ENG
         
hpsy.ru/

../../Система личностных смыслов: структура, функции, динамика (7) Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория «смысл» приобрела в современной науке статус междисциплинарного понятия и активно используется или подразумевается в психологических исследованиях и практике. Данный факт объясняется через универсальную природу смысла, позволяющую использовать это понятие в качестве единицы анализа личности и всевозможных проявлений человеческой активности. Независимо от приверженности исследователя какой-либо теоретической школе или направлению у него в ходе проработки проблемы обязательно возникают вопросы о природе изучаемого явления: «Почему?», «Как?» или «Зачем?», отражающие весь спектр жизнедеятельности человека. Несомненно, что решение этих вопросов возможно только через постижение смысла изучаемого явления.

Современные психологические школы и направления, демонстрируя различные аспекты категории «смысл», наделяют ее свойствами и атрибутами предмета своих концептуальных исследований: субъективный, объективный, личностный, биологический, социальный, смысл поведения, отношения, деятельности, жизни. Сегодня большинство психологических школ и направлений сходятся в понимании феномена личности как целостного образования, отражающего социальную природу человека. Выполняя функцию «психологического органа», личность объединяет в себе все сферы, обеспечивающие человеческую жизнедеятельность. Как системное свойство индивида личность предполагает наличие определенного системообразующего фактора, в качестве которого, как показало наше исследование, выступает система личностных смыслов. Эта система, располагаясь на пересечении мотивационно-потребностной, эмоциональной и когнитивной сфер, обусловливает целостность самой личности и опосредует жизнедеятельность человека в целом.

Предложенная нами модель системы личностных смыслов, основывающаяся на методологических принципах системной детерминации личностного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев) и положениях экзистенциально-гуманистической традиции психологии (В. Франкл, К. Роджерс, Г. Оллпорт), является центральным элементом сложной структуры личности. Выступая как сложное динамическое образование, имеющее внутренне неоднородную структуру, система личностных смыслов регулирует весь спектр взаимоотношений человека с окружающей действительностью. В качестве структурных компонентов уровневой организации системы личностных смыслов выступают такие личностные характеристики, как «когнитивная сложность», «идентичность», «временная перспектива», степень взаимообусловленности которых отражает уровень функционирования системы.

Процессы формирования и развития системы личностных смыслов неотъемлемо связаны с личностным и возрастным развитием человека (адаптация, социализация, индивидуализация) и протекают под воздействием психологических механизмов интериоризации, идентификации и интернализации. Если на начальных и ранних стадиях развития личностные смыслы выполняют в основном адаптационные функции, то, сформировавшись в систему, они интегрируют жизненный опыт и цели индивида в условия окружающего мира. Являясь регулятором человеческой активности, личностные смыслы определяют установки, ценности, мировоззрение и жизненную позицию человека, выражающиеся в отношении к себе, другим людям, миру в целом.

Интегральным механизмом функционирования системы личностных смыслов является актуальное смысловое состояние, проявляющееся в переживании человеком смыслов его прошлого, настоящего и будущего. В процессе этого переживания происходит актуализация и синхронизация временных локусов смысла, отражающих отношение человека к элементам и явлениям действительности в целостном контексте жизнедеятельности, в результате чего смыслы нижележащих уровней системы генерализуются и приобретают статус более сложного образования, что позволяет системе функционировать на более высоком уровне. Невозможность синхронизировать смыслы, локализованные в прошлом, настоящем или будущем, влечет за собой односторонний взгляд на объекты и явления действительности.

В нашем исследовании было показано, что адекватно диагносцировать актуальное смысловое состояние возможно при помощи предложенной модификации теста СЖО, позволяющего не только фиксировать показатели смысложизненных ориентаций, но и соотносить между собой временные локусы смысла и выявлять таким образом тип актуального смыслового состояния, характеризующего выраженность таких личностных характеристик, как интернальность, самоотношение, стремление к самоактуализации и др.

Тип актуального смыслового состояния обусловливается взаимодействием факторов социального окружения, личностными характеристиками и характером производимой субъектом деятельности. Поэтому при диагностике актуального смыслового состояния необходимо учитывать контекст жизненной ситуации субъекта как систему отношений индивида и условий объективной действительности в определенный период времени в целостном контексте его жизнедеятельности, поскольку жизненная ситуация всегда подразумевает определенный жизненный этап в жизнедеятельности человека во взаимодействии с социальной средой, а его сознательная деятельность всегда опосредована нормами и ценностями социального окружения.

Период профессионального обучения в вузе как значимая для молодого человека жизненная ситуация в целостном контексте его жизнедеятельности является наиболее сензитивным для формирования и развития его системы личностных смыслов. В нем наиболее ярко представлены как общие закономерности, так и специфические особенности динамики функционирования системы личностных смыслов во взаимообусловливании процессов личностного и профессионального самоопределения. Именно этот период наиболее сопряжен с процессом идентификации будущего социального статуса самостоятельной «взрослой» жизни и характеризуется интенсивным изменением жизненных стереотипов, систематизацией ценностно-смысловых ориентаций, формированием и развитием целостной «Я-концепции».

В связи с наметившейся тенденцией к переходу отечественной образовательной системы на личностно-ориентированную парадигму, возрастает значимость создания условий для психологического сопровождения образовательного процесса вуза. Прежде всего это касается завершающей стадии обучения, поскольку в этот период, как показало исследование, наиболее выражен нормативный кризис профессиональной идентификации со всеми вытекающими последствиями. В то же время современные социально-экономические условия российского общества прежде всего требуют от специалиста-профессионала выраженности такой личностной характеристики, как способность принимать на себя ответственность за процесс и результат своей профессиональной деятельности как значимого аспекта жизни. Исследование показало, что неинтернализованный выбор целей будущего во многом осложняет вхождение в условия новой жизненной ситуации и пролонгирует процесс адаптации к ней, а неспособность интегрироваться в новую социокультурную ситуацию является одной из детерминант психологи­ческой деформации личности, ее деструктивного поведения.

Сегодня компетентность профессионала в деонтологически обусловленных видах деятельности определяется уровнем сформированности системы ценностно-смысловых ориентаций личности специалиста (поскольку именно личность специалиста является его основным инструментом в этих профессиях), способной мобилизовать полученные знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации. Разработанная нами модель организации учебного процесса подготовки психологов, построенного на принципах гуманистического обучения, позволяет интернализовать получаемые студентами знания, навыки и умения, чем достигается единство теории, методологии и практики, при этом в качестве образовательного эффекта рассматривается личностный рост будущих специалистов. Базовым методом предлагаемой модели является психологическое тренинговое обучение, базирующееся на закреплении знаний, получаемых в теоретических курсах, непосредственно на собственном опыте в процессе изучения практически ориентированных дисциплин. В результате внедрения в учебный процесс психологического тренингового обучения у его участников смысл будущей профессиональной деятельности актуализировался в качестве смысложизненных целей, что позволило студентам более четко идентифицировать себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Выявленные в исследовании значимые взаимосвязи между показателями осмысленности различных аспектов жизнедеятельности и выраженностью личностных особенностей, характеризующих самоактуализирующуюся личность, позволили нам сделать вывод о том, что условия психологического тренингового обучения способствуют разрешению кризисной ситуации профессионального самоопределения в контексте личностного развития и достижению деятельностно-смыслового единства личности будущего специалиста. Внедрение предлагаемой модели психологического тренингового обучения в учебный процесс позволяет качественно оптимизировать профессиональную подготовку будущих специалистов деонтологических профессий в вузе.

Разработанная нами модель психологического тренингового обучения внедрена в процесс подготовки психологов на социально-психологическом факультете Кемеровского госуниверситета. Структурно-динамическая модель системы личностных смыслов положена в основу ведущихся сегодня кафедрой социальной психологии и социальной работы КемГУ исследований формирования и развития ценностно-смысловой сферы различных стратификационных групп, а также используется в процессе профессионального и личностного консультирования психологической службы КемГУ.

Как было показано в работе, актуальные смысловые состояния могут оказать серьезное негативное влияние на формирование личности, если они станут «хроническими». Этим обусловливаются дальнейшие перспективы исследования проблемы. В частности, целесообразно продолжать уточнять описание психологических характеристик человека, находящегося в том или ином смысловом состоянии, также предстоит уточнить, какие личностные характеристики при этом подвергаются деформации в первую очередь и насколько. Можно предположить, что прежде всего может меняться конфигурация личностных черт, причем изменения должны происходить в направлении их генерализации и сверхгенерализации. Несомненно, интересным направлением является изучение функционирования системы личностных смыслов в различные периоды жизни, а также в различных социальных и культурных группах.

Результаты проведенного нами исследования, сформулированные на их основе теоретические и методологические положения, а также средства и методы психологического воздействия могут, по нашему мнению, получить дальнейшее практическое применение в соответствующих областях: педагогической и возрастной психологии, социальной психологии, семейной психологии, психологии отклоняющегося поведения, в сфере психологического консультирования, групповой психологической работе и психолого-педагогической практике.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

2. Аверин В. А. Механизм психического развития ребенка / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2002. С. 20-72.

3. Агафонов А. Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла / А. Б. Агафонов. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. - 336 с.

4. Агошкова Е. Б. Эволюция понятия системы / Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибинский // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С. 170-178.

5. Айви А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. М. Саймек-Даунинг: Психотерапевтический колледж. - М., 1999. - 487 с.

6. Аминов Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психол. журн. - 1992. - Т. 13. - № 5. - С. 104-109.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

8. Ананьев Б. Г. Избранные труды: в 2 т. Т. I / Б. Г. Ананьев. - М., 1980. - 232 с.

9. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.

10. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л. Н. Антилогова; Омский государственный педагогический университет.  Омск, 1999.  184 с.

11. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1997. -№ 6. -
С. 23-30.

12. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-142.

13. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 3-18.

14. Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. - Иркутск, 1989. - 195 с.

15. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 118-125.

16. Бажин Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3. - С. 152-162.

17. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

18. Бачманова Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова, Н. А. Сафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Вып. 5. - Л., 1985. - С. 78-86.

19. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140-146.

20. Белинская Е. П. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.

21. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М.: Прогресс, 1947. - 242 с.

22. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М., 1983. - 272 с.

23. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психол. - 1978. - № 4. - С. 30-34.

24. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. - СПб.: АО «Светоч», 1994. - 316 с.

25. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь Т. 1 (А - О): пер. с англ. / Ребер Артур. - ООО «Издательство «АСТ»: Издательство «Вече», 2001. - 592 с.

26. Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. - № 1. - С. 63-76.

27. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

28. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1981. - № 2. - С. 46-56.

29. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б. С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского,
А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. - С. 285-298.

30. Будинайте Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. - Т. 14,
№ 5. - С. 99-105.

31. Буякас Т. М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании / Т. М. Буякас, О. М. Зевина // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 44-55.

32. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Д. Бьюдженталь; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 336 с.

33. Васильев В. П. Юридическая психология / В. П. Васильев. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 656 с.

34. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 90-101.

35. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

36. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 5. - С. 35-48.

37. Володарская И. А. Система подготовки психологов в США / И. А. Володарская, Н. М. Лизунова // Вестник Московского университета. - 1990. - Сер. 14. Психология. - № 1. - С. 57-67.

38. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 5. - 368 с.

39. Ганзен В. А. Описание психических состояний человека / В. А. Ганзен // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 60-73.

40. Гозман Л. Я. Самоактуализационный тест: учебное пособие / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 44 с.

41. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 210 с.

42. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 102-109.

43. Дзятковская Е. Н. Организация ментальных структур ребенка как фактор его оздоровления: автореф. дис. … д-ра биол. наук / Е. Н. Дзятковская.  Иркутск, 1998.

44. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

45. Долженко В. Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: дис. … канд. психол. наук / В. Ю. Долженко. - Барнаул, 2001. - 153 с.

46. Донцов А. И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопр. психол. - 1999. - № 2. - С. 42-49.

47. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М.: Издательство «ПРИОР», 2002. - 560 с.

48. Запорожец А. В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 63.

49. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. - Екатеринбург, 2002.  126 с.

50. Кабрин В. И. Проблема и опыт социально-психологического развития личности в рамках психологической подготовки студентов / В. И. Кабрин, Г. А. Томилова // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе. - Новосибирск, 1988. - С. 72-81.

51. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

52. Келли А. Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов / А. Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

53. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И. Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12.

54. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа / Е. А. Климов // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 4. - С. 130-136.

55. Климов Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.  112.

56. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии / Е. А. Климов // Вопр. психол. - 1984. - № 4. - С. 5-14.

57. Клочко А. В. Суверенность личности как основание психологического здоровья / А. В. Клочко, О. М. Краснорядцева // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 334 с.

58. Клочко В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики / В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995. - № 3-4. - С. 104-113.

59. Клочко В. Е. Самоорганизация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 154 с.

60. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. - Томск, 1998. - № 8-9. - С. 7-15.

61. Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. И. Ковалев. - М., 1979. - 25 с.

62. Короленко Ц. П. Психология в системе высшего образования / Ц. П. Короленко, В. В. Макаров // Психологическая служба в высшей школе / НГТУ. - Новосибирск, 1981. - С. 108-113.

63. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

64. Круглов Б. С. Социальная направленность личности / Б. С. Круглов // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - С. 12-14.

65. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний / Л. В. Куликов // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - С. 11-42.

66. Курбатова Т. Н. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании / Т. Н. Курбатова, Я. В. Куус // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г. С. Никифирова, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 204-217.

67. Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.

68. Левитов Н. Д. Определение психического состояния / Н. Д. Левитов // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - С. 44-47.

69. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

70. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.

71. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / А. Н. Леонтьев / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 228 с.

72. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск, НГПИ, 1992. - 216 с.

73. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 372-377.

74. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 11-21.

75. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - M.: Смысл, 1992. - 17 с.

76. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

77. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире / Д. А. Леонтьев // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. - Кемерово: ИПК «Графика», 2002. - С. 3-34.

78. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 16 с.

79. Леонтьев Д. А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 1. - С. 150-155.

80. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. - М.: Прогресс, 1970. - 685 с.

81. Личность ученого (социально-психологический портрет): реферативный сборник. - М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - 238 с.

82. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Изд-во «Наука», 1984. - 448 с.

83. Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности / И. Ю. Малисова // Психолог. журн. - 1994. - Т. 14, № 4. - С. 94-102.

84. Мальцев В. А. Профессиональная система ценностей социального работника / В. А. Мальцев // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 239-248.

85. Мамукян Дж. У. Рестандартизация теста Mini-Mult / Дж. У. Мамукян, А. В. Юпитов // Инновационные технологии в образовательном процессе. - Томск, 1997. - С. 34.

86. Массен П. Развитие личности ребенка: пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, А. Хьюстон. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с.

87. Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской и С. Панариной. - М.: Интердиалект, 2000. - 342 с.

88. Молоканов М. В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога / М. В. Молоканов // Психол. журн. - 1995. - Т. 16, № 1. - С. 75-83.

89. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе: пер. с англ. / Я. Л. Морено. - М.: Академический Проспект, 2001. - 384 с.

90. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л.: Изд-во «Наука», 1983. - 240 с.

91. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

92. Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека / В. Н. Мясищев // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 52-59.

93. Немиринский О. В. Личностный рост в терапевтической группе / О. В. Немиринский. - М.: Смысл, 1999. - 112 с.

94. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Психология образования / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - Кн. 2. - 608 с.

95. Новиков Г.И. Психогенные реакции ситуации ожидания / Г. И. Новиков. - М.: Медицина, 1991. - 328 с.

96. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

97. О введении должности психолога в учереждения народного образования: инструктивное письмо № 16 от 27 апреля 1989 г. // Чупров А. Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе. - Абакан, 1992. - С. 45-52.

98. Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды / Г. Оллпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

99. Оллпорт Г. В. Личность в психологии / Г. В. Оллпорт. - СПб.: «КСП+»; М.: Ювента, 1998. - 345 с.

100. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

101. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М. С. Жамкочьян / под ред. В. С. Магуна. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 607 с.

102. Персонс Р. Видеопсихотерапия / Р. Персонс // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 1. - С. 101-107.

103. Петров И. Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия (смыслология о предназначении, статусе и металогике смысла) / И. Г. Петров // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 26-35.

104. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

105. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

106. Подлиняев О. Л. Теория и практика гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и послевузовского образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 1999. - 36 с.

107. Поиск идентичности - экзистенциальный опыт в образовании / Лукьянов О. В., Дремов С. В., Уткин А. В. и др. - Томск: Изд-во «Спринт», 2001. - 440 с.

108. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 239 с.

109. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, Х. Куликэн и др.; под ред. М. Айзенка; пер. с англ. С. Б. Бенидиктова. - Минск: Новое знание, 2002. - XVI. - 832 с.

110. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт; пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева / под ред. С. М. Черкасова. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995. - 288 с.

111. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: пер. с англ. / К. Роджерс. - М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 1997. - 320 с.

112. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / К. Р. Роджерс; общ. ред. Е. И. Исениной. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. - 480 с.

113. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

114. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: пер. с англ. / К. Рудестам; общ. ред. Л. А. Петровской. - 2-е изд. - М., 1993. - 368 с.

115. Рыбалко Е. А. Становление личности / Е. А. Рыбалко // Социальная психология личности: сб. - Л.: Знание, 1974. - С. 20-31.

116. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в российском образовании: мат-лы 2-й науч.-практ. конф. - Красноярск, 1995. - С. 147-148.

117. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1990. - 360 с.

118. Серый А. В. Место ценностных ориентаций в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: дис. … канд. психол. наук / А. В. Серый. - Иркутск, 1996. - 134 с.

119. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А. В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.

120. Серый А. В. Смысловые компоненты деятельности как фактор интеграции личности психолога-практика / А. В. Серый // Интегральная психология личности. - Кемерово, 2000. - С. 5964.

121. Серый А. В. Трансформация системы личностных конструктов как механизм динамики актуальных смысловых состояний в ходе психологического тренинга / А. В. Серый, М. С. Яницкий // Ползуновский вестник.  № 56.  Барнаул, 2004.

122. Скрицкая Т. В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности: учебно-методическое пособие / Т. В. Скрицкая, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2002. - 96 с.

123. Смит Н. Современные системы психологии: пер. с англ. / Н. Смит; под общ. ред. А. А. Алексеева. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

124. Собчик Л. Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2000. - 219 с.

125. Современная западная социология: словарь. - М.: Политиздат, 1990. -432 с.

126. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

127. Социологический энциклопедический словарь / под ред. В. Г. Осипова. - М.: ИНФРА-М-Норма, 1998. - 488 с.

128. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) / Е. А. Спиркина // Психол. журн. - 1994. - Т. 15, № 6. - С. 121-127.

129. Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике: пер. с англ. / Б. В. Такман. - М.: ОАО «Издательская группа «Прогресс», 2002. - 572 с.

130. Тукачев Ю. А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований / Ю. А. Тукачев.  2004 // Internet: www. Flogiston.ru /articles/labour/standart.

131. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1976. - № 4. - С. 26-34.

132. Филипова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филипова // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 5. - С. 81-88.

133. Филипова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): дис. ... д-ра мед. наук / Г. Г. Филипова. - М., 2000.

134. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

135. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. - М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.

136. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже: пер. с англ. / Дж. Х. Флейвелл; предисл. Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1967. - 623 с.

137. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.

138. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

139. Франсела Ф. Новый метод исследования личности: пер. с англ. / Ф. Франсела, Д. Банистер. - М., 1987. - 221 с.

140. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

141. Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.

142. Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций / П. Хайду // Моральные ценности и личность / под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 155-164.

143. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

144. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.

145. Шаров А. С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография / А. С. Шаров. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2000. - 358 с.

146. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

147. Элинберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ / Г. Элинберг // Экзистенциальная психология. Экзистенция / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. - М.: Апрель Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. - С. 201-237.

148. Эриксон Г. Эрик. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Ленато, АСТ, 1996. - 592 с.

149. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

150. Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе / А. В. Юпитов // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

151. Юревич А. В. Системный кризис психологии / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 19997. - № 2. - С. 3-11.

152. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Т. С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 579 с.

153. Яницкий М. С. Формирование ценностно-смысловых ориентаций самоактуализирующейся личности как актуальная задача процесса обучения / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - С. 153157.

154. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

155. Adelman H. S. Minors' dissatisfaction with their life circumstances / H. S. Adelman, L. Taylor, & P. Nelson // Child Psychiatry and Human Development, 1989, 20. P. 135-147.

156. Antonovsky A. The structure and properties of the Sense of Coherence scale / A. Antonovsky // Social Science & Medicine, 1993. Vol. 36(6). P. 725-733.

157. Battista J. The development of meaning in life / J. Battista, R. Almond // Psychiatry: Journal for the Study of Interpersonal Processes, 1973. Vol. 36(4). P. 409-427.

158. Chamberlain K. Measuring meaning in life: An examination of three scales / K. Chamberlain, S. Zika // Personality & Individual Differences, 1988. Vol. 9(3). P. 589-596.

159. Crumbaugh J. C. Aging and Adjustment: The Applicability of Logotherapy and the Purpose-in-Life Test / J. C. Crumbaugh // Gerontologist. 1972, Vol. 12(4).
P. 418-420.

160. Crumbaugh J. C. Cross-Validation of Purpose-In-Life Test Based on Frankl's Concepts / J. C. Crumbaugh // Journal of Individual Psychology. 1968. 24(1). P. 74-81.

161. Crumbaugh J. C. The Seeking of Noetic Goals Test (SONG): A complementary Scale to the Purpose in Life Test (PIL) / J. C. Crumbaugh // Journal of Clinical Psychology. 1977. Vol. 33(3). P. 900-907.

162. Crumbaugh J. C. The PIL Test: Administration, Interpretation, Uses Theory and Critique / J. C. Crumbaugh, R. Henrion // International Forum for Logotherapy. 1988. Vol. 11(2). P. 76-88.

163. Crumbaugh J. C. Manual of instructions for the Purpose of Life Test / J. C. Crumbaugh, L. T. Maholick. Murfreesboro, TN: Psychometric Affiliates, 1981.

164. Crumbaugh J. C. An Experimental Study in Existentialism: The Psychometric Approach to Frankl's Concept of Noogenic Neurosis / J. C. Crumbaugh, L. T. Maholick // Journal of Clinical Psychology. 1964. 20(2). P. 200-207.

165. Crumbaugh J. Frankl's Will to Meaning in a Religious Order / J. Crumbaugh, M. Raphael, R. R. Shrader // Journal of Clinical Psychology. 1970. 26 (2). P. 206-207.

166. Fouquereau E. Élaboration de l'Échelle de satisfaction de vie professionnelle (ÉSVP) en langue française une démarche exploratoire / E. Fouquereau, L. Rioux // Canadian Journal of Behavioural Science, 2002.Vol. 34, No. 3. P. 210-215.

167. Harlow L. L. Purpose in Life Test assessment using latent variable methods / L. L. Harlow, M. D. Newcomb, P. M. Bentler // British Journal of Clinical Psychology, 1987. Vol. 26(3). P. 235-236.

168. Huebner E. S. Further validation of the Students' Life Satisfaction Scale: The independence of satisfaction and affect ratings / E. S. Huebner // Journal of Psychoeducational Assessment. 1991. 9. P. 363-368.

169. Huebner E. S. Preliminary Development and Validation of a Multidimensional Life Satisfaction Scale for Children / E. S. Huebner // Psychological Assessment. 1994. Vol. 6, No. 2. P. 149-158.

170. Kammann R. Affectometer 2: A scale to measure current level of general happiness / R. Kammann, R. Flett // Australian Journal of Psychology. 1983. 35. P. 257-265.

171. Kozma A. The measurement of happiness: Development of the Memorial University of Newfoundland Scale of Happiness (MUNSCH) / A. Kozma, M. J. Stones // Journal of Gerontology. 1980. 35. P. 906-912.

172. Leontiev D. A. The meaning crisis in Russia today / D. A. Leontiev // International Forum for Logotherapy, 1992. Vol. 15(1). P. 41-45.

173. Luckmann Th. Remarks on personal identity: Inner, Social and Historical Time / Th. Luckmann // Jacobcon - Widding A. (ed.). Identity: personal and sociocultural. Uppsala, 1983.

174. Nicholson T. The Relation Between Meaning in Life and the Occurrence of Drug Abuse. A Retrospective Study / T. Nicholson, H. Wayne, P. Turner, S. James, F. Stickle, T. Pruitt // Psychology of Addictive Behaviors, 1994. Vol. 8, No. 1. P. 24-28.

175. Pavot W. Review of the Satisfaction With Life Scale / W. Pavot, E. Diener // Psychological Assessment, 1993. Vol. 5, No. 2. P. 164-172.

176. Rahman T. Mental Health and Purpose in Life of Drug Addicts in Bangladesh / T. Rahman // International Forum for Logotherapy. 2001. Vol. 24(2). P. 83-87.

177. Ray O. Drugs, society and human behavior / O. Ray, C. Ksi. Boston: Times Mirror/Mosby College Publisher, 1990.

178. Reker G. T. Factor structure, construct validity and reliability of the Seeking of Noetic Goals (SONG) and Purpose in Life (PIL) tests / G. T. Reker, J. B. Cousins // Journal of Clinical Psychology. 1979. Vol. 35(1). P. 85-91.

179. Robak R. W. Purpose in Life: What is its Relationship to Happiness, Depression, and Grieving? / R. W. Robak, P. W. Griffin // North American Journal of Psychology. 2000. Vol. 2(1). P. 113-119.

180. Ryff C. D. The Structure of Psychological Well-Being Revisited / C. D. Ryff, C. L. M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, No. 4. P. 719-727.

181. Sagy S. The development of the sense of coherence: A retrospective study of early life experiences in the family / S. Sagy, H. Antonovsky // International Journal of Aging & Human Development. 2000. Vol. 51(2). P. 155-166.

182. Sato F. An experimental study on the existential aspect of life: I. The cross-cultural approach to purpose in life / F. Sato, H. Tanaka // Tohoku Psychologica Folia, 1974. Vol. 33(1-4). P. 20-46.

183. Sery A. Modification of Purpose-in-Life Test / A. Sery, A. Yupitov //
28 Congreso Interamericano de Psicologia, Santiago, Chile, 2001. P. 127.

184. Shaughnessy M. F. The meaningful personality / M. F. Shaughnessy, R. Evans // International Forum for Logotherapy, 1987. Vol. 10(1). 46-49.

185. Shek D. T. Reliability and factorial structure of the Chinese version of the Purpose in Life Questionnaire / D. T. Shek // Journal of Clinical Psychology. 1988.
Vol. 44(3). P. 384-392.


| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Серый А.В.,

См. также
  1. Полетаева А.В., Серый А.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы
  2. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов
  3. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  4. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков
  5. Серый А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация)
  6. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
  7. Серый А.В. Трансформация системы личностных смыслов в ситуации вынужденной потери работы
  8. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  9. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации
  10. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии