Этот своеобразный «парк Горького духовных аттракционов» является в высшей степени востребованным как туристами, так и местными населением и, вдумаемся, почему? Что здесь происходит? Несомненно, что все устройство его отвечает эстетическим потребностям, но ведь это место претендует быть духовным центром, и по просветленным и довольным лицам выходящим оттуда можно заключить, что это и удовлетворение неких «духовных» потребностей. Попробуем понять, как же это происходит.
Во-первых, создано все, чтобы создать атмосферу «сакральности». Этому служат архаические символы, тихие медитативные напевы из искусно замаскированных колонок, впечатляющие статуи, система табу вхождения в определенные зоны и прочее и тому подобное. Тем самым достигается особый настрой «вырывания из повседневности», своего рода готовность к трансовому состоянию той или иной степени глубины, в зависимости от впечатлительности посетителя или уже можно сказать - клиента - потребителя магических услуг.
Затем, клиент побуждается провести выстраивание приоритетов личных потребностей и пройти определенный символический ритуал - определенные телодвижения, прикосновения, жертвоприношений. Можно предположить, что в процессе выполнения ритуала, который обязательно подкреплен некоей процедурой отдачи чего-либо, как правило символической денежной суммы, происходит то, что в парадигме НЛП именуется «якорение», то есть та или иная цель связывается с кинестетической-визуальной-аудиальной системой восприятия и в когнитивной сфере образуется условно-рефлекторная связь - если ты что-то сделал для исполнения задуманного, то увеличивается убежденность в вероятности обретения желаемого. В эйфории от возрастания надежды клиент покидает «духовный аттракцион». Именно это мы можем именовать «закрытой» разновидностью религиозно-ориентированной психотерапии, с известной долей условности, хотя бы потому, что психотерапия несомненно здесь присутствует, ритуалистическая «духовность» тоже, а вот религия - нет.
Не будем превозноситься и обольщаться конфессиональными и транскультуральными различиями. По тому же самому механизму происходит то, когда наши клиенты говорят: «Да, я не особенно верующий, но могу зайти в церковь и поставить свечку». Или выстраиваются многочасовые очереди к той или иной христианской реликвии, когда люди терпеливо выстаивают их в надежде на чудо, зачастую не имея ни малейшего представления о том, к чему им предстоит благоговейно приложиться. И здесь мы далеки от того, чтобы кого-либо обличать в суеверии или невежестве. Более того, мы не откажем этому явлению в своеобразной «психотерапевтичности», поскольку это без сомнения для нас, может быть эффективно. Если критерием психотерапии является то, что может принести пользу, то мы подпишемся - это может сработать. Возыметь действие. Но мы позволим себе именовать это «закрытой» разновидностью религиозно-ориентированной психотерапии, поскольку религиозные ценности использующиеся здесь имеют прикладное значение, являются фоном, а не фигурой, аккомпанементом, а не мелодией, что дает нам основание уточнить о чем идет речь. Это функциональная, прагматическая, а точно дефиницируя - псевдо или магически религиозно-ориентированная терапия, поскольку в ней присутствует лишь один полюс - клиент и реализация его запроса через обряд, ритуал, инициацию, однако ситуация одиночества клиента здесь очевидна, наряду с механизмом разнообразного, но всегда механизированного программирования, своего рода «кодирования на результат».
Однако, логически продолженная до конца разновидность этой терапии неминуемо приводит нас к самому опасному явлению наших дней, тому что мы назовем оптимистической религией. Исторически она проистекает из оккультно-ориентированной психологии new-age, но в наше время и в нашей стране узнаваема по другим параметрам, в числе которых назовем следующие декларации ее адептов.
Что же из себя представляет вторая разновидность терапии, если таковая существует вообще? Как следовало из представления модальности ОППЛ «религиозно-ориентированная психотерапия», в ее парадигме практикующие специалисты не используют веру в те или иные религиозные ценности, но апеллируют к самой возможности веры, принимая во внимание духовное измерение человеческой личности.
Поясним исходя из клинических реалий. По-видимому, никому из коллег не приходилось сталкиваться с клиентом, начинающим беседу с утверждения: «Мне хорошо, доктор» (если не предположить редкую вероятность встречи с гипоманиакальным пациентом J) . Итак, из самого факта бытия клиентом мы можем безошибочно предположить, что наш визави находится в ситуации страдания. Страдания, - амплитудой от каприза до катастрофы, от дискомфорта до суицида. И тут мы вспоминаем В. Франкла, обобщившего опыт человечества чеканной фразой: «Единственный смысл страдания - стать иным». И вслед за ним вспомним другого классика, А. ван Каама, выдвинувшего модель трансцендентной психотерапии и предложившего понимание духовности, как ультимативно человеческой способности к трансценденции - преодоления границ собственного отжившего Я с восхождением, теологически выражаясь, преображением, на более аутентичный уровень, приближением к логосу нашего бытия.
Отсюда, мы будем понимать добросовестную хорошую подлинную терапию не как снятие симптомов, а точнее, исчезновение симптомов через «становление иным, переход доселе ограничивающих пределов» личности. И здесь важно понимать, что такого рода трансцензус, трансформация, преображение не может осуществляться простым переструктурированием личностных радикалов, это всегда результат взаимодействия с чем-то таИнственным и тАинственным, чем-то (или Кем-то) выше нашего понимания, перед чем (Кем) мы склоняемся в благоговении и ответ Оттуда никогда не бывает однозначно предсказуемым. Здесь мы вступаем в поистине диалогистическую сферу, то есть - открытость, двустороннесть, взаимодействие.
Казалось бы здесь все просто и знакомо. И тем не менее чудесно. И если чудесность считать критерием духовности, что может быть чудеснее, чем рождение ребенка из двух клеточек, чем дивная целесообразность природы, чем иногда дающаяся нам свобода жертвовать низшим Я самосохранения во имя любви?
И теперь мы вернемся к практической терапии. Вот случай прошлой недели. Паренек, преуспевающий программист, семь лет в близости со своей подругой внезапно застает ее в ситуации неверности. Он приходит к терапевту движимый двумя аффектами: боли и обиды. Рассказывает, что прекратил с ней все отношения, мучается, не принимает оправданий с ее стороны, посылает гневную и оскорбляющую смску. Приходя, он ищет солидаризации со специалистом в негодовании на нее, приглашает к сочувствию ему в ситуации, кажущейся ему в высшей степени несправедливой и незаслуженной.
И здесь наверное проступает отличие профессиональной терапии от дружеского утешения. Специалист неспешно и тактично старается перенести акцент, не преуменьшая глубины страдания, с позиции «За что так со мной?» на более ответственную (вспомним название хорошей монографии игумена Евмения «Духовность есть ответственность») платформу «Что (кто) есть я». Подчеркнем, что терапевтическое взаимодействие осуществлялось в парадигме «анонимной духовности», то есть пациент открыто исповедует принципиальный и необратимый атеизм. А когда невозможна встреча с Богом, пациент приглашается к встрече с самим собой, но таким собой, которое отвечает высшим его представлениям о себе (сверх Я в психоанализе).
В неспешной беседе обсуждается соответствие его поведения наличествующим у него идеалам, среди которых наиболее созвучным ему оказался «самурайский кодекс бусидо». Клиент приглашается к трезвой самооценки с позиций благородства, невозмутимости, стойкости. Такой подход представляется нам примером «открытого» типа терапии, поскольку мы оба с ним не знаем, что произойдет в результате его трансцензуса к более высоким нравственно формам поведения. К концу терапевтической встречи у клиента появляется аффект стыда вместо захлестнувшей его ранее обиды. Если б применили «закрытую» терапию, то мы бы ставили результат стирания из памяти стрессового эпизода, возврат любимой девушки, ну словом не отличались бы от «ворожеи- приворотчицы». Результатом встречи явилось решение клиента отправиться к неверной любимой с извинениями. И далее происходит неожиданное. Может быть чудо. На следующий день он приходит словно просветленным. Он говорит, что благодарен за происшедшее с ним. Девушка сказала ему, что давно любит другого, и он от этого испытал облегчение и душевную гармонию, его словами: «Раз на свете есть люди, которые могут бросить все из любви, то на этом свете стоит жить».
Еще раз, в чем же здесь открытость? А в том, что мы, отважившись апеллировать к духовности на том уровне, который доступен нашему клиенту, не зная что произойдет в результате, доверчиво вверяя себя промыслу. Мы расчищали характерологические завалы саможаления, обиды в виде стремления к примитивной справедливости и не ошиблись, когда актуализировали евангельское «милость превозносится над судом».
Продолжение истории. Он был вчера. Как и следовало ожидать,
наступил период реактивной депрессии. Но мы же договорились
взывать к "высшим" ценностям. И пусть меня упрекнет
дедушка Фрейд, предпочитавший "низводить" сферу
инсайтов, мы со СПУТНИКОМ, рассуждали примерно так (далее не
прямая цитация встречи, но "эстрагирование"):
СТРАННИК: Мне реально плохо. И потому что это произошло.
И это лишь укрепило меня в мысли, что бОльшую часть людей
следовало умертвить. Для их же блага.
СПУТНИК: Итак, мы имеем две реальности - твои чувства и
твои убеждения. Emotio & Ratio. А зададимся вопросом,
насколько они влияют друг на друга...
СТРАННИК: В смысле?
СПУТНИК: В причинно-следственном. Если ты выйдешь на
улицу без одежды, следуя убеждениям натуризма, ты или замерзнешь
или будешь обсмеян.
СТРАННИК: Но я считаю, что людей цивилизация испортила.
И вообще, животные мне как то ближе.
СПУТНИК: Понял. Принял. Но ведь ты, программер по
специальности, ведь уловишь такой тезис. Вот, к примеру в нас
встроена операционная система, представил.. Типа при
рождении..
СТРАННИК: Угу, и...
СПУТНИК: А допустим, в нее Кем то "вшит"
драйвер благодарности жизни и любви к представителям того же
биологического рода.
СТРАННИК: А если у меня тут дырка?
СПУТНИК: Тогда операционная система у тебя будет
глючить, жизнь представляться в мрачных тонах скринсейвера и комп
будет искрить то в себя то в других...
СТРАННИК: Понятно, но ведь я не всех не люблю... Есть
люди за которых я готов, ну не знаю, ну жизнь отдать... Но таких
мало.
СПУТНИК: Хорошо, здесь притормозим. При твоей программе
"готов отдать жизнь за близких и не переношу остальных"
ты чувствуешь себя хреново, но в меру. А если ты просто
попробуешь жить по программе "как мне жаль, что я не могу
обнаружить в себе ни резона, ни отваги в том, чтоб иметь
возможность отдать свою жизнь за всех". Помнится, один
Парень так поступил. И депрессии у него не было. А у тебя есть.
Факт?
СТРАННИК: Ну..
СПУТНИК: Знаешь, иногда картинку можно сменить усилием
воли. Уж что-что, а у благородного самурая эта добродетель
есть.. Попробуй напрячь волю в этом направлении и посмотрим, что
из этого выйдет... Обсудим через неделю.
СТРАННИК: Это все?
СПУТНИК: Хочешь таблетки?
СТРАННИК: Нет.
СПУТНИК: Ну, значит все....
Белорусов С.А. - координатор модальности "релиогиозно-ориентированной психотерапии" ОППЛ