ENG
         
hpsy.ru/

../../Этническая специфика смысложизненных ориентаций старших подростков

Историческая трансформация культуры обуславливает сдвиг социального самоопределения с разделяемых всеми «внешних» ориентиров на «внутренние» (Т.Г. Стефаненко) и предъявляет повышенные требования к молодежи в плане субъектности, социальной активности. Конструирование образа мира и самоопределение по отношению к нему для современной молодежи является трудной задачей. Целью нашего исследовании было выявить - какие общие групповые смыслы как идеальная форма культуры (В.П.Зинченко, Б.Д. Эльконин) задают направление развития старших подростков в различных этносах.

Пилотажное исследование смысловой сферы старших подростков из «глубинки» - сел России (N=60) и Татарстана (N=40), выявили следующие различия. Девушек Татарстана по сравнению со сверстницами отличает некоторое снижение показателя уровня осмысленности жизни и его составляющих (Тест СЖО). У юношей-татар выше уровень осмысленности жизни, целевая ориентация и интернальность по отношению к жизни в целом и своей свободе выбора.

По результатам МТЖЦ для всех девушек приоритетными являются сферы профессиональной жизни, общения, семейной и общественной жизни, материального положения. В русской выборке девушки, по сравнению с юношами, предпочитают сферы активных социальных контактов и достижений, для их сверстниц - это сфера собственной индивидуальности. Старших подростков Татарстана отличает повышенные показатели сфер достижения, собственного престижа, сферы семейной и общественной жизни, увлечений, общения; равнозначимыми являются сферы собственной индивидуальности, креативности, профессиональной жизни, физической активности и материального положения.

Моделирование ситуации субъективации жизненных целей раскрывает следующую качественную специфику СЖО данных групп. В актуальной жизненной ситуации структуры СЖО у старших подростков разной этнической принадлежности в целом совпадают, ведущими являются социально-типические (Быкова,2005) смысложизненные ориентации на самореализацию, частную жизнь и гедонизм. Качественные различия интересны, но не достигают статистической значимости. Чуть заметнее приоритетность СЖО на самореализацию и частную жизнь у татар, так как присутствует большее количество повторных выборов жизненных целей в рамках указанных ориентаций. В заданной идеальной ситуации структуры СЖО также почти не отличаются. Для русских подростков более важной является СЖО на самореализацию и стабильность, менее значимой - СЖО на частную жизнь. Статистической значимости различия достигают в заданной ситуации экзистенциальной фрустрации, что проявляется и структурно. Для русских старших подростков ведущей является СЖО на гедонизм, в то время как для татар структура имеет две выраженные вершины - СЖО на означивание ценности жизни (p< 0,01) и на частную жизнь (p< 0,05). Так же русских подростков существенно отличает выраженность ориентации на стабильность (p< 0,01). Защитная реакция в ситуации фрустрации у татар и русских проистекает в разных направлениях: русские «уходят» от проблем в удовольствия, поиск стабильности, а татары опираются на людей из ближайшего окружения, пытаются определить более важные жизненные ценности. Ситуация активизации субъектности подтверждает трансситуационную устойчивость социально-типических смысложизненных ориентаций у подростков различных этнических групп. Этнодиффиренцирующими являются трансситуационно устойчивые для русских разнонаправленные СЖО на самореализацию, гедонизм и стабильность, для татар - СЖО на частную жизнь.

Выявленные различия согласуются с высокой ценностью семьи в культуре татар и главенствующей мужской ролью в ней. Семья как транслятор этнического опыта и традиций определяет социально-психологические характеристики следующих поколений (Р.С. Хамматова). Так, татарские юноши более убеждены в том, что жизнь поддается контролю, и они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, девушки ориентированы на развитие собственной индивидуальности. В трудных жизненных ситуациях подростки-татары в целом больше проявляют трансцендентность (СЖО на частную жизнь, на означивание ценности жизни). У русских подростков активная жизненная позиция характерна для девушек, предпочитающих сферы активных социальных контактов и достижений по сравнению с юношами. Их отличает большая осмысленность жизни по сравнению со сверстницами. Это обусловлено как общекультурными трансформациями ко все большему включению женщины в общественную жизнь, так и преобладанием феминного воспитания в России (С.К.Нартова -Бочавер, В.Н. Дружинин). Русских подростков отличает более низкий процесс целеполагания (меньшее количество одинарных и повторных выборов в рамках ведущих СЖО, сниженные показатели по ценностным сферам) и выраженная реакция «ухода» в критических жизненных ситуациях (СЖО на гедонизм и стабильность).

Литература:

  1. Акопов Г.В., Быкова Н.Л. Смысложизненные ориентации как социально-специфическая характеристика группового сознания //Смысл жизни. Педагогика. Психология /Самарский филиал МГПУ. Самара, 2005.
  2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.; Воронеж, 2000.
  3. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: Дисс….канд.психол.наук. - Самара, 2005.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.,1996.
  5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1992.
  6. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М., 2003.
  7. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ). Самара, 2002.
  8. Хамматова Р.С. Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности: Дисс….канд.психол.наук. Самара,2004.
  9. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского) 2000.

Быкова Н.Л., Хамматова Р.С., Искандарян Р.А.,


См. также