ENG
         
hpsy.ru/

../../О проекции категорий традиционной духовности на психотерапевтическую реальность

Модификация названия моего сообщения на нашей секции в рамках Рождественкой недели связано с тем, что мы - участники РОП-модальности - приняли решение провести сегодняшнюю нашу встречу так, чтобы в ней больше звучало фактологического материала, фрагментов реально происходивших терапевтических событий. Ведь изначально, учреждение нашей модальности в составе ОППЛ было продиктовано стремлением акцентировать то, что мы отдаем приоритет практике в клинико-феноменологическом смысле сравнительно с теоретизированием и схемотворчеством, отказываясь от неуклюжих "психолого-теологических гибридов".

В предлагаемом сообщении 80% контента - воспроизведение реальных психотерапевтических взаимодействий и целью этого является апология тезиса того, что духовные реалии (более подробное изложение нашего понимания духовности прозвучит на пленарном докладе) помимо прямой и эксплицитной богословкой значимости, оказываются терапевтичны, будучи в имлицитном и редуцированном виде проецированы на ниже лежащие, условно - психоэмоциональные - онтологические уровни.

Религиозно-ориентированная психотерапия - явление многогранное и разноплановое. Выбор направлений и техник здесь определяется компетентным специалистом и, как один воин, лучше владеет мечом, второй копьем, а третий - пращой, то и присутствующие здесь докладчики поделятся случаями тех терапеветических интервенций, в которых духовная составляющая процесса проявилась наиболее отчетливо в результате эффективного применения стратегии мастера.

В настоящем сообщении предлагается иллюстрация того, что можно именовать "прикладное богословие", то есть своего рода высвечивание "духовного в повседневном", актуализация высоких смыслов в жизненной рутине, аккуратный подбор аналогов аскетических понятий применительно к ситуациям проблем и страданий наших клиентов.

Аскетика в ее теоретическом и практическом смысле является неотъемлемой составляющей любой традиционной духовности, в отличие от псевдодуховных течений столь широко овладевающих умами и душами наших современников. Ведь если мы примем, что высшей духовной категорией является любовь, и задумаемся, а можно ли как то ее квантифицировать, то поймем, что единицей измерения любви является понятие жертвы. Жертва - это нечто неотъемлемо и по праву твое и то, что ты движимый стремлением любви с радостью и благодарностью отдаешь. Это не подарок - дарят ведь легко и от избытка, а настоящая жертва - "отдирается" тобой от себя и боль от этого мучения окрашена сладостью посвящения любимому, этот путь воплощения почтения, преклонения, благоговения, способ истинного выражения истинной любви.

Аскетическое делание начинается с готовности к подвигу. Само слово подвиг, ведь еще несет в себе смысловую нагрузку - подвИг, то есть элемент движения, динамический компонент, осуществляемый в направлении преодоления себя - себя отжившего, устаревшего, окостеневшего. Эта готовность двигаться происходит на аффекте смелости, мужества, отваги, дерзновения, иногда даже несколько зашкаливающей лихости. Пример актуализации этого признака - воинственности, буйности мы предлагаем в следующем терапевтическом событии.

СОБЫТИЕ 1

СТРАННИК (успешный менеджер 27 лет, настороженный, недоверчивый, ироничный): У меня проблемы со сном. Это единственное, что меня конкретно беспокоит. Порой сплю хорошо, но чаще боюсь, что проснусь и принимаю то феназепам, то валерианку. Совсем уж снотворных боюсь. Но приходилось, проснувшись в 4 утра словно вдогонку, чтобы «выспать» еще три часа, «догоняться» пол-таблеткой иммована. И наутро часто разбитость…

СПУТНИК (принимая вальяжно самоуверенный вид, чтобы сбить гладкий, по-видимому, многократно повторяемый монолог о проблеме): Ага… бессонница… и давно?

СТРАННИК: Года три.

СПУТНИК: Странно, странно в таком возрасте … И с чего бы?

СТРАННИК: Ну, там были обстоятельства, когда надо было почти не спать

СПУТНИК: Чего ж было то?

СТРАННИК: Ну, не суть…

СПУТНИК: Ну да, не Ссуть (рискованная попытка быстро достичь раппорта через регрессию к грубости, снижение драматики страдания через нарочитую вульгарность)

СТРАННИК (ведется, настороженность снята): Доктор, ну я уже извелся. Вы не знаете, что такое не спать.

СПУТНИК (в состояния достигнутого доверия проводит рациональную терапию): Не знаю. Но знаю, что такое бояться не спать. Видел, как вокруг этого накручивают страхи. Ведь собственно бессонницы и нету. Сон - оно как дыхание, как потенция, как одна из тех вещей, которые должны быть автоматичны. Организм всегда спит столько ему надо. Просто примите это на веру. А с вами происходит то, что вы пытаетесь отрегулировать автоматику, перестраховаться, боитесь сбоя.

СТРАННИК: А как иначе то… Ведь день порой идет насмарку… Вот сейчас новое лекарство выписали - мелаксен. Попробовать?

СПУТНИК (очевидно иронично): Попробуйте. А потом еще что-нибудь попробуйте… Ну продолжите играть, если не надоело.

СТРАННИК (с возрастающей надеждой и несомненным интересом): А как еще то?

СПУТНИК (внезапно воодушевляюще, резко, уверенно): Хотите разом покончить со всем этим. Знаете, просто «переломаться», если реально захочешь, то получится. Держи программу. Значит так: сначала не спишь 36 часов. Предположим с сегодняшнего утра до завтрашних 11 вечера. Сможешь?

СТРАННИК (испуганно): Ой, а если спать захочу? Или давление подскочит? Так ведь и в больницу загреметь можно.

СПУТНИК (на кураже): Ну вот, уже ссышь! Попадешь в больницу - там программу продолжишь. А ее суть вот в чем. В возвращении организму права на сон. Мы отдаем ему это право, и он приспосабливается к тебе, а не ты к нему. Программа проста - просто с завтрашнего вечера ложишься в 11 и встаешь в 7. Спал или не спал. Боялся или не боялся. Что бы ни случилось. От тебя - просто вылеживать 8 часов. Тебе будет трудно. Возникнут масса причин и резонов этого не делать. Тебе захочется попить, покурить, встать в туалет, ответить на звонок, внезапно по телевизору что-нибудь покажут… Но ты воин - ты тупо лежишь. Спишь или не спишь. И твой невроз ожидания испугается твоей решимости, твой внутренний червячок «а вдруг» уснет. Ему просто будет некуда деваться. Через 8 дней твой сон будет автоматизирован. Веришь?

СТРАННИК: Кажется, да

СПУТНИК (улыбчиво снижая пафос): Ну что, когда боевую программу начнем? Или мелаксен?

СТРАННИК: Нет, пожалуй прямо сегодня. Я почти уверен в успехе.

СПУТНИК (пожимает внезапно протянутую СТРАННИКОМ руку): Вперед! И не ссать! (и оба смеются)

Мы проследили задор, импульс, драйв. Но эта динамика должна быть модерирована дисциплиной. Пульс правильного "орто"- делания состоит из чередования порыва с понуждением себя к методичному продолжению духовного художества. Можем ли мы проследить звучание этого мотива в ткани следующей психотерапевтической встречи?

СОБЫТИЕ 2

«Восстанавливай в себе Адама, брате, (а затем и Христа)…»

СТРАННИК (Ему чуть за 30. Очевидно, что ему неуютно в кресле; он все время срывается в интонациях от залихватского пофигизма до неизбывного бессилия): Да, вот, знаете ли, я прямо таки несдержан. Раздражаюсь по пустякам. Могу жену обидеть, а так недавно, поверите ли, ударил.. Ну подвыпил чуть-чуть. А еще ругаться могу, даже матом, на жену…

СПУТНИК: (думает - вообще, человеку, в нашем падшем мире свойственно жаловаться на других, а не на себя… Что это он говорит? Когда к врачу приходил человек с жалобой типа - «я глуп» или «я деспот»? Или он свят? Тогда не ко мне. Или надо разбираться…) (Вслух и нейтрально): Тааак.. и давно эдак вас корежит? (Первый психотерапевтический момент - приглашение к выяснению того, берет ли он ответственность за свое поведение на себя или что то не так?)

СТРАННИК: Вообще то знаете, как женился… Ну, как все женятся… Вначале хорошая вроде, а потом ее мать приехала… У нас ребеночек, так вот она сынишку накручивает, мол папка наш и зарабатывает мало и вообще, сказок нам не читает на ночь… Бесит это меня, доктор, прямо скажу. Представляете, они теперь спектакль ребенку устраивают - сначала жена сказку расскажет, потом теща песенку сынишке споет. А что мне спать, как в утреннюю смену - так - замолчи мол, ты единственного сына не любишь.. И копится это, и бывало, вспылю…

СПУТНИК (присоединяясь по поверхностному типу мужской солидарности..): Ага, ну вспылишь, а как? А дальше то что?

СТРАННИК: Да гнобят они меня, доктор.. Верите те ли, теща заставила пойти в районный психдиспансер, чтобы взять справку, что у меня все в порядке...

СПУТНИК: И вы что, действительно поперлись туда? (В речи - некое глумление для снижения драматизма, который реально осознается специалистом - этот парень просто СДАЕТСЯ, такова его характерологическая структура)

СТРАННИК: Ну да.

СПУТНИК (пытаясь применить методику гиперболы): А если бы Вас послали сдать анализ спинномозговой жидкости (крайне болезненная процедура), то же бы пошли? Или на сифилис?

СТРАННИК (качает головой): - Не знаю, лишь бы им было спокойно.

СПУТНИК: А давайте представим, что им ( я имею в виду жене и теще) не будет хорошо никогда. Их кайф - Вас иметь. Это может быть так?

СТРАННИК: Я не думал об этом. Сейчас, когда вы все выстраиваете, то наверное, так и есть..

СПУТНИК: Разбираться почему так произошло с вами можно долго. А времени нет. Ребенок растет. Вы хотите сохранить семью. Но энергетический расклад сил в вашей семье очевидно не в вашу пользу. Вы чувствуете это? Вы ощущаете себя бессильным?

СТРАННИК: Да, я все время хочу развестись.

СПУТНИК: И это вариант. Разведетесь. Но останетесь тем же парнем, парнем, которому можно сказать пошел вон, а потом направить в психдиспансер с раздражительностью не в меру…

СТРАННИК: Не разводиться?

СПУТНИК: Не разводиться! И не потому, что это создаст проблемы для вас. И не потому, что это грех по-церковному. А только потому, что это ничего не решит. Проблема то в вас, вы знаете?

СТРАННИК: Ну, с тем же я и пришел, точнее они меня направили.

СПУТНИК: Конечно. Точнее. С тем, что вы в какой то момент изменили своему призванию. Быть сильным в силу одного простого факта, что вы мужчина(«Москва слезам не верит» (с)). Нести ответственность за все происходящее. Ведь что происходит? Вы приходите ко мне с жалобами на эпизоды вспышек действительно безобразной ярости, но ведь это ничто иное, как компенсация вашей приниженности и сдачи в плен в остальные дни… Верно?

СТРАННИК: Да. Точно, а как быть?

СПУТНИК: А вот тут сложно. Надо говорить, как сформировался ваш характер, как вы предпочитали приносить собственное разумение о добре и зле в жертву спокойствия?

СТРАННИК: Да, я приду еще. А пока что делать?

СПУТНИК: Вы знаете, очень мудрый человек наших дней, подвижник Иоанн Крестьянкин предложил так называемый «Путь добрых малых дел». Суть этого метода проста. В вашем случае, постоянного отступления от своей ответственной роли в семье, это могло бы быть так: ты начинаешь настаивать пусть на одной, хоть и смешной вещи… Ты говоришь, что не можешь настоять, чтобы ребенка клали спать вовремя? Так ты можешь ведь добиться хотя бы, чтобы твои тапочки дожидались тебя к приходу? Или и это слабО? Тогда может быть, чтобы чайник был горяч к твоему просыпанию? Я не знаю деталей твоей жизни.. Прояви творчество и будь настойчив в достижении хотя бы одной цели. Но добейся ее. А затем вторую. И так, расширяя круг ответственности семьи перед тобой и тебя перед семьей.

СТРАННИК: Пробовал, пробовал настаивать на своем. Кажущимся мне разумным, но не получалось..

СПУТНИК: Верно. И не могло получиться, пока ты не руководствовался принципом «пусть мало, но четко и бесповоротно». Это духовный принцип. Чем течение реки в узкую плотину пойдет, тем более напор энергии, нет?

СТРАННИК: Ну да.

СПУТНИК: Ты сделаешь это?

СТРАННИК: Попробую.

СПУТНИК: Ты ничего не теряешь. А не практикуя этого пути, ну, ты понимаешь…

СТРАННИК: Понимаю…

На пути "делания себя" возможны и даже обязательны срывы. Бывает, что и дисциплина не помогает. И тогда остается одно - просить и твердо ждать «запредельного» и надеяться, сверх всякой надежды, и верить, что желаемое, коли оно душеполезно и чего так отчаянно жаждешь - выполнимо. И тогда вырываешься из круга… невротического круга, когда кажется, - нет выхода, а поди ж ты…

СОБЫТИЕ 3

СТРАННИК (Ружена, 27 лет. Родом из маленького украинского городка. Яркая броская девчонка, стремившаяся к «глянцу и гламуру», целеустремленная и терпеливая. Оказавшись в столичном городе в 18 лет, «выиграла кастинг, получив шанс в жизни», устроившись на музыкальное телевидение. Хотя она стала неприметным менеджером по рекламе, «все эстрадные звездочки мелькали перед ней, и она была среди них своей». Прошел год и еще полгода, когда один из тех, кто определяет политику этого ТВ-канала обратил на нее свое внимание. Она не устояла. Он старше на 10 лет, у него благополучная семья, но он так красиво ухаживает, «подгоняя 600-й мерс с водителем и заваленным цветами задним сидением» к трапу самолета, когда она возвращается из отпуска. Она влюбляется, и поначалу романтически вдохновительные отношения перетекают в «служебный роман, где всегда на заднем, а порой и переднем плане, присутствует супруга возлюбленного». Она принимает решение - «от этих отношений надо бежать, я хочу, пока молода и красива жизнь как у всех - семьи, детей, своего дома и найти их можно только не здесь». Шеф-любовник обеспечивает ей работу на аналогичном телеканале в Москве. Он решает ее проблемы с жильем и порой проводит с ней отпуска. Отношения строятся так, что он приезжает к ней на выходные каждые две недели, при этом «каждая встреча праздник, связанный с надеждой, а прощание - истерика от разочарования, поскольку нет надежды быть вместе, он слишком благороден, чтоб оставить семью, а как же любовь?»)
СПУТНИК (заранее рассчитывает на ответ «нет»): Вы без него не можете? И с ним ведь не можете, ну так, в том формате, что он вам предлагает? И сами решение найти не можете, и пришла без особой надежды, ну так, подруга посоветовала? Так вот, держите выход. При следующей встрече скажите ему: «Я верю в тебя. Ты сделал меня кем, кто я есть, и это неплохо. Остается немного - сделай меня счастливой. А счастье для меня - замужество. Дай мне мужа - себя или другого, из твоих рук я приму».
Что произошло? Девчонка намечтала себе счастье. Из чего она исходила? Из идеалистически-глуповатых ожиданий. Ну вот и пусть она их доведет до парадокса. Что-то изменится, наверняка. Где духовность? Ну, она сотворила себе идола. Пусть либо низведет его до обычного парня, пусть с большими возможностями, и разочаруется в нем, либо, что действительно будет чудом (а кто это отвергает в духовно-ориентированной терапии?) выйдет за него замуж. В любом случае, это будет уже совсем другая история…

Еще одним, пульсовым показателем аскетического делания является парадокс между рассудительностью и неожиданной спонтанностью, доходящей до непонятности, своего рода юродства. Вот как это может прозвучать в следующей встрече.

СОБЫТИЕ 4

СТРАННИК (28-летняя исхудавшая девушка направлена гастроэнтерологом поликлиники. У нее ощущение жгучих спазмов в желудке и кишечнике, уточняя ее словами - «все что ниже сердца, у меня зажато». Ее история: отношения с ее партнером длятся около трех лет. Тот, очевидно, сильнее ее и, несмотря на то, что пробовали и жить вместе, и просто встречаться, неминуемо возникает ситуация, когда он требует от нее того, что за рамками ее возможностей принятия, прощения, пребывания вместе. Он может хамски обругать ее, беспочвенно и глупо ревновать или сам исчезнуть на несколько дней. Он заставил ее поверить в то, что «это любовь, фатальная и безысходная», а значит, «ей надо научиться принимать его такого, каким он есть просто потому что другого выхода для них обоих нет». И она, кажется, этим прониклась, в том смысле что исповедует собственное бессилие - «Да, я могу ему все высказать, что мне больно, я могу выругаться, я могу сказать ему, что между нами все кончено. И порой мне кажется, что это единственное, чего я хочу. Но, но я не могу противостоять ему. Он будет беспрестанно звонить мне на работу. Он будет ждать меня с цветами у выхода из офиса или у подъезда. Он бросится на колени или начнет меня обнимать и я … я таю… Я не могу противостоять его напору»).

СПУТНИК: Да, я понимаю чего вы не можете. Да, после этого рассказа вы и сами можете истолковать свои телесные расстройства как символ спеленутости. Но вопрос в том, что вы можете. Что еще не использовалось? Если вы скажете - «все уже пробовала и остается расставаться» - вы пригласите и меня в ваши пеленки, предложив присоединиться к беспомощности. Ну, скажем, спев вам успокоительную колыбельную. Нет, на это мы с вами не поведемся. А вот попробуем простое задание. Оно проистекает из принципа - «если не получается, чего не можешь, то сможешь то, что получится». В вашем случае это применимо так - молчите с ним. 17 дней. Предупредите его об этом. Рандомический выбор срока - дополнительный фактор вашей способности влиять на ситуацию, той способности, которую вам показалось, потеряли. И конечно предупреждаю - будьте готовы к запредельным нагрузкам. Будет и телефонный террор с его стороны и попытки обнять и угрозить, но если вы продержитесь назначенный срок - несомненно что-то изменится. Поверьте.

Что здесь произошло? Клиент приходит к нам и предлагает ту систему координат, в рамках которой не предусмотрено выхода из ситуации. Иначе, выход был бы найден без помощи со стороны. В приведенном случае, безусловно схематизированном, сокращенном и шаржированном, следует принять во внимание четыре терапевтических посыла. Первое и универсальное - безусловная константация возможности дальнейшего творческого поиска новых форм восприятия и поведения. Это актуализация онтологической категории СВОБОДЫ. Второе - апелляция к смелости, отваге, решимости, что репрезентирует возможность аутентичного самостояния - БЫТИЯ. Третье - непредсказуемость поведения для партнера неким образом символизирует МУДРОСТЬ. И наконец, четвертое, в данном случае, инструментальное, отсылает нас к почтенной восточной традиции «АХИМСА» - ненасильственному несогласию со злом. Применив эту духовную стратегию в политике, Ганди достиг немалых результатов в освобождении Индии. Будем надеяться, что это сработает и здесь.

А знаете, что еще я мог бы добавить? Аскетика должна быть эстетичной. Те, кто практикует истинно духовное подвижничество - всегда прекрасны. Пусть статуи Будды зачастую булимичны, но не теряют от этого возможности любоваться ими. Во многих житиях православных святых читаем, что старец никогда не мылся но неизменно от его тела исходило тонкое благоухание. Так вспомним про это, когда услышим пример недавней Интернет-консультации.

СОБЫТИЕ 5

СТРАННИК (Здравствуйте. Помогите разобраться в моей ситуации. Я познакомилась с мужчиной из Австралии по интернету и через полгода вышла за него замуж. Сейчас он ждет меня там. Я люблю этого мужчину, но с ним я стала испытывать комплекс неполноценности по поводу роста, веса, маленькой груди... Я стала себя сравнивать с другими женщинами, на которых он обращает внимание. Он мне говорит: "Что ты мне нравишься такой, какая ты есть, но если ты хочешь, ты можешь вставить грудные имплантанты..", или "мне нравится маленькая грудь, но обнимать женщину с большой грудью, приятнее.... у моей первой жены был 5 размер", или "одежда лучше смотрится, когда у женщины большая грудь", "многим мужчинам нравится большая грудь..". Последнее его высказывание: "В кино все звезды имеют большую грудь, и я думаю, это красиво" и т.д. Я стала понимать, что я не соответствую его идеалам красоты. Может ли он меня любить, как он утверждает. И как мне себя вести, что говорить на его доводы? Возможно, это всего лишь мой комплекс неполноценности, с которым я должна бороться? Тогда как бороться? Я не имела раньше таких проблем. Я знала, что я маленькая, но я думала, что это плюс. Теперь я думаю иначе. С уважением Альбина Левина).

СПУТНИК: Здравствуйте. Вы просили о психологической помощи. Начнем.
Я люблю этого мужчину, но с ним я стала испытывать комплекс неполноценности.
- Здесь что то не так. Есть чеканная Евангельская формула: "Любовь изгоняет страх". А также комплекс неполноценности. Проанализируйте, в чем вы побаиваетесь вашего мужа.

Он мне говорит: "... обнимать женщину с большой грудью приятнее.... у моей первой жены был 5 размер."
- Никогда, ни в общении, ни сама с собой не сравнивайте и не позволяйте другим проводить сопаставление вас с другими женщинами. Тем самым вы заранее занимаете оборонительную, а значит подчиненно проигрывающую позицию. Вам стоит проникнуться самоощущением - я такая как есть и этим хороша. Пусть будет счастлив тот, кто любуется вами. Кто считает размеры ваших молочных желез, тому лучше пройти стороной. Это логичнее и экологичнее для обоих.

Последнее его высказывание"В кино все звезды имеют большую грудь, и я думаю, это красиво".
- Достойный ответ: "Хорошо милый, мне тоже иногда бывает забавно посмотреть на большую грудь, пойдем сделаем это вместе.." Заметьте, ни одна из кинозвезд не вышла замуж за вашего мужа, и вообще киногеорини это не реальные женщины, а тени с экрана. Не стоит ввязываться в игру под названием - "а я не хуже звезды". Вы в неравных условиях, а стало быть проиграете. Ведь если бы вашему мужу нравились космонавтки, вряд ли бы вы стали учится носить скафандр.. А если инопланетянки?

Я не соответствую его идеалам красоты.
- Идеалы развиваются, изменяются и, что самое важное, мудрыми женщинами формируются. Прежде всего именно вам надлежит проникнутся истинным ощущением того, что вы прекрасны. Только потому что созданы такой, как только вы примете себя. У вашего мужа возникнет перспектива присоедиться к вам в любовании вами.

Может ли он меня любить, как он утверждает.
- Невозможно любить того, кто не любит себя. Дайте мужу возможность по настоящему полюбить вас. Что начнется с того, что вы пригласите полюбоваться его, разумеется ненавязчиво и кротко гармоничными изгибами вашего тела. Пусть в эстетике вашего дома доминирует до-Рубенсовское искусство. Пусть критерием хорошего вкусая является не вес груди, а стройность, подвижность, плавность, легкость и над всем простирается тотальное ощущение целостного принятия себя. Исподволь, но уверенно, планомерно и постепенно, при условии того, что вы поверите в себя и в свою любовь. Мужу ничего не останется, как либо начать искренне любоваться вами, либо признать себя извращенцем...

Тогда как бороться?
- Никакой борьбы. Только любовь. К себе. К природе. К жизни. К мужу. "Боящийся не совершенен в любви".

Мы подходим к завершению. Обозначены лишь контуры метода мышления, который представляется нам перспективным (см. наш доклад «Седьмая сила» психологии - актуализация духовных ресурсов личности в парадигме вероучительных традиций», Екатеринбург, май, 2007). В дальнейшем мыслится освещение в предложенной парадигме имплицитное освоение в психотерапевтической практике таких явлений как воздержание/ уединение/ сосредоточение/ послушание/ юродство.

А практика продолжается. Каждый день в двери наших кабинетов стучатся новые странники с новыми историями и проблемами, которые кажутся им новыми, но в действительности взывают к оживлению классических духовных традиций. Более того, многие терапевтические ситуации могут быть ненавязчиво катехизическими. Как, например, последняя в нашем сообщении встреча.

СОБЫТИЕ 6

СТРАННИК (Обращается к психотерапевту после серьезного урологического обследования, исключившего органическую патологию. В карте диагноз: "стрессогенное расстройство мочеиспускания". 26-летняя женщина, в удачном замужестве, работает юристом в крупной компании. Первые минуты беседы напряжена и начинает с декларации: "Сама бы я к психологу никогда бы не пришла, но раз уролог направил...")

СПУТНИК: Ну что ж, давайте попытаемся для начала разобраться. Что с Вами происходит и чем можно Вам помочь. Итак, какие проблемы?

СТРАННИК: А что Вы называете проблемами?

СПУТНИК: Ну, наверное то, что для Вас таковым является.

СТРАННИК: У меня нет проблем. Но вы спрашивайте, если Вам надо.

(Итак, налицо ситуация сопротивления. Ее можно трактовать как страх терапевтического контакта. Ход последующей беседы подтвердил это предположение. В конце беседы она признается, что слово "психотерапевт" ее изначально испугало, но успокоение вызвал факт из прочитанной по этому поводу литературы, что это не более чем разновидность врачебной специализации, так что никакой мистики).

СПУТНИК: Мне надо... Мне надо вам помочь. А вам получить помощь. Наши цели совпадают?

СТРАННИК: Да.

СПУТНИК: Хорошо, начинаем следующий круг. Когда началось то, что привело вас к решению искать медицинской помощи?

СТРАННИК: Ну, наверное недели две-три. Я нервничала, и у меня начались позывы в туалет. Часто, раз в полчаса.

СПУТНИК: Две-три недели?

СТРАННИК: Ну, может, полгода... А может года два-три.

(Понемножку она рассказывает всю историю. Но из тактичного приуменьшения следует: а) допущение сознательной или нет, легкой лживости; б) стремление держать терапевтическую ситуацию под своим контролем. Оказывается, что фиксация на том, что ей может внезапно захотеться в туалет возникло с подросткового возраста и тогда же установился ритуал - три четыре раза перед выходом из дома сходить в туалет, а также обязательно перед, допустим, посещением спектакля, потому что в антракте она может не успеть, иногда начинает пробираться меж рядов к выходу за пять минут до окончания акта, всегда боится попасть в пробку, откуда нельзя выйти. Одно время даже вела график своих мочеиспусканий).

СПУТНИК: А можно сейчас сказать, когда та самая напряженность возникнет наверняка?

СТРАННИК: Ну, очевидно на работе.. Когда разнервничаюсь.. Или в метро, если не буду отвлекать себя какой нибудь книжкой.

СПУТНИК: Ага, интересно. И что же вы читаете?

СТРАННИК: Не знаю, поверите ли... Это наверное странно сейчас, но люблю книжки про войну.. Там такие цельные и сильные личности... Ведь без этого не победить.. Вообще, без убеждений как можно быть бесстрашным? Без веры как можно отдать жизнь?

СПУТНИК: Становится все интересней... Простите, а как у вас с тем, за что можно отдать жизнь?

СТРАННИК: Если о том речь, то я вообще то верующая.

СПУТНИК: Ага... Исповедуетесь? Причащаетесь, сестренка?

СТРАННИК: Нет, нет, нет... Я к Новоапостольской церкви принадлежу, я не православная. Зачем все эти священники - посредники, какие то святые, какие то обряды?

СПУТНИК: Ну, если вашу мысль логически безупречно продлить дальше, то получится: зачем собрания верующих, зачем все эти церкви, ведь Бог Он везде...".

СТРАННИК: Ну, так далеко я не думала...Но все же знаете, православие - это же язычество наполовину.

СПУТНИК: Правда? В чем же?

СТРАННИК: Ну там, Иван Купала, Масляницы всякие.

СПУТНИК: А Православие тут при чем?

СТРАННИК: Ну, я так глубоко не копала... но все эти украшения, храмы, иконы, святые опять таки.

СПУТНИК: Гляжу, а у тебя браслет на руке, покажи поближе... Ага, вижу, красивый... Умница, себя любишь.. А ведь это свойство человеческое - что любим, то украшаем. Верно? И еще... кто человеку по сердцу, с тем он и хочет быть. Вот от этого может и святые в Православии. Мы к ним прибегаем, чтоб с ними быть, иметь к ним отношение. Любим мы их, поскольку они любили Христа, каждый по своему, своей дорожкой..

СТРАННИК: Ну, не знаю. Допустим... А впрочем, имеет ли это оношение к моему неврозу?

СПУТНИК: Дык, есссно.. Самое прямое. Вот, скажем, из нашего теологического диспута пока я почувствовал одно - ведь ты упряма?

СТРАННИК: Вот это уж точно.

СПУТНИК: Итак, можно сказать, что тому, что тебе оказывается близким, ты придаешь значимость истины... Не думая далеко, не копая глубоко..

СТРАННИК: Я об этом не думала, но вполне вероятно и похоже..

СПУТНИК: А тогда может быть справедливым и обратное - тому, чего ты боишься, а именно оказаться в неловком положении со своим мочеиспусканием, что в принципе маловероятно, но какое нам дело до истины, раз страшно, то надо бояться, раз есть вероятность, то следует ее учитывать, итак плевать на истину, лишь бы была значимость для меня.

СТРАННИК: Так я что то вас не понимаю... Вы к тому, что если я стану православной, то невроз пройдет?

СПУТНИК: Если ты станешь православной, настоящей, истинной, то ты станешь богом по благодати в вечности. А боги, знаешь ли, неврозами не страдают.

СТРАННИК: Я помню, что вы только врач.

СПУТНИК: А я помню, что у тебя невроз. И помню, что обращение тебя в православие не есть моя миссия. Поэтому, делаем еще круг.. В нашей науке есть предположение о том, что функция невроза в том, чтобы встряхнуть человека, о чем то ему напомнить, что-то подсказать.. Вот в твоем случае, придумай, о чем мог бы быть твой мочеиспускательный невроз?

СТРАННИК: Ну может, в том чтоб не раздражаться, быть спокойной.

СПУТНИК: Спокойны покойники. А мы живы. И раздражение есть физиологическая функция организма. Думаем дальше...

СТРАННИК: Я должна измениться?

СПУТНИК: Ну наконец то... Именно.. Если сможешь... Иногда удобнее болеть.

СТРАННИК: А какой я должна стать, чтоб все это прошло?

СПУТНИК: Ну, скажем, такой, чтобы этот наш разговор был бы неинтересен для тебя. Чтоб он не ставил тебя перед выбором. Чтобы было не то, что спокойно, а ясно на душе. Чтобы возможности воспринимались не как опасности, а как новые веселые пути. Чтоб другие радовались, что ты христианка, а то, упомянула ты, муж напрягается?

СТРАННИК: Ну да, я ему все книжки подсовываю из нашей церкви, мол почитай и изменись...

СПУТНИК: Вот, вот, вот... Ты сказала... Больше всего призывает людей к изменению тот, у кого самого невротические блоки к тому чтоб меняться. Знаешь, действительно в мои профессиональные обязанности не входит прояснять твое вероисповедание. Но если это большая часть тебя, то давай вот что прикинь... Какой тебе надо стать, чтобы не из книжек, а глядя на тебя муж захотел бы быть христианином..

А ведь продолжать эти истории можно бесконечно. И у каждого специалиста (СПУТНИКА) вспомнится своя. Парадоксально, но их объединяет разные судьбы и ситуации. Но в принципе, у клиента (СТРАННИКА) нет духовного запроса, в то время как терапевт в процессе помощи апеллирует к тому уровню духовности, который присутствует к страждущего здесь и сейчас. У приснопамятного вл. Антония (Сурожского) есть изумительный, можно четко сказать, психотерапевтический прием - «Обращайтесь к собеседнику, как бы выше его уровня, и тогда он будет вынужден подтягиваться до него».

Отметим, что в приведенных случаях прямолинейная церковная лексика оказалась бы очевидно неуместной. Несомненно, что терапевт учитывает это и сознательно жертвует ей для того, чтобы быть вместе с клиентом. И здесь можно ассоциативно припомнить красивую средневековую притчу. Один аббат укорял бродячего циркача - «Ну что у тебя за постыдное ремесло… Ну, глянь, как у нас в соборе, стоят молчаливые прекрасные статуи, все так благолепно и чинно, ну разве ж это не умилительно?» Пригорюнился акробат, присел на церковную скамеечку, призадумался, тронут был сердцем, а потом как встряхнет головой и вскрикнет: «Ну ничего из ваших песнопений, святой отец, я не знаю, но так мне запал в душу трогательный рассказ о милости Богородицы к нам, грешным, то ради Нее сделаю-ка я то, что единственно умею делать хорошо - пройдусь колесом по храмовой лужайке». И улыбнулась тогда статуя Божией Матери.. Вот так и нам, РОП-терапевтам, порой приходится «ходить колесом»…
Спасибо.

Белорусов С.,

Белорусов С.А. - координатор модальности "релиогиозно-ориентированной психотерапии" ОППЛ

См. также
  1. Белорусов С. Экзистенциально-ориентированная психотерапия
  2. Белорусов С. Опыт трансцендентной психотерапии
  3. Белорусов С. Теория трансцендентной терапии и практика формативного консультирования
  4. Белорусов С. Метапсихология эротической любви
  5. Белорусов С. Психология страха смерти
  6. Белорусов С. Идеалистические мотивы в отечественной психологии, психиатрии, психотерапии
  7. Белорусов С. Психология духовной зрелости личности в перспективе святоотеческого подхода
  8. Белорусов С. Православие и психотерапии от него производные
  9. Белорусов С. Клиническое богословие шизофрении
  10. Белорусов С. «Седьмая сила» психологии – актуализация духовных ресурсов личности в парадигме вероучительных традиций. Постановка проблемы и примеры практической реализации.
  11. Белорусов С. Два типа религиозно-ориентированной психотерапии
  12. Белорусов С. Религиозно-ориентированная психотерапия
  13. Белорусов С. Процесс духовно-ориентированной психологической помощи
  14. Белорусов С. Крохи под столом