Брак является исторически меняющейся социальной формой отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общество пытается регулировать между ними супружеские и родительские права и обязанности (А.Г. Харчев). Урбанизация повлияла на мотивы вступления в брак - возрос свободный выбор, усилились миграционные процессы, изменилось влияние религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков (Л.Б. Шнейдер). Поскольку жизненный смысл субъекта, возникающий в процессе жизненных отношений, отражает также смысловую связь межу субъектом и комплексом объектов, стоящих за партнером по браку, мы посчитали необходимым изучить смысложизненные ориентации у людей, не состоящих в браке (от 21 до 65 лет), отдельно у женщин, субъективно переживающих одиночество и женщин-домохозяек.
Структуры СЖО у людей состоящих (N=336) и не состоящих (N=154) в браке в ситуации субъективации жизненных целей практически не отличаются, приоритетными для них являются социально-типичные СЖО на частную жизнь, самореализацию и гедонизм. В заданной ситуации экзистенциальной фрустрации у холостых отмечается предпочтение СЖО на гедонизм как «уход» в эго-потребностные цели, для них характерно преобладание показателей по СЖО на означивание ценности жизни (ОЦЖ), стабильность, деструктивность. Люди, состоящие в браке, в сложных жизненных ситуациях склонны находить поддержку в межличностных контактах (СЖО на частную жизнь), опираться на СЖО самореализации, присутствует статистически значимая тенденция роста СЖО на саморазвитие. Гендерные различия во фрустрирующей жизненной ситуации проявляются в тенденции женатых мужчин (N=85), в большей мере предпочитать СЖО на самореализацию, чем холостых (N=40). В ситуации активизации субъектности отмечается тенденция к преобладающему значению для людей, состоящих в браке, СЖО на частную жизнь. Холостых характеризует тенденция к проявлению СЖО на деструктивность, образующуюся в результате выбора ауто- и интро-агрессивных жизненных целей только неженатыми мужчинами (у женщин нет).
В динамической структуре СЖО у женщин, субъективно ощущающих себя очень одинокими (Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона), СЖО на самореализацию занимает вторую позицию и имеет одинаковые значения для обеих групп женщин. В ситуации заданной экзистенциальной фрустрации одинокие в большей мере (p< 0,05) стремятся найти опору у других (СЖО на частную жизнь). В их структуре отсутствует СЖО на статус, значимо снижена (p< 0,001) СЖО на означивание ценности жизни, отмечается тенденция (p< 0,05) к росту СЖО на гедонизм, существенно выражена СЖО на саморазвитие (p< 0,001), которая достигает значений 30% по сравнению с 10% у замужних, СЖО на стабильность имеет в два раза меньшие значения. Ситуация активизация субъектности у женщин, субъективно переживающих одиночество, обнаруживает на уровне тенденций некоторые структурные отличия (p< 0,05). Это повышение СЖО на частную жизнь и самореализацию, а также отсутствие СЖО на статус и стабильность. Существенным отличием их структуры является СЖО на саморазвитие, которая достигает 40% по сравнению с 10% у замужних (p< 0,001).
Корреляционный анализ связей уровня субъективного одиночества с показателями шкал Методики диагностики самоактуализации личности А.В. Лазуткина (адапт.Н.Ф. Калина) и Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда позволяет нам утверждать, что снижение уровня субъективного одиночества на уровне статистической значимости (p< 0,01) связано со снижением самопонимания, аутосимпатии, контактности, спонтанности, низкой гибкостью в общении, а также сниженным эскапизмом (неумением уходить от проблем). Статистические различия наблюдаются по следующим параметрам: одинокие женщины в большей мере не понимают и не принимают себя, а также в большей мере не принимают других. Данные результаты, на наш взгляд, согласуются с качественной спецификой структуры СЖО незамужних женщин, субъективно переживающих одиночество. Проблемы с самопониманием и самопринятием, по-видимому, обусловливают большое значение для таких женщин СЖО на саморазвитие. Сложности в межличностном общении (непонимание других, сниженная контактность, спонтанность, гибкость в общении, нежелание сглаживать проблемы -эскапизм) согласуются с более слабой представленностью в структуре одиноки СЖО на статус, стабильность, существенным снижением СЖО на означивание ценности жизни (своего места в ней). Возможно, одинокие женщины в меньшей мере соотносят себя и свое существование с миром в целом и его социальной структурой, в частности. Вероятно, о их компенсаторном стремлении могут свидетельствовать повышенные значения СЖО на частную жизнь и более низкие значения СЖО на стабильность.
Итак, в структурах СЖО людей, не состоящих в браке, в большей мере присутствуют СЖО, объединяющие индивидуалистические цели (гедонизм, саморазвитие, деструктивность). Люди, состоящие в браке, в большей мере склонны учитывать отношение к себе других (СЖО на статус, ОЦЖ, частную жизнь) и объективировать себя в социуме (самореализация). Данные результаты согласуются с положениями С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, В.Э. Чудновского, Р.Х. Шакурова, В. Франкла, К. Обуховского и др. о способах осуществления человеком своего смысла жизни и переживании своей интенциональности и трансцендентности.
Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - 2006
Полностью материалы симпозиума будут опубликованы на сайтах
симпозиума и Психологического института Российской академии
образования