ENG
         
hpsy.ru/

../../Зрелость личности в возрастном аспекте: результаты исследований

Дается краткий анализ различных подходов к определению качеств зрелости личности. Они сведены в общую таблицу, в которой указываются признаки зрелости личности и тесты, позволяющие изучать их выраженность. Обсуждаются результаты тестирования 1680 респондентов по авторским апробированным методикам «Интегральная гармоничность личности» ИГЛ-3, экспресс-методике «Самооценка гармоничности личности» СГЛ, «Оценка признаков гармоничной личности» в периоды 2002-2013 гг. и 2016-2021 гг. Сравниваются данные людей молодого 17-30 лет и среднего 31-65 лет возрастов. Оказалось, что в 2016-2021 годы старшие группы растеряли свое преимущество над молодыми по большинству параметров зрелости личности, которые у них были в 2002-2013 гг. Они оказались личностно менее зрелыми, чем люди среднего возраста 10 лет назад. Оценка ими духовных ценностей резко снизилась, и стала достоверно ниже, чем у современных студентов. Возможно, старшее постсоветское поколение, родившееся в 80-90-ые годы XX века, было вынуждено больше думать о выживании, о деньгах, и меньше - о своих духовных потребностях и ценностях. В то же время это поколение, вероятно, честнее, реалистичнее оценивает особенности своей личности, чем советское, родившееся в 60-70 годы прошлого века. Устойчивость личности определяется в первую очередь наличием твердых нравственных ценностей и стойкой веры в себя.

Ключевые слова: признаки зрелости личности, сравнительные данные изучения зрелости личности, снижение показателей, устойчивость личности.

В статье рассматривается проблема изменения некоторых показателей зрелости личности (Л) с возрастом. Действительно ли она повышается у людей среднего возраста по сравнению с молодыми респондентами, как считали К. Юнг и Г. Олпорт? Данные приводимых исследований позволяют пролить свет на верность этих представлений.

Гипотеза: с возрастом часть показателей зрелости Л повышается, однако некоторые переменные, наоборот, остаются на том же уровне или снижаются. В целом имеет место разнонаправленное развитие различных сторон личности. Только интегральная характеристика личности, объединяющая ее важнейшие стороны, может быть показателем ее зрелости.

Как подходили к вопросу о соотношении зрелости Л и возраста маститые психологи?

- К. Юнг - Развитие Л - процесс динамический, происходит на протяжении всей жизни. Окончательной идеальной целью этого процесса является самость, то есть становление единого, гармоничного, неповторимого индивида. Это доступно только способным и высокообразованным, имеющим досуг для интеграции и самореализации. В силу этих ограничений большинству людей такая самореализация недоступна.

- К. Юнг, Г. Олпорт - обобщенное чувство самости создаётся лишь в среднем возрасте (к 40 годам или позже), выражается в самоопределении главных своих ценностей и жизненных целей, в построении жизни по своей жизненной философии, а не по внешним мнениям и меркам (Хьелл Л., Зиглер Д., 2000, с.203, 205, 288-290).

- А. Маслоу -- «Только самые здоровые, самые зрелые, самые развитые индивиды чаще выбирают высшие ценности …» (Маслоу А. Психология бытия. М., 1997, с. 214). «Высшие ценности (истина, добро, красота, развитие) составляют с низшими ценностями (ради выживания) одну иерархию» (там же, с.216). Высшие Б-ценности: истина, добро, красота, гармония, свобода, целостность, жизненность, порядок, естественность, справедливость, легкость, игра, творчество, самодостаточность, свое дело, уникальность, трансцендирование (5-й уровень «пирамиды» потребностей).

У самоактуализирующейся, зрелой личности достаточно хорошо выражены и дефицитарные Д, и бытийные Б-ценности, у несамоактуализи-рующихся - на переднем плане только Д-ценности. Зрелая личность, по Маслоу, в большей мере выбирает высшие бытийные Б-ценности, чем незрелые. У нее сильнее выражены бытийные Б-потребности, их значимость и реализация в поведении.

- Э. Эриксон - 8 стадия развития Л Поздняя зрелость: 65 лет-уход. На положительном полюсе здесь Мудрость, Эго-интеграция - принятие своего прошлого, настоящего и будущего, Удовлетворенность жизнью, хорошее управление эмоциями, вера в себя (Хьелл Л., Зиглер Д., 2000, с.232-235).

- Б. Ливехуд - на 40 лет приходится «большой поворот» в жизни, «переход к новой доминанте ценностей» (Ливехуд Б., 1994, с. 73). «Кто уже в средней фазе жизни (ОМ - в 20-40 лет, Ливехуд) развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдёт большой поворот на своём жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать всё больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, исходил только из себя …или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующую угрозу для себя во всём новом» (там же, с. 48-49).

Р. Кеттел - зрелость Л достигается через преодоление фрустрации желаний, через преодоление трудностей для осуществления своих жизненных целей. С. Мадди - такой личности присуща развитая жизнестойкость, хорошая саморегуляция эмоций и действий. «…Мудрый человек сильнее звёзд, поскольку побеждает свои страсти» - Фома Аквинский (Ж. «Наука и религия», 1991, № 10, с. 12).

В таблице 1 приведены основные характеристики зрелости Л разных авторов и соответствующие им показатели в психологических методиках.

Таблица 1. Показатели зрелости личности (ЗЛ)

Признаки зрелости Л - Психология личности

Показатели зрелости Л в методиках

ЮНГ К. - *Единство, интеграция черт Л (Я), целостность Л (согласие в самом себе)

*Гармония черт Л - уравновешенные противоположные черты Л (экстраверсия-интроверсия, анимус-анима , и др.)

*Успешная самореализация импульсов самости - Только в среднем возрасте: 40 лет и позже

*Самоопределение к миру и себе

- Психологическое благополучие в тесте «Шкалы психологич. благополучия» ШПБ К. Рифф,

- Жизненное самоопределение ЖСО в тесте «Интегральная гармоничность Л» ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Гармоничный баланс Д- и Б-потребностей в тесте ММТ-32 Д.В. Каширского, О.И. Моткова.

- Умеренная выраженность большинства стилей общения в тесте «Диагностика стиля межличностного общения» ДМО Л.Н. Собчик,

- Интегральная гармоничность Л ИГЛ в тесте «Интегральная гармоничность Л» ИГЛ-3 О.И. Моткова,

- Жизненная самореализация ЖСР и Самогармонизация СГ в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Высокая реализация Б-потребностей в тесте ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова.

- Цель в жизни в тесте «Шкалы психологич. благополучия» К. Рифф,

- Жизненное самоопределение ЖСО в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

ЭРИКСОН Э. - 8 стадия развития личности:

*Мудрость -

*Принятие всей своей жизни

*Удовлетворенность жизнью

- Мудрость-Духовность в тесте «Самооценка гармоничности личности» СГЛ О.И. Моткова.

- Самопринятие в тесте «Шкалы психологич. благополучия» К. Рифф,

- Индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ, тест ИЖУ Б.С. Неугартен, адапт. Н.В.Паниной.

- Удовлетворенность жизнью в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

ОЛПОРТ Г. -

*Расширенные границы Я, много интересов

*Умение устанавливать теплое общение, доброжелательность

*Принятие себя - ведет к уверенности в себе, «силе Я»

*Толерантность - приветливость к людям других взглядов, национальности, религии… Принятие разнообразия людей и мира

*Реалистичные восприятие и притязания

*Самопознание всю жизнь - ведет к адекватности самооценки и УП, рабочему жизненному самоопределению, постановке важных целей развития и достижения.

*Единая жизненная философия - с набором своих ценностей; опора больше на них, а не на внешние мнения и взгляды; самостоятельность в выборе ценностей

*Профессиональная компетентность - ведет к хорошей самореализации в профессии

- Оптимальность образа жизни, ОЖ в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Конструктивность общения КО - там же.

- Позитивные отношения в ШПБ К. Рифф.

- Склонность к согласию в тесте Большой 5 Neo-FFI П. Коста и Р. МакКрея, 60п.

- Самопринятие в тесте «Шкалы психологич. благополучия» ШПБ К. Рифф, Самопринятие в тесте САТ Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза.

- Универсализм в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Мудрость-Духовность в тесте «Самооценка гармоничности личности» СГЛ О.И. Моткова.

- Открытость новому опыту в тесте Большой Пятерки Neo-FFI П. Коста и Р. МакКрея.

- Жизненное самоопределение ЖСО в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Личностный рост в тесте ШПБ К. Рифф.

- Духовные ценности ЦД в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Ценности Универсализм, Самостоятельность в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Мудрость-Духовность в тесте «Самооценка гармоничности личности» СГЛ О.И. Моткова.

- Жизненная самореализация ЖСР в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Компетентность в тесте ШПБ К. Рифф.

МАСЛОУ А. -

*Выбор высших ценностей (бытийных), наряду с хорошей реализацией ценностей дефицита…

*Развитые качества самоактуализирую-щейся (СА) личности - Ориентация «здесь и теперь», Ценности СА, + природа человека, Потребность в познании, Креативность, Автономность, Спонтанность, Самопонимание, и др.

- Высокие значимость и реализация внутренних ценностей в методике Ценностные ориентации О.И. Моткова. - Духовные ценности ЦД в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Универсализм в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Высокие Б-потребности в тесте ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова. Хорошая реализация Д- и Б-потребностей (там же).

- показатели «Самоактуализационного теста» САТ Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и теста на самоактуализацию САМОАЛ Н.Ф. Калиной.

РОДЖЕРС К. - Доверие своему организму

*Принятие себя и других

*Экзистенциальный образ жизни

*Креативность

*Свобода выбора

*Открытость опыту, переживаниям

*Конгруэнтность эмоций

Уверенность в себе в тесте «Невротические черты личности» НЧЛ В.И. Вассермана и др.

- Самопринятие в тесте «Шкалы психологич. благополучия» ШПБ К. Рифф

-Ориентация во времени в тестах на СА - САТ и САМОАЛ (см. выше в таб.1 Маслоу А.)

- показатели тестов Торренса,

- общий балл по тесту «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник,

- Общий показатель креативности по «Опроснику Рензулли».

- Показатели Свобода, Рефлексия выбора в «Опроснике субъектности» М.В. Исакова.

- Открытость новому опыту в тесте Большой 5 Neo-FFI П. Коста и Р. МакКрея, 60 пунктов.

- Спонтанность в тестах на СА САТ и САМОАЛ (см. выше в таб.1 Маслоу А.)

КЕТТЕЛ Р., С. МАДДИ - *Способность преодолевать посильные жизненные трудности

*Жизнестойкость

*Хорошая саморегуляция эмоций и действий

- Жизнестойкость в «Тесте жизнестойкости» С. Мадди в адапт. Д.А. Леонтьева.

- Управление эмоциями в тесте «Эмоционал. интеллект» ЭмИн Д.В. Люсина и др.

- Общий уровень саморегуляции в тесте «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ В.И. Моросановой.

МАРСИА Д. - зрелая личность имеет

Статус Достигнутой идентичности:

*Четкое самоопределение жизненных целей и ценностей

*Функционирование на высоком психологическом уровне

*Независимость мышления

*Чувство близости в отношениях

*Способность к сложным моральным суждениям

*Устойчивость к групповому давлению и манипуляциям

- Показатель Жизненное самоопределение ЖСО в методике ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Показатель Оптимальное функционирование ОФ в тесте СГЛ О.И. Моткова.

- Автономия в тестах на самоактуализацию САТ и САМОАЛ, в тесте ШПБ К. Рифф.

- Шкала Позитивные отношения в тесте ШПБ К. Рифф.

- Отношения в тесте «Индекс стремлений» Э. Диси, Р. Райан, адапт. Ю.А. Котельниковой.

- Ценность Универсализм в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Показатель Мудрость-Духовность в тесте СГЛ О.И. Моткова.

- Автономия в тестах на самоактуализацию САТ и САМОАЛ, в тесте ШПБ К. Рифф.

- Свобода, Рефлексия выбора в «Опроснике субъектности» М.В. Исакова.

ЭЛЛИС А. -

* Свобода от должномании и максимализма, от жестких требований долга

- Показатель Свобода в «Опроснике Субъектности» М.В. Исакова,

- низкая Ригидность по тесту «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка

ЛИВЕХУД Б., ЭММОНС Р. -

*Развитые духовные ценности и соответствующее поведение

- Высокие значимость и реализация внутренних ценностей в методике «Ценностные ориентации» О.И. Моткова.

- Показатель Духовные ценности ЦД в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Ценность Универсализм в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Высокие Б-потребности в тесте ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова.

МОТКОВ О.И. - *Гармоничность личности - оптимальная самоорганизация Л, оптим. выраженность большинства черт и сторон Л, ее структуры и ее функционирования

*Развитые духовные ценности и ценности гармонии жизни

*Умеренность в желаниях и притязаниях

*Оптимальные самоопределение и самореализация Л

*Оптимальное функционирование

- Интегральная гармоничность Л в тесте ИГЛ-3 - Общая Самооценка гармоничности Л СГЛ в тесте СГЛ О.И. Моткова.

- Высокие значимость и реализация внутренних ценностей в методике «Ценностные ориентации», - Духовные ценности ЦД,

- Ценности гармонии Л ЦГЛ в тесте ИГЛ-3,

- Мудрость-Духовность МД в тесте СГЛ О.И. Моткова.

- Умеренность в тестах ИГЛ-3 и СГЛ О.И. Моткова

- Жизненное самоопределение ЖСО и жизненная самореализация ЖСР в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

- Оптимальное функционирование ОФ в тесте СГЛ, - оптимальный Образ жизни ОЖ в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова.

ШВАРЦ Ш. -

*Самотрансцендирование (преобладает над ценностями Самовозвышения) - развитые ценности Универсализма и Щедрости

- Ценности Щедрость, Универсализм в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца (более значимы, чем ценности Власти и Достижений для демонстрации другим)

ВАССЕРМАН Л.И. - *Сбалансированность эмоциональных реакций

*Конструктивные способы общения

*Резистентность к негативным воздействиям, и др.

- Управление эмоциями в тесте ЭмИн Д.В. Люсина и др., - Низкие и средние показатели в тесте «Невротические черты Л» Вассермана Л.И.

- Конструктивность общения в тесте ИГЛ-3 О.И. Моткова

- Низкие и средние показатели в тесте НЧЛ «Невротические черты Л» Л.И. Вассермана,

- Жизнестойкость в Тесте жизнестойкости С. Мадди в адапт. Д.А. Леонтьева

Д.А. ЛЕОНТЬЕВ -

*Осмысленность жизни

- Показатель Осмысленность жизни в тесте «Смысложизненные ориентации» СЖО Д.А. Леонтьева

ДАОСИЗМ, БУДДИЗМ -

* Сострадание ко всем живым существам и бескорыстная помощь им

* Умеренность

- Щедрость, Универсализм (ценности) в тесте «Профиль личности» Ш. Шварца.

- Альтруизм в методике «Социально-психол. установки личности…» О.Ф. Потемкиной.

- Умеренность в тестах ИГЛ-3 и СГЛ О.И. Моткова.

- Умеренная выраженность ведущих тенденций и стилей общения в тестах Л.Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник» ИТО и «Диагностика стиля межличностного общения» ДМО.

Итак, в рассмотренных подходах к определению зрелости личности мы видим много различных ее характеристик. Какие из них являются более существенными, а какие - менее? Нельзя дать однозначный ответ, так как очень сложно определить сравнительный «вес» каждой из них. Но логично предположить, что интегральные показатели имеют больший объем содержания и большую «мощность», нежели отдельные, частные стороны личности (умеренность, ответственность, конструктивность общения и т.п.). Поэтому лучше опираться при диагностике зрелости личности на интегральные показатели, такие как Психологическое благополучие, Интегральная гармоничность личности ИГЛ, общая Самооценка гармоничности личности СГЛ, общие показатели ее Самоактуализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

- Сравнение данных молодых респондентов (578 чел. 15-27 лет, студенты и старшеклассники) и людей среднего и пожилого возрастов (111 чел. 30-88 лет) по авторскому тесту «Интегральная гармоничность личности» ИГЛ-3, 109 пунктов, показало, что по большинству переменных результат был в 2010-2013 гг. выше у старшей группы. Особенно высоки и достоверны различия (р = 0,01-0,000) по следующим характеристикам ИГЛ: значимости «Ценности гармонии личности», значимости «Ценностей духовных», по «Саморегуляции эмоций и действий», «Умеренности желаний». Все эти показатели ИГЛ являются характеристиками зрелости личности. В то же время данные по переменной «Оптимальность образа жизни» оказались несколько выше у молодых (3,76 >3,72 б., 5-балльная шкала ответов). По показателям «Жизненная самореализация» и «Жизненное самоопределение» нет достоверных различий между молодыми и средним возрастом, хотя они также являются важными характеристиками зрелой личности, и с учетом роста жизненного опыта, должны, казалось бы, увеличиваться с возрастом. Т.о., в целом по большинству показателей теста ИГЛ-3 в 2010-2013 годы зрелость личности была выше у старшей группы 30-88 лет. Однако по характеристикам организации процесса жизни (Оптимальность, разнообразие образа жизни) старшие уступали молодым. Также по показателям жизненного самоопределения и самореализации они еще не достигли высокого уровня, характерного для зрелой личности (Мотков О.И., 2020). Многие старшие респонденты еще не определились со своими главными ценностями и не довольны своей самореализацией.

- По нашей экспресс-методике « Самооценка гармоничности личности» СГЛ , 20 пунктов, по всем показателям, кроме переменной «Оптимальность функционирования» ОФ, свежие данные 2019-2021 гг. также выше у людей среднего возраста 31-65 лет (20 чел.) по сравнению с результатами молодой группы 17-27 лет (270 чел.). Так, по показателю «Умеренность»: 3,70 баллов > 3,60 б.; по «Удовлетворенности жизнью и отношениями»: 3,76 б. > 3,70 б.; по показателю «Мудрость-Духовность» МД: 4,12 б. > 3,94 б.; по «Общей самооценке гармоничности личности» СГЛ: 3,75 б. > 3,68 б. И только по показателю оптимальности организации процесса жизни « Оптимальное функционирование» данные выше у молодых: 3,30 б. < 3,46 б. В эту шкалу входят характеристики: «Преобладание положительных эмоций», «Хорошее физическое самочувствие», «Здоровый и разнообразный образ жизни», «Преимущественная опора на себя в жизни», «Гибкость в управлении своими эмоциями». Т.е. по методике СГЛ различия между возрастными группами схожи с данными, полученными по тесту ИГЛ-3 в 2010-2013 гг. Но малый объем выборки старшей группы (20 чел.) пока не позволяет делать серьезные сравнительные выводы (Мотков О.И., 2022 - см. сайт https://pandia.ru).

- Сходные результаты были получены и в 2002-2009 гг. по нашей методике « Оценка признаков гармоничной личности » (Мотков О.И., 2010, 2014). 170 респондентов обоего пола 4-ех возрастных групп (73чел. «молодые» студенты 17-20лет, 55чел. «зреющие» 21-30 лет, 20чел. «зрелые» 31-44 лет и 22чел. «очень зрелые» 45-61лет) оценивали по 5-балльной шкале значимость тщательно отобранных признаков воображаемой идеальной гармоничной личности (ГЛ). 20 признаков были сгруппированы в четыре шкалы, по 5 пунктов в каждой: «Оптимальное функционирование» ОФ, «Умеренность» Ум, «Удовлетворенность жизнью» Уд, «Мудрость и Духовность» МД. По всем 20 признакам вычислялась средняя «Общая оценка признаков» ООП.

Оказалось, что по U критерию различий Манна-Уитни нет достоверных различий между оценками признаков ГЛ Молодых и Зреющих. Поэтому их можно объединить в одну группу Молодых 17-30 лет (128ч., 91ж+37м). Также нет достоверных различий между старшими группами Зрелых и Очень зрелых! Объединили их в общую группу Зрелых по возрасту 31-61 лет (42ч., 22ж+20м). В то же время между объединенными группами Молодых и Зрелых найдено 20 достоверных различий из 25 возможных! Причем все оценки выше у Зрелых. Особенно велики различия по признакам «Мудрости-Духовности» (р=0,00003). «Оптимального функционирования» (р=0,00024), «Умеренности» (р=0,0009). Все эти показатели являются характеристиками зрелой личности (см. табл.1: Мудрость-Духовность - Б. Ливехуд, Э. Эриксон, Р. Эммонс, А. Маслоу, Ш. Шварц; Оптимальное функционирование - Л.И. Вассерман, Г. Айзенк, П. Коста и Р. МакКрей; Умеренность - даосизм, буддизм, Л.Н. Собчик). У молодых наиболее значимый показатель - «Удовлетворенность отношениями и жизнью», у старших - «Мудрость-Духовность». По отдельным признакам методики наибольшие достоверные различия в пользу старших видим по признакам: «Здоровый и разнообразный образ жизни», «Чувство меры в стремлениях», «Реалистичность представлений», «Доброжелательность и открытость людям».

Т.о., оценки признаков идеальной ГЛ относительно устойчивы у молодых 17-30 лет. Затем у людей старше 30 лет происходит скачок - существенно повышается значимость признаков Мудрости-Духовности, Умеренности и Оптимального функционирования. Эти оценки быстро стабилизируются и остаются относительно постоянными у людей среднего возраста 31-61 лет. Однако у старших мы обнаруживаем противоречие между очень высокой значимостью гармоничной организации образа жизни (ОФ = 4,34 б.) и его средней реализацией, равной 3,72 б., по тесту ИГЛ-3. И здесь мы видим недостаточную зрелость респондентов старшей группы в организации оптимально протекающей, гармоничной жизни.

- Данные по тесту ИГЛ-3, полученные в 2016-2021 гг. на 358 студентах 18-29 лет и 172 людях среднего возраста 30-60 лет, показали более низкие результаты в обеих группах по большинству показателей методики по сравнению с данными по тому же тесту 2010-2013 гг. (Мотков О.И., 2020, https://pandia.ru/user/publ/80171-Novie_issledovaniya_garmonichnosti_lichnosti). Все эти исследования проведены до пандемии к-вируса. Максимальные сдвиги вниз у всей группы 530 чел. наблюдаем по частным показателям «оптимальность Образа жизни» ОЖ (3,77→3,55 б.), «Самогармонизация» СГ (3,66→3,52 б.), «Удовлетворенность жизнью и отношениями» Уд (3,74→3,56 б.), «Жизненная самореализация» ЖСР (3,35→3,19 б.) и «Позитивность самооценки» ПС (3,87→3,67 б.). В целом у всех оказались ниже показатели субъектной активности личности по целенаправленной работе над собой - оптимальности Образа жизни ОЖ, самогармонизации СГ, и др. Причем сдвиги вниз у среднего возраста выражены сильнее, чем у молодого. У всех стали ниже и результирующие параметры жизнедеятельности и гармонии личности (Уд, ЖСР и ПС, ИГЛ). По интегральной характеристике гармоничности личности ИГЛ большее падение наблюдается у старшей группы: молодые 3,65 б. → 3,60 б., старшие 3,72 б. → 3,57 б. Возможно, что такое снижение показателей зрелости и гармонии личности в последние годы произошло из-за растущего ухудшения экономической и политической ситуации в стране. Люди, особенно среднего возраста, стали больше заботиться о своих элементарных потребностях, а не о духовных.

В этом исследовании между данными студентов (358ч.) и представителей старшей группы (172ч.) обнаружены достоверные различия по критерию Манна-Уитни. У студентов существенно выше выражены «Духовные ценности»! (р=0,017) и «Конструктивность общения» (р=0,017). У старшей группы на уровне тенденции выше показатель «Жизненного самоопределения» (р=0,074). По общему показателю ИГЛ значимой разницы нет. А ведь в предыдущие 2002-2013 годы Духовные ценности оценивались существенно выше респондентами среднего возраста! Сегодня же студенты больше ценят нравственные, эстетические и познавательные устремления, чем старшие! Вероятно, старшие теперь больше озабочены выживанием, поэтому Духовные ценности отступили у них на второй план. Высокая оценка качества своего общения у студентов - обычная особенность личности людей юношеского возраста. Логично также выглядит более высокая оценка своего жизненного самоопределения лицами старшей группы (3,55 > 3,32 б.). Итак, в 2016-2021 годы старшие растеряли свое преимущество над молодыми по большинству параметров зрелости личности, которые изучались с помощью теста ИГЛ-3. Они оказались личностно менее зрелыми, чем люди среднего возраста 10 лет назад. Видимо, постсоветское поколение, родившееся в 80-90-ые годы XX века, было вынуждено больше думать о выживании, о деньгах, и меньше о своих духовных потребностях и ценностях. Это поколение, возможно, честнее, реалистичнее оценивает особенности своей личности, чем советское.

Обсуждение и выводы

- По данным 2002-2013 гг. нескольких авторских тестов гипотеза о большей выраженности качеств зрелости личности у людей среднего возраста (31-65 лет) по сравнению с таковой у молодых подтвердилась по большинству показателей. Здесь представители старшей группы родились в доперестроечное советское время в 60-70-ых годах ХХ века. Только по показателям оптимального функционирования, гармоничности образа жизни старшие в этот период отстают от молодых респондентов. Важно, что и по таким фундаментальным переменным как Жизненная самореализация и Жизненное самоопределение между этими возрастными группами нет достоверных различий. Это свидетельствует в целом о еще недостаточной зрелости личности старших. И о том, что у них существует разрыв между высокозначимыми ценностями и их самореализацией, осуществлением в реальной жизни. Еще К. Юнг писал о том, что становление единого, гармоничного индивида, живущего по своей самости, доступно только высокообразованным и способным, имеющим досуг для интеграции и самореализации. В силу этих ограничений большинству людей такая самореализация недоступна.

Качественное превосходство старшей группы тех лет в оценке значимости ценностей гармонии и духовности, умеренности не сопровождается таким же серьезным преимуществом в самооценке процессуальных и результирующих характеристик личности и ее жизни. Вероятно, их самооценки значимости таких ценностей носят отчасти декларативный характер, ибо «так принято считать», «так должно быть»… Ведь в то время провозглашалось, что у советского человека духовные ценности преобладают над материальными. В социологических опросах многие лицемерно отвечали сообразно этому тезису, хотя на деле все было наоборот (что и показали 90-ые годы ХХ века).

- Данные 2016-2021 гг. по тесту ИГЛ-3 развенчивают предыдущую картину более высокой зрелости личности у людей среднего возраста по значимости духовных ценностей в сравнении с оценками молодых. По большинству показателей методики мы видим более низкие результаты в обеих группах (530 чел.) по сравнению с данными по тому же тесту 2010-2013 гг. Особенно сильный сдвиг данных вниз наблюдается у старшей группы. Если раньше у старших оценка значимости «Духовных ценностей» была существенно выше, чем у студентов, то теперь все стало наоборот. Оценки студентов этого параметра достоверно выше, чем оценки старших! Старшие оказались сегодня личностно менее зрелыми, чем люди среднего возраста 10 лет назад. Вероятно, социально-экономическая ситуация, в которой жило постсоветское поколение, родившееся в 80-90-ые годы XX века, способствовала активации у многих людей элементарных потребностей выживания, и, в гораздо меньшей степени, активации духовных потребностей и ценностей. Кроме того, вполне возможно, что это поколение сегодня реалистичнее и честнее оценивает особенности своей личности, чем советское. Мы также видим, что оценки респондентов по показателям зрелости личности могут быть связаны не только с внутренними характеристиками психики и личности, но и с провоцирующей социально-экономической ситуацией в стране.

- Было также прослежено изменение оценок значимости качеств идеальной гармоничной личности с возрастом. Оказалось, что в период жизни от 18 по 30 лет эти оценки молодых респондентов относительно стабильны и малоизменчивы. Затем происходит скачок - большинство оценок существенно повышаются в период 31-44 лет и затем остаются постоянными в измеренном возрастном диапазоне 45-65 лет. Т.е. ценностные оценки качеств идеала личности относительно устойчивы в период молодости и в среднем возрасте. Значение идеала существенно возрастает после 30 лет и остается затем постоянным. Идеал гармоничной личности оказался более значим не у молодых, а у зрелых по возрасту! У молодых, возможно, сильнее выражены идеалы достижения в профессиональной и межличностной сфере. - Наши данные показывают, что зрелость личности - динамическая, изменчивая характеристика по параметрам значимости различных ценностей, и что она косвенно связана с удовлетворением насущных потребностей. Личность, открытая миру и самой себе, сохраняет подвижность своих взглядов и ценностей. Но сохраняет, в идеале, нравственные принципы, свою совесть. Вероятно, только четкое нравственное самоопределение и неколебимая вера в себя делают личность стабильной . В остальном - это открытая изменениям, подвижная устойчивость личности.

Стабильность личности по К. Юнгу, Г. Олпорту, Р. Эммонсу, Б. Ливехуду и др. достигается благодаря интеграции Л, объединению различных, подчас противоречивых, ее сторон в единое целое. Интегрирующим фактором является нахождение стержневых высших ценностей, высших духовных устремлений, становящихся основой жизненной философии, и построение жизни в соответствии с этими духовными ценностями. Такими высшими ценностями являются в первую очередь нравственные, также эстетические и познавательные, ценности самореализации и самоактуализации. Вероятно, существует оптимум интеграции самооценок личности. Бывает и псевдоинтеграция - слишком большая интеграция самооценок, когда все оценки своих качеств даются на основе лишь одного критерия. Это огульная, недифференцированная оценка своих черт, указывающая на отсутствие гибкости и самокритичности в процессе самооценивания и самоопределения. Зрелая личность имеет, скорее, аналитически продуманную, оптимально, в меру интегрированную самооценку и ценности .

- Устойчивость личности как одна из характеристик ее относительной зрелости может достигаться путем саморазвития твердых нравственных и других духовных ценностей и деяний, развития рабочего жизненного самоопределения и принятия себя, внутренней гармонии, компетентности в разных делах и вытекающей из нее хорошей жизненной самореализации. Также она повышается путем развития определенных черт характера - жизнестойкости, веры в себя, эмпатии, открытости себе и миру, настойчивости в достижении целей и др. Этому помогают: планирование оптимальных схем действий в разных жизненных ситуациях, регулярные занятия оздоровительными практиками, прогулки на природе, и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ВАССЕРМАН Л.И. и др. Психологическая диагностика невротических черт личности. Метод. рекомендации. СПб: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2003 - 29 с.
  2. КРЭЙН У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб: Прайм-Еврознак, 2002 -512с.
  3. ЛЕОНТЬЕВ Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992 - 16 с.
  4. ЛИВЕХУД Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994
  5. МАДДИ С. Теории личности: Сравнительный анализ. СПб.: Речь 2002 - 539 с.
  6. МАСЛОУ А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 - 304 с.
  7. МОТКОВ О.И. Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста// Мат-лы XI Межд. Чтений памяти Л.С. Выготского «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии» (15-18 ноября 2010). М.: ИП РГГУ, 2010 - с. 133-140. См. http://hpsy.ru/public/x5183.htm
  8. МОТКОВ О.И. Природа и гармония личности: От теории к исследованию. Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014 - 285с. / С. 209-221- Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста.
  9. МОТКОВ О.И. Исследование гармоничности личности. М.: РУСАЙНС, 2020 - 168с.
  10. МОТКОВ О.И. Новые исследования гармоничности личности. М., 2020. 15 стр. Сайт https://pandia.ru/user/publ/80171-Novie_issledovaniya_garmonichnosti_lichnosti -15.11.2020. Анализ иссл-ий 2010-2013гг и 2016-2020гг. по тесту «Интеграл. гармоничность личности» ИГЛ-3. Данные 1691 респондентов разных регионов России и Москвы, студентов Германии.
  11. МОТКОВ О.И. Экспресс-методика Самооценки гармоничности личности (СГЛ). М., 2022 https://pandia.ru/user/publ/81223-ekspress_metodika_Samootcenki_garmonichnosti_lichnosti_SGL
  12. ОЛПОРТ Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002
  13. ПЕРВИН Л., ДЖОН О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001 - 607с. (см. Гл 7 и 8 - Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк, модель Большой пятерки, и др.)
  14. РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 - 480 с.
  15. СОБЧИК Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008 - 621с.
  16. СОВРЕМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / Отв. ред. Воловикова М.И., Харламенкова Н.Е. М.: изд-во ИП РАН, 2012 - 392 с.
  17. ХЬЕЛЛ Л., ЗИГЛЕР Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб: Питер, 2000 - 608 с. (сс.197-213 - К. Юнг. Сс.215-242 - Э. Эриксон. Сс.271-300 - Г. Олпорт)
  18. ЭРИКСОН Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  19. ЭММОНС Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004 - 416с.
  20. ЮНГ К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана - СПб: Издательство «Питер», 2000. - с. 65-79

Мотков О.И.,

Motkov O.I. Maturity of personality in the age aspect: research results

A brief analysis of various approaches to determining the qualities of personality maturity is given. They are summarized in a general table, which indicates the signs of personality maturity and tests that allow you to study their severity. The results of testing of 1,680 respondents using the author's proven methods "Integral harmony of personality" IGL-3, the express method "Self-assessment of harmony of personality" SGL, "Assessment of signs of a harmonious personality" in the periods 2002-2013 and 2016-2021 are discussed. The data of young people aged 17-30 and average 31-65 years are compared. It turned out that in 2016-2021, the older groups lost their advantage over the younger ones in most of the parameters of personality maturity that they had in 2002-2013. They turned out to be personally less mature than middle-aged people 10 years ago. Their assessment of spiritual values has sharply decreased, and has become significantly lower than that of modern students. Perhaps the older post-Soviet generation, born in the 80-90s of the XX century, was forced to think more about survival, about money, and less about their spiritual needs and values. At the same time, this generation is probably more honest and realistic in assessing the characteristics of its personality than the Soviet generation, born in the 60-70 years of the last century. The stability of a person is determined primarily by the presence of firm moral values and a firm belief in oneself.

Key words: signs of personality maturity, comparative data on the study of personality maturity, decline in indicators, personality stability.

O.I. Motkov
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor L.S. Vygotsky Institute of Psychology, RSUH, Moscow
E-mail: oleg1748@gmail.com

См. также
  1. Мотков О.И. О природе Высших психических функций (ВПФ)
  2. Мотков О.И. Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста
  3. Мотков О.И. Изучение внешних и внутренних ценностей личности
  4. Мотков О.И. Куда ж нам плыть? (Об актуальных направлениях развития российской психологии личности)
  5. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности
  6. Мотков О.И. Субъект как «диспетчер» личности
  7. Мотков О.И. Изучение гармоничности образа жизни и ее развития
  8. Мотков О.И. Функции и строение психики: свежий взгляд
  9. Мотков О.И. Психологическая культура в мозаике личности: результаты исследований
  10. Мотков О.И. Тест интегральной гармоничности личности ИГЛ-3
  11. Мотков О.И. Проблемы порождения, полноты и адекватности самоопределения личности
  12. Мотков О.И. Проблема самореализации жителей России молодого и зрелого возраста