ENG
         
hpsy.ru/

../../Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности

Понятие "человек" не существует без понятия "деятельность". Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность.

Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).

Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности, - по этому признаку можно выделить игровую, познавательную, трудовую деятельности как виды деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности - это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида или типа может входить как образующий элемент в деятельность другого типа или вида: теоретическое действие может входить в состав практической, например, трудовой деятельности, трудовое действие - в состав игровой деятельности и т.д.

Уже у С.Л.Рубинштейна мы встречаем идею интегративного подхода к вопросу о природе деятельности: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы". [6]

Вслед за С.Л. Рубинштейном мы считаем, что психический облик личности определяется конкретным бытием человека и формируется в его конкретной деятельности.

Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б.Ф.Ломов отмечает, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно. "Разделение деятельностей на внешние и внутренние - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутреннюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятельности". [3]

Среди многообразных видов социальной - внешней - деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. "Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть." [7].

Ещё в начале 20-го века А.Ф. Лазурский писал: "Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность. Благодаря многократному повторению укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определённых профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как всё остальное отходит на задний план, становится малозаметным…".

Е.И.Степанова продолжает эту мысль: "У взрослого человека, если исключить студенческий возраст, ведущим видом деятельности является трудовая. Труд, как вид деятельности, является средством или фактором, ускоряющим развитие человека. Под влиянием труда происходит не только тренировка определённых функций человеческого организма, но и формирование жизненных позиций и ориентации, определение планов на будущее, социализация личности." [8]

Объём понятия "профессиональная деятельность" гораздо шире, чем "трудовая деятельность". "Последняя только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя." [2]. В профессиональных сообществах, характеризующихся тем, что люди, их составляющие, занимают однородные социальные позиции (профессиональные категории), идентичность усвоения ценностей обеспечивается идентичностью требований, диктуемых профессиональным статусом. Механизм этого процесса - профессиональная роль, путём усвоения которой познаются и усваиваются ценности профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей.

В современном психологическом словаре в аксиоматическом виде выражена идея неразрывной связи личности и профессиональной деятельности: "В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определённых социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п. " [5]

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию "самоактуализация", предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве отечественной науки. Ещё не существует единого видения данного понятия в теории и нет единства во мнениях: самоактуализация - это цель или средство? процесс или результат? Этот феномен может заменяться (или наполняться) различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т.п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А.Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей.

В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию "направленности". Он рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный (содержательный, предметный) аспект и отношенческий (эмоциональный), в которой на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, "насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах". "Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, её тенденция самореализации". [1, с. 68].

Понятие самоактуализации активно исследуется в наши дни, сегодня можно найти массу научных работ, посвящённых изучению данного феномена.

Этот факт особенно интересен в связи с тем, что ещё А. Маслоу предполагал, что в каждой культуре существуют свои особенности проявления самоактуализации и он особенно подчёркивал, что его определение данного понятия родилось именно внутри и для американской среды. Он писал, что было бы интересно исследовать особенности этого понятия в разных странах. Со времени, когда была высказана эта идея, прошло немало лет, однако до сих пор не существует чётких представлений о том, как проявляет себя потребность в самоактуализации, "взращенная" на российском менталитете и "приправленная" перепадами провозглашаемых ценностей в российской истории.

В современной России явно прослеживается тенденция гуманизации, всё более актуальными становятся такие категории человеческого существования как свобода выбора, креативность, аутентичность, индивидуальность самовыражения и т.п. Понятие "гуманизация" отражает тенденцию увеличения интереса и уважения к роли личности в любых системах жизнедеятельности, а также организацию условий деятельности таким образом, который позволяет поощрять развитие каждого отдельно взятого человека.

Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии.

Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста. Неясным остаётся вопрос о связи этих составляющих - существует ли зависимость между первым и вторым, и если "да", то существует ли их взаимовлияние?

Попыткой прояснить ответ на вопрос о существовании связи профессионализации личности с её уровнем самоактуализации была предпринята в исследовании А.В. Лазаревой, осуществлённой под нашим руководством.

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи уровня самоактуализации женщины с профессиональной организацией ее деятельности. Объектом сравнения выступили 2 группы: одну составили женщины, занятые в различных видах профессиональной деятельности (работающие), вторую - неработающие женщины (домохозяйки).

А.Маслоу утверждал, что возможности для самоактуализации существуют в любом виде деятельности, даже в ведении домашнего хозяйства. Мы решили проверить данное утверждение на практике. В качестве гипотезы мы предположили, что группы будут различаться по уровню самоактуализации, причём в группе работающих женщин данный показатель будет выше.

Для исследования нами были выбраны следующие методы:

  1. Модифицированный опросник самоактуализирующейся личности Э. Шостром (САМОАЛ), модифицированный Н.Ф. Калиной, измеряющий общий уровень самоактуализации, а также 11 показателей, наполняющих этот феномен (шкалы: ориентации во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность и гибкость в общении).
  2. Методика измерения степени удовлетворенности основных потребностей - в соответствии с известной иерархией А.Маслоу: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных контактах, в социальном статусе и в самоактуализации.
  3. Метод незаконченных предложений: он включает 20 незаконченных предложений, которые разделены на 5 групп, 4-е из которых из которых отражают основные характеристики, отличающие самоактуализирующуюся личность [Э. Шостром], это:
    • честность, которая подразумевает способность быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были (прозрачность, искренность, аутентичность);
    • осознанность, как способность самостоятельно сформировывать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и о всей жизни (отклик, жизненаполненность, интерес);
    • свобода - в смысле выражения своего потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность, открытость);
    • доверие - глубокая вера в других и в себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями «здесь и теперь» (вера и убеждение);
    • пятой группой мы выделяем блок предложений характеризующих отношение испытуемого к своей профессии, в контексте данной работы - к своей ведущей деятельности.

Полученные результаты характеристик самоактуализации по опроснику САМОАЛ в общем виде представлены на рис.1.

Анализируя графики наглядно можно проследить тенденцию, где лидирующее место по всем показателям методики занимает группа работающих женщин. Достоверные различия выявились по следующим трём шкалам:

Шкала

Среднее группы работающих женщин

Среднее группы домохозяек

Значение t - критерия

ориентация во времени

8,06

5,2

2,944831

потребность в познании

7,5

5,2

1,96125

спонтанность

7,5

4,4

2,6667451

Это позволяет нам утверждать, что:

  • у женщин занятых в профессиональной деятельности больше чем у неработающих женщин развиты способность жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной;
  • работающие женщины более полно воспринимают окружающий их мир, для них в большей степени характерна склонность к «бытийному познанию», т.е. познанию не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей [А.Маслоу].
  • поведение работающих женщин отличается большей уверенностью, естественностью, независимостью, чем у неработающих женщин. Им в большей степени свойственны свобода от окружающего мнения, социальных стереотипов и культурных норм.

Таким образом, мы можем предположить, что сам факт занятости в профессиональной деятельности способствует развитию вышеперечисленных особенностей самоактуализации.

Что касается основной шкалы данной методики, которая определяет общий уровень самоактуализации, то здесь различие не вышло на уровень значимого, хотя средний показатель (t эмп.=1, 67055) оказался максимально приближенным к достоверному значению (tкрит.=1,70). Можно сделать предположение, что в случае увеличения числа выборки эта тенденция проявится более ярко и выйдет на уровень достоверных различий.

Полученные данные по методике "Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей" позволили выявить достоверные различия степени актуальности ведущих жизненных потребностей во всех категориях, кроме потребности в социальных связях (по иерархии А.Маслоу):

Уровень потребности

Группа работающих женщин

Группа домохозяек

Значение t-критерия

материальные потребности

18,06

22,5

2,62292

потребность в безопасности

18,6667

26,46667

4,34442

потребность в признании

23,4

14,7333

5,251262

потребность в самоактуализации

22,4

17,5

2,88156

Рис. 2. Степень удовлетворённости основных потребностей по иерархии А. Маслоу

  1. - физиологические потребности Ряд 1 - работающие женищины
  2. - потребность в безопасности Ряд 2 - домохозяйки
  3. - потребность в социальных связях
  4. - потребность в признании окружающих
  5. - потребность в самоактуализации

Приведенные значения позволяют нам говорить о том, что существует обратная связь в распределении вышеперечисленных потребностей в двух группах испытуемых (исключая потребность в социальных контактах). В группе работающих женщин на первый план выходят потребности, которые А. Маслоу называл высшими, т.к. они свидетельствуют о стремлении человека актуализировать весь заложенный в нем потенциал; а в группе домохозяек ведущими являются низшие потребности, обеспечивающие физиологическое и материальное благополучие.

Поскольку предлагаемая методика позволяет нам выявлять степень актуальности потребностей, то можно сделать выводы о том, что в зоне наименьшей значимости и возможно зоне удовлетворенности, у работающих женщин, лежат низшие потребности, а значит открывается путь к самоактуализации. Важно также заметить, что «потребность в признании» в этой выборке испытуемых занимает лидирующее положение среди остальных мотивов. Высокий результат по этой шкале еще раз говорит нам о том, что для женщин этой группы значимыми являются чувства уверенности в себе, достоинства и осознание того, что они полезны в мире.

Совершенно противоположным способом складывается ситуация в группе неработающих женщин. Здесь актуальными оказываются базовые потребности, причем наибольшее число баллов приходится на шкалу «потребность в безопасности». А именно эту потребность А.Маслоу причислял к тем, которые в большей степени препятствуют процессу самоактуализации личности. Возможно, неудовлетворенность и одновременно большая значимость этой потребности стали одной из причин выбора неработающими женщинами своей ведущей деятельности. Ведь еще А.Маслоу отмечал, что потребность в безопасности «часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть». Таким человеком для них мог стать муж, а системой, которая бы в максимальной степени обеспечила безопасность и покой - семья. Отказ от профессиональной деятельности неработающими женщинами мог явиться следствием высокой степени потребности в избегании неудач, стремлению к стабильности своего положения, «свободе от таких угрожающих сил, как страх, соревновательность, агрессия, которыми нередко наполнена профессиональная деятельность» [Маслоу А., 1982 г.].

Полученные данные по методике "Незаконченные предложения" позволили выявить достоверные различия в средних по шкале «Отношение к профессии». Важно сказать, что в контексте данной работы, эта шкала характеризует отношение женщины к своей ведущей деятельности.

Более высокие баллы по этому показателю имеет группа работающих женщин, что говорит о том, что их отношение к своей профессии носит более положительную окраску, чем у неработающих женщин к своей ведущей деятельности.

Самыми распространенными вариантами ответов в блоке «отношение к профессии» среди работающих женщин были предложения типа: «Моя работа - мне очень нравиться; очень нужная; сложная и т.д.»

Важно заметить, что ответы второй группы в большинстве случаев исключали эмоциональную оценку и заключались лишь в констатации названия своей ведущей деятельности. Распространенными были ответы типа: «Моя работа - домохозяйка; дом; домашние дела и т.д.».

Таким образом мы сделали следующие выводы:

  1. Работающие женщины в большей мере испытывают положительное отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины.
  2. У женщин, занятых в профессиональной деятельности, в большей степени, чем у неработающих женщин (домохозяек), проявились такие аспекты феномена самоактуализации, как:
    а) уверенность в себе, независимость;
    б) умение жить настоящим;
    в) стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
  3. Для работающих женщин в большей степени актуальными являются "потребности роста" - т.е. в самоактуализации и признании, чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности.

Как мы видим, феномен самоактуализации личности действительно по-разному проявился в условиях различного типа организации профессиональной деятельности. Несмотря на то, что домохозяйки считают своё занятие работой и выбрали его сознательно, по-видимому, данный вид деятельности не связан со стимуляцией к большему саморазвитию и актуализации внутренних потенциалов. То есть, мы уже можем с достаточной долей уверенности говорить о том, что существует взаимосвязь таких сторон самоактуализации как профессиональный (внешний, объективный) рост и рост личностный (внутренний, субъективный).

Следующим этапом нашей работы станет изучение особенностей самоактуализации в разных видах профессий, разделённых на группы по различным признакам - от известных и принятых в психологии труда (например, человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ и т.д.), до общеизвестных, но менее научных (например, признак престижности или популярности профессии).

Все эти исследования проводятся с одной целью - расширить количество знаний о психологических феноменах, определяющих нашу жизнь, и найти способы взаимодействия с ними наиболее выгодным и приятным для нас образом.

Если влиять на внутреннюю потребность в самоактуализации (стимулировать её) нам представляется весьма затруднительным (разве что на макроуровне - через создание экономически и политически благополучной ситуации в обществе, которая позволила бы более легко удовлетворить потребности в материальных благах и в безопасности, что позволит актуализироваться потребностям роста), то формировать некоторые благоприятные для самореализации условия жизнедеятельности человека на микроуровне (через ближайшее окружение) вполне возможно.

Это касается всех сторон жизни, однако целенаправленно данные вопросы изучаются именно в контексте профессиональной деятельности. Возникают и активно развиваются такие разделы науки как эргономика, психоэкология, психогигиена, расширяется направление работы с персоналом организаций, особое внимание уделяется обустройству рабочей среды. Однако, как правило, нововведения касаются не более чем аспектов психофизиологии - забота об оформлении помещения, вызывающего комфортное самоощущение присутствующих людей, о щадящей организации условий работы и т.п. Если использовать терминологию А.Маслоу, здесь речь идёт об удовлетворении низших потребностей - физиологического благополучия и безопасности. Вопрос о соотношении потребности и возможности самореализоваться в профессиональной деятельности обычно оставляется на усмотрение самого субъекта самоактуализации.

Между тем, можно предположить, что знание способностей сотрудника, его жизненных целей и ценностей наряду с созданием в организации атмосферы свободы и ответственности, внимания к внутреннему миру коллег, поддержки, доверия и заинтересованности в развитии другого, приведёт к расширению возможностей для личностного роста наряду с профессиональным развитием, а, следовательно, расширит возможности самоактуализации.

К сожалению, сегодняшняя действительность убеждает нас в том, что подобные проекты - дело будущего, потому что исходные позиции современного руководства в большинстве случаев можно назвать установкой на использование человеческих ресурсов, что называется манипуляцией, которая противоположна по своей сути установке на актуализацию потенциалов.

Обобщая всё вышесказанное, можно подчеркнуть, что профессиональная деятельность имеет возможность стимулировать развитие человека, но, по-видимому, при условии соответствующей системы организации труда. Если сегодня мы хотим, чтобы будущее нашего общества носило черты цивилизованности, нужно заботиться о создании таких условий профессиональной деятельности, которые позволяли бы каждому отдельно взятому индивиду найти в ней своё место, проявить свои способности, т.е. самоактуализироваться.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М., 1989. - 248 с.
  2. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев, 1986. 150 с.
  3. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. - Психол. журн., т.2, №5, 1981, с.3-22.
  4. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982 г.
  5. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.,1996.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946., с.535
  7. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. -Алма-Ата, 1990. 336с.
  8. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб, 1995.- 450с.
  9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М.,1994.

Акиндинова И.А.,

Опубликовано в: Опубликовано в сборнике научных трудов: "Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике". СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - с. 29-36.

См. также
  1. Акиндинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня общественного престижа