ENG
         
hpsy.ru/

../../Вершина в развитии взрослого человека. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта книга в значительной мере инициирована тем, что 14 августа 1997 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора науки Б.Г.Ананьева, который, развивая идеи своего учителя В.М.Бехтерева о необходимости комплексного изучения развития человека на протяжении всей его жизни, заложил основы акмеологии - области человекозна-ния, возникшей на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических наук и прослеживающей закономерности развития взрослого, зрелого человека и достижения этим человеком вершины в названном развитии как сложнейшего живого существа, как личности и как труженика-творца-профессионала в основной для него области труда.

Как смог убедиться читатель, ознакомившись с содержанием этой книги, формирование каждой из названных «ипостасей» человека неотрывно от других. И не только развитие всех систем организма человека и их старение идет при прохождении им жизненного пути очень неравномерно, но также неравномерно идет развитие сторон его личности и становление его как профессионала. И факторами, определяющими главные параметры человека как личности, по-разному относящейся к различным сторонам действительности, и продуктивность его как профессионала, когда он достигает возраста гражданской зрелости, выступают не только его природная предрасположенность, но и макро- и микросреды, в которые он оказывается включенным с момента своего рождения и до самой смерти. Но воздействие этих сред на него и его ответ на каждое воздействие, как читатель мог убедиться, никогда не идет по упрощенной схеме стимул-реакция. Опыт познания, труда, общения, накопленный и проинтегрированный человеком обязательно под влиянием особенностей его одновременно и относительно стабильной и вместе с тем претерпевающей изменения индивидуальности, непременно сказывается на том, каким поступком и вообще поведением он ответит на это воздействие и какие деяния он осуществит. И читатель это тоже мог увидеть, не в меньшей мере, на какой уровень каждому человеку удается подняться и какой вклад внести в основные ценности жизни и культуры, - это зависит от него самого и прежде всего от того, окажется ли он в выстраивании своей линии жизни стратегом и проявит готовность и способность ставить перед собой и настойчиво осуществлять крупномасштабные цели, работающие на прогресс общества, и будет ли он, реализуя эти цели, действительно творцом, а не бездумным исполнителем.

Из содержания книги видно, какое великое значение в достижении именно такого результата имеет фактор саморазвития человека, в какой бы области труда последний не подвизаться, и как тесно оказываются в этом процессе сопряжены друг с другом развитие общего и специального интеллекта человека, его мотивационно-эмоциональной сферы и его воли.

Мощный и самостоятельный творческий интеллект, сильные и устойчивые побуждения, за которыми стоят усвоенные человеком основные ценности жизни и культуры, несгибаемая воля, сплавленные воедино, позволяют их владельцу через поступки, отвечающие тенденциям прогресса, и через деяния, которые выступают как новаторский вклад в ту область труда, которая является для него профессиональной, подняться на неординарную для многих вершину в своем развитии и как личности, и как субъекту деятельности, и как индивидуальности или, если употребить термин, укоренившийся при изучении взрослого человека, достигнуть в этом развитии ступени акме.

Вместе с тем, хотя проявления главных закономерностей и действие макро- и микрообъективных и субъективных факторов, благоприятствующих достижению акме, было прослежено в этой книге путем преимущественно привлечения примеров творческих свершений и условий, их подготавливающих, при прохождении жизненного пути великими и выдающимися людьми, но общие моменты в организации своего повседневного бытия и деятельности, в контроле над отношениями, в характеристике актуализации своего «Я» в сфере познания, труда, общения, активизации работы своего внутреннего мира, которые необходимы, чтобы индивидное, личностное, субъектнодеятельностное акме у человека состоялось, устойчиво обнаруживаются у лиц, проявляющих себя на всех жизненных поприщах более скромно. Что это действительно так, убедительно подтверждают результаты исследований, выполняемых научным коллективом, руководимым профессором А.А.Деркачем на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в которых на фундаментальном и экспериментально-опытном уровнях прослеживаются закономерности и механизмы, составляющие основу движения к вершинам личностного и профессионального развития специалистов в основных областях трудовой деятельности, также разрабатываются имеющие практическую направленность продуктивные технологии, помогающие человеку стать Мастером в избранной им сфере труда.

Исходя из всего изложенного выше, оказывается оправданным включение в текст предлагаемой вниманию читателя книги рассмотрение особенностей процесса становления психолога-профессионала, как на начальной стадии этого процесса, так и на высшей его ступени, и заключающих книгу работ об А.Н.Маслоу и Б.Г.Ананьеве, которые, каждый по-своему, были первопроходцами в освещении главных проблем акмеологии.

Содержание | ... | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25

Бодалев А.А.,

См. также
  1. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А. Акмеология: проблемы теории и практики
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
  3. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии. (Вершина в развитии взрослого человека)
  4. Бодалев А.А. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
  5. Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися — это акмеология тоже должна исследовать