ENG
         
hpsy.ru/

../../Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности

Основной тенденцией развития человеческой цивилизации является постоянное ускорение процессов развития на всех уровнях социального организма, сопровождающееся умножением субъектов сознательной активности (народонаселение, общественные организации, хозяйствующие субъекты), усложнением взаимосвязей и взаимоотношений между ними, а также обострением внутрисистемных и межсистемных противоречий. Разделение труда и кооперация, развитие науки и производства привели к такому положению, когда субъектом деятельности на глобальных рынках товаров, технологий и услуг стали фирмы, транснациональные компании. Во всех видах практической деятельности, на производстве, в науке и здравоохранении, даже во многих видах искусства достижение положительного результата, успеха, сегодня связывается с согласованной и целенаправленной деятельностью коллектива, группы, что требует от всех входящих в нее индивидов сознательного самоограничения собственной инициативы и активности во имя достижения общих целей. В центре внимания психолога, работающего в сфере экономики, при этом все чаще оказывается не столько индивид, личность, сколько «человеческий ресурс», «коллективный субъект», группа в совокупности внутренних и внешних связей. Роль специалиста, менеджера внутри фирмы все чаще сводится к своевременному и точному выполнению функциональных обязанностей, определяемых менеджментом более высокого звена. Работа в среднем и крупном бизнесе требует, как правило, частичного или почти полного отказа человека от своего индивидуального «Я» в пользу «коллективного Я» в интересах получения группой положительного результата, который во все большей степени понимается как продажа вещественного результата деятельности на рынке. Только после этого индивид может через процессы распределения и перераспределения получить свою личную долю в обезличенном сертификате его вклада в реализованный продукт - деньгах. Проводящиеся в России реформы направлены на то, чтобы только через этот обезличенный инструмент человек мог получить доступ к необходимым условиям воспроизводства своей жизни, жизни своей семьи и близких.

Применительно к жизни человека описанная выше ситуация означает постоянное возрастание количества и уровня сложности проблемных ситуаций, в которых индивид, выступая в качестве наделенного полномочиями субъекта, должен в условиях дефицита информации и времени, под внешним давлением принимать управленческие решения (в пределах своей компетенции) и нести ответственность за их реализацию и последствия. Неизбежным следствием такого положения дел является постоянное увеличение доли проблемных ситуаций, в которых человек как субъект управления осознает, что не обладает необходимым уровнем компетентности для их позитивного, продуктивного решения. Подобные проблемы затрагивают все больше сфер жизнедеятельности человека, вынуждая его все чаще обращаться за помощью в воспитании своих детей, установлении гармоничных взаимоотношений с членами своей семьи и соседями, коллегами, выборе направления профессиональной самореализации, решении задач организации и развития производства, бизнеса, разрешении проблем с конкурентами. Привлечение консультантов и постоянное увеличение доли управленческих решений, принимаемых с учетом их советов (индивидуальное психологическое консультирование на уровне личности и семьи; коучинг, маркетинговое, управленческое, PR-, HR- и другие виды консультирования на уровне хозяйствующего субъекта; политологическое консультирование на уровне государств и т.д.) рассматривается сегодня как интеллектуально-прагматический ответ общества на многочисленные и разнохарактерные проблемы и вызовы, порождаемые внутренней противоречивостью его развития на современном этапе. При этом все более типичной становится ситуация, когда по тем или иным причинам повышение компетентности человека до уровня, необходимого для самостоятельного решения им проблем своего жизненного пути, невозможно, - при этом консультативные отношения приобретают терапевтический оттенок и переходят в форму постоянной поддержки консультантами своих клиентов.

Современный этап развития цивилизации предлагает человеку жизнь по чужим, не всегда действительно компетентным, советам не только как социально поощряемую культурную норму, но и как оптимальную жизненную стратегию. Возникает вопрос, а возможна ли в этих условиях самоактуализация? Заинтересовано ли общество в создании условий для самоактуализации граждан? Или эту тему мы должны оставить исключительно для истории культуры и психологии?

* * *

Современная наука рассматривает человека как открытую систему, обладающую определенным внутренним содержанием и обменивающуюся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Жизнь человека рассматривается и описывается как траектория движения подсистемы «человек» в пространстве и времени системы «мир». Открытость системы «человек» по отношению к миру, которому он принадлежит, подсистемой которого он является, определяет необходимость рассматривать динамику развития человека как процесс приобретения им качественно новых, эмерджентных свойств, как процесс роста его самосознания и разнообразия форм и сфер активности, как его сознательную деятельность по овладению социальными и индивидуальными компетентностями, как его попытки реализовать свой потенциал, осуществить самоактуализацию.

Под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Этимологическое определение термина «самоактуализация» (the self-actualization) говорит о его происхождении от двух корней: первого корня «the self» и второго корня «act». «Оксфордский словарь современного английского языка для студентов» дает этим корням следующие значения:

  1. the self - person's nature, special qualities; one's own personality: my former self, myself as I used to be, - совокупность сущностных личных свойств человека, то, каким он видит свою сущность, свой человеческий потенциал;
  2. act - to do something; action-process of doing things; - поступок, деятельность, имеющая вещественный результат; происходит от латинского корня «actus» - что значит поступок, деятельность. Производными являются: actuate - приводить в действие, мотивировать; actualization - осуществлять на практике задуманное.

Концепция самоактуализации, таким образом, предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в «актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем определенного вида работы над собой в процессе общественно значимой деятельности. Самоактуализация является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, которую можно выделить по признакам осознанности и целенаправленности. При этом можно выделить отдельные акты самоакутуализации, каждый из которых представляет собой определенную последовательность поступков и действий, направленных на выполнение определенных частей, фрагментов жизненного плана, связанных с реализацией тех или иных смысложизненных установок.

Стремящийся к самоактуализации человек должен с все возрастающей тщательностью планировать свои действия и осмысливать получаемые результаты. Теоретический анализ и рефлексивные акты, осуществляемые им в контексте процесса самосознания, приводят к корректировке представлений человека о себе, его представлений о мире и изменениям в «жизненном плане». Эти процессы мы означим термином «самореализация», который означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане.В плоскости самореализации «самость» может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, его «концепция Я». Таким образом понимаемая самость выступает одним из «организаторов» активности человека, направленной на самоактуализацию. Процесс самореализации заключается, таким образом, в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализацияявляются, таким образом, являются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность. Нижняя возрастная граница самоактуализации обусловлена достижением: (1) понятийного уровня мышления; (2) зрелостью механизмов центрального торможения; (3) наличием накопленного в предшествующий период развития положительного опыта решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере.

Результатом акта самоактуализации всегда является комплексное, многомерное, сущностное изменение, затрагивающее не только сферу психики человека. Например, молодой человек, стремящийся стать музыкантом (концепция идеального Я), путем многочасовых систематических занятий, используя свои телесные и волевые ресурсы (потенциал), способствует развитию у самого себя определенных межклеточных связей и формированию внутриклеточных изменений, становлению нейрофизиологических и функциональных систем, обеспечивающих ему владение техникой игры на музыкальном инструменте. Изучение этих изменений, происходящих при развитии задатков и формировании навыков, умений и способностей, доступно в плоскости «позитивных» медико-биологических наук и представлений. На этом примере видна взаимосвязь и возможность активного влияния теоретических представлений человека о самом себе на свое физическое развитие, что является проявлением само-строительства. Осуществленные акты самоактуализации позволяют человеку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества (знания, умения, компетентности), соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

Главным социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Специальные формы компетентности предполагают наличие определенной способности, умения решать очерченный круг задач в определенном профессиональном виде деятельности. Таким образом понимаемая компетентность предполагает наличие у человека определенных знаний, включая узкоспециальные, особых способов мышления и навыков, понимания меры ответственности за результаты своих действий. Высшие уровни компетентности предполагают наличие у специалиста, менеджера высокого уровня инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, способности оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении задач достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.

Компетентность в профессиональной деятельности - это:

  • готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
  • умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха;
  • способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;
  • способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь.

Формирование необходимого набора индивидуальных, социальных и групповых компетентностей, считается в настоящее время центральной проблемой развития человека.

Развитие компетентности приводит к тому, что человек может во все более широкий временных рамках моделировать и оценивать последствия своих действий. Это позволяет ему осуществить переход от ориентации на внешнюю оценку и подкрепление поведения, к выработке «внутренних стандартов» для оценки себя, своих жизненных планов, проблемных ситуаций и других людей, что позволяет человеку развивать опору на самоподкрепление. Это особенно важно в тех случаях, когда реализация жизненного плана происходит в условиях неопределенности и (или) жесткой конкуренции. Л. Первин пишет в этой связи, что «особенного внимания заслуживают два обстоятельства. Во-первых, благодаря способности людей устанавливать собственные стандарты, люди рассматриваются как проактивные, а не просто реактивные существа, т.е. люди создают свои собственные стандарты и ставят собственные цели, а не просто отвечают на требования среды. Во-вторых, благодаря развитию их способности к самоподкреплению, возможно осуществление саморегуляции деятельности».

Если применительно к развитию школьника, студента можно считать, что его самоактуализация происходит, главным образом, в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве, то самоактуализация взрослого человека осуществляемся, главным образом, в процессе его профессиональной и общественно-значимой деятельности. Здесь, на пересечении «частного» и «общественного», всегда возникает определенная последовательность жизненных эпизодов, ситуаций, в каждой из которых человек сталкивается с определенными проблемами, являющимися вызовом для него как субъекта и личности. Принимая вызовы и адекватно решая проблемы человек совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные, но соответствующие наличной «самости» (его потенциалу и уровню компетентности) проблемы. Не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, для решения которых он не обладает необходимыми ресурсами, он терпит поражения, переживает кризисы, может деградировать. При этом он неизбежно приходит к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решать которые он будет вынужден. Такое развитие событий сузит его возможности самостоятельного выбора целей, потребует психологической или даже медицинской помощи.

Выбор в направлении самоактуализации, работа над собой с целью собственного развития и роста, должны осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ от усилий по полной реализации своего потенциала, по мнению авторов концепции, чреват возникновением у человека психопатологии или даже метапатологии (термин А. Маслоу). Маслоу и Роджерс полагали, что отказ от саморазвития неизбежно приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым «свертыванием» навсегда тех способностей, которые не используются, не развиваются. В социологическом плане можно предположить, что отсутствие в каком-либо регионе, стране возможностей для самоактуализации граждан приводит к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных, деструктивных тенденций. Вовлечение в процессы инволюции и деградации больших групп людей, отдельных регионов и стран сегодня является одной из основных угроз для человеческой цивилизации в целом.

Принципиальная новизна концепции самоактуализации, ее коренное отличие от большинства других концепций развития человека связана со следующими обстоятельствами:

  1. в психодинамических и экзистенциальных теориях обязательно предполагается, что толчком к развитию и росту человека непременно является тот или иной глубокий кризис, переломный момент, который может носить форму психического расстройства, невроза. Именно так описываются комплекс неполноценности у Адлера, эдипов комплекс у Фрейда, переживания заброшенности, неподлинности бытия, вины и т.п. в экзистенциальной психологии и психотерапии. Переживание неудовлетворительности и бессмысленности жизни, проблема столкновения со смертью предшествуют осознанию необходимости поиска человеком «спасения» во всех мировых религиях. Деятельность человека, направленная на самоактуализацию, не предусматривает такого рода «предварительных условий» и может осуществляться как при наличии таких конфликтов (в форме продуктивного их разрешения), так и в их отсутствие.
  2. самоакуализация - это деятельность, осуществляемая субъектом, обладающим рациональным типом мышления, по отношению к самому себе как объекту, приносящая социально значимый результат и производимая в социально приемлемых формах. Под определение самоактуализации, поэтому, не попадает деятельность, направленная на революционное (радикальное) преобразование общества или реализацию иррациональных (религиозных) идей.

Развитие гуманистического и экзистенциального направлений в психологии привело к тому, что сегодня многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания исключительно «человека адаптирующегося», - сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего» (А. Турен). Многочисленные сложности в попытках решения этой задачи связаны с тем, что необходимый уровень компетентности и другие предпосылки, обеспечивающие возможность творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают лишь в процессе обучения при решении адаптационных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

Поэтому сегодня концепция самоактуализации - это концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающая максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии.

Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности сегодня является объектом изучения в психологии, акмеологии и многочисленных курсах по специальности «управление человеческими ресурсами (персоналом)» (HR-management), среди которых наибольший интерес для практической психологии представляют курсы «персональный менеджмент» и «управление личной карьерой».

Современная ситуация в экономике России характеризуется все возрастающим уровнем жесткости конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов (фирм, корпораций), что обусловлено высокой степенью информационной, правовой и организационной неопределенности, давлением на бизнес со стороны власти. При этом неизбежно возрастает уровень внутреннего напряжения внутри фирм, возникают противоречия интересов и конфликтные ситуации между группами акционеров, акционерами и менеджментом, структурными подразделениями, требующие оперативного и продуктивного разpешения.

При этом в наиболее сложном положении находятся кампании и организации, реализующие инновационные проекты, последствия которых не являются очевидными для общества в целом, представителей элит, социальных групп и даже личных интересов разработчиков и исполнителей. В то же время не подлежит сомнению тот факт, что материальное благополучие всех участников бизнес-процесса, а так же уровень обеспеченности ресурсами государственных и социальных программ существенным образом зависит от получаемого хозяйствующими субъектами финансового результата, что предопределяет необходимость поиска взаимоприемлемых решений. Осознание этого факта создает общую позитивную мотивацию и возможность продуктивного диалога между группами с различными, во многом противоречивыми интересами и диктует необходимость выхода на новый уровень анализа проблем экономического развития и выработку новых подходов к их решению в интересах развития человека, общества и цивилизации.

Главный вывод науки таков: сегодня устойчивость развития и государства, и частной фирмы зависят от наличия и адекватности ее стратегии объективным обстоятельствам и способности руководства (менеджмента) эту стратегию реализовывать, оперативно реагируя на вызовы и быстро меняющиеся обстоятельства. При этом эффективность бизнеса во все возрастающей степени зависит от нематериальных факторов - информационной обеспеченности, креативного потенциала персонала, его профессиональной компетентности и способности к развитию. Важнейшим аспектом менеджмента (выработки и реализации управленческих решений) становится обеспечение высокого уровня синергии сотрудников, обеспечивающих выполнение принятых производственных и финансовых планов.

Эти обстоятельства требуют от каждого руководителя (менеджера) постоянной работы не только над повышением уровня своих экономических и технических знаний, но и все более полного и точного учета личностных особенностей сотрудников и психологических закономерностей взаимоотношений и взаимодействий сотрудников в формирующихся и развивающихся коллективах и командах. Поэтому укрепление кадровой службы предприятия, повышение ее роли в управлении, ее развитие и превращение в центр, обеспечивающий развитие ее «человеческого потенциала» - есть одна из основных составляющих стратегического направления развития менеджмента в XXI веке.

Сегодня человек, занимающий в организации должность специалиста, менеджера, должен обладать определенным набором компенентностей, позволяющих ему обеспечивать достижение поставленных перед ним целей путем эффективного взаимодействия с коллегами и конкурентами в процессе делового общения и организации деятельности подчиненных. Для этого менеджер должен постоянно работать над повышением своей компетентности в управлении персоналом, учитывать личностные особенности партнеров, конкурентов и подчиненных. Особое внимание должно уделяться им выработке умения позитивного разрешения конфликтных ситуаций, которое должно осуществляться таким образом, чтобы в результате разрешения конфликта и сама организация и ее персонал и сам менеджер выходили на новый, более высокий уровень развития. Ключевыми в этом плане являются техники управляющих воздействий на персонал, позволяющие обеспечить его вовлечение в креативный процесс, в том числе и через создание управляемой конфликтной ситуации.

Самоактуализация - это творческий, креативный процесс. Достижение значимого успеха в бизнесе, науке, культуре, искусстве в последние годы требует наличия в коллективе личности, способной генерировать новаторские идеи, которые реализуются сплоченной группой, действующей как коллективный субъект. Однако для достижения успеха в творчестве человек должен обладать специфическими способностями: он должен быть способен подвергать сомнению и беспощадной критике любые авторитетные теории; идти наперекор мнению группы, коллектива; сознательно противопоставить свою идею общественному мнению и не только выстоять в борьбе, но и сплотить и повести за собой группу. Вполне очевидно, что обладатели таких способностей не могут быть эффективными в качестве менеджеров, которые должны обеспечивать устойчивость и сбалансированность развития кампаний. Однако в качестве советников или консультантов, не интегрированных жестко во внутреннюю структуру организации, или в качестве сотрудников дочерних консалтинговых структур они могут приносить максимальный социально значимый эффект.

Практическое решение обозначенных выше проблем до сих пор затрудняется тем, что в основных школах социологии и психологии считается, что наличие противоречий (и тем более конфликтов) как в межчеловеческих взаимоотношениях, так и во внутреннем мире человека - это недостаток, с которым требуется решительно бороться. Миссия социологии в этом случае видится в нахождении пути движения общества к бесконфликтному «гармоничному» состоянию (социализм - коммунизм), а миссия психологии - в нахождении методов помощи человеку в разрешении всех внутренних конфликтов (психоанализ). Если в XIX веке против таких представлений выступали лишь некоторые философы (И.-В. Гете), то в последние 15 - 20 лет в синергетике и теории систем было доказано, что наличие противоречий является естественным источником развития и человека и общества, которое осуществляется через возникновение и разрешение конфликтных ситуаций.

В современных практически ориентированных направлениях психологии жизнь субъекта (человека, организации) рассматривается как чреда проблемных ситуаций, несущих различные угрозы и вызовы, в которых он (субъект управления = менеджер) должен принимать и реализовывать решения в условиях дефицита времени, неполноты информации и под внешним давлением. Организационная психология исходит из тезиса о том, что для практической реализации большинства принятых решений (проектов) предприниматель (менеджер) должен конкурировать и кооперировать с другими людьми, создавая мотивы для вовлечения их в собственные проекты (создание и развитие «человеческого потенциала» кампании), использования их компетенции и креативного потенциала в интересах фирмы, корпорации. Знание менеджера о наличии у вовлекаемых в проекты работников нерешенных проблем является мощнейшим ресурсом для создания команд и управления ими. Менеджер должен всегда помнить о том, что полное преодоление противоречий и проблем - это характеристика окончания проекта, что ассоциируется в сознании человека со смертью, а не жизни, которая всегда есть проблема (сама по себе). Снижение уровня противоречий ниже определенного уровня приводит, чаще всего, к стагнации, деградации системы и ослаблению ее позиций в конкуренции с другими системами. Поэтому одной из основных задач менеджера является поддержание внутреннего напряжения в команде, коллективе на уровне, обеспечивающем должную эффективность реализации проекта.

Отсюда основное противоречие, перед которым всегда находится менеджер: с одной стороны, он всегда должен обеспечивать сохранение стабильности, и устойчивости функционирования своей организации, как целостной системы; однако, постановка им новых задач неизбежно требует изменения структуры организации, должностных обязанностей (компетенции) сотрудников, то есть, вызываетнарушение сложившихся стереотипов и функций,что неизбежно приводит к росту напряженности и противоречий. Поэтому менеджер, нацеленный на достижение результата, сам всегда является мощным источником напряжения, конфликтогеном.

Ясное понимание менеджером того обстоятельства, что наличие противоречий и конфликтов - это норма жизни и человека и организации, придает ему уверенность, позволяет сохранять присутствия духа и адекватность в оценке сложных ситуаций, без чего невозможно эффективно руководить коллективом. В свою очередь управляемая им организация и специалисты, будучи обучены и настроены соответствующим образом, также более спокойно воспримут конфликтные ситуации и смогут достигать свои цели и задачи, несмотря на любые помехи и препятствия со стороны рынка.

Планируя свою карьеру, молодой специалист и менеджер должны учитывать «смену парадигм» в комплексе наук об экономике и управлении, связанную с тем обстоятельством, что мы живем и работаем в переходных условиях от индустриально-информационной эпохи к пост-инфорамционной, в которую последовательно вступают страны, считающиеся сегодня высокоразвитыми в экономическом отношении.

В индустриально-информационную эпоху преимущества в конкурентной борьбе на рынках имели кампании, владеющие материальными ресурсами и передовыми технологиями, а экономический эффект достигался прежде всего путем расширения масштабов производства и реализации продукции при их внедрении. В качестве основного критерия для определения эффективности бизнеса в этот период времени выступали финансовые показатели: рентабельность привлеченного капитала (ROCE - Return on Capital Employed), рентабельность активов (ROTA - Return on Total Assets) и рентабельность продукции (CRR - Cost to Revenue rate). С помощью этих показателей менеджмент определял наиболее эффективные направления деятельности и осуществлял перераспределение внутренних ресурсов кампании с целью улучшения финансовых результатов (повышения прибыльности бизнеса).

Сегодня развитые страны вступили в пост-информационную эпоху, когда высочайший уровень конкуренции дает возможность успешно развиваться компаниям не просто «ориентирующимся» на рыночную среду, а досконально изучающим потребности каждой группы своих потенциальных клиентов (покупателей) и считающих формирование, развитие и управление своей клиентской базы основой своей стратегии развития. При этом основной тенденцией является постоянное возрастание роли информационной обеспеченности и способности компании мобилизовать и оптимально использовать свои нематериальные, прежде всего интеллектуальные активы, креативный потенциал персонала (при сохранении значимости эффективного финансового менеджмента и инвестиций в физические активы) для достижения поставленных задач.

Современная экономическая теория считает, что нематериальные ресурсы (интеллектуальные, информационные активы и креативный потенциал персонала) постепенно становятся наиболее важными и востребованными факторами, обладание которыми предоставляет фирме серьезные конкурентные преимущества. Считается, что только на этой основе может быть разработана и успешно реализована в современных условиях стратегия долгосрочного развития кампании, которая основывается на следующих «краеугольных камнях»:

  • грамотном стратегическом управлении;
  • высокой эффективности бизнес - процессов;
  • «человеческих ресурсах» компании (HR), воплощенных в компетентности, знаниях и квалификации сотрудников;
  • способности удерживать имеющихся и привлекать новых клиентов;
  • корпоративной культуре, поощряющей инновации и организационные улучшения;
  • инвестициях в информационные технологии.

Анализ имеющейся информации о развитии современной экономики в последние 10-15 лет показывает, что новые подходы к управлению бизнесом сегодня основываются на «трех китах»:

  1. идеологии CRM (Customer Relationship Management)
  2. принятии «проекта» в качестве объекта управления
  3. методологии BSc (Balanced Scorecard).

Все упомянутые выше идеи и теории постоянно модифицируются и развиваются, а потому сложны для восприятия; их внедрение на практике предполагает наличие высокого уровня профессиональной компетентности и постоянной работы менеджеров по овладению новыми знаниями. Все упомянутые выше теории разработаны до уровня методологии, поэтому их внедрение на конкретной фирме или предприятии требует дорогостоящей доводки под «индивидуальные особенности» и специальной подготовки (обучения) персонала. Эти факторы предопределяют постоянное расширение практик «управления по советам» и рост значимости «мультиимодальных» специалистов по теории и практике управления и методологов, работающих, в сфере консалтинга.

Особенно сложно идет восприятие вышеупомянутых теорий и основанной на них современной практике бизнеса в нашей стране, потому что все старшее поколение управленцев воспитано на идеях планомерного бескризисного развития народнохозяйственного комплекса как единого целого. А студентов экономических и менеджерских специальностей ВУЗов сегодня обучают и в среднесрочной перспективе будут обучать, в основном, преподаватели старой школы, часто имеющие смутные представления об этих теориях и совершенно не знакомые с практикой их применения. Поэтому, помимо технических и экономических, существуют и еще длительное время будут существовать психологические причины на уровне специалистов и менеджмента предприятий, сдерживающие внедрение новых идей и методов управления в практику отечественной экономики.

* * *

Вернемся к поставленному нами вопросу: возможна ли самоактуализация специалиста, менеджера в производственной деятельности? Ответим так: да, такие возможности среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность, содержит. Эта возможность связана с наличием в профессиональной деятельности все более сложных проблем, не имеющих простых и легко оцениваемых решений. Эти проблемы, особенно в корпоративном секторе экономики, имеют тенденцию к проникновению в другие сферы жизни человека, заставляя его сверять с корпоративными нормами и правилами свою общественную и даже личную жизнь. Поэтому, вспоминая евангельскую метафору, можно сказать, что путь самоактуализации в профессиональной деятельности подобен тем узким вратам, через которые могут войти лишь немногие. Однако другие пути, если они и есть, не легче, поэтому автор берет на себя ответственность дать совет каждому молодому специалисту: пытайтесь решать проблемы самоактуализации в производственной деятельности, потому что этот путь самый естественный и доступный из всех.

Литература:

  1. Вахромов Е.Е. Проблема и методология исследования человеческого потенциала//Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции/Отв.ред Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 (с.341-345)
  2. Вахромов Е.Е. Развитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности// Потенциал личности: комплексный подход. Материалы первой Всероссийской Internet-конференции/Отв.ред Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003 (с.15-19)
  3. Вахромов Е.Е. Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века.
  4. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования)//Психологический журнал, 2004, т.25, №1.
  5. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.: ПИРАО, 2002 (с.147-164)

Вахромов Е.Е.,

См. также
  1. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности
  2. Братченко С.Л., Клюева Н.В. Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса
  3. Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии
  4. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии
  5. Вахромов Е.Е. Между свободой и принуждением (Проблема «свободного воспитания» и гуманистистическая парадигма в психологии)
  6. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека
  7. Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и "Я" в психологии
  8. Вахромов Е.Е. Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века
  9. Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии
  10. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации
  11. Вахромов Е.Е. Психологическая помощь жертвам тоталитарных и культовых организаций: экзистенциальные мотивы аномального поведения
  12. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: самоактуализация, акме и жизненный путь человека
  13. Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акмэ (черновик главы к учебному пособию по истории поиска смысла жизни)
  14. Вахромов Е.Е. Новые вызовы и стратегия их преодоления
  15. Вахромов Е.Е. Концепция самоактуализации в решении задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006-10г.г. НА 2006-10 г.г.
  16. Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века