ENG
         
hpsy.ru/

../../Проблемы порождения, полноты и адекватности самоопределения личности

Представлена гипотеза автоматического образования новых самоопределений в Оперативной личности за счет работы изначально встроенного в оперативные сети «Я» статистического механизма. В любом виде поведения при решении любой жизненной задачи автоматически актуализируются биологические Базовые самоопределения себя (актуальные здесь и теперь потребности, черты характера и темперамента, мотивационные культурологические и иные тенденции) и наработанные в процессе жизни, релевантные данной ситуации характеристики Вторичной личности (самоопределения Я-концепции, представления об окружающем мире). Они присоединяются к главному, актуальному стремлению и вместе с ним определяют построение дальнейшего поведения. Актуальные здесь и сейчас самоопределения личности размещаются в изначально заданных сетях «Я»: Первичном Я, Вторичном Я и Оперативном Я, - на соответствующих уровнях личности. Целостное самоощущение себя сжимается в «точку Я». Самоопределение - это определение характеристик себя и окружающего мира по отношению к «точке Я», к своему целостному чувству Я. В условиях стресса самоопределение в большей мере определяется базовыми чертами личности. Вероятно, существует оптимальный по объему набор ценностей и интересов. Адекватность самоопределения обеспечивается процессами самопознания и самоиспытания, опорой в большей мере на разум, интуитивной верой в себя, «космической» философией жизни.

Ключевые слова: самоопределение личности, автоматическое порождение и детерминация самоопределений, их полнота и адекватность.

Определение себя и окружающего мира - одна из важных функций личности. Человек время от времени задается вопросами: «Какой я? Что хочу? Что могу? Каковы и хороши ли мои отношения с другими людьми, с природой?» В психологии проблему самоопределения еще называют проблемой «идентичности» (Арсеньев А.С., 1993; Бернс Р., 2000; Домбровский К. - по Тытарь Е.Т., 2015; Психология самосознания, 2000; Эриксон Э., 2000; и др.). Хартманн предпочитает говорить о «саморепрезентации» (Хартманн Х., 2002). В.И. Гарбузов включает «принципы отношения к себе, к другим, к жизни и смерти, к природе» в понятие «мировоззрение» (Гарбузов В.И., 2006). Самоопределение и определение значимых особенностей окружения дает человеку важные ориентиры для построения более адекватного и оптимального поведения, т.е. имеет прямой биологический смысл. Оно, судя по наблюдениям и экспериментам, есть и у животных (Хедигер Х. 1984). Это универсальный природный процесс, который встроен в функционирование нашей личности.

Как в личности порождаются самоопределения?

Тщательный анализ процесса решения респондентами легких и трудных пространственно-комбинаторных задач игры «5» позволил предположить, что в оперативной части их личности (в сети Оперативного Я Оперативной личности) существует изначально встроенный природой статистический механизм обобщения. Он автоматически, неосознанно для решающего задачи обобщает повторяющиеся физические и психологические характеристики себя, выделяемые в поле игры ситуативные ориентиры-эвристики, особенности планов и поведения (скорость достижения цели, оценки успешности-неуспешности попыток действия, схемы действий, отношения между элементами данной ситуации, и т.п.), ситуативные самооценки и оценки обстановки. Важные обобщенные признаки себя, процесса решения и наличной ситуации автоматически переносятся в область значимого, относительно устойчивого опыта - на уровень Вторичной личности (Мотков О.И., 2007, 2016, 2017). В нем автоматически накапливаются и группируются содержательные, относительно устойчивые, значимые характеристики: представления о себе и отношения к себе Я-концепции, представления и отношения Я-социум-концепции и Я-мир-концепции, ценности и мотивы, полезные и не очень привычки, самооценки и притязания. Все оценки себя и окружающего мира идут со стороны актуального в данный момент стремления, ситуативной цели, а также с точки зрения требований базовых потребностей, черт характера и темперамента - стилевых тенденций первичного биологического уровня Базовой личности (в ней есть своя Первичная сеть «Я»). В процессе развития к ним автоматически добавляются оценки характеристик Вторичной, относительно устойчивой личности.

Т.о., самоопределения и самооценки естественно, в основном автоматически, образуются в течение всей жизни на трех основных уровнях личности, неоднократно меняются и дополняются. Потенциальная пустота сетей «Я» постоянно наполняется актуальными характеристиками и самоопределениями Базовой и Вторичной личности, ситуативными образованиями Оперативной личности.

Вторичная личность, вероятно, имеет свой отслеживающий и интегрирующий центр - Вторичное Я. По-видимому, это «Я» изначально присутствует на уровне Вторичной личности, но у новорожденного является в большей мере потенциальным механизмом, так как сканировать и объединять ему почти нечего: опыт жизни и спонтанные устойчивые самоопределения личности у него выражены еще в очень малой степени. В процессе жизнедеятельности по мере накопления элементов опыта и созревания долговременной памяти Вторичное Я все больше включается в процесс построения поведения, добавляя к направленности первичного приоритетного стремления и стилевых черт Базовой личности свои ценностные ориентации, актуализированные предпочтения и привычные схемы действий. Образуемый Вторичным Я направляющий интегральный мегаярлык автоматически транслируется в Оперативное Я Оперативной личности (Мотков О.И., 2016, 2017), где здесь и теперь организуется соответствующее ему поведение. В этом ярлыке представлены и характеристики Базовой личности. Т.е. он несет в себе клубок интегрированных, автоматически образуемых внутренних самоопределений и актуальное здесь и сейчас стремление.

Внутреннее самоопределение также выражается в автоматически образуемом на Базовом и Вторичном уровнях личности целостном самоощущении себя, всего организма, всей психики и всей ее управляющей части - личности. Это сверхобобщенное за счет изначально заданной работы сетей «Я» ощущение себя сжато как бы в одну точку, в точечный, пространственно определенный концепт, который я называю «точкой Я». Она, вместе с интегральным метаярлыком Вторичного Я, автоматически передается на Оперативный уровень личности. Пока мы бодрствуем, наша оперативная «точка Я» (т.е. «весь Я») направляет фокус нашего внимания в соответствии с нашим актуальным стремлением на наиболее важные, релевантные цели моменты окружающей обстановки и самих себя. Она незримо присутствует во всех наших мыслях, переживаниях и действиях, мерцая в Оперативной личности на заднем плане поля нашего сознания. Эти феномены психической и физической жизни непрерывно, автоматически и по большей части неосознаваемо соотносятся с нею. Изредка оперативная «точка Я» выходит на яркий свет в фокус ясного видения, помогая нам четче уяснить цель и точнее определить наши текущие жизненные характеристики.

Таким образом, процесс порождения самоопределений идет на трех уровнях личности за счет работы врожденных сетей «Я» и образуемых ими в бодрствующем состоянии «точек Я» на каждом уровне. В блоках Базовой (первичной) и Вторичной личности в этом процессе автоматически учитываются только внутренние текущие характеристики личности и всего организма. На уровне Оперативной личности человек, помимо внутренних характеристик, с помощью «точки Я» учитывает и особенности внешней ситуации, а также своего, организуемого здесь и теперь, поведения. Самоопределение - это определение характеристик себя и окружающего мира по отношению к «точке Я», к своему целостному чувству Я.

Проблема детерминации самоопределения личности

Одним из интегральных проявлений идентичности человека является его самооценка. Точнее, набор самооценок. Как было обнаружено в нашем давнем исследовании, упрочившиеся самооценки и соответствующие им притязания, представленные уже во Вторичной личности, неосознанно переносятся в сходные ситуации, например, в процесс решения подобных внешне, но более трудных задач. Если задачи данного типа перед этим легко и быстро решались, а новая долго не поддается решению, то испытуемый начинает нервничать, переживать состояние психического стресса (что видно по параллельно записываемой КГР по Тарханову). Он начинает осознавать, что не так хорош в решении данных задач, как ему до этого представлялось. Возникает внутренний конфликт самоопределения и самооценки, своих возможностей решать такие задачи. Люди устраняют этот конфликт разными путями: одни отказываются от решения, обесценивая значимость для себя трудной задачи и говоря, что эти задания не показательны для их интеллекта; другие отказываются дальше искать решение и снижают свою самооценку и притязания; третьи сжимают кулаки, сосредоточиваются, заново анализируют ситуацию и находят-таки оптимальное решение (Мотков О.И., 1978; 2007). Оказалось, что выбор пути выхода из этого внутреннего конфликта самоопределения и самооценки (решать ли до победного конца или отказаться от решения?) значимо прямо связан с доминирующими чертами характера испытуемых и с их психическими состояниями (измеренными с помощью теста СМИЛ/MMPI - Мотков О.И., там же). В условиях психического стресса самоопределение и самооценка скорее определяются базовыми, во многом наследственно обусловленными чертами (Бушар Т.Е. и др., 1991), мотивационными тенденциями личности, а не воспитанием и другими социальными факторами. Эти стилевые потребности (черты, тенденции) определяют и преимущественный стиль эмоциональных переживаний, выраженность чувства уверенности/неуверенности во многих жизненных ситуациях.

Развивая в себе черты самостоятельности, действенности и уверенности, даже самый неуверенный человек может повысить свои возможности достижения успеха в разных видах поведения. На фоне новых успехов у него автоматически будет расти позитивность общей самооценки, его Я-концепции. В основе такого необходимого для созидания хорошей жизни саморазвития лежат изначальное присущие всем людям базовые биологические стремления: потребность быть хорошим (или потребность в самоуважении - считать себя самоценным существом, положительно себя оценивать, - которую мы наблюдаем у всех детей, даже у самых забитых, подавленных внешними обстоятельствами), стремление к самоутверждению в собственных глазах и глазах других, потребность в самореализации. Работа личности над собой, помимо обусловленности мотивацией саморазвития, «технологически» обеспечивается и действием аппарата Оперативного Я - разума, и качествами интеллекта. Круг относительно устойчивых личностных образований, в том числе Я-концепция, которыми оперирует наше Вторичное Я, испытывает значительные биологические и культурные влияния и имеет биокультурную сущность.

Проблема полноты самоопределения личности

Процесс самоопределения человека потенциально бесконечен, ограничен только сроком жизни. М.М. Бахтин прав, когда говорит о незавершенности и внутренней незавершимости ядра личности героев романов Достоевского (Бахтин М.М., 1972, с. 99-105), имея в виду под «ядром личности» их содержательное Я - Я-концепцию. Действительно, мы не знаем полностью себя и в принципе не можем всего знать. Человек в юности часто хочет быть всем и одновременно везде, иметь отношение ко всему. В то же время, желая хорошей жизни здесь и теперь, он вынужден принимать сиюминутные решения, для чего должен как-то конкретно определять себя в данной ситуации, т.е. становиться конечным, частичным: «Я в данным момент есть то-то, хочу того-то, могу то-то». Стремление к бесконечной полноте самоопределения вступает в противоречие с определенной ситуативной жизненной необходимостью. Последнее объективно сужает полноту нашего представления о себе.

Есть и еще один естественный фактор, препятствующий полноте нашей Я-концепции и представлений о мире. Иногда жестко зафиксированные во Вторичной личности самооценки и представления о себе, действуя автоматически, инерционно, вступают в противоречие с реальными текущими достижениями и поступками. Эта инерционность, консерватизм упрочившихся со временем, поначалу лишь рабочих самоопределений и отношений к миру заслоняет для личности сегодняшнюю реальность ее поведения и окружающей действительности, мешает не только созданию реалистичного автопортрета, но и расширению представлений о себе и мире. Застойная, не меняющаяся картина мира - также результат нашей психологической инерции, ригидности, невидения и непринятия объективно существующей двойственности природы, наличия в ней и светлого, и темного, и доброго, и злого... При росте инерции наших представлений растет неадекватность самооценки и всей Я-концепции, Я-мир-концепции. Такая негибкость в функционировании личности, к сожалению, встречается достаточно часто. Она ведет к организации неадекватных поступков, к неадекватным переживаниям, хотя и является одной из закономерностей жизни личности.

Широте самоопределения может препятствовать и ранняя профессиональная специализация, например, при начале работы сразу после 8 класса без продолжения обучения. Общая самоидентичность и сфера поведения в таком случае могут определяться узостью интересов, их ориентированностью преимущественно лишь на материальную сферу и на близкие отношения с людьми. Подросток и юноша находятся на пороге самоопределения своего жизненного предназначения. Им необходимо достаточно длительное время, чтобы лучше узнать и понять себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности. С этой точки зрения полное среднее образование плюс самостоятельно выбранное высшее более предпочтительно для более полного и точного самоопределения. Оно дает какое-то время для «витания в облаках», для размышлений о себе и своей дальнейшей судьбе, для опробования себя.

Однако не все так просто. И при наличии неполного высшего образования самоопределение своего образа жизни может быть узким и дисгармоничным. В исследовании 19 студентов-философов 2 курса Российского открытого университета по методике «Образ жизни» мною обнаружено, что самоопределение ими духовной стороны своей жизни (интерес к «вечным» вопросам жизни и смерти, истины, добра и зла, смысла жизни, устройства Космоса) выражено достоверно сильнее, чем у старшеклассников 10 класса московской школы-гимназии: их средний балл равен 3,8 против 2,92 у школьников по пятибалльной системе оценок. Интерес же к занятиям с физической нагрузкой и к общению с природой у философов, наоборот, оказался гораздо слабее: соответственно 2,9 и 2,45 баллов против 3,52 и 3,4 баллов у школьников (Мотков О.И., 1995). Такая диспропорция в самоопределении своих интересов к «земному» и «небесному» - духовным и физическим занятиям, общению с природой, - теоретически одинаково важным для психологического и физического здоровья, ведет к дисгармонизации всей личности. Узкая «специализация» самоопределения своего образа жизни, вероятно, снижает и качество философствования у студентов-философов.

Гуманистический подход к человеку ориентирует нас на помощь ему в развитии более полного самоопределения и самовыражения личностного и физического потенциала. И здесь существенным, на мой взгляд, является определение широты, богатства интересов индивидуума. Конечно, личность в течение своей жизни не может «обнять необъятное», но может найти свои главные предпочтения, понять различные грани себя и определить круг важных, адаптивно необходимых для полноценной жизни занятий. Видимо, в норме для большинства людей существует некий оптимум широты интересов (самоопределения). Слишком много интересов может вести к разбросанности внимания и усилий, поверхностности, и, как следствие, к невысоким достижениям, к слабой самореализации. Более реалистичным идеалом является не «всестороннее» развитие, а разностороннее, в котором личностью самостоятельно определены свои стержневые ценности и стремления, а также необходимые, но менее важные интересы. Узость интересов и ценностей также не гармонична, так как приводит к переживанию монотонии существования, лишает человека многих красок жизни, не обеспечивает функциональной нагрузки основным телесным органам и психическим функциям.

Можно предположить, что оптимальный набор жизненных ценностей и интересов, который позволяет организовать интересную и достаточно функционально разнообразную гармоничную жизнь, должен содержать как внутренние, так и внешние ценности, как духовные (познавательно-творческие, нравственные и эстетические), так и физические интересы, как дефицитарные, так и бытийные потребности и ценности, как интерес к общению с природой, так и с людьми (Диси Э.Л. и Райан Р.М., Маслоу А., Мотков О.И.). Широта интересов может развиваться уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Этому способствует посещение кружков дополнительного образования, разнообразные игры и занятия с родителями и в детском саду. Духовные интересы развиваются и при чтении хорошо подобранной литературы, сказок и стихотворений, просмотре фильмов, созерцании красоты природы и предметов искусства, в совместном совершении со взрослыми и другими детьми реальных добрых и полезных дел.

Проблема адекватности самоопределения личности

Реалистичность самоопределения не может быть стопроцентной, так как мы в принципе не можем знать всех характеристик себя и мира. Однако ее можно развивать в процессах самопознания и самоиспытания, систематического опробования своих сил и проверки своих представлений на их истинность в разнообразных жизненных ситуациях и видах поведения. В результате постепенное накопление и обобщение ситуативных самооценок и представлений о себе в реальной практике жизни, представлений об устройстве природы в процессе уединенного спокойного созерцания и размышления позволяет более реалистично и точно оценивать себя, строить более реалистичную картину мира. Самопознание и самоиспытание в идеале должны идти всю жизнь, так как мы и мир вокруг нас постоянно изменяемся, и нет остановки этим изменениям. Но мы с вами конечны и не вечны, и многим людям хочется просто «плыть по течению», радоваться привычным вещам, не утруждая себя вопросами самопознания и саморазвития.

Здесь возникает проблема величины времени и усилий, которые человек готов вкладывать в освоение новых взглядов и дел, особенно при первых неудачах и неприятных ощущениях. Бросить начатое или продолжать заниматься? Могу или не могу научиться этому? Какова оптимальная мера вкладываемых в освоение нового усилий? Видимо, особую роль играют содержание и сила мотивации, особенности черт характера, нашего разума, а также жизненная ситуация человека (возможность выкроить время, и т.п.). Не падать духом, не паниковать, сохранять процесс самообучения, продолжать испытывать себя в новой сфере - принятию этих важных решений нам помогает привлечение разума (нашей Оперативной личности), с помощью которого мы можем скорректировать наш образ жизни, построить более реалистичный план развивающих занятий, определить примерную меру вкладываемых в них усилий и времени. Даниэль Дефо в своих приключениях Робинзона Крузо так писал об этом: «…Людям мудрым не подобает предаваться отчаянию и всегда нужно обращаться к помощи разума для облегчения настоящего и обеспечения лучшего будущего…».

При малом объеме вкладываемых нами в новое дело усилий может сполна не выявиться потенциал наших возможностей поведения в данной жизненной ситуации. Но и при очень больших усилиях тоже может быть плохо - переутомление, истощение сил, болезни. Оптимальная мера усилий зависит, в конце концов, от имеющихся ресурсов организма и может быть найдена опытным путем - использованием более менее разумно организованных проб и последующего оперативного анализа ошибок. Т.е. опять же с помощью применения разума - спокойного разбора причин неудач, поиска ориентиров и действий, которые с большей вероятностью могли бы привести к успеху в освоении новой деятельности. Трезвая оценка своих возможностей может привести и к решению искать иную сферу приложения сил, саморазвития. (Качество работы разума, возможно, прямо связано с параметрами оперативной сети «Я» блока Оперативной личности). В любом случае при росте негативных самооценок в процессе освоения чего-то нового важно сохранять интуитивную веру в себя, верить, что всегда существует область, в которой я могу успешно учиться и выражать себя. Нужно только ее найти.

Что же нам остается делать, учитывая неисчерпаемую реальность нашей личности? Разум и такие черты характера как открытость себе и миру, свежесть восприятия позволяют всю жизнь сохранять динамичный и гибкий процесс самоопределения, уходить от жестких «окончательных» самоопределений и самооценок. Для поддержания широты и гибкости представлений о себе и мире полезно вырабатывать «космическую» философию жизни - больше опираться на общечеловеческие принципы нравственности (а не на корпоративную мораль какой-то группы людей), понимать гипотетичность любых теорий, учений и взглядов на устройство мира, понимать, что жизнь - это во многом творческая игра, и нужно постараться ощутить, найти свою игру. Т.е. постепенно становиться «гражданином Вселенной», самоопределять себя по отношению ко всем людям и всему Миру, сохраняя чувство единства с ними.

Литература

  1. Арсеньев А.С. Мышление психолога и проблема личности / Ж. Континент, 1993, № 3
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит-ра, 1972 - 471 с.
  3. Бернс Р. Что такое Я-концепция /Психология самосознания. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000, с. 333-392
  4. Бушар Т.Е. с соавт. (Bouchard T.E. et al) Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Рефер. ж.95. Психология. 1991, № 10, с.2
  5. Мотков О.И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса. Автореф. канд. дисс. - 19.00.01. М., 1978
  6. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6. С. 84-95 http://hpsy.ru/public/x3157.htm
  7. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 - 248 с. http://dlib.rsl.ru/01003181833
  8. Мотков О.И. Загадка нашего Я / Мат-лы XVII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского. «Культурно-ист. психология: от научной революции к преобразованию социальных практик». Москва, 14-19 ноября 2016г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2016. С. 239-264. http://www.psychology-online.net/articles/doc-2637.html
  9. Мотков О.И. Развитие нашего «Я» / Перспективы психологической науки и практики: Сб. статей Межд. науч.-практ. конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред. В.С. Белгородского и др. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. - 777 с. С. 608-613. http://www.psychology-online.net/articles/doc-2617.html
  10. Психология самосознания. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000 - 672 с.
  11. Тытарь Е.Т. Концепция личности в теории К. Домбровского - http://www.synergia.ru/content/view/32/44/
  12. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. Ред. М.В. Ромашкевич. М.: Инст-т общегуманитарных иссл-ий, 2002 - 160 с.
  13. Хедигер Х. Наблюдения психологии животных в зоопарке. М.: Знание, 1984 (см. с. 22-38 - глава «Обладают ли некоторые животные сознанием?»)
  14. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия /Психология самосознания. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000. С. 493-516.

Мотков О.И.,

См. также