ENG
         
hpsy.ru/

../../Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков

УДК 159.955:331.44:62

Среди многообразных видов деятельности личности профессиональная занимает особое место. Образуя основную форму активности субъекта, она аккумулирует в себе главные характеристики основного вида деятельности человека - социально обусловленного, осознанного, целенаправленного труда. В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности. При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств (ПЗК) данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации. Весь этот комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого, по нашему убеждению, является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.

Статья опубикована в сборнике «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. В этой связи большой интерес представляют профессиональные группы, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, т. е. профессии имеющие деонтологический статус. Классическим примером такого вида профессий является практическая деятельность психолога, которая специфична, прежде всего, кругом своих задач, обусловленных взаимодействием специалиста с широчайшим спектром явлений окружающей социальной действительности (от политических, экономических, культурных преобразований в обществе и техногенных катастроф до конкретных жизненных трудностей отдельного человека). В процессе своей деятельности психологу приходится сталкиваться с различными возрастными, социальными, культурными категориями людей, однако объектом его деятельности всегда остается индивидуальность человека, обратившегося за помощью к специалисту как к компетентному в его жизненных трудностях и проблемах лицу, при этом следует учитывать, что в ходе такого взаимодействия сам психолог становится элементом близкого окружения этого человека. Все это требует от психолога особых индивидуальных качеств, мировоззрения, системы ценностей и, прежде всего, осмысленного, интернализованного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Большинство исследователей проблемы эффективной профессиональной деятельности психологов указывают, прежде всего, на значимость выраженности определенных специальных способностей к данному виду деятельности. Так, Н. В. Бачманова и Н. А. Стафурина основной специальной способностью психолога называют талант общения. В структуре этой способности они выделяют: умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т. д.), умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция), умение к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь человеку), умение анализировать свое поведение (рефлексия), умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль) [2]. Н. А. Аминов и М. В. Молоканов, успешность деятельности психолога усматривают в уровне сформированности таких характеристик, как интерперсональные (коммуникативные) и проектные (сила воздействия на поведение других людей) умения и анропоцентрическая направленность (интегральная чувственность к объекту, процессу и результату психологической деятельности). Исходя из этого, ими выводятся некоторые компоненты специальных способностей психолога. В частности, к ним относятся индивидуально-психологические особенности мышления (социального интеллекта как способности к пониманию поведения других людей) и проективных действий (фасилитивности как поддерживающего стиля социальных отношений) [1]. В. М. Молоканов также считает, что задатками специальных склонностей к деятельности в области практической психологии выступают психофизиологические предпосылки, в частности, свойства активированности и лабильности нервной системы [5]. В исследовании, проведенном Л. M. Бэчтолдом, Э. Э. Вернером, Р. Б. Кеттеллом и Дж. Е. Древдалом, получен следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется [4].

Данная проблематика достаточно широко освещена в современной психологической литературе, однако, по нашему мнению, говорить о тех или иных характеристиках, определяющих эффективность деятельности психолога (вне зависимости о каком уровне функционирования идет речь - психофизиологических предпосылках или личностных чертах), возможно только в случае осмысленного отношения профессионала к себе в контексте профессиональной деятельности и его отношения к самой деятельности в целостном контексте жизни. Личностные характеристики специалиста, действительно, обретут статус профессионально значимых качеств, если он будет внутренне свободен в ситуации выбора и способен принять ответственность за процесс и результат своей деятельности. Данные характеристики не могут быть выражены сильно или чуть-чуть, они либо есть, либо их нет. О. Л. Подлиняев, анализируя развитие профессиональной компетентности педагога, отметил неравномерность динамики этого процесса. Если на «этапе компетентности» специалист, в той или иной степени свободы, воспринимает себя как компетентного, то диссонансное столкновение с новыми ситуациями и обстоятельствами профессиональной деятельности может привести к кризису компетентности. «Этап кризиса компетентности» ставит специалиста перед выбором: полное отрицание диссонансной реальности, компромиссное принятие диссонансной реальности, принятие диссонансной реальности и реорганизация прежней модели поведения. Нахождение специалистом новых знаний и способов деятельности, обеспечивающих постепенное восстановление утраченной компетентности на качественно новом уровне на «этапе реорганизации», позволит выйти специалисту на новый виток профессионального роста и обрести чувство «компетентности» в процессе решения разных по характеру и уровню сложности задач на «этапе стабилизации» [6]. Соответственно рост профессиональной компетентности напрямую зависит от способности человека принимать на себя ответственность в ситуации деонтологического выбора, а для этого необходимо осмысленное отношение субъекта деятельности к себе во всех временных аспектах субъективной реальности.

Также, по нашему мнению, невозможно рассматривать эти характеристики как индивидуальные особенности личности, поскольку они проявляют себя только в контексте определенной жизненной ситуации. В этой связи целесообразно говорить об особых формах проявления осмысленного отношения к ситуации, генерализованного в таких характеристиках, как эмпатия, интенциональность и аутентичность. Это отношение дано в актуальном смысловом состоянии, отражающем процесс синхронизации временных локусов смысла относительно элементов объективной реальности на личностном и смысложизненном уровнях системы личностных смыслов [7].

С целью изучения динамики смысложизненных ориентаций личности и их взаимообусловленности с развитием ПЗК в процессе профессиональной деятельности, имеющей ярко выраженную социальную направленность, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 105 практических психологов, работающих в школах, социальных центрах, предприятиях Кемеровской области. Первую группу составили психологи, чей практический стаж не превышал трех лет деятельности, вторую, соответственно, профессионалы со стажем более трех лет. Выделение групп было изучением особенностей функционирования системы личностных смыслов как на стадии адаптации к профессиональной деятельности, так и в ходе ее реализации уже состоявшимися специалистами. Полученные данные были переведены в стандартные показатели (стенайны) и интерпретировались в рамках новой концептуализации теста СЖО [7].

Смысложизненные ориентации молодых специалистов по всем субшкалам выражены в меньшей степени (табл. 1). Это объясняется адаптационным периодом вхождения в деятельность. Особенного внимания заслуживают показатели субшкал «Процесс», «Результат» и «Локус контроля - Я», имеющие выраженность результатов ниже среднего. Это указывает на неудовлетворенность настоящим моментом жизненной ситуации и прошлым опытом, которые не позволяют принять на себя в полной мере ответственность за результаты деятельности.

Таблица 1

Средние показатели СЖО исследуемых групп психологов

Субшкалы СЖО

Исследуемые группы

Р

1-я

2-я

ОЖ

5,11

6,28

0,01

Цели

5,17

5,74

0,23

Процесс

4,77

5,65

0,05

Результат

4,71

5,82

0,03

ЛК-Я

3,61

5,74

0,01

ЛК-Ж

4,81

5,74

0,06

По всей видимости, низкие показатели по этим субшкалам обусловлены неготовностью молодых специалистов к выполнению своих профессиональных функций в полной мере. Можно говорить о недостатке знаний и опыта у молодых специалистов. Однако, скорее всего, в данном случае, речь должна идти об умении применять на практике полученные в вузе знания, навыки и умения, а это связано со сложившейся в период обучения системой представлений о профессии психолога и ее субъекте. Исследование, проведенное А. И. Донцовым и Г. М. Белокрыловой, показало, что в сознании будущих специалистов-психологов их будущая практическая деятельность представлена достаточно узко и однонаправленно (отражена лишь одна из функций профессиональной деятельности - воздействие на объект изучения, прежде всего, отдельного человека). Из образа психолога как субъекта деятельности выпадают характеристики, связанные с осуществлением исследовательских функций, а психология рассматривается в большинстве случаев как «прикладная наука, производящая непосредственно полезные для общества и человека услуги» [3]. По нашему мнению, основная причина сниженных показателей смысложизненных ориентаций заключается в смене социального статуса. Перейдя из одной жизненной ситуации в другую, многие вчерашние студенты оказались не готовы принять новый статус - субъекта профессиональной деятельности, профессионала, принимающего решение относительно своих действий и несущего ответственность за их результаты. Эти факторы в комплексе обусловливают выраженную экстернальность собственного «Я» молодых специалистов (ЛК-Ж). При этом показатели по субшкалам «Цели в жизни» и «Общая осмысленность жизни» носят достаточно выраженный характер, что указывает на наличие осмысленных жизненных перспектив. В силу обретения нового социального статуса эти перспективы должны затрагивать, прежде всего, профессиональную самореализацию, придавать ощущение смысла выполняемой деятельности и способствовать личностному и профессиональному росту специалиста.

Группа психологов-профессионалов со стажем более трех лет демонстрирует значимо высокие показатели осмысленности жизни по субшкалам: «ОЖ», «Процесс», «Результат» и «Локус контроля - Я». Это указывает на то, что по окончании стадии адаптации к условиям профессиональной деятельности значимо повышается удовлетворенность процессом жизни в настоящем, изменяется полюс валентности отношения к своему опыту, что, в свою очередь, должно отражаться на эффективности самой деятельности. Критерий эффективности профессиональной деятельности психолога практически всегда выражен в определенном качественном показателе, отраженном в субъективной реальности объекта труда (или объектов, если речь идет о группах людей). Соответственно объективный показатель результатов своей деятельности психолог получает непосредственно из обратной связи от людей, которым предоставлялась услуга, и взаимоотношений с коллегами. Именно эти отношения обусловливают процесс формирования социальной идентичности как значимого фактора целостной «Я-концепции» в период становления профессионала. Таким образом, характер отношений с социальным окружением выступает фактором, обусловливающим принятие специалистом ответственности за цели, процесс и результаты различных аспектов своей жизни и помогающим обрести ощущение уверенности и внутренней свободы. Интернализация отношения к себе и жизненной ситуации, несомненно, положительно сказывается как на профессиональном и личностном росте специалиста, так и на эффективности его деятельности.

Значение объективных обстоятельств, влияющих на сознание индивида, возрастает в начале профессионально-трудовой деятельности. В частности, это происходит через взаимодействие имеющихся ценностных представлений и личностных смыслов специалиста и существующей в данной профессии системы профессиональных норм и ценностей. Поскольку любой акт человеческой деятельности имеет для конкретного индивида или группы психологическую окраску, то через межличностные взаимоотношения, наряду с личностными смыслами, проявляются и различные личностные характеристики взаимодействующих лиц. Иными словами, участие людей в профессиональной деятельности, обладающей общими целями и признаками, ведет к формированию у них сходных черт личности, обусловленных профессиональными требованиями к психическим и психофизиологическим особенностям человека. Таким образом, через процесс осмысления себя в качестве субъекта деятельности при непосредственном взаимодействии с более опытными профессионалами происходит развитие необходимых профессионально значимых качеств личности, что, в свою очередь, способствует развитию личностной концепции специалиста «Я - профессионал».

Корреляционный анализ профессионально значимых качеств и показателей теста СЖО профессиональной группы практических психологов обнаружил значимые взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами (табл. 2). В качестве ПЗК нами рассматривались личностные факторы, выделенные Р. Б. Кеттеллом, степень выраженности которых отличает психологов-практиков от теоретиков (A+, N-, B+, H+) [1]. Повышение общей осмысленности жизни, процесса и результата деятельности, а также наличие ощущения того, что жизненную ситуацию возможно контролировать, проявляются в выраженности показателей готовности к контактам (А+), умении поддерживать контакты (N-), ненасыщаемости контактами (H+). Фактор «А» как показатель открытого поведения и направленности на взаимодействие также значимо взаимосвязан с показателем наличия осмысленных целей в жизни и интернальным локусом контроля психолога, который, в свою очередь, коррелирует с показателем социальной смелости и высокой резистентностью при работе с людьми (H+). Это подтверждает наше положение о том, что профессионально значимые качества будут проявляться в деятельности при условии осмысленного отношения к ней в контексте целостного восприятия личной жизни и к себе как субъекту этой деятельности.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций профессионально значимых личностных характеристик психологов-практиков и показателей СЖО*

Факторы

16ЛФ

Субшкалы СЖО

ОЖ

Цели

Процесс

Результат

ЛК-Я

ЛК-Ж

A

0,36

0,20

0,25

0,24

0,27

0,30

N

-0,23

-

-0,25

-0,29

-

-0,20

B

-

-

-

-

-

-

H

0,31

-

0,24

0,23

0,23

0,26

* Указаны только статистически значимые корреляции (p<0,05).

Вышеназванные личностные характеристики, обусловливающие эффективную профессиональную деятельность, также обнаружили взаимосвязь с показателями стажа. Так, все они возрастают с увеличением практического стажа в деятельности психолога («А» r = 0,30, «H» r = 0,26, «N» r = -0,20 при p < 0,05). Закономерно, что фактор общего интеллектуального уровня (В) не обнаружил взаимосвязей ни со смысложизненными ориентациями, ни с показателями стажа. Это объясняется, прежде всего, интеллектуальным характером самой деятельности, т. е. невозможностью изначального участия в ней без определенного интеллектуального уровня, соответственно, этот показатель эффективности профессионала остается неизменно высоким на протяжении всей деятельности. В данном случае вхождение в новую жизненную ситуацию и адаптация к ее условиям сопровождаются не изменением общего интеллектуального уровня, а вариативностью когнитивной сложности, что есть качественно различные категории. Именно стремление осмыслить свое настоящее для достижения цели направляет сознание к прошлому опыту, в результате чего синхронизируются временные локусы смысловой субъективной реальности и увеличивается проницаемость границ между ними, в результате чего процесс осмысления обретает прогрессивный характер развития. Следует отметить, что рассматриваемые параметры не обнаружили статистически значимых взаимосвязей с возрастными характеристиками выборки. В то же время при увеличении стажа профессиональной деятельности показатели осмысленности различных аспектов жизнедеятельности обнаруживают тенденцию к повышению. В частности, в ходе деятельности увеличиваются показатели общей осмысленности жизни (r = 0,21 при p < 0,05), удовлетворенности процессом (r = 0,19 при p < 0,05) и результатом своей деятельности (r = 0,23 при p < 0,05), что выражается в повышении уровня субъективного контроля (r = 0,26 при p < 0,05).

Таким образом, личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности. Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой деятельности и среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть которой существует в виде ценностных представлений и ориентаций, выражающих жизненные перспективы, с другой - сам процесс непосредственного участия в профессиональной деятельности и взаимодействия с профессиональной средой оказывает воздействие на систему личностных смыслов, обусловливая адекватный деятельности уровень ее функционирования. В то же время адекватность уровня функционирования системы личностных смыслов характеру и направленности профессиональной деятельности, выраженная в осмысленном отношении к этим элементам действительности и себе как субъекту этого отношения, обусловливает проявление личностных характеристик, необходимых для эффективной деятельности.


Литература

  1. Аминов, Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн.- 1992. - Т. 13. - № 5. - С. 104 - 109.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Вып. 5. - Л., 1985.
  3. Донцов, А. И., Белокрылова, Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов Вопр. психол. - 1999. - № 2. - С. 42 - 49.
  4. Личность ученого (социально-психологический портрет): реферативный сборник. - М.: ИНИОН АН СССР, 1983.
  5. Молоканов, М. В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога // Психол. журн. - 1995. - Т. 16, - № 1. - С. 75 - 83.
  6. Подлиняев, О. Л. Теория и практика гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и послевузовского образования): Автореф. дис…докт. пед. наук. - Хабаровск, 1999.
  7. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Серый А.В.,


См. также
  1. Полетаева А.В., Серый А.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы
  2. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов
  3. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  4. Серый А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация)
  5. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
  6. Серый А.В. Трансформация системы личностных смыслов в ситуации вынужденной потери работы
  7. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика
  8. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации
  9. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии