ENG
         
hpsy.ru/

../../Система личностных смыслов: структура, функции, динамика (2) Введение

Введение

Смысл - чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках: философии, языкознании, социологии, культурологии, психологии. Выступая как единица анализа определенных положений и гипотез, выполняя функцию интегрирующего фактора различных научных дисциплин, сегодня «смысл», несомненно, является междисциплинарным понятием гуманитарной области научного знания. Теоретический анализ состояния проблемы смысла как научной категории позволяет сделать заключение о чрезвычайно широком спектре понимания этого феномена в различных дисциплинах гуманитарных наук. Многие исследователи сходятся во мне­нии, что в настоящее время понятие «смысл» не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Существует множество определений понятия «смысл», имеющих как общее, очень широкое значение, так и сводящих его до одной из составляющей когнитивных и мотивационных процессов. Эта тенденция наблюдается практически во всех дисциплинах гуманитарных наук, исследующих феномен смысла в различных его проявлениях.

В современных философско-лингвистических концепциях многообразие характеристик смысла, большой их разброс, существующая несогласованность и противоречивость в большинстве своем сводятся к противопоставлению смысла как результата понимания текста, его конечной цели, и в то же время как инструмента самого процесса понимания. С одной стороны, смысл извлекается из текста в результате его понимания, следовательно, смысл необходимо обнаружить и «разгадать», с другой - сущность понимания заключается в приписывании смысла самому тексту, т. е. необходимости актуализации соответствующего тексту готового смысла, хранящегося в памяти. Кроме того, смысл принадлежит сфере сознания, с одной стороны, и в то же время он характеризуется целостностью, неразложимостью на составляющие, а следовательно, недостаточной осознаваемостью, и соответственно локализуется в сфере подсознания - с другой.

Природа этих противоречий, по нашему мнению, кроется прежде всего в наделении смысла либо субъективными, либо объективными характеристиками. Поскольку мы не можем однозначно верифицировать положение о существовании объективного или субъективного смысла, то нам представляется, что данную двойственность можно объяснить исходя из понимания смысла как психологической категории, связанной с личностью, ее развитием и жизнедеятельностью. При этом смысл целесообразно рассматривать как индивидуальное (личностное) психическое образование, факт (феномен) сознания, который характеризуется отношением к другим фактам психической жизни в контексте определенных жизненных ситуаций.

В отечественной и зарубежной психологии категория «смысл» рассматривается в рамках отдельных теоретических школ, по большей части в контексте изучения проблематики смысла жизни или же отдельных структурных элементов жизнедеятельности. Причем если в зарубежной психологии преобладают исследования преимущественно смысложизненной проблематики (особенно в экзистенциально-гуманистическом направлении), то в отечественной уклон делается на изучение смысла как единицы сознания, деятельности, личности (прежде всего, в традиции деятельностного подхода). В зависимости от теоретической ориентации исследователей смыслы представляются в их концепциях как субъективные и объективные, осознаваемые и неосознаваемые, истинные и явные, наблюдаемые и скрытые, внутренние и внешние, биологические и личностные, индивидуальные и социальные и др. Кроме того, в зависимости от предмета изучения смыслы рассматриваются в различных контекстах, охватывающих всю сферу психической активности и жизнедеятельности человека - смысл реакции, действия, поступка, деятельности, поведения, жизни, существования. На различных уровнях взаимодействия человека с действительностью смысл выступает как сущность объектов, жизненная задача или цель. В соответствии с этим смысл предстает в виде смысла события, ситуации, жизненной необходимости, смысла жизни, смысла мироздания.

Столь широкий спектр представлений о смысле можно объяснить двойственной природой данного феномена: с одной стороны, он представляет собой результат воздействия на человека окружающего мира, с другой - элементы действительности получают свое представительство в сознании только после их осмысления. Несмотря на такой разброс мнений, практически все исследователи этой проблемы определяют смысл через отношение, которое строится не на определенной связи между реальностью и действительностью, а прежде всего на сложной системе связей, которые обусловливают взаимодействие как субъективных отношений с действительностью, так и обратное отношение. При этом смысл выражается в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания, а для того чтобы такое отношение осуществилось, необходим прежде всего субъект этого отношения. Поскольку сознание присуще только человеку, то смысл как феномен сознания, отражая его человеческую природу, и делает человека субъектом отношения. Это отношение в различных ситуациях может осуществляться на различных уровнях и стадиях жизнедеятельности. Соответственно, смысл отражает системное свойство личности и имеет транссубъективную природу, а следовательно, не может быть не личностным. Для того чтобы понять феномен функционирования личности в различных жизненных ситуациях, необходимо рассматривать смысл как систему, обеспечивающую функционирование самой личности. Более того, многогранность смысла позволяет говорить о его уровневой организации и соответственно о системе личностных смыслов.

Данная работа является логическим продолжением исследования психологических закономерностей и механизмов формирования и развития системы личностных смыслов, изложенного в вышедшей в 2004 году монографии «Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов». В настоящем исследовании предпринята попытка изучения психологических условий, факторов и механизмов, обеспечивающих функционирование системы личностных смыслов в различных жизненных ситуациях. В связи с этим в работу был включен переработанный и дополненный материал, изданный в предыдущей монографии. В частности, это касается изложения теоретической модели функционирования системы личностных смыслов, а также новой концептуализации методики СЖО для диагностики типов актуального смыслового состояния.

Автор выражает благодарность выпускникам социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета Новоселовой Т. А., Пискуновой К. В., Кедяровой Т. В., Кубасовой К. В., Полетаевой А. В., при непосредственном участии которых в рамках выполнения и защиты дипломных исследований под руководством автора проводилась стандартизация и валидизация модифицированного варианта теста СЖО. Особую благодарность автор выражает своим коллегам Яницкому М. С., Юпитову А. В., Янко Е. В., Аргентовой Т. Е., Горбатову М. М. за сотрудничество, ценные научные консультации и замечания по организации и структуре данной работы.


| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Серый А.В.,

См. также
  1. Полетаева А.В., Серый А.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы
  2. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов
  3. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  4. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков
  5. Серый А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация)
  6. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
  7. Серый А.В. Трансформация системы личностных смыслов в ситуации вынужденной потери работы
  8. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  9. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации
  10. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии