ENG
         
hpsy.ru/

../../Не верь, не бойся, не проси

У нас с вами могут оказаться совершенно разные Другие. Я даже предлагаю назвать их по разному: Другие и другие. Ваши - Другие, мои - другие. С вашими Другими вы ведете диалог, мои другие меня не слушают. У ваших Других - свои Миры, у каждого - свой. Мои другие живут в моем Мире, считая его своим. Ваши Другие создавались по образу и подобию Божьему, они - Божьи создания. Мои другие создавались по образу и подобию ваших Других, ими же. Ваши Другие занимаются чем захотят, мои - только критики, судьи и пугальщики. Я с детства приучен оглядываться на их мнение, вздрагивать от их окриков и шарахаться от их чудовищ. Они никогда не бывают доброжелательны ко мне, они игнорируют мои достоинства и достижения. Нет, они только делают вид, что игнорируют, на самом деле мои достижения и достоинства им неприятны и мешают жить. Они живут в моей башке и я почему-то считаю, что они вправе там существовать. Мои другие звучат во мне, приглушая голос Бога, отвлекая от него, заставляя поступать наперекор Ему. Когда Он призывает милость к падшим, другие отговаривают: "Зачем тебе это, у тебя есть Более Важные Дела", - и я иду раскладывать пасьянс. Даже когда Он просто напоминает, что пора прибраться в собственных делах и на своем столе другие поднимают крик: "Зачем тебе это, у тебя есть Более Важные Дела", - и я иду раскладывать пасьянс. То, что заглушает голос Бога - это голос дьявола. Голос дьявола тоже никогда не врет - только его правда второго сорта. Но она очень громкая и действует как угарный газ, заполняя мое время и душу, не оставляя места для настоящей правды, для аутентичной жизни. Этот голос дьявола усиливается мещанской традицией, цинизмом и скептицизмом обывательского менталитета, традицией быть как все. Поэтому он так громок и значим у человека общественного.

* * *

Столпники залезали на столпы. Пустынники уходили в пустыни. И Иисус вынужден был уйти в пустыню, чтобы остаться с дьяволом один на один. Только когда дьявол остается без поддержки менталитета, его можно победить. Если тебя не горячит восхищенно-завистливое оханье и цоканье других, ты легко видишь, что не так уж и искусительны эти мастерски сервированные искушения. Об этом знают бомжи и святые, об этом знают одинокие странники. Все искушения - от других. Поэтому менталитет так боится одиночества, поэтому так стремится повязать человека с человеком: дружбой, чувством долга, ответственностью за тех, кого приручили… Про то как плохо одному пишут романы и поэмы, поют и танцуют. Но люди уходят в пустыни и кабинеты, в одиночное плавание и в башню из слоновой кости. Чтобы получить шанс один на один победить своего дьявола и очистить себе дорогу к Богу. Чтобы услышать Его голос. Который говорит: "Возлюби ближнего", а другие вопят всеми средствами масскультуры - "Люби человечество!"

* * *

Для того чтобы стал возможным диалог с Другим нужно освободить уши. От клекота других. Но от других трудно отказаться - они живут за меня, создавая видимость того, что вся ответственность за мою жизнь - на них. Без них страшно, нужно становится одиноким, взрослым, достаточным для самого себя. Нужно самому стать Богом, Миром, Другим.

Только одинокий понимает одинокого, Только Другой - Другого…

Как изгнать других из своей башки, где технология? Технология стара…

"Не верь, не бойся, не проси".

Это формула принятия своего одиночества, золотое сечение психической зрелости.

Не верь…

О, это большая тема, тема паразитических корней доверчивости и наивности. Тема поиска собственных решений и открытий, вместо того, чтобы верить в готовенькие ответы, но найденные не тобой и не для твоего удобства. Это про достаточность мужества.

Не бойся…

А то же самое. В том числе и не бойся верить. Наберись решимости всегда шагать навстречу своему страху, не врать, что ты ничего не боишься, чтобы только не шагать навстречу своему страху. Не придумывай себе страхи, как это очень любят делать другие. Не бойся бояться. Это про достаточность мужества.

Не проси…

Это про то же. Всё - сам. Не проси, оно или тебе не надо, или сам. Всё сам. Сам. Сам. Сам. Сам. Лень? Страшно? Но это тоже про достаточность мужества…

Где набраться мужества на всё?

Не знаю…

Но Другие же набираются…

Не верят.

Не боятся.

Не просят.

Так с Ними же есть о чем разговаривать. О чем диалоги разводить.

А мы?!..

А я?..

Могилевский Р.,

22.04.08. Работа публикуется в рамках III Месяца психологических эссе. Тема 2008: «Диалог с Другим».

См. также