ENG
         

Быкова Наталья Львовна, - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Поволжской государственнай социально-гуманитарнай академии

Быкова Наталья Львовна, - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Поволжской государственнай социально-гуманитарнай академии Научные интересы: экзистенциальная психология, гештальт-психология, проблема смыслов и жизненного самоопределения, профессиональное самоопределение.

Публикации
  1. + Смысложизненные и ценностные ориентации подростков с низким экономически статусом

    Недостаточное материальное обеспечение семьи создает для подростков существенные ограничение возможностей (Ф.Райс) в получении образования, отдыха, спектра социальных контактов. Увеличивающееся расслоение общества обуславливает осознание унизительности своего положения либо вызывает девиантное поведение и бунт. Любая проблема (болезнь, потеря работы, семейные конфликты) может стать глобальной, приводить к стрессам. Порочный цикл бедности начинается с низкого уровня образования, сужающего возможности управления жизнью. Родители хотят воспитать своих детей порядочными, считают, что хороший табель будет залогом будущего продвижения, у них не всегда хватает сил и знаний на развитие личности ребенка, а в многодетных семьях может вообще не хватать времени. Подростки рано обретают материальную, социальную и эмоциональную независимость от семьи, что формирует зависимые отношения с ровесниками. Мы целью своей работы ставили определить, какие смысложизненные и ценностные ориентации характерны для 11-12 летних подростков, учащихся в интернате-пятидневке (N=20), куда направляются муниципальным органом управления образования дети из неблагополучных, малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Их результаты мы сравнивали с данными, поученными при опросе школьников (N=20).

  2. + Смысложизненные ориентации людей, не состоящих в браке

    Брак является исторически меняющейся социальной формой отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общество пытается регулировать между ними супружеские и родительские права и обязанности (А.Г. Харчев). Урбанизация повлияла на мотивы вступления в брак — возрос свободный выбор, усилились миграционные процессы, изменилось влияние религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков (Л.Б. Шнейдер). Поскольку жизненный смысл субъекта, возникающий в процессе жизненных отношений, отражает также смысловую связь межу субъектом и комплексом объектов, стоящих за партнером по браку, мы посчитали необходимым изучить смысложизненные ориентации у людей, не состоящих в браке (от 21 до 65 лет), отдельно у женщин, субъективно переживающих одиночество и женщин-домохозяек.

  3. + Этническая специфика смысложизненных ориентаций старших подростков

    Историческая трансформация культуры обуславливает сдвиг социального самоопределения с разделяемых всеми «внешних» ориентиров на «внутренние» (Т.Г. Стефаненко) и предъявляет повышенные требования к молодежи в плане субъектности, социальной активности. Конструирование образа мира и самоопределение по отношению к нему для современной молодежи является трудной задачей. Целью нашего исследовании было выявить — какие общие групповые смыслы как идеальная форма культуры (В.П.Зинченко, Б.Д. Эльконин) задают направление развития старших подростков в различных этносах.

  4. +К вопросу об адекватности восприятия подростками смысложизненных ориентации старшего поколения[недоступно]

    Первичным институтом социализации молодежи является семья. Механизм идентификации приводит к присвоению смысловых ориентации, характеризующих культуру данной социальной группы. Цель нашей работы — изучить взаимосвязи смысложизненных ориентации родителей, образовательной среды и смысложизненных ориентации подростков. Наше исследование проводилось с марта по октябрь 2002 года. В эксперименте принимали участие три группы испытуемых. 1 группа — подростки в возрасте от 14 до 16 лет (30 человек), воспитанники военно-спортивного центра «30JI0C»; 2 группа — родители воспитанников военно-спортивного центра (46 человек, из них мам — 28, пап — 18); 3 группа — подростки в возрасте от 14 до 16 лет (30 человек), учащиеся ПЛ № 27 г. Самары. Испытуемым-подросткам были заданы вопросы об их целях в жизни, о том, какие, на их взгляд, основные цели в жизни у родителей, у друзей. Также были опрошены родители на предмет их жизненных целей.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://akme31.narod.ru/38.html