ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе

Независимо от того, насколько могущественные силы влияют на существование человека, человек способен узнать, что жизнь его детерминирована и, тем самым, изменить отношение к собственной судьбе. Сила человека - в способности занять определенную позицию и принять конкретное решение. Обнаруживая и изучая детерминирующие жизнь силы, человек вовлекается в ситуацию выбора. И независимо от значительности выбора и принятого решения, он испытывает чувство свободы, - такова экзистенциальная точка зрения. Поэтому, считают экзистенциалисты, человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы. Свободу они называют главной экзистенциальной ценностью.

Нередко люди считают, что по настоящему свободу мы можем пережить лишь в отсутствии каких-либо ограничений. И в словарях традиционно «свобода» трактуется как отсутствие внешнего противодействия, неограниченная способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами, независимость от чего-либо или кого-либо (1; 5; 6). Эти толкования раскрывают далеко не полный смысл феномена свободы, так как определяют лишь внешний ее аспект - свобода «от» (В. Франкл), которую называют негативной (В. Франкл, Р. Кочюнас и др.). Негативная свобода приводит к своеволию и анархизму, к переживанию изоляции и одиночества, так как невозможно говорить о конкретной свободе человека вне мира отношений, обязательств и реальной взаимосвязанности с другими.

Важным вопросом в данной теме становится внутренний аспект свободы - свобода «для». Это свобода слушать свою совесть, свобода принимать решения и взять на себя ответственность за свою судьбу (В. Франкл). Это свобода для того, чтобы стать другим, измениться. В образовательном процессе такая позиция бесценна. Важно научиться нам, педагогам, и научить своих воспитанников избавляться от стереотипного мышления о свободе как о вседозволенности и убедится в том, что мы свободны в своем выборе для развития, совершенства и подтверждения нашей уникальности. Свобода предоставляет нам эти возможности.

Свобода означает постоянный выбор альтернатив. Свобода предоставляет нам выбрать, занять ту или иную позицию по отношению к внешним обстоятельствам. Человек свободен в поиске и реализации смысла жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами (В. Франкл).

Свобода делает человека тем, что он есть; свобода есть «я сам», собственное «я». Делая выбор, человек выбирает себя, свое «я». Этого «я» не было прежде, оно явилось лишь с выбором, - размышляет С. Кьеркегор. Влечение к свободе заставляет человека выбирать свое «я» и «бороться за обладание выбранным, как за спасение души» (3, 268-269).

Свобода как возможность - это возможность хотеть, выбирать и действовать. Это означает возможность изменить себя и свою жизнь, уточняет Р. Мэй. Он критикует идею детерминизма, называя это «наивным и примитивным взглядом», от которого нужно отказаться. Здесь «свобода и выбор сужаются, превращаясь всего лишь в крошки со стола детерминизма, бросаемые нам, покуда не будут открыты новые детерминизмы. В этом случае воля и свобода человека становятся детской нелепостью» (4, 291-292). Человек обладает способностью понимать, что его жизнь обусловлена, и, следовательно, выбирает свое отношение к этому. Человек «должен и может» выбирать как относится к изменяемым и неизбежным событиям в своей жизни: согласиться, бороться, отрицать, подтверждать - выбор есть. В конечном итоге, «свобода заключается не в нашем триумфе над объективной природой и не в том небольшом пространстве, что оставлено нам нашей субъективной природой, а в том факте, что наш человеческий опыт включает и то, и другое» (4, 292).

Свобода - ценность человеческого существования, в то же время источник многих проблем человека. Характер этих проблем напрямую зависит от субъективного понимания свободы, что проявляется в ситуациях выбора, из которых состоит наша жизнь. Важно заметить: свобода означает выбор между альтернативами, и еще важнее, создавание новых альтернатив. Степень свободы человека характеризуется выбором слова, поступка, отношения, ценностей.

Человеческая природа достаточно гибкая, подчеркивает Р. Кочюнас, для того, чтобы, невзирая на всевозможные ограничивающие обстоятельства и условия, свободно выбирать свои способы действия в жизни. Насколько мы чувствуем себя свободными или ограниченными в повседневных ситуациях - от этого зависит качество складывающейся жизни (Р. Кочюнас), подтверждение чему мы увидели в результате проведенного небольшого опроса по теме. Были заданы три вопроса: Что значит для вас «свобода»? Чувствуете ли вы себя свободными? В чем проявляется ваша свобода (несвобода)? В опросе участвовали учителя-практики (студенты заочного отделения факультета педагогики и методики начального обучения Костанайского государственного университета (2003-2004 гг.). Возраст опрашиваемых от 24 до 51 года.

Самые распространенные ответы: свобода - это «вольность», «открытые действия», «неограниченность», «раскрепощенность», «жизнь без приказов и нареканий», «что захотел, то и сделал», «не отчитываться перед другими», «никто на тебя не давит». В данных рассуждениях видим проявление свободы «от», негативной свободы. В ответах прослеживается, что личная свобода достигается лишь в результате освобождения от внешних условий, избавления от ограничения извне. Желание обособиться от внешних условий, тяготеющая материальная зависимость, внутренние и межличностные конфликты глубоко переживаются опрашиваемыми.

Практически во всех ответах: люди чувствуют себя несвободными в своих семьях, в отношениях со стареющими родителями, на работе. В основном используют слова «долг», «обязанность», «выполнение требований». Не звучат - «забота», «ответственность», «мой выбор». Предполагаем, что это лишь подтверждает переживаемую ими ситуационную свободу как тяжелую зависимость от людей, на которую они сами себя «обрекли». Эта позиция характеризует качество их жизни, наличие и состояние счастья, удовлетворение сложившимися отношениями, собственной судьбой. Читая ответы наших опрашиваемых, создалось впечатление, что эти люди обременены семьями, стареющими родителями, подрастающими детьми: «скованы руки семьей, это мешает самореализации»; «моя свобода в том, что живу одна»; «моя несвобода проявляется в том, что мать постоянно довлеет надо мной, т.е. огромный всепоглощающий контроль с ее стороны…» Последний ответ принадлежит женщине, 32 года, разведена, есть ребенок, работающий учитель. Видимо, на переживание этой ситуации уходит много сил, потому что женщина пишет далее: «…хотелось бы больше отдавать себя и свое творчество любимой работе».

Есть и позитивные мнения, что радует, хотя их доля составляет лишь 25 % от общего числа: свобода дана для того, чтобы «высказывать свое мнение»; выбрать «вероисповедание»; «возможности выбора профессии, убеждений для достижения своих целей».

В ответах прослеживается, что люди путают открытые возможности и ограничивающую жизненную необходимость. Недовольные своим семейным положением, работой, отношениями с другими, они рассматривают сложившиеся ситуации как безысходные, непоправимые, становясь пассивными жертвами обстоятельств (Р. Кочюнас). В действительности, эти люди избегают выбора, а значит, избегают свободы. Они называют себя несвободными, исподволь виня в этом сложившиеся ими же условия жизни и окружающих их людей.

Так же, как и определение совести, любви, ответственности, определение свободы вызвали у педагогов затруднения и замешательства. Учителя не готовы к размышлениям об этих ключевых образовательных проблемах, в большинстве имеют о них лишь смутные житейские представления. В таких случаях мы спрашиваем: каким образом отвечает учитель на актуальные педагогические вопросы: Как воспитать свободного человека? Где грань между свободой и вседозволенностью? Что значит свободное развитие? Как совместить строгие требования и дисциплину со свободой и самостоятельностью?


Литература:

1. Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. - Краснодар: «Советская Кубань», 2001.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: «Академический проект», 1999.
3. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
4. Мэй Р. Любовь и воля. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997.
5. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
6. Словарь по социальной педагогике /авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский цент «Академия», 2002.
7. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. - СПб: 2000. - С.245-254

Ниязбаева Н.Н.,

Автор статьи, Ниязбаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. E-mail: niyaz_nn@mail.ru

См. также
  1. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные аспекты совести и ее воспитание
  2. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии
  3. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы
  4. Ниязбаева Н.Н. Возможность самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии
  5. Ниязбаева Н.Н. Педагогика: экзистенциальные основания
  6. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные ценности образования: монография