Гуманистическая психология исходит из положения
о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их
осуществлению в практической деятельности является необходимым
фактором полноценного развития человека. Она считает главным
направлением преобразования общества и его социальных институтов
такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на
протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать
их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания
находится проблема воспитания и развития гармоничной и
компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в
интересах личностного и общественного роста. Она предлагает
теорию самоактуализации в качестве
метода решения этой проблемы.
Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие
социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость
воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о
необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в
целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования
«человека действующего». Сложность решения этой задачи
связывавется с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной
активности» (термин В.А. Петровского) вызревают на протяжении
жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных,
ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески
действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из
человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности
надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными
компетентностями.
Самоактуализация и самореализация - это научные
понятия, реферирующее определенные процессы в мире
действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне,
тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление
глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит
универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех
уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к
тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю
сложность, на которую способен организм. На еще более широком
уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной
тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной
снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до
самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия
нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более
духовные направления в эволюции человека».
На уровне человека А. Маслоу определяет
самоактуализацию «как такое развитие личности, которое
освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических
(или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных",
или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может
обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и
предельно человеческим проблемам, неустранимым
"экзистенциальным" проблемам, у которых нет
окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять
перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не
отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих
проблем к настоящим проблемам».
Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться
и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как
определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их
достижения. И видится он с этой точки как определенная
последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я»
сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и,
прилагая собственные усилия, по мере решения проблем
совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще
более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей
«самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не
принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в
решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим
силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя
своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к
столкновению с более трудными проблемами, но иного,
«невротического» качества, решение которых будет вынужденным,
сузит возможности моего самоопределения, потребует
психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу
подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении
самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой
ситуации выбора.
Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват
возникновением патологии: нервными или психическими
расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее
тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием»
отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том
или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации
человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического
кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на
воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато
антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание
инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших
групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты
серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в
целом.
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить
на каждом возрастном этапе развития человека. Акт
самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком
определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении
подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником
определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления
в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более
продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к
осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом
количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся
новое качество, характеризующее себя в практике жизни как
определенная социальная или личная компетентность. Такого рода
осознание, дополняемое положительными оценками друзей,
экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания,
которые отражают состояние счастья.
В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в
поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря
о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его
поведенческие акты определяются по большей части бессознательными
мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с
удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами
контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения
полноценных актов самоактуализации относится к подростковому
возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного
уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов
центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период
развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных
проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной
сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка
от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в
детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток
их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию.
Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит
«стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов
когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для
исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации
позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов,
приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и
самореализация. Реализация (realization), в истолковании
Оксфордского словаря современного английского языка для студентов
(1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная)
деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение
деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -
поступок), имеющую вещественный результат. Понятие
«самореализация» означает, таким образом, мыслительный,
когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность,
работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в
построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая
«идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании
результатов предшествующей деятельности (формирование концепции
прошлого).
Самоактуализация и самореализация оказываются, таким
образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса
развития и роста, результатом которого является человек,
максимально раскрывший и использующий свой человеческий
потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Акт самоактуализации - это некоторое конечное число
действий, выполняемых субъектом на основании сознательно
поставленных перед собой в ходе самореализации целей и
выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации
завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым
переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным
(боль, разочарование) - в случае неудачи.
Литература:
1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека:
теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая
академия, 2001
2. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В.
Сельченок. - М.: АСТ, 2000.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.:
Евразия, 1997
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999
5. Маслоу
А. Психология бытия. - Киев, 1997
6. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -
М.: Смысл, 1997
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.:
Прогресс, 1998
8. Роджерс
К. Клиенто-центриролванная терапия. - Киев, 1997
9. http// vakhromov.narod.ru