а) создание методики изучения гармоничности образа жизни (ГОЖ) на
основе авторского теоретического подхода;
б) обсуждение результатов исследований ГОЖ с использованием
методик «Образ жизни» и ИГЛ-2 (показателя «оптимальность ОЖ»),
связей показателя ГОЖ с другими характеристиками личности;
в) обсуждение возможностей развития и саморазвития более
гармоничного образа жизни.
По современным данным, факторами, обеспечивающими физическое и психологическое здоровье, являются: образ жизни - на 50%, наследственность - на 15-20%, состояние окружающей среды, здравоохранение - на 10-15% (Лисицын Ю.П., 1992, с. 73). Т.о., особенности образа жизни в первую очередь обусловливают здоровье человека, понимаемое в широком смысле как психологическое, социальное и физическое благополучие. Их изучение настоятельно необходимо, так как у многих людей не выстроен полноценный стиль жизни, поддерживающий хорошую физическую и психологическую форму, осуществление рабочих и творческих планов, чувство удовольствия от жизни, длительную работоспособность, общение с природой, с людьми и т.п. (Никифоров Г.С., 2006). Например, «только у 10% руководителей народного образования обнаружено нормальное самочувствие» (Ермолаева Л.И., 1993, с. 8). Исследование психологических особенностей больных с соматоморфной патологией показало, что «…чем ниже показатели по шкале здоровья (ОМ - тест SF-36), тем ниже показатели автономии, контроля над окружающей средой, самопринятия, личностного роста и позитивных отношений с окружающими (ОМ - «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф). …Чем ниже показатель общего здоровья, тем больше выражены у человека …отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее» (Митавская В.В., 2002, с. 65-66).
В психологии здоровья широко используются Опросник здоровья "SF-36 Health Status Survey" (Ware J.E. et al., 1993, 1994) и Опросник качества жизни ВОЗ «ВОЗКЖ-100» ). Однако в русскоязычных версиях этих методик нет нормативных данных по российской выборке, сложны расчеты. Кроме того, внимание в них фактически акцентировано лишь на физическом и эмоциональном состоянии респондента. Не исследуются отношения испытуемых к важным видам поведения, составляющим, на мой взгляд, функционально необходимую структуру образа жизни, и мера осуществления этих занятий в повседневной жизни. В связи с этим я разработал методику изучения такой существенной характеристики образа жизни как его гармоничность.
Образ жизни (ОЖ) - это набор устойчивых интересов к определенным занятиям и соответствующих им форм поведения живой особи, образующихся чаще стихийно и, реже, осознанно в процессе ее жизнедеятельности. Отдельный интерес и реализующее его занятие составляют линию поведения. Т.о., ОЖ - это набор устойчивых, регулярно совершаемых, линий поведения. Понятие ОЖ относится как к живому организму в целом, так и к его личности - руководящему центру психики и всего тела. Вероятно, ОЖ у животных имеет значительную наследственную детерминацию. У людей влияние генов на эту характеристику гипотетически слабее, но также имеет место. Существуют большие индивидуальные вариации интуитивно предпочитаемого ОЖ, обусловленные типом темперамента и характера, гормональным балансом, уровнем интеллекта, ценностями, склонностями, силой воли, привычками, географическими, этническими и культурными факторами, и т.п.
Гармоничный образ жизни - организуемый человеком оптимальный комплекс взаимосвязанных устойчивых интересов и регулярно совершаемых видов поведения, функционально необходимых для поддержания психологического, физического, социального благополучия и здоровья. Он обеспечивает интересную, разнообразную, полнокровную жизнь, хорошую внутреннюю и внешнюю творческую адаптацию, здоровье, оптимальную реализацию жизненного предназначения. Предполагаю, что объективно необходимые интересы (ценности) и соответствующие занятия (виды поведения) заложены уже в нашей генетической программе. Это видно при наблюдении за поведением детей: они интуитивно находят и совершают необходимые для их нормального функционирования интересы и действия. Л.С. Выготский считал, что «интересы суть выражение органических потребностей ребёнка» (Выготский Л.С., 2008-1926, сс. 101-106; Мотков О.И., 2013). «…Первым требованием воспитания является совершенно точное знание наследственных форм поведения (ОМ - курсив мой), на основе которых придётся надстраивать личную сферу опыта» (Выготский Л.С., с. 369). Сходные этим мысли послужили основой выбора линий поведения в методике изучения ГОЖ. Гармоничный образ жизни является компонентом более широкого понятия - гармоничной личности - которая определяется еще и оптимальностью соотношения силы базовых стремлений и их реализации, силы и реализации внешних и внутренних ценностей, самопринятием, конструктивными отношениями с людьми и с окружающей природой, развитой психологической культурой, преимущественно позитивным эмоциональным тоном и другими характеристиками. «Оптимальность ОЖ» является одним из важных показателей «интегральной гармоничности личности - ИГЛ» в моем тесте ИГЛ-3 (Мотков О.И., 2015).
Понятие «гармоничный ОЖ» отличается от казалось бы близкого ему понятия «здоровый ОЖ» ЗОЖ (Байер К., Шейнберг Л., 1997; Бородин В.; Брехман И.И., 1990; Васильева О.С., Журавлева Е.В., 1997; Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994; Никифоров Г.С., 2006; Яковлева Н.В., 1998 и др.). Во-первых, тем, что оно органично включает в себя меру, определенную степень выраженности функционально важных интересов и занятий; во-вторых, подразумевает в первую очередь самостоятельную и гибкую самоорганизацию ОЖ; в-третьих, что при построении более гармоничного поведения человек опирается, помимо прочего, и на духовные ценности познания, нравственного действия, гармонии и красоты, мудрости. В понятии ЗОЖ нет таких обязательных признаков. Т.о. гармоничный ОЖ - это самостоятельно и гибко создаваемый, с развитым чувством меры, как обыденно, так и духовно ориентированный ОЖ. По признаку самостоятельного улучшения своего бытия это понятие в какой-то мере приближается к понятиям «хорошей жизни» и «полноценно функционирующего человека» К. Роджерса (Роджерс К., 1994; Хьелл Л., Зиглер Д., 1997, с. 548-551).
В интерпретации понятия «психологического благополучия» К. Рифф и др. мы также не находим понимания важности меры выраженности этого личностного качества (Ryff, C.D., & Кeyes, C.L.M., 1995). В ее тесте чем выше выраженность общего психологического благополучия, тем больше человек считает себя благополучным и тем он действительно благополучнее. У нее нет псевдовысокого уровня выраженности показателя, когда испытуемый с завышенной самооценкой и очень высокими амбициями ставит себе почти по всем пунктам оценки 5 (по 5-балльной шкале). Такой уровень самооценок у испытуемого указывает на его личностную дисгармонию, потому что, по многим наблюдениям, при столкновении с серьезными неудачами такие люди часто переживают депрессию, уходят в запой и т.п. Они «ломаются» как личности, так как в их жизни не было достаточного опыта преодоления трудностей. Развитие в себе чувства меры во всем, готовности противостоять ударам судьбы, жизнестойкости - одно из важных направлений повышения психологического благополучия личности, его сохранения в острых стрессогенных ситуациях.
Гармоничность образа жизни (ГОЖ) - это величина оптимальности самоорганизации ОЖ. Исследование диапазона оптимальной выраженности важнейших характеристик личности по авторской методике «Оценка признаков идеальной гармоничной личности» показало, что средняя оценка всех 20 признаков по 5-балльной шкале у 170 испытуемых четырех возрастных групп от 17 до 61 лет равна примерно 4 баллам (Мотков О.И., 2015, сс.36-41). Т.о., она соответствует не среднему статистическому уровню (теоретически в районе 3 - 3,5 балла), а высокому. С учетом стандартного отклонения в 0,5 балла диапазон гармоничного уровня выраженности признаков личностной гармонии находится в пределах 4,00 - 4,50 балла. Выше - самооценки уже на псевдовысоком уровне. Э. Шостром называл такое проявление самооценок по тесту POI на самоактуализацию «псевдосамоактуализаций» (Алешина Ю.Е. и др., 1987). Исследования других авторов так же показали, что оптимальной выраженностью позитивных особенностей личности является высокая, а негативных невротических черт - низкая и, реже, средняя (Вассерман Л.И. и др., 2003; Гозман Л.Я. в кн.: Алешина Ю.Е. и др., 1987; Прихожан А.М., 2000; Ханин Ю.Л., 1980). Итак, гармоничный ОЖ характеризуется высокой степенью выраженности функционально (адаптивно) необходимых интересов и занятий. Когда примерно 70-80% из всего набора важных для поддержания хорошей, гармоничной жизни интересов и видов поведения проявляются на уровне оценок 4-5 по 5-балльной шкале возможных ответов. Высокий уровень ГОЖ достигается не стихийно, а во многом за счет собственных осознанных усилий, внутренних ориентаций, направленных на оптимизацию стиля и качества своей жизни, на гармоничное функционирование, т.е. на разнообразную, интересную, с чувством меры и духовно полезную жизнь.
Приоритет при исследовании ГОЖ и интерпретации ее уровня отдается поведенческому показателю - выраженности функционально необходимых занятий, сбалансированных в образе жизни человека друг с другом. Именно этот показатель в большей мере связан с близкими по теоретическому конструкту индикаторами личности.
Задача состояла в создании экспресс-методики изучения ГОЖ на основе выделения функционально полезных линий поведения и определения способа их оценки испытуемым. Исходя из анализа наблюдений за поведением людей и самонаблюдения, а также психологической, биологической и философской литературы, я предположил, что существуют по крайней мере 12 полярных по содержанию линий поведения, функционально необходимых для более гармоничного протекания жизни личности в современном мире. Эти линии поведения примерно равноценны по значимости. Они и легли в основу методики «Образ жизни». Некоторые, традиционно включаемые в здоровый ОЖ компоненты, не рассматривались: правильно питание, отказ от курения, безопасный секс, умеренное употребление алкоголя и др. - в силу их тривиальности, очевидной ясности и полезности. Однако были добавлены духовные составляющие, которых нет в обычных подходах к ЗОЖ: творчество, размышления над «вечными» вопросами, общение с природой.
Критериями выделения линий поведения являются следующие: а) функциональная необходимость - данная линия нагружает работой определенные аппараты психики, аспекты личности и органы тела (например, умственные занятия дают особую нагрузку на интеллект, оперативный блок личности, лобные и теменные зоны мозга; прогулки на природе способствуют ослаблению стрессовых состояний, часто сопряжены с физическими нагрузками, восприятие красоты природы освежает и насыщает эстетические чувства; творчество повышает открытость Миру, включает механизмы воображения, усиливает чувство радости от открытий, ощущение компетентности и внутренней свободы, и т.п.); б) полярность линий поведения - отбирались линии, противоположные по содержанию и видам нагружаемых психических, личностных и физических функций: умственные и физические интересы и занятия; творческие и рутинные (автоматизированные по способу выполнения и по цели); занятия в городской, искусственной среде и в естественной, природной; общение с людьми и уединение, и т.п. (всё в Мире проникнуто принципом двойственности Инь-Ян, и, в то же время, подчиняется принципу единства противоположностей (Григорьева Т.П., 1992). И в отношении организации ОЖ необходимо одновременно и То, и Это - таким способом достигается функционально необходимое разнообразие видов жизнедеятельности организма, функционирования психики и личности, обеспечивается более полная жизнь; кроме того, устанавливается и большее динамическое равновесие в работе различных систем и блоков организма и психики.
На основе этих критериев и были определены 12 линий поведения, включенных в разработанную методику. С ее помощью изучается степень гармоничности образа жизни респондента, исходя из его оценок выраженности у него степени интереса к определенным видам занятий (показатель силы мотивации) и оценок затрат времени на их осуществление (показатель величины их реализации). Возможно как групповое, так и индивидуальное предъявление. Рекомендуется применение методики с 12 лет. Для изучения ГОЖ детей младшего школьного возраста была дополнительно разработана методика «Образ жизни (для начальных классов» (Мотков О.И., 2002). В ней определяется только выраженность тех же 12 занятий, сформулированных в понятной для детей форме. Ее проведение рекомендуется со 2 класса обычной школы.
Получены данные 868 испытуемых - старшеклассников, студентов, работников учреждений и других групп в нескольких городах России. Это позволило определить средние нормы (см. таблица 3) и примерные интервалы уровней гармоничности выраженности первичных показателей: срА - средней силы интереса ко всем видам занятий; срБ - среднего времени, затрачиваемого на эти занятия (см. таблицы 1, 2).
Определены надёжность и валидность методики. Помимо этого, была изучена внутренняя консистентность (согласованность) каждого пункта с общим средним показателем.
Получены данные о тест-ретестовой надежности методики (Колосветова М.А., 1997: n = 20ч., ср. возраст 28,5 лет; Марьина Н.В., 2002: n = 30ч., ср. возраст 30 лет). Промежуток между 1 и 2 замерами составлял 3 недели. Средняя корреляция между 1 и 2 обследованиями 2-х опытов: r СрА1 и СрА2= 0,670 p< 0,000; СрБ1 и СрБ2= 0,780 p< 0,000 - достаточно высока, что позволяет говорить о надежности методики «Образ жизни».
Конструктная валидность определялась величиной корреляционной связи по Спирмену шкал методики «Образ жизни» с показателями близких по теоретическому конструкту методик. Найдена положительная корреляция поведенческого показателя ГОЖ СрБ с оценкой качества жизни по тесту «Индекс качества жизни» Р.С. Элиота в адапт. Н.Е. Водопьяновой. Она равна 0,414 р < 0,008 (Шаповал А.Д., 2010: 40 студентов РГГУ, 20 М и 20 Ж пола, ср. возраст 19 лет; Водопьянова Н.Е., 2005). Т.о., гармоничность своего ОЖ серьезно учитывается человеком при оценке общего качества жизни. Были обнаружены и позитивные значимые связи показателей ГОЖ с показателем интегральной гармоничности личности ИГЛ методики «ИГЛ-2» О.И. Моткова: r СрА и ИГЛ = 0,652 р < 0,0000; r СрБ и ИГЛ = 0,481 р < 0,0004 (Корякина М.В., 2013: 50 чел., 26 студентов Москвы 21,5 лет и 24 испытуемых среднего возраста 35,4 лет; Мотков О.И., 2015). ГОЖ является весомой характеристикой общей гармоничности личности. Также получена прямая значимая корреляция между показателем ГОЖ СрБ и шкалой общей самоэффективности теста «Шкала общей самоэффективности» Шварцера-Ерусалема-Ромека (Шварцер Р. и др., 1996): r = 0,470 р < 0,05;показателя«оптимальность ОЖ» методики «ИГЛ-2» и шкалой общей самоэффективности: r = 0,747 р < 0,000 (Мамий О.Ф. и др., 2001: 18 студентов Москвы обоего пола 20 лет; Папаримова А., 2011: 20 студенток 21 года). В исследовании 55 студентов Москвы найдена высокая прямая корреляция показателя «оптимальности ОЖ» методики «ИГЛ-2» и данных по «жизненной удовлетворенности» по тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» Неугартена: р < 0,008; (Баник Э.И., 2014; Панина Н.В., 1993). Люди с более высокой гармоничностью ОЖ склонны выше оценивать самоэффективность и жизненную удовлетворенность своей личности.
Внутренняя согласованность пунктов методики ОЖ с соответствующими им шкалами определялась в группе из 86 студентов факультета педагогики и психологии МГОПУ в 1996 году (84 женского и 2 мужского пола). Все корреляции каждого пункта по шкале интересов к определенным занятиям А положительны и значимы в диапазоне р < 0,027 ÷ 0,0000, по шкале выраженности занятий Б также получены прямые значимые связи в диапазоне р < 0,023 ÷ 0,0000. Значение альфа Кронбаха для отдельных шкал ОЖ 0,644 - 0,667 р < 0,0000, для обеих шкал методики - 0,778. Эти данные подтверждают внутреннюю надежность методики.
ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас уходит в течение семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б).
Шкала А - оценка степени интереса к определенному виду занятий:
1 - нет интереса; 2 - слабый интерес; 3 - средний интерес; 4 - сильный интерес; 5 - очень сильный интерес.
Шкала Б - оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:
1 - не трачу время; 2 - мало времени; 3 - среднее время; 4 - много времени; 5 - очень много времени.
На Бланке укажите дату, ФИО (по желанию), возраст, пол, место учебы (работы). Напротив номера вопроса записывайте свой ответ цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и ~ затраты времени на это занятие (по шкале Б).
Например, по пункту № 1 "Умственные интересы и занятия" Вы выбрали по шкале А ответ "сильный интерес" - тогда ставите напротив пункта 1 в колонке А цифру 4; если по шкале Б Вам соответствует ответ "среднее время" - ставите в колонке Б цифру 3. И так далее по всем пунктам методики. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!
БЛАНК - Методика «Образ жизни»
ФИО………………………………………………….. Возраст ………. Пол ……..
Дата (день, когда отвечали) …………….. Место работы (учебы) ………………………………
№ | Виды интересов и занятий |
Шкала А (балл)
Сила интереса |
Шкала Б (балл)
Время на реализацию |
1 | Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, размышление, планирование. |
|
|
2 | Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, бег, танцы, длительные прогулки, походы, хатха-йога и т.п. |
|
|
3 | Ситуативные (учебные, рабочие, бытовые) интересы и дела - кратковременные и конкретные занятия на работе, в школе, в вузе, бытовые заботы, гигиенические процедуры, покупки. |
|
|
4 | Интерес и обращение к «вечным» вопросам - смысл жизни, законы природы, добро-истина-красота, любовь как явление общее, Бог, единство человека и Космоса, человек и общество. |
|
|
5 | Интересы и занятия в естественной, природной среде - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных. |
|
|
6 | Интересы и дела в городе - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др. |
|
|
7 | Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, образов, сюжетов, моделей, новых теорий, литературных произведений; открытие новых закономерностей |
|
|
8 | Нетворческие, рутинные интересы и занятия - дела, в которых не возникает ничего нового; привычные желания и действия, способы работы, привычные отношения и мысли. |
|
|
9 | Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (в семье, с друзьями, в учебной или рабочей группе, в группе по интересам, и т.п.) |
|
|
10 | Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любое индивидуальное поведение в уединении. |
|
|
11 | Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение. |
|
|
12 | Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение. |
|
|
Среднее |
|
|
|
Уровень гармоничности |
|
|
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности выраженности характеристик образа жизни (по балльным показателям)
УРОВЕНЬ | Гармоничность силы интересов (Хср = 3,50 балла) | Гармоничность времени занятий и образа жизни(Хср = 3,16 балла) |
ВЫСОКИЙ | 3,90 - 5,00 | 3,61 - 4,50 |
ПСЕВДОВЫСОКИЙ | -- | 4,51 - 5,00 |
СРЕДНИЙ | 3,10 - 3,89 | 2,71 - 3,60 |
НИЗКИЙ | 1,00 - 3,09 | 1,00 - 2,70 |
Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср Б = 3,16), чем к уровням гармоничности интересов (Хср А = 3,50), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.
Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности образа жизни ГОЖ
№№ |
Уровень Ги (по шкале А) |
Уровень Гз (по шкале Б) |
Уровень ГОЖ |
1 | В | В | В |
2 | С | В | В |
3 | В | ПВ | С |
4 | С | ПВ | С |
5 | В | С | С |
6 | С | С | С |
7 | Н | В | С |
8 | Н | ПВ | С |
9 | Н | С | С |
10 | В | Н | Н |
11 | С | Н | Н |
12 | Н | Н |
Н |
Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности силы Интересов, Занятий, Образа Жизни ГОЖ.
Уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем. В таблице 2 видим, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к сред. уровню ГОЖ). У лиц с максимальными показателями (в районе 5,0 баллов) часто обнаруживаются неадекватно завышенные самооценка и притязания, амбиции. По жизненным наблюдениям в случае неожиданной крупной неудачи, ухудшения жизненной ситуации такие люди могут впадать в тяжелую депрессию, запой и т.п. Такого рода данные поэтому были отнесены к псевдовысокому уровню гармоничности. Этот уровень по своей реальной жизненной оптимальности был поставлен ниже высокого уровня (минус 1,5 балла). Очень высокие данные - это не максимально выраженная гармоничность личности. Наш подход соответствует народной мудрости, выраженной в поговорке «Лучшее - враг хорошего». Известно, что в методиках определения адекватности самооценки и уровня притязаний (модификации шкал Дембо-Рубинштейн и др.), выраженности самоактуализации (тест POI Э. Шострома, САТ Л. Гозмана и М. Кроза) очень высокий уровень выраженности показателей также не является оптимальным. Эти методики учитывают, как и в нашем случае, признак меры выраженности изучаемой характеристики.
Таблица 3. Нормативные данные обобщенных групп по методике «Образ жизни»
№ | ГРУППА | СрА / SD | СрБ / SD |
1 | Взрослые - 590 человек, 18 - 50 лет | 3,54 0,41 | 3,17 0,42 |
2 | Учащиеся 8 - 11 классов - 278 человек, 14 - 17 лет | 3,47 0,45 | 3,15 0,49 |
3 | ВСЕ - 868 человек | 3,52 0,42 | 3,16 0,45 |
Между лицами мужского и женского пола больших различий по показателям гармоничности ОЖ не обнаружено.
Исследование 47 студентов 1 курса Института психологии РГГУ (44ж+3м, Мотков О.И., 2002) по методике ОЖ позволило выявить, что максимально выраженными занятиями у них являются: занятия в городе 4,21, общение с лицами своего пола 4,11 и занятия в группе 3,96, умственные занятия 3,89. Минимальные по времени занятия: на природе 2,11, творчество 2,81 и физические нагрузки 2,83. По силе максимальны интересы: к общению с противоположным полом 4,38, к умственным занятиям 4,32, к общению в группе 4,17 и к общению с друзьями 4,11; и, наоборот, минимальны интересы к рутине 2,66, к ситуативным занятиям 3,4 и к физическим занятиям 3,62. Т.о., максимальными у данной группы студентов являются интересы и занятия, связанные с общением и умственными делами (видимо, учебой), а минимальными - творческие и физические занятия, общение с природой. По данным А.Д. Шаповал, у 40 студентов РГГУ 1-2 курсов (20ж+20м) также преобладают разные виды общения, умственные занятия и уединение. Слабо выражены следующие интересы и занятия: творчество, общение с природой, обращение к вечным вопросам. Все они относятся к духовным ориентациям и занятиям личности (Шаповал А.Д., 2010). Особый интерес к общению, видимо, связан с особенностями юношеского возраста; большая доля умственных занятий естественна для обучающихся в вузах. Слабость духовной составляющей в их образе жизни обусловлена ее неактуальностью и общей незрелостью личности, узостью интересов.
Сходные данные получены на 60 взрослых (27м+33ж) старше 30 лет (ср. возраст 33 года) с высшим образованием, занимающихся и не занимающихся по оздоровительной системе М.С. Норбекова (Безикова И.И., 2006, Москва). В среднем у всех максимально выражены занятия: умственные, общение с лицами противоположного и своего пола, в группе. Минимально выражены: творчество, занятия на природе и рутина. Такая структура занятий характерна для не занимающихся оздоровительной практикой. В группе занимающихся наиболее выражены умственные и физические занятия, обращение к вечному, уединение. Меньше всего уходит время на творчество, общение с природой и городские дела. У них намного сильнее выражено обращение к общим вопросам жизни и устройства Мира. И здесь мы видим тот же общий для всех этих групп недостаток: очень мало в их жизни творчества и занятий на природе, а у студентов и не занимающихся практикой - еще и физических занятий.
В нескольких исследованиях получены противоречивые данные о достоверных различиях между респондентами мужского и женского пола по показателям срА, срБ методики ОЖ и по «оптимальности ОЖ» методики ИГЛ-2 (Бузян В.В., 2007; Шаповал А.Д., 2010; Корякина М.В., 2013; Мотков О.И., 2015 и др.). В большинстве из них не обнаружено существенных различий. Однако в работе М.В. Корякиной показано достоверное преобладание выраженности занятий срБ у 26 женщин по сравнению со срБ 24 мужчин (юношеский и средний возрасты в обеих группах). У них обнаружен более гармоничный ОЖ . По «оптимальности ОЖ» существенного различия между теми же группами не выявлено. Найдены существенные различия по отдельным видам занятий. Девушки 11 классов гимназии и ПТУ г. Электростали МО, ср. возраст 16,7 лет, достоверно превосходят юношей по выраженности умственных занятий и групповых дел, но уступают им по физическим занятиям (Бузян В.В., 2007). В работе И.И. Безиковой (60 исп. = 33Ж+27М, ср. возраст 33 года, образование высшее) показано, что у мужчин достоверно выше выражены обращение к вечным темам и интерес к противоположному полу (р < 0,026 и р < 0,04). По общим показателям срА и срБ различий нет (Безикова И.И., 2006).
Утверждение о том, что ориентация на максимальные достижения часто в конечном итоге оборачивается "пирровой победой", ведет к нарушениям в здоровье, фанатизирует личность, ведет к деструктивным отношениям с людьми и в целом дисгармонизирует жизнь подтверждается результатами исследования нашей дипломницы (Линок А.В., 2006). Среди 51 сотрудника компании «Голден Телеком» самые низкие показатели по ГОЖ обнаружены у 6 начальников отделов: по выраженности занятий СрБ у всех этот показатель ниже 2,92 баллов. В той же работе показано, что уровень гармоничности снижается в случае, когда человек слишком погружен в работу, посвящает ей большую часть своего времени, не умеет полностью переключаться на другие дела или проблемы (у испытуемых-трудоголиков №№ 31 и 33). По результатам доверительных бесед с сотрудниками выявлено, что низкие показатели ГОЖ связаны также с неудовлетворенностью работой, низкой зарплатой, проблемами в личной, семейной жизни, невозможностью заняться желанным делом (№№ 22, 23, 30, 32, 34, 39, 48, 49).
Дипломник В.В. Бузян провел факторный анализ данных 112 учащихся 11 классов гимназии № 20 и ПТУ г. Электростали МО (varimax raw). Выявлено два фактора: преимущественно групповая, коллективистская направленность линий поведения ОЖ (тесная корреляционная связь с ним таких занятий как общение в группе, общение со сверстниками противоположного и своего пола, дела в городе, рутина); преимущественно индивидуально-духовная направленность (предпочтения уединения, творчества, умственной работы, размышления над вечными вопросами, общения с природой). Интересно, что групповая направленность ОЖ оказалась взаимосвязана с преобладанием у учащихся внешних ценностей, а индивидуально-духовная - с преобладанием ценностей внутренних (Мотков О.И., 2009; методика «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой). Направленность ОЖ тесно связана со спецификой ценностей личности и определяет в какой-то мере выбор тех или иных линий поведения.
Эти данные косвенно подтверждаются исследованием оценок признаков идеальной гармоничной личности у 120 испытуемых трех возрастных групп (Мотков О.И., 2010). По признаку № 4 «здоровый и разнообразный ОЖ» оценки зрелых (31-61 лет) достоверно превосходят близкие друг к другу оценки групп молодых (17-20 лет) и зреющих (21-30 лет) - р < 0,002. Достоверно выше они оценивают и значимость духовных качеств личности (творчество, доброжелательность, общечеловеческие нравственные ценности - р < 0,03÷0,007). Люди старше 30 лет в целом гораздо выше оценивают признак ГОЖ и духовные качества как важные для гармоничной личности по сравнению с молодыми и зреющими. Можно заключить, что для них характерна более высокая личностная зрелость. Факторный анализ (varimax raw) показал, что признак «здоровый и разнообразный ОЖ» значимо входит в факторы 3 «Духовные качества и ЗОЖ» и 5 «Хорошее самочувствие и ЗОЖ». Людям с высокой гармоничностью ОЖ присущи развитые духовные качества личности и преимущественно позитивный эмоциональный тон, хорошее самочувствие.
В работе М.В. Корякиной (50 чел.: студенты 21,5 лет и люди среднего возраста 35,4 лет г. Москвы) получены высокие положительные корреляционные связи показателей методик «Образ жизни» и «Интегральная гармоничность личности»: r СрА и ИГЛ= 0,652 р < 0,0000; r СрБ и ИГЛ = 0,481 р < 0,0004 (Корякина М.В., 2013). Показатель ГОЖ является важной составляющей общей гармоничности личности. Также высоко прямо связаны внутренний показатель методики ИГЛ-2 «оптимальность ОЖ» и ИГЛ: р < 0,0000. У лиц с высокой гармоничностью ОЖ (по показателю СрБ) по сравнению с низкогармоничными достоверно выше выражены показатели методики ИГЛ-2: «ценности гармоничной личности» и «духовные ценности» (р < 0,001), «оптимальный ОЖ» р < 0,0000, «самогармонизация» р < 0,0002, «жизненное самоопределение» р < 0,0000, «позитивность самооценки» р < 0,0000, «жизненная самореализация» р < 0,002 и «саморегуляция» р < 0,034. У них достоверно выше выраженность всех отдельных духовных ценностей (р < 0,004÷0,001). Высокая ГОЖ соотносится с высокой выраженностью большинства характеристик общей гармоничности личности и, что важно, с более ярким проявлением духовных ценностей. Хотя у лиц с высокой СрБ достоверно выше показатели значимости и реализации не только внутренних, но и внешних ценностей р < 0,02 ÷ 0,001 (методика «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой; Мотков О.И., 2009). Возможно, что у них за счет высокой самооценки наблюдается общий тренд к высокому оцениванию большинства своих личностных характеристик.
Интересно, что у группы с высокогармоничным ОЖ нет значимых различий с низкогармоничными по показателям волевой саморегуляции методики «Волевая саморегуляция» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Видимо, очень сильные волевые качества личности делают ее более напряженной и односторонней, со слабо выраженным чувством меры, что снижает в целом гармоничность ОЖ.
В другой работе было показано, что высокому общему качеству жизни ИКЖ соответствует высокая выраженность гармоничности ОЖ: (Шаповал А.Д., 2010; 40 студентов РГГУ 1-2 курсов). Такая связь обнаруживается только в отношении поведенческого показателя гармоничности выраженности функционально важных занятий СрБ. Параметр силы таких интересов СрА не связан значимо с КЖ. Т.о., ведущую роль в обеспечении высокого качества жизни играет, среди прочих факторов, гармоничная, достаточно разнообразная и яркая, выраженность необходимых занятий, оптимально проявляющееся богатство реального поведения. В том же исследовании выявлены обратные значимые связи между СрБ и эмоциональными акцентуациями характера по тесту Шмишека: с дистимичностью р < 0,028; с тревожностью р < 0,017 и с циклотимностью р < 0,02. В работе М.А. Синицыной выявлена обратная значимая связь показателя «оптимальность ОЖ» по тесту ИГЛ-2 О.И. Моткова с параметром «Большой пятерки» «эмоциональная неустойчивость»: р < 0,01 (Синицына М.А., 2013. Тест «Большой пятерки» NEO-FI Х. Тсуйи, адапт. А.Б. Хромова). Отсюда следует, что повышенная субневротическая эмоциональность мешает самоорганизации гармоничного ОЖ. И в данном случае показатель СрА не обнаруживает значимых корреляций.
В большом исследовании найдена высокая прямая связь показателя «оптимальность ОЖ» методики «Интегральная гармоничность личности» ИГЛ-2 О.И. Моткова не только с большинством переменных этого теста, но и с показателем «общего психологического благополучия» теста «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: р < 0,00000 (Косарева О.В., 2013; 91 чел. обоего пола: 46 танцоров латиноамериканских танцев и 45 нетанцоров, Ростов-на-Дону). Гармоничный ОЖ вносит свою лепту в субъективное ощущение благополучия личности и своей жизни. Здесь же обнаружена и значимая положительная корреляция показателя оптимальности ОЖ с экстраверсией по тесту К. Юнга: р < 0,000. Высокая прямая связь данных по «оптимальности ОЖ» с экстраверсией найдена и в другой работе: р < 0,000 (Синицына М.А., 2013). Т.о., такая психобиологическая черта личности как экстраверсия, по данным Бушара и др. на 62% определяемая генотипом, способствует самоорганизации ГОЖ, наряду с прижизненно образующейся мотивацией, духовными ценностями и собственными усилиями.
В объёмной работе К.В. Мартаковой, охватывающей четыре возрастные группы от 15 до 88 лет - 138 чел., показаны значимые положительные связи «оптимальности ОЖ»: с показателем «образа тела» теста BIQLI Т. Кэша, р < 0,0001; и с показателями «реализации дефицитарных и бытийных потребностей» теста Maslow Motivation Test MMT-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова, обе корреляции на уровне р < 0,0000 (Мартакова К.В., 2013). Высокая оценка респондентом гармоничности своего ОЖ тесно взаимосвязана с высокой позитивной оценкой образа своего тела и с его высокими оценками самореализации как потребностей дефицита, так и бытийных стремлений.
Е.О. Широнина, изучая 40 десятиклассников московской школы, обнаружила высокую прямую связь между выраженностью «оптимальности ОЖ» методики ИГЛ-3 О.И. Моткова и параметром «жизнестойкость» Теста жизнестойкости С. Мадди в адапт. Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой: р < 0,0004 (Широнина Е.О., 2014). Такие важные характеристики личности как ГОЖ и жизнестойкость тесно взаимосвязаны. С повышением гармоничности ОЖ, что требует значительной субъектной активности, повышается и жизнестойкость.
Важно отметить, что в целом ряде описанных выше исследований показатель «оптимальности ОЖ» неизменно высоко и прямо взаимосвязан с выраженностью у респондентов «самогармонизации личности» и «самостоятельности» (по тесту ИГЛ-2 или ИГЛ-3), а также «личностного роста» по Шкалам психологического благополучия К. Рифф. Гармоничный ОЖ создается человеком в том числе и благодаря наличию у него сильной мотивации к оптимальному саморазвитию своей личности и соответствующего, самостоятельно выстраиваемого, поведения.
Люди, занимающиеся латиноамериканскими танцами, демонстрируют достоверно более высокую оценку оптимальности своего образа жизни по сравнению с не занимающимися того же возраста и образования: р < 0,039 (Косарева О.В., 2013). Занятия танцами помогают выстраивать более гармоничный ОЖ.
Е.В. Мордвинова в течение 2 месяцев 2 раза в неделю проводила занятия по развитию психологической культуры личности студентов 1 курса педвуза г. Лесосибирска Красноярского края по модификации «Тренинг- программ развития психологической культуры» О.И. Моткова (Мордвинова Е.В., 2011). Программа включала занятия по развитию психической саморегуляции, самоопределения, личностного саморазвития, социально-психологических качеств и творческих проявлений. Экспериментальная группа добровольцев состояла из 15 чел., контрольная - из 20. До и после тренинга проводилось тестирование всех участников по методикам «Образ жизни», «Психологическая культура личности», «Базовые стремления» и др. О.И. Моткова. Подсчитана достоверность различий по критерию U Манна-Уитни результатов обследования до и после тренинга по всем методикам. В экспериментальной группе получены достоверные различия по показателям гармоничности ОЖ срА и срБ: р < 0,05÷0,01. Они оказались существенно выше после тренинга по сравнению с началом эксперимента. Примерно такие же различия обнаружены в этой группе и по показателям других использованных методик. В контрольной группе достоверных различий нет. Т.о., доказана эффективность модифицированной тренинг-программы развития психологической культуры в стимуляции развития гармоничности образа жизни у студентов педагогического вуза.
В том же городе Н.М. Статирова проводила в течение 3 месяцев с 8 старшеклассницами художественной школы тренинг личностного роста с целью повысить уровень гармоничности их личности (Статирова Н.М., 2001). В итоге получены позитивные сдвиги по показателям ряда методик, особенно по гармоничности ОЖ методики «Образ жизни». Так, сила интересов СрА до тренинга у девушек в среднем равнялась 3,59 б., после него - 3,87 б.; поведенческий показатель ГОЖ СрБ до тренинга составлял 3,23 б., после тренинга - 3,62 б. Т.о., с душой проводимый тренинг личностного роста может реально помочь подросткам гармонизировать их ОЖ.
Оптимальность ОЖ оказалась также достоверно выше у респондентов, получивших психологическое образование, по сравнению с непсихологами с высшим образованием того же возраста: р < 0,02 (Белановский А.А., 2012; 60 чел., 22-24 лет, 30 психологов и 30 непсихологов, группы эквивалентны по полу). Психологическое образование стимулирует самоорганизацию более гармоничного ОЖ.
У россиян, два и более лет занимающихся по системе оздоровления М.С. Норбекова, достоверно выше выражены интересы к функционально необходимым занятиям СрА: р < 0,016 (методика «Образ жизни»); особенно велики различия по интересам к физическим занятиям, к творчеству и к природе, размышлениям над вечными вопросами (Безикова И.И., 2006; 60 чел. - 30 занимающихся и 30 не занимающихся, все с высшим образованием, ср. возраст каждой группы около 34 лет). У них также достоверно выше выражены стремление к психологической культуре и ее поведенческий показатель (методика «Психологическая культура личности» О.И. Моткова), общая конструктивность личности и ее гармоничность («методика «Личностная биография» О.И. Моткова): все различия в диапазоне р < 0,01÷0,00000. Не занимающихся существенно превосходят занимающихся по показателям общения с противоположным полом и дружеского общения с лицами своего пола, поэтому по показателю гармоничности занятий СрБ достоверных различий нет. Регулярные занятия по системе М.С. Норбекова способствуют расширению сферы интересов, особенно духовных (к вечному, к творчеству, к природе), физическому развитию. Дальнейшая гармонизация ОЖ занимающихся должна, видимо, идти также в направлении развития общения с противоположным полом и с друзьями.
В книге В. Яковлева «Возраст счастья», 2013 г. ярко описаны интервью, проведенные в десятке стран с пожилыми людьми старше 70 лет, живущих полной, интересной жизнью. Некоторым из них уже перевалило за 100 лет. Все они занимаются любимым делом, проводят физические и психологические тренировки, танцуют, медитируют, ведут обучающие практические занятия по тайцзицюань, йоге и т.п, бегают, встречаются с внуками и друзьями. Такой гармоничный образ жизни, способствующий долголетию, они построили сами. Эти примеры убедительно показывают, что в любом возрасте можно начать оптимизировать свой ОЖ и добиваться замечательных результатов, счастливой и полноценной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Мотков Олег Иванович, 2015. Кандидат психол. наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва. Электронный адрес: oleg1748@yandex.ru