|
|
|
Базаров мне не понравился сразу. Он был злобным и действия его были бессмысленными. Он исступленно мучил себя и лягушек и поэтому был "новым человеком", на которого я должен был равняться. Хотя мне казалось, что когда Базаров умер, Тургенев вздохнул с тщательно скрываемым облегчением и Тургеневу Базарова было ничуточки не жалко. Теперь я прекрасно понимаю, что сильный человек Базаров был глубоким невротиком, чье мировоззрение строилось исключительно на лжи себе. Он пытался выглядеть философом и мудрецом, ссылаясь на чужие книжки, он пытался выглядеть значительным, совершая нелепые поступки и критикуя. Так и помер - не став взрослым, не получив удовольствия от жизни. Несчастный нелеченый невротик.
Под литературным названием конфликта "Отцы и Дети" живет конфликт инфантильности и зрелости, претензий и права. Как и все конфликты, этот всегда провоцируется нежеланием платить. Да, за все надо платить. Да, то чего нам не жалко отдавать, никогда не является подходящей платой. Да, это обидно.
Но бессмысленно требовать уважения к себе только на том основании, что ты раньше родился.
Но бессмысленно требовать самостоятельности, если ты ничего еще не делаешь.
Родители стремятся добиться от детей поведения, не вызывающего у них, родителей, тревогу.
Дети стремятся добиться от родителей бесплатно.
Отцы и дети хотят не понять друг друга, а быть понятыми. Только тогда возникает конфликт. Не дать, а взять.
Конфликт отцов и детей и в том, что им друг от друга некуда деться. И эти проблемы вечны… Были!
И те и другие не хотят отвечать за свое состояние или свою ситуацию, что и порождает конфликт. Конфликт может быть и очень тихим, например, когда дети безропотно или даже охотно позволяют родителям использовать свою детскую жизнь.
Конфликт "отцов и детей" порождают всегда отцы. И самих детей и конфликт с ними. Потому что дети сначала ничего породить не в состоянии, а потом если и испорчены, то этими самыми родителями.
Суть конфликта всегда в том, что отцы не воспринимают детей как равноправных духовных, экзистенциальных партнеров или отказывая им в правах, или отказывая им в обязанностях. Большая часть детей, становясь в свою очередь, родителями, воспроизводят конфликт в прямой или обратной форме, сохраняя из поколения в поколение актуальность проблемы.
Способы реагирования детей на конфликт:
a) воспроизведение
b) революция (контрапункт)
c) творчество
Конфликт поколений, но нельзя изменить поколение.
Задача экзистенциальной терапии дать возможность "неправильным" детям стать "правильными" родителями, разомкнув, наконец, эту бесконечную череду абсурдных отношений.
По механизму конфликт "Отцы и дети" возникает из-за того, что сначала отцы за счет детей пытаются решить собственные проблемы, а потом за это расплачиваются. Расплачиваться неприятно и в этой необходимости расплачиваться отцы опять винят детей. Дети не хотят быть виноватыми. Конфликт продолжается.
Исходя из этого терапевтическая работа должна в первую очередь проводиться с "отцами" (учителями).
Неаутентичность родителей приводит к неаутентичности детей. Конфликт "Отцы и дети" - это конфликт двух неаутентичностей. Неаутентичные поколения манипулируют друг другом, не в состоянии построить отношения. Отсюда и единственный путь выхода из конфликта - путь к личной аутентичности. Воздействие же общества, идеологии (независимо от общественной формации), масскультуры, любой социальной мифологии, любого мифологизированного менталитета направлено в противоположную сторону, направлено на усреднение личности.
Напрашивается вывод, что единственно возможный путь выхода из конфликта "Отцы и дети" - экзистенциализация всей страны и приоритетным направлением деятельности экзистенциальных сообществ становится творческое взаимодействие с народным образованием на всех его уровнях. Именно привлечение в свои ряды многочисленного отряда учителей и воспитателей позволит наиболее полно реализовать экзистенциальный потенциал общества и помочь стать аутентичными не отдельным клиентам, а целым поколениям.
Второй вывод - наша задача сделать из "испорченных воспитанием" детей не нормальных детей (слишком быстро они становятся взрослыми), но нормальных родителей следующего поколения.
От родителей требуется истинная забота, от детей - истинная самостоятельность. И то и другое возможно только в рамках собственной жизни.
Суть проблемы в XXI веке заключается в том, что нынешние дети будут выращивать своих детей в условиях аморфной и неустойчивой культурно-мифологической системы недавно рухнувшего мира. Такая ситуация предоставляет богатейшие возможности для формирования новой, гораздо более совершенной культуральной парадигмы (менталитета нации). Значительная часть традиционной и новой мифологий, порождаемых страхом, может быть заменена аутентичным осознаванием себя в мире, менталитетом, основанным на свободном отдавании своего творческого потенциала за ощущение полноценности собственной жизни.
Психотерапия до тех пор будет перекачивать тревогу из симптома в симптом, пока не изменит среду, для этой тревоги питательную. В связи с этим основные задачи зарождающегося экзистенциального сообщества, нашего сообщества, я представляю себе следующим образом:
Т.е. задачей психотерапии должно быть экзистенциальное дозревание мировоззрения.