Всю историю человечества, историю любого государства и биографию отдельного человека можно представить как историю поиска образов возможного лучшего будущего, своего личностного смысла с целью их актуализации (как индивидуальными усилиями, так и в совместной деятельности).На протяжении всей истории человек стремился к обретению и реализации подлинного смысла жизни, который виделся лучшим умам человечества в максимально возможном раскрытии позитивных аспектов человеческого потенциала и все более полном их использовании на благо личного и общественного развития. Целью общественного и культурного развития виделась ситуация, в которой каждый человек развивается гармонично и вносит все больший позитивный вклад в развитие общества и его культуры, становясь подлинным творцом и строителем новой, лучшей жизни.
Многочисленные исследования показали, что выход на путь самоактуализации, ведущий человека к нравственной жизни, к проявлению надситуативной творческой активности, позитивному изменению себя и мира, возможен лишь за счет высокой мотивирующей силы позитивных образов будущего, которые создаются искусством и культурой. Из общекультурного источника каждый человек выбирает идеи и образы, которые помогают ему сформулировать свой индивидуальный смысл жизни и предпринять усилия по его практической реализации в мире действительности.
Сегодня, в начале XXI века, мы живем в очень трудное для жизни человеческого сообщества время, когда на всех уровнях социального и культурного организма доминируют узкоэгоистические личные и групповые интересы. Большая часть современной политической и экономической элиты понимает развитие цивилизации как построение потребительского рая для узкого круга «избранных». Государства и корпорации видят в человеке и его потенциале принадлежащий им «капитал». Хорошее образование становится все менее доступным. Лучшие интеллектуальные ресурсы человечества используются для создания мифов виртуальной реальности, искажающей в глазах большинства людей истинную картину мира. Институт семьи находится в глубочайшем за всю мировую историю кризисе. Миллионы детей во всем мире становятся социальными сиротами, оставаясь без полноценной заботы и попечения родителей, все свои силы отдающих процессу making money или борьбе за выживание. Все большее число людей не находит в жизни для себя положительных перспектив.
В результате снижается уровень физического и психологического здоровья населения всех стран: депрессия, неврозы и пост-травматические стрессовые расстройства становятся скорее нормой, чем отклонением от нее; широкое распространение получают психосоматические заболевания. По всему миру с огромной скоростью распространяются патологические зависимости (от наркотиков, алкоголя, игр и т.д.), и депрессия, что отражает признание человеком своего бессилия перед жизненными проблемами.
Таков современный мир действительности, по крайней мере таков его образ в науке и культуре. Именно по отношению к этому миру человек сегодня должен строить свои жизненные планы, вырабатывать систему ценностей, способы их достижения и отстаивания. Этот мир изменился и продолжает быстро меняться. Однако если то, что считается истинными ценностями, к которым следует стремиться человеку, существует, то эти ценности стабильны по отношению к меняющемуся миру. Изменение мира действительности - это лишь изменения координат того исходного пункта, откуда человек к ним устремляется. Изменится и путь, который ему надлежит преодолеть. Потребуются новые знания и умения, многие из которых необходимо будет выработать самому, так как поколение родителей и учителей шло другими маршрутами.
Изучение закономерностей общественного и культурного развития показывает, что нынешний кризис - не первый случай в истории, когда многим деятелям науки, культуры и искусства кажется, что выхода нет и близится финал истории. Автор полагает, что при внимательном анализе социокультурной действительности уже сейчас можно выявить многочисленные ростки не только новых идей, но и новых социальных и индивидуальных практик, могущих положить основу новой культуры, которая станет основой нового этапа развития цивилизации. И то движение, которое сформировалось сегодня вокруг идей поиска смысла жизни, отыскания путей достижения вершин жизни (акме) путем самоактуализации, является одним из этих ростков. Подготовленное группой авторов, являющихся постоянными участниками симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей является важным вкладом в создание новой культуры.
При этом необходимо помнить, что:
во-первых, современный человек во все большей степени должен ориентироваться при принятии решений, осуществлении выбора не столько на накопленный личный опыт, сколько на обобщенный опыт, накопленный семьей, группой, культурой, цивилизацией, и хранящийся в форме текстов; - отсюда следует, что возрастает и будет далее возрастать роль общения, коммуникации, на всех уровнях, начиная от межличностного, до межкультурного. Эффективность этого общения, взаимообмена, будет связана с пониманием каждым субъектом (личностью, группой) цели приобретения знаний; границы применимости теорий; меры, в которой полученные познания применимы без ущерба для Других;
во-вторых, каждая языковая культура, в интересах самосохранения заинтересованная в успехах и росте своих носителей-индивидов, становится прямо заинтересованной в максимальной интеграции знаний, накопленных Другими, в Иных культурах. Человеческая цивилизация, в рамках, доступных исторической науке, развивалась из нескольких очагов, слабо связанных между собой и породивших разные знаково-символические системы, языки. В связи с различиями в конкретных исторических судьбах народов и культур, разные языки являются носителями разного, во многом не пересекающегося знания и опыта. Важное значение, поэтому, приобретает трансляция, взаимообмен накопленного человечеством в различных культурах знания, так как и адаптация и возможность выбора привлекательной возможности для актуализации будущего, во все большей степени это зависит от того, насколько широко и полно в данном языке представлено накопленное человечеством знание. Исключительное значение при этом приобретает проблема взаимопонимания и доверия между культурами;
в-третьих, реальный успех и индивидов и культур, требует, чтобы интеграция и использование Иного знания, накопленного Другими, (а) не нарушало собственной психологической целостности выше критического уровня; (б) позволяло добиваться практических результатов.
История знает немало примеров, когда неумеренное потребление продуктов Иной культуры приводило к размыванию смыслового ядра собственной культуры. Следствием такого процесса является «психическая инфляция» на уровне малых групп (особенно опасно это для семьи), и индивида, приводящие к потере чувства самоидентичности. Тяжелым является положение малых народов, и бедных стран, не имеющих возможности ассимилировать достижения мировой науки и культуры, следствием чего является исход носителей интеллектуального потенциала в высокоразвитые и богатые страны.
В проблеме построения позитивного образа будущего и определения пути к нему - основной вызов нашей эпохи. Это - вызов как человеку, так и семье, группе, культуре, цивилизации, человеческому познанию.
На каждом уровне этот вызов ощущается все острее.
Неприятие вызова, принимающее как форму «упрощенного оптимизма», что выражается в трескотне о скорой и легкой победе над трудностями, или «упрощенного пессимизма», что проявляется в смирении и отказе от борьбы, ведет к гибели.
Принятие вызова требует «экзистенциальной» реакции, заключающейся в трезвом и беспощадном анализе, диалектической конфронтации негативного и позитивного аспектов выявленных социальных и культурных проблем, и систематической творческой работы по проверке истинности теорий всех уровней, причем необходимо понимание, что «последний» ответ может дать только практика.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской
академии образования