в старых нет ни одной дырки. А еще хочется сделать ремонт в квартире, которая и так не разваливается. А дочке новый телефон, хотя и старый работает как часы. А соседке - высокий кудрявый блондин, хотя по науке и по жизни для этого процесса больше подходят резвые лысые коротышки, в прошлом брюнеты. Тут уже трудно проследить процесс, и не хочется, потому что просматривается какой-то новый, иной источник желаний. Тут уже скорее не «для», а «потомушта». Потомушта соседка круче выглядит с высоким блондином, дочка с новым телефоном и я - в мерседесе-бенце! Потому что тогда наши желания совпадают с потребительским менталитетом сообщества. То есть это не наши желания, а общие! То есть общество лечит нашу депрессию (или проводит профилактику), обеспечивая нас желаниями. И за это мы обществу должны быть благодарны. И это - хорошо. Но!..

Ох уж это Но. Вот всегда оно, когда хорошо!.. Оказывается заимствованные желания способны очень успешно конкурировать с собственными «процессуальными», вытеснять их, не оставлять для них места. Казалось бы, а какая разница, хоти что удобнее и не будь таким переборчивым - свои, не свои. Что-ли они чем-то принципиально отличаются? Те и эти… Чем?

Ну, не знаю… У моих клиентов, всё таки больше желаний второго типа. Общепринятых желаний. Желаний, желать которые нас кто-то научил. Возникает подозрение, что в чужих желаниях наша душа (кому удобно - психика, хотя это просто перевод, кому удобно - подсознание) находит меньше смысла. Того самого экзистенциального смысла, недостаток которого порождает тревогу. Остаются более предпочтительными «желания из процессов».

Значит, если мы хотим нормально жить, энергию этого хотения мы должны тратить на раскручивание процессов! Которые, как маховики, когда раскрутились, поддерживают инерцию движения, стимулируя рост и расцветание собственных желаний. Которые дают энергию воле. И тогда вся жизнь - в нашей воле!

Но. Почему же мы не живем, как хотим? Не реализовываем все наши желания, как в раю? Есть одна гадость, которая может убивать наши желания, делать их хилыми, рахитичными и недееспособными. Это страх. Перед первым законом природы… Перед необходимостью оплачивать реализацию своих желаний. Срочно необходимо повышать свою платежеспособность. Но про это - в следующем номере…

Фракталы

В общем, все, что я написал, моим не понравилось. Все равно непонятно, откуда самое первое желание, которое запускает самый первый процесс? Или самый первый процесс, который запускает самое первое желание? И вот эти странные вопросы почему-то натолкнули меня на мысль о фракталах. Вы знаете, что такое фракталы? Никто не знает, только самые умные математики. Но там есть самая простая часть, доступная нам, нормальным людям. По определению "Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому". Одним из основных свойств фракталов является самоподобие. В самом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале. Ну, по-простому вот эта картинка - фрактал:

Видите, структура большого треугольника такая же, как у маленьких. И так и при увеличении треугольника до сколько угодно большого размера.

Или например - модель строения атома очень похожа на модель планетной системы. И может быть планетные системы - это атомы, из которых состоит какой-нибудь космического размера психотерапевт, который именно в этот момент читает какую-нибудь космического размера психотерапию другим космического размера психотерапевтам. Ну, в общем, дичь конечно с одной стороны. Но натолкнула!.. Вот еще картинка:


А? Вот каждый маленький листик - желание, а листик побольше - уже процесс. Но в отношении маленького желания. А в отношении большего листа этот процесс сам - желание. То есть я представил себе или скорее почувствовал, что процесс, это и есть большое желание в фазе реализации себя. Жизнь - это самый большой человеческий процесс и самое большое желание.

Берется же это желание не «откуда?», а «когда?», в момент рождения человека и первого крика, когда процесс беременности и родов у матери порождает первый крик-желание ребенка: «хочу жить!!!»

Да? Процесс непрерывно тянется тысячи лет, процесс передачи процесса. От поколения к поколению. Через желание. Помните последнюю картинку? Лист папоротника. У папоротника нет цветов, он размножается спорами. Желания - это споры процессов. Они порождаются процессами и развиваются в процессы. Они как споры, могут долго лежать в негодных условиях, пока те не станут годными. И тогда желания-споры прорастают.

Желание, любое желание - фрактал. С любого желания можно начать целый процесс, любой процесс, и целую жизнь! И пока мы живы - листочки желаний тоже живы внутри этого процесса, процесса жизни.

Но мы умеем (потому что нас научили) подавлять в себе наши естественные желания, позволяя себе только «неестественные» или вообще не позволяя никаких. Этому служат страх и его косвенные проявления: чувство вины, чувство долга, понятие первородного греха, лень.

Качелики

- По-моему, магия действует несколько
иначе, - возразила Эск. - Ты не можешь
взять и заставить что-то случиться, это как…
как качаются на доске - когда опускается
один ее конец, другой обязательно поднимается…

Ее голос постепенно затих. Братья смерили
сестру испытующими взглядами.

- Не могу представить себе матушку качающейся
на доске, - заметил Гальта. Церн хихикнул.

- Да нет, я хотела сказать, каждый раз, когда
что-то происходит, должно произойти и что-то другое…
мне так кажется, - неуверенно произнесла Эск, огибая
более высокий, чем обычно, сугроб. - Только…
в противоположном направлении.

Терри Пратчетт

Обратите внимание, все желания - дуальны! Типа «Кушать хочется - худеть хочется!..» Противоположные желания то уравновешивают друг друга, то одно взмывает вверх, делаясь невесомым и маловажным, то обрушивается вниз, делаясь нестерпимым и перевешивая все остальные! Система может быть и из трех желаний! И из четырех! Например?

Например, я хочу одновременно есть, спать и худеть. Желания спать и худеть не составляют явные качели в текущем контексте, и мы имеем две пары качелей: есть-худеть и есть-спать. Если желания в каждой паре примерно равновесны, то, объединившись внутри меня, желания спать и худеть могут перевесить желание есть. Эта крайне примитивная схема позволяет, тем не менее, обратить внимание на то, какая сложная психологическая паутина весов разных размеров и векторов определяет преобладающее желание в настоящий момент. Даже такая явно непротиворечивая вначале пара спать-худеть сразу превращается в «качели», если для похудения необходимы интенсивные физические нагрузки. Естественно, когда мы пытаемся осознать, чего хотим в настоящий момент, мы сталкиваемся с почти неодолимыми трудностями из-за этих непрекращающихся качаний и меняющихся вслед за ними векторов. Желания осознаются неожиданно и совершенно нелогично! В физике есть феномен под названием «биения», касающийся наложения волн с разной частотой. То же происходит и с желаниями и нам никогда не отследить, отчего вдруг, «на ровном месте», вдруг возникает неодолимое желание, для которого секунду назад (да и сейчас) не было и нет никаких предпосылок. И вот эти маятнички-качельки трепещут, стимулируют и гасят друг друга, возникают всплески и спады желаний, стремлений, интереса, мотивации, много-много чего еще, если только не появляются какие-то внешние ограничения. Ну, например, пока сверху всю эту дребедень, весь этот неуловимый часовой механизм не прижмут подушкой. Появление модулятора гасит биения в принципе, лишая их спонтанности. Что-то подобное должно происходить и с психической деятельностью - любой эффективный внешний модулятор должен лишать ее аутентичность, вплоть до полной остановки. Значит при «исчезновении» желаний задача терапевта - найти и обезвредить этот (такой) модулятор! Этот внешний страх Ведь именно страх глушит проявление.

Но вот же еще что! Это множество качелек, соприкасаясь с другим множеством не может не «зацепиться» качельками, а значит, пертурбации наших желаний зависят от пертурбаций желаний сначала близких, но опосредованно и всех людей. Планета окутана единым шевелящимся и подергивающимся одеялом из качелек, такая сфера из желаний, «желосфера», как ноосфера, только явно потолще, погорячее и поближе к земле…

***

И если прижать в одном месте это шевелящееся одеяло пальцем, подушкой или политическим режимом, то под прессом желания становятся приглушенными и модулированными. Зато одеяло явно вздувается активностью по краям подушки, где зажатая в центре энергия желаний выплескивается с маргинальной агрессивностью. А в отдалении от края подушки в сторону свободного желаньеизъявления опять утихает буря и всё хочется своим чередом…

Но суть не в этом. Не только в этом. Главная суть в том, что нам всегда есть, откуда захотеть! От чего запустить всю свою хотельную механику. Извне. От общего желального одеяла. От желосферы. И не обязательно знать, чего хочешь, потому что всё равно действовать будешь по-результирующей. Вот и вся свобода…

И только воспаленный разум в своих паранойяльных попытках всё контролировать периодически вклинивается в гармоничную работу вселенского механизма хотения и временно блокирует отдельные маленькие локусы. Вроде как строгий учитель на неинтересном уроке в старшем классе, когда весь личный состав уже увлечен обсуждением новогодней дискотеки с маскарадом. Много рвения и только видимость желаемого эффекта…

Подлинная жизнь - это когда разум поглощен открытиями, а не контролем!

Дух, Душа и Тело

Желания Души и желания Тела - очень разные, и их легко отличить друг от друга…

Душа - хочет лететь и творить, тело - лежать и потреблять. Душа знает, как жить, что делать, душа знает правду. Тело может, и тело знает меру. Душа связана с Богом, тело, соответственно - с Дьяволом (наверное, поэтому он охотится за душами - в них - энергия творенья).

Над ними обоими Дух - в нем мужество выбора и груз знания, он выбирает Путь, осознает себя и собственную смертность!

Смысл жизни духа - следовать велениям души, соразмеряя их с обстоятельствами мира и возможностями тела.

Страх тела и страх души - это противоположные страхи. Тело боится сделать лишнее, душа - чего-то не сделать.

Лень - страх тела тратить силы на преодоление страха.

Дух отождествляет себя с телом, а душу - с Богом. Когда дух слаб, ослабевает и связь с душой, компенсаторно нарастает зависимость духа от тела. При этом дух испытывает стыд за свою слабость. Если дух пытается скрыть от себя собственный стыд - развивается невротическая симптоматика. Если у духа хватает мужества осознать свою слабость и начать действие по изменению ситуации - возможен взлет.

Разум есть средство коммуникации духа с самим собой и подобными себе (я не уверен, что в данном контексте слово «дух» можно применять во множественном числе). Возможность коммуникации с самим собой, отличающая человека в его собственном понимании от животных, значительно расширяет возможности саморазвития, изменения себя. Но (за все нужно платить) одновременно появляются и совершенно безграничные возможности совершать ошибки.

С этой точки зрения психическое (в первую очередь) здоровье напрямую зависит от умения реагировать на собственные ошибки. Мудрость позволяет ошибки не совершать. Мудрость есть умение духа слышать голос души. Чем хуже дух слышит этот голос, тем более зависим он от прихотей тела. Задача психотерапии дать духу опыт слышания души и поддержать его в выборе между велениями души и требованиями тела.

Тело стремится овладеть проявлениями, душа - сутью (отсюда трудно богатому попасть в Царствие Небесное, т.к. по самому характеру своей деятельности он озабочен проявлениями).

Инстинкт есть служебная функция, искушение - попытка слуги (дьявола, тела) стать господином. Слуг нужно держать в строгости (тренировка тела и аскеза, тут же в здоровом теле - здоровый дух).

Внимание «утяжеляет» желание

До сих пор получалось, что возникающие неконтролируемым образом желания полностью управляют нашей психологической жизнью и деятельностью. Неужели нет механизма, который мог бы хоть как то управлять желаниями. Сознательного механизма, произвольного, с помощью которого разум мог бы как-то включиться и начать «выбирать желания». Я думаю, что такой механизм - это внимание. Внимание, обращенное своим фокусом на какой-либо феномен выхватывает его из сумерек неосознаваемого, наполняет объемом и цветом, позволяет рассмотреть важные подробности и «утяжеляет».

Так и желание, попавшее в луч внимания, может быть исследовано на предмет его соответствия ценностям, принципам, идеалам, образцам, ориентирам. И утяжелено. Или облегчено! Потому что в сознании совершается определенная категория процессов - сознательный выбор. Который, в отличие от подсознательного, осуществляется разумом.

Не стоит обольщаться его возможностями, они невелики относительно мощи подсознательных процессов, и тем не менее. Вот Вы! Вы когда-нибудь видели невнимательного волевого человека? А невнимательного безвольного? Именно! Волевой человек внимателен к своим желаниям! И это повышает его платежеспособность!

На свете нет Покоя,
Но Воля есть и Счастье…

Не А.С.Пушкин

Могилевский Р.,

Эссе было представлено на IX республиканской научно-практической конференции экзистенциального сообщества, посвященной кризисам среднего возраста. Конференция проходила в декабре 2007 года в г. Гомеле.

См. также