ENG
         
hpsy.ru/

../../Изучение внешних и внутренних ценностей личности

В России известно несколько инструментов изучения индивидуальных ценностей: методика Рокича (терминальные и инструментальные ценности), опросник Ш. Шварца (базовые человеческие ценности, представляющие универсальные потребности людей), методики УСЦД и «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой (внутренние конфликты в «мотивационно-личностной сфере», в общечеловеческих ценностях, «ценностное ядро» личности), Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (терминальные ценности), «Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой («идеальные ценности»).

Внутренняя содержательная структура ценностей определена только в тесте Ш. Шварца.

10 типов ценностей классифицируются по двум биполярным осям измерения: открытость изменениям (самостоятельность, стимуляция) - консерватизм (безопасность, конформность, традиции); самовозвышение (власть, достижения) - самотрансцендентность (универсализм, доброта). Гедонизм связан как с открытостью, так и с самовозвышением.

В современной психологии личности описана и другая, теоретически и экспериментально разработанная, структура ценностей, группирующая их по оси внешнее - внутреннее. Этот подход основан на теории самодетерминации личности Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна. Большая выраженность внешних или внутренних ценностей связана со степенью удовлетворения базовых, изначальных психологических потребностей личности: в автономии (самостоятельности и независимости), в компетентности (эффективности), в значимых межличностных отношениях (Линч М., 2004; Чирков В.И., 1996). Их удовлетворение ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию внутренних ценностей личностного роста, привязанности и любви, служения обществу, здоровья. Положительное влияние на их развитие оказывает родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь своих детей, структурированность и понятность требований к ребёнку, участие детей в интересных, развивающих видах деятельности. Т.е. семья может способствовать адекватной реализации базовых потребностей детей и развитию внутренних ценностей. Исследования показали, что более высокий уровень развития автономности и саморегуляции ребенка способствует более высокой мотивации и адаптации в школе.

Слабое удовлетворение базовых психологических потребностей ведет к развитию беспокойства, проблем с психологическим здоровьем, к большей ориентации на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Они ориентируют человека преимущественно на отношения к себе со стороны других и оценку в социальной среде своей значимости, т.е. на эгоистическое социальное самоутверждение (смотрите, вот я какой!), возможно, являются проявлением психологической компенсации трудностей утверждения в семье. Внутренние ценности больше ориентируют на значимость близкого другого и на развитие внутреннего личностного мира, его самовыражение в творчестве, на бескорыстное и эстетическое ценностное отношение к природе. Они существенно более широки и альтруистичны, чем ценности внешние, и сходны по своему содержанию с бытийными ценностями А. Маслоу, являющимися выражением реализующейся потребности в самоактуализации и в любви. Внешние ценности выражают скорее активность нижележащих уровней его пирамиды потребностей. Негативно на удовлетворение базовых потребностей влияет жестко контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям, причем в любой культуре. По данным Д.Р. Коннелла, М. Линча и В.И. Чиркова базовые психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у испытуемых разных культур (Америка, Россия, Китай и др.).

Теория самодетерминации представляется очень интересной и конструктивной. Мы решили создать методику «Ценностные ориентации», позволяющую изучать значимость и реализацию внешних и внутренних ценностей, конфликтность и атрибуцию причин их осуществления (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008). В ней несколько изменено содержание и состав ценностей: внутренняя ценность «служение людям» переделана в «уважение и помощь людям, отзывчивость» (что несколько шире); вместо внутренней ценности «здоровья» (значимой для подавляющего большинства людей) вставлена ценность «любовь к природе и бережное отношение к ней». Добавлена важная внутренняя ценность «творчество». К внешним ценностям добавлены «высокое социальное положение» (что несколько отличается от известности, так как человек с высоким социальным статусом может быть и мало известным) и «роскошная жизнь» (чрезмерное стремление к обладанию материальными ценностями и внешними атрибутами успешной, «крутой» личности и «красивой» жизни). Рекомендуется применение методики с 15 лет.

Методика «Ценностные ориентации» вар. 2 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Инструкция 1: Оцените, пожалуйста, значимость и степень осуществления возможных ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

1 - очень низкая степень, 2 - низкая степень, 3 - средняя степень, 4 - высокая степень, 5 - очень высокая степень.

Сначала Вы оцениваете значимость характеристики (ценности), зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Затем оцениваете степень ее осуществления, зачеркивая соответствующую вашему выбору цифру в Шкале «Осуществление». И так - каждую характеристику. Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков. Сохранение тайны Ваших ответов гарантируется.

Задание № 1

Ценность

Шкала

«Значимость»

Шкала «Осуществление»

1

Хорошее материальное благополучие

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

2

Саморазвитие личности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

3

Известность, популярность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

4

Уважение и помощь людям, отзывчивость

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

5

Физическая привлекательность, внешность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

Теплые, заботливые отношения с людьми

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

7

Высокое социальное положение

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

8

Творчество

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

9

Роскошная жизнь

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

10

Любовь к природе и бережное отношение к ней

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5



А

В



Б

Г

Инструкция 2: Оцените, пожалуйста, по той же 5-балльной шкале степень влияния различных причин на осуществление ваших возможных ценностей.Сначала - степень влияния «Внешних обстоятельств» на реализацию вашей возможной ценности № 1 «хорошее материальное благополучие», зачёркнув в соответствующем столбце одну из пяти цифр, связанную с вашим выбором. Затем оцените таким же способом влияние следующей причины «Мои природные данные» на осуществление данной ценности, и далее - влияние «Собственных усилий». Так вы оцениваете и все последующие ценности.

Будьте внимательны, не пропускайте ни одной причины и ни одной ценности! Сохранение тайны ваших ответов - долг проводящего исследование.

Задание № 2

Ценность

Причины реализации ценностей

Внешние

обстоятельства

Мои природные данные

Собственные усилия

1

Хорошее материальное благополучие

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

2

Саморазвитие личности

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

3

Известность, популярность

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

4

Уважение и помощь людям, отзывчивость

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5

Физическая привлекательность, внешность

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

6

Теплые, заботливые отношения с людьми

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

7

Высокое социальное положение

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

8

Творчество

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

9

Роскошная жизнь

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

10

Любовь к природе и бережное отношение к ней

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5


А





Б




ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, их индивидуальной и групповой структуры, конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления.

ЭТАП 1 (Задание № 1). Степень значимости и осуществления внешних и внутренних ценностных ориентаций.

КЛЮЧ: Внешние ценности: №№ 1, 3, 5, 7, 9. Внутренние ценности: №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяются главные показатели ценностных ориентаций испытуемого: 1 - Значимость внешних ценностей (Ср А), 2 - Значимость внутренних ценностей (Ср Б),

3 - Реализация внешних ценностей (Ср В), 4 - Реализация внутренних ценностей (Ср Г).

С учетом ключа подсчитываются средние арифметические по каждому из четырех показателей Ср А, Ср Б, Ср В, Ср Г. Например, Значимость внешних ценностей (Ср А) определяем по формуле: Ср А = Σ (сумма баллов по шкале «Значимость» по №№ 1з, 3з, 5з, 7з, 9з) / 5. Т.е. сумму баллов по нечётным пунктам, соответствующим значимости пяти внешних ценностей, делим на 5. Далее подсчитываем среднее по показателю Ср Б - Значимость внутренних ценностей (по шкале «Значимость» по чётным №№ 2з, 4з, 6з, 8з, 10з).

Аналогичным образом подсчитываем средние по показателям Реализации внешних ценностей Ср В и Реализации внутренних ценностей Ср Г (по шкале «Осуществление»).

ЭТАП 2 (задание № 1). Расчёт показателей конфликтности осуществления ценностей - разности между значимостью и реализацией внешних, внутренних ЦО, а также всех ЦО.

Конфликтность осуществления внешних ЦО: Квнеш = срА - срВ.

Конфликтность осуществления внутренних ЦО: Квнут = срБ - срГ.

Конфликтность осуществления всех ЦО: Кобщ = (Квнеш + Квнут): 2.

Примерные уровни конфликтности осуществления ценностей

Уровень

Диапазон (в баллах)

Высокий

1,50 ÷ 4,00

Средний

0,90 ÷ 1,49

Низкий

0,00 ÷ 0,89

Высоким уровнем конфликтности осуществления любого вида ЦО является разница между значимостью и реализацией ценностей в 1,5 и более балла: К ≥ 1,5б. Данные каждого испытуемого вписываются в общую таблицу (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 4).

ЭТАП 3. При изученииатрибуции причин осуществления ценностей, т.е. субъективных оценок степени влияния каждой из предложенных причин на реализацию ценностей, выполняется Задание № 2. Оценивается влияние следующих причин: Внешние обстоятельства - ВО, Мои природные данные (физические и психологические) - МПД,

Собственные усилия (по реализации ценности) - СУ. Мои природные данные и Собственные усилия составляют внутренние причины осуществления ценностей, тогда как Внешние обстоятельства - внешние причины.

Анализируем оценки влияния изучаемых причин отдельно на реализацию внешних (А) и внутренних (Б) ЦО: А - №№ 1, 3, 5, 7, 9; Б - №№ 2, 4, 6, 8, 10.

Сначала определяем показатель влияния причины «Внешние обстоятельства» ВО на осуществление внешних ценностей А - средний балл в колонке ВО по пунктам А:

ВО А = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 3, 5, 7, 9) : 5.

Аналогично вычисляем показатель влияния ВО на реализацию внутренних ценностейБ:

ВО Б = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 2, 4, 6, 8, 10) : 5.

Таким же образом в соответствующих колонках подсчитываем показатели влияния причин МПД и СУ на осуществление внешних и внутренних ЦО: МПД А, МПД Б, СУ А и СУ Б.

Затем определяем показатель влияния внешних обстоятельств ВО на реализацию всех ценностейА + Б: средний балл ВО по всем десяти ценностям:

ВО А+Б = Σ (сумма баллов по шкале ВО по №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) : 10.

Аналогично определяем в соответствующих колонках показатели влияния причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей, т.е. показатели МПД А+Б и СУ А+Б.

Показатель влияния внутренних причин на реализацию внешних ценностей А - это среднее арифметическое показателей МПД А и СУ А: Внут ПА = ( МПД А + СУ А) : 2.

Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО - с ВО А.

Аналогично подсчитываемпоказатель влияния внутренних причин на реализацию внутренних ценностей Б:Внут ПБ = ( МПД Б + СУ Б) : 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин ВО на реализацию внутренних ЦО, с ВО Б.

Далее определяемобобщённый показательвлияния внутренних причин МПД и СУ на реализацию всех ценностей А + Б: Внут ПА+Б = (Внут ПА + Внут ПБ): 2. Соотносим его с показателем влияния внешних причин на реализацию всех ЦО - с ВО А+Б.

Данные по атрибуции причин реализации ЦО заносятся в особую таблицу (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 5-6).

Нормативные данные групп по методике «Ценностные ориентации» (в баллах)

Группа

Ср А

Ср Б

Ср В

Ср Г

Примечания

186 ч. Взрослые - все

Ж - 90 ч.

М - 80 ч.

3,77

3,77

3,82

3,98

4,13

3,84

3,10

3,07

3,21

3,65

3,69

3,65

Москва и Моск. обл.,

2006 - 2007

А < Б и В < Г

136 ч. Студенты - все

3,66

4,28

2,84

3,49

Гуманитарии: А < Б и В < Г

188уч-ся 10 и 11 классов

Ж 82 ч.

М 61 ч.

3,824<

3,89

3,71

3,93

3,99

3,78

3,28<

3,31

3,26

3,54

3,60

3,53

Взвешенные средние. 2007

Стр-ра ЦО: А < Б и В < Г Москва и Московская обл.

322 ч. Взрослые и студенты

3,72

4,11

2,99

3,58

А < Б и В < Г

510 ч. Взрослые, студенты и 10-11 классы

3,76

4,04

3,1

3,565

А < Б и В < Г

Примечание: Ср А - значимость внешних ценностей; Ср Б - значимость внутренних ценностей;

Ср В - реализация внешних ценностей; Ср Г - реализация внутренних ценностей.

Данные по апробации методики «Ценностные ориентации»

Надежность шкал методики

Выборка: 22 студента 2-ого высшего образования ИП РГГУ, метод тест-ретест, период между 1 и 2 обследованиями - 2 недели, ранговая корреляция по Спирмену. Январь 2008

Показатель методики

Коэффициент корреляции ρ

Уровень значимости p

Ср А - Значимость внешних ценностей

0,781

0,00002

Ср Б - Значимость внутренних ценностей

0,758

0,00004

Ср В - Реализация внешних ценностей

0,698

0,0003

Ср Г - Реализация внутренних ценностей

0,835

0,000001

По всем четырём шкалам методики мы видим достаточно высокую интраиндивидуальную устойчивость результатов, высокую ретестовую надежность.

Связи с общим показателем психологического благополучия

По Диси и Райану, Линчу субъективное благополучие больше испытывают люди с хорошим удовлетворением базовых психологических потребностей и с преобладающими внутренними ценностями. Было проведено исследование связи выраженности показателей ценностных ориентаций с общим показателем психологического благополучия (по адаптированному на российской выборке тесту «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф) у 27 студентов 2-ого высшего образования Института психологии РГГУ. Обнаружено, что значимые корреляции с ним дают показатели реализации как внешних, так и внутренних ценностей СрВ и СрГ (соответственно ρ= 0,425; р < 0,027 и ρ= 0,436; р < 0,023). Т.е. чем выше реализация любого вида ценностей, тем выше оценка своего психологического благополучия. В России душевное благополучие переживается взрослыми людьми с высшим образованием при осуществлении как внутренних, так и внешних ценностей. Более важным для переживания благополучия оказывается само осуществление ценностей, а не их значимость и содержательная ориентация на внешнюю самодемонстрацию или на саморазвитие и связь с природой.

Реализация внешних и внутренних ценностей у студентов

У 31 студента 1 курса веч. отд. Института психологии РГГУ, 2007г, ср. возраста 19,1 лет, значимость и реализация внутренних ценностей достоверно выше, чем таковые внешних ЦО (по Т-критерию Вилкоксона соответственно Т=32,5; р < 0,00006; Т=1,5; р < 0,000001). Мы предполагаем, что осуществление внутренних ценностей больше зависит от собственной субъектной активности личности, чем от внешних факторов. Поэтому их реализация у студентов существенно выше. Девушки достоверно выше оценивают реализацию своих внутренних ЦО, чем юноши (по критерию U Манна-Уитни р < 0,04). Т.е. субъектная активность студенток выше, как и оценка ими значимости внешних ценностей (по значимости внутренних ценностей между Ж и М студентами нет достоверных различий). Различия между ними можно объяснить и тем, что юноши вообще более сдержанны в оценках почти всех параметров ценностей. Средние данные Ж и М студентов данной группы ясно указывают на это (Мотков О.И., Огнева Т.А., 2008, с. 8). По реализации внешних ценностей достоверных различий между девушками и юношами не обнаружено.

Данные о конфликтности осуществления ценностных ориентаций

В той же группе 31 студента все показатели конфликтности осуществления ЦО находятся на среднем уровне (0,90 ÷ 1,49 баллов): Квнеш = 1,25; Квнут = 1,04; Кобщ = 1.15. Конфликтность реализации внешних ЦО выше, чем конфликтность реализации внутренних ЦО. Внешние ЦО переживаются и оцениваются как более остро конфликтные, чем внутренние ЦО. Это видно из анализа случаев высокой конфликтности, когда К≥ 1,5б. Процент таких случаев в отношении Квнеш = 41,94%, Квнутр = 16,13%. Этот факт можно объяснить тем, что в группе юношеского возраста реализация внешних ценностей еще только начинается и больше зависит от внешних факторов - например, финансов и социального положения родителей, и т.п. Конфликтность реализации внешних ценностей выше у студенток (КвнешЖ = 1,31б, КвнешМ = 0,9б), что может быть связано с тем, что у них достоверно выше по U-критерию Манна-Уитни значимость внешних ценностей, чем у юношей (р < 0,05). Девушки сильнее стремятся к материальным благам, известности, высокому социальному положению и роскошной жизни, чем юноши.

Виды структуры ценностных ориентаций

В дипломной работе В.В. Бузяна, 2007, был проведен кластерный анализ данных по методике «Ценностные ориентации» 112 учащихся 10-11 классов школ и ПТУ г. Электростали МО. Были выявлены четыре кластера, определяющие различные структуры ценностей: 1 - «гипертимная» структура - равномерно высокие показатели значимости внешних и внутренних ценностей (чаще у девушек); 4 - «гипотимная» структура - все показатели равномерно низкие (чаще у юношей); 2 и 3 - характеризуются выраженной асимметрией показателей ценностей. 2 - «саморазвивающаяся» структура - характерно преобладание значимости внутренних ценностей над внешними, больше центрация на саморазвитии, на широких связях со всем миром, а не только с людьми. Наши данные показывают частую встречаемость данного соотношения у студентов, старшеклассников, бизнесменов. 3 - «самопрезентирующая» структура - преобладание значимости внешних ценностей над значимостью внутренних, больше ориентация на предъявление себя другим и на внешнюю оценку себя другими. Не встречается у студентов и старшеклассников. Выявлена только у менеджеров среднего звена, продавцов и парикмахеров с низкой общей конструктивностью личности. В теории Диси, Райана описываются лишь асимметричные структуры ценностей. Показано существование у молодых людей большего числа выраженных структур ценностных ориентаций.

Литература

  1. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А.Н. Воронина. М., 1994. С. 144 -157
  2. Бузян В.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа жизни у учащихся гимназии и ПТУ. Диплом. работа. Науч. рук-ль О.И. Мотков. М.: ИП РГГУ, 2007
  3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
  4. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л.: Знание, 1990
  5. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации/ Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1, № 3, с.137-142.
  6. МАСЛОУ А. Психология бытия. М. Рефл-бук, Ваклер, 1997; 304 с.
  7. МАСЛОУ А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997
  8. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008 - 160 с. http://dlib.rsl.ru/load.php?path=/rsl01004000000/rsl01004962000/rsl01004962868/rsl01004962868.pdf
  9. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации», вар. 2. М., 2008. См. на сайтах: http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm; www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html
  10. Налчаджян А.А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. М.: Когито-Центр, 2006 - 415 с.
  11. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах-М, 2001 -128 с.
  12. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996, № 3, с. 116-132
  13. Чирков В.И., Диси Э.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей// Вопросы психологии.1999, № 3
  14. Schvartz S.H. Universals in The structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // In M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. - Orlando: FL: Academic. Vol. 25, 1992, pp 1-65.
  15. Roccas S., Sagiv L., Schvartz S.H., Knafo a. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Soc. Psychology Bulletin, 2002, 28. pp 789-801.

Мотков О.И.,

Кандидат психологических наук, доцент ИП РГГУ О.И. Мотков

См. также
  1. Мотков О.И. О природе Высших психических функций (ВПФ)
  2. Мотков О.И. Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста
  3. Мотков О.И. Куда ж нам плыть? (Об актуальных направлениях развития российской психологии личности)
  4. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности
  5. Мотков О.И. Субъект как «диспетчер» личности
  6. Мотков О.И. Изучение гармоничности образа жизни и ее развития
  7. Мотков О.И. Функции и строение психики: свежий взгляд
  8. Мотков О.И. Психологическая культура в мозаике личности: результаты исследований
  9. Мотков О.И. Тест интегральной гармоничности личности ИГЛ-3
  10. Мотков О.И. Проблемы порождения, полноты и адекватности самоопределения личности
  11. Мотков О.И. Проблема самореализации жителей России молодого и зрелого возраста
  12. Мотков О.И. Зрелость личности в возрастном аспекте: результаты исследований