ENG
         
hpsy.ru/

../../Смысложизненные и ценностные ориентации подростков с низким экономически статусом

Недостаточное материальное обеспечение семьи создает для подростков существенные ограничение возможностей (Ф.Райс) в получении образования, отдыха, спектра социальных контактов. Увеличивающееся расслоение общества обуславливает осознание унизительности своего положения либо вызывает девиантное поведение и бунт. Любая проблема (болезнь, потеря работы, семейные конфликты) может стать глобальной, приводить к стрессам. Порочный цикл бедности начинается с низкого уровня образования, сужающего возможности управления жизнью. Родители хотят воспитать своих детей порядочными, считают, что хороший табель будет залогом будущего продвижения, у них не всегда хватает сил и знаний на развитие личности ребенка, а в многодетных семьях может вообще не хватать времени. Подростки рано обретают материальную, социальную и эмоциональную независимость от семьи, что формирует зависимые отношения с ровесниками.

Мы целью своей работы ставили определить, какие смысложизненные и ценностные ориентации характерны для 11-12 летних подростков, учащихся в интернате-пятидневке (N=20), куда направляются муниципальным органом управления образования дети из неблагополучных, малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Их результаты мы сравнивали с данными, поученными при опросе школьников (N=20).

Осмысленность жизни (Тест СЖО Д.А. Леонтьева) у учащихся в интернате подростков меньше (ср. 100,75б/109,9б). Они менее удовлетворены прошлым этапом в жизни («результат»-25,45/28,15) и процесс жизни воспринимают менее интересным (29,3) по сравнению со сверстниками (34,4). Важным, на наш взгляд, является то, что целевая ориентация у них снижена меньше (30,6/32,6). Локус контроля - Я и локус контроля-жизнь имеют более низкий показатель (18,95/24,65 и 28,9/33,2), т.е. они меньшей верят в возможность добиться своих целей в жизни, отчасти фаталистичны. Наиболее важными терминальными жизненными ценностями (МИЦО М.Рокича) для них являются здоровье, любовь, развитие, интересная работа. Меньше всего их привлекают творчество, общественное признание, активная деятельная жизнь. Для школьников - это уверенность в себе, любовь, творчество, счастливая семейная жизнь, а не важными являются - здоровье, развлечения, жизненная мудрость, счастье других, развитие. Т.е. по ценностным ориентациям - здоровье, творчество, развитие, уверенность в себе и активная деятельная жизнь - различия наиболее выражены. Учащиеся в интернате подростки считают, что смогут достичь своих целей с помощью честности, образованности, воспитанности, независимости, для школьников таковыми являются эффективность в делах, широта взглядов, независимость, самоконтроль. Наибольшие различия - между в способах достижения целей подростков проявляются в честности, образованности, широте взглядов.

В структурах смысложизненных ориентаций в ситуации субъективации жизненных целей мы наблюдаем следующие различия. В актуальной жизненной ситуации учащихся интерната структура СЖО отличается незначительно: СЖО на самореализацию чуть ниже (50%/57%), на гедонизм чуть больше (15%/13%), а на частную жизнь чуть ниже (15%/19%). То. что эти СЖО для них главнее - это социально-типично. В заданной идеальной ситуации структуры СЖО мало отличаются, главными являются СЖО на гедонизм и частную жизнь. Причем, стремление к удовольствию представлено преимущественно целями, способствующими расширению социальных контактов и впечатлений («поехать на скоростной электричке», отдохнуть на курорте в Сочи»). В заданной ситуации экзистенциальной фрустрации подростки пытаются в рамках СЖО на гедонизм успеть реализовать те цели, которые еще не осуществились («последний раз хорошо покушать», «сходить в компьютерный клуб»), часто это решается деструктивно («врезался в поезд и взорвался», «работал бы охранником и меня убили» - 11%). Деструктивность у школьников не присутствует, а гедонизм менее выражен (45% против 24%). Ситуация активизации субъектности свидетельствует, что для учащихся интерната самой важной является все же СЖО на самореализацию (40%). Для школьников это важно, но не в такой мере (38%). Очень значительные различия в показателях СЖО на гедонизм. Для подростков из интерната они составляют 27% против 14%. В отличие от школьников в структуре СЖО учащихся интерната присутствуют СЖО на стабильность и деструктивность. Вероятно, сильно выраженная социальная депривация способствует этому.

Итак, подростки из малообеспеченных семей переживают свою жизнь как менее осмысленную, прошлое склонны оценивать как малопродуктивное, настоящее для них переживается как неудовлетворительное. Это приводит к тому, что в их структуре СЖО постоянно присутствует СЖО на стабильность. Они не совсем уверены, но считают, что отчасти могут управлять своей жизнью, имеют некоторую свободу выбора, но нередко склонны отдаться на волю судьбе, фатуму. Поэтому в сложных фрустрирующих ситуациях они предпочитают СЖО на гедонизм и деструктивность. Несмотря на то, что уровень их ответственности за свою жизнь ниже, чем у школьников, тем не менее, это может им помочь осуществить те цели в будущем, которые и придают им смысл существования. Притягивающими их смысл ценностями является здоровье, любовь, развитие, что соответствует преобладающей в их структуре СЖО на самореализацию. И на данный момент они будут пытаться этого добиться с помощью ценностей, замыкающихся на индивиде - честности, образованности, воспитанности, независимости.

Литература:

  1. Акопов Г.В., Быкова Н.Л. Смысложизненные ориентации как социально-специфическая характеристика группового сознания //Смысл жизни. Педагогика. Психология /Самарский филиал МГПУ. Самара, 2005.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1992.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Спб,2000.
  4. Леонтьев Д.А.Методика изучения ценностных ориентаций (МИЦО). М,1992

Боброва Л.С., Быкова Н.Л., Торопова А.М.,

Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах симпозиума и Психологического института Российской академии образования

См. также