ENG
         
hpsy.ru/

../../Экзистенциальные аспекты совести и ее воспитание

Совесть как специфическое проявление человеческого существования требует особого внимания в педагогике. Идеи экзистенциальных философов и психологов о совести позволяют выделить глубокие теоретические и практические основания для образования (экзистенциализм - направление в философии и психологии, подчеркивающее уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека).

Обращаясь к экзистенциальным аспектам феномена совести, тезисно рассмотрим идеи В. Франкла. Совесть - то, что погружено в глубины бессознательного, так как важные экзистенциальные решения, принимаемые «под руководством» совести, всегда не осознаваемые и не рефлексируемые. В. Франкл приступает к рассмотрению совести, чтобы пояснить «духовное бессознательное». Совесть предшествует любой морали, подчеркивает автор, она - доморальное постижение ценности (4).

Совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а с возможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должно существовать. Как и любовь, совесть интуитивна, она предвосхищает должное, усматривает то, чего еще нет.

Совесть направляет человека в поиске смысла, поэтому В. Франкл называет ее «органом смысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации» (5, 239).

В век распространяющегося чувства смыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть - иммунитет против конформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума). Только «бодрствующая совесть» (В. Франкл) дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом (курсив автора, 5, 240).

Э. Фромм считает, что совесть не может быть поверхностной или проявляться в человеке лишь на какую-то долю. Совесть, на момент своей «работы», полностью поглощает переживания человека, охватывает все его человеческое существование. Она, как и любовь, и все другие чувства, есть выражение целостного участия существа в эмоциональном переживании (6, 145).

Задача совести - открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. Однако, «то, что надо» для каждого человека свое, разное. Совесть имеет дело с абсолютно индивидуальным бытием (4). Она не охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральный принцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести - это всегда абсолютно индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие» (4, 251). Одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считает В. Франкл, тогда как не экзистенциалисты совесть связывают с «голосом общечеловеческого и универсального» (3, 31). Совесть указывает на сопричастность к другому. Значение приставки «со-», аналогична словам «сочувствие», «сообщество», «сострадание», «содружество» и др. Корень слова «весть» от «ведать», «знать» - указывает на то, что совесть дана нам для знания правильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зрения общности, единства людей (3, 29).

Обе позиции ценны в педагогическом процессе. Первая: «Только ты сам определяешь для себя правильность выбора, не согласуя его ни с кем». Вторая: «Твой выбор согласуется с выбором окружающих». Тот и другой вектор имеют место в воспитании совести.

Совесть, как и любовь, ответственность, свобода и другие феномены человеческого существования не являются предметом специального изучения в программах школьных курсов. Понимание этих специфических человеческих проявлений основывается на витагенном опыте людей. Житейские высказывания: совесть «мучает», «гложет» и т.д. или выражения «нет совести», «угрызения совести» определяют общее чувствование совести, но, конечно, не раскрывают глубокого понимания.

Для определения глубины понимания совести и характера ее проявления нами опрошены педагоги и учащихся начальных классов г. Костаная. Участвовали младшие школьники школы-сада № 3, студенты очной и заочной форм обучения КГУ им. А. Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Младшим школьникам было предложено написать сочинение - размышление «Когда меня «мучает» совесть». Мы получили искренние и содержательные ответы. Школьники описывали характерные для их возраста житейские ситуации, в которые они попадают. Большинство рассуждений младших школьников о том, как их «мучает» совесть, связаны с обманом взрослых или скрытия чего-либо от них. Например: «Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел в школу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так меня мучила совесть» (Виталий, 7 лет, 1 класс).

В данном возрасте проявление своей совести ребенок определяет неодобрением взрослых. Совестно, потому что недовольны или огорчены родители и учитель. Дети описывают свои переживания уже после свершения «плохого» поступка. И здесь замечено, что для детей характерно отождествление стыда и совести. «Мне стыдно, что я разбила папину кружку. За это меня мучает совесть» (Асель, 7 лет, 1 класс).

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать. Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников). Совесть же называют «моральным принципом» (2, 273) или «структурой внутренней дисциплины» (1, 198). Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания (3, 29).

Проведенный анализ психологических текстов и детских сочинений о совести позволил предположить, что в силу возрастных особенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести как глубокого и зрелого переживания.

Возраст участвующих в исследовании практикующих учителей от 24 лет до 51 года. Это учителя сельских начальных школ, на момент опроса они являлись студентами заочного отделения ПиМНО Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Самое распространенное мнение о совести - как о внутреннем ограничителе поведения: «рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии с правилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам» и т.д. Многие связывают совесть с чертой характера человека, его личностными качествами: «когда человек говорит правду», «правдивое отношение к себе и окружающим», «любит трудиться», в нескольких ответах уточняется, что совесть характеризуется отношением к людям. Подчеркивая интуитивность, интервьюируемые пишут, что совесть это внутренняя сила, не регулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меня правильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, как и в школьных работах, замечено отождествление совести и стыда. Самое красивое, на наш взгляд, из предложенных следующее описание: «совесть - это - чистота души; когда человек, не смотря на разные испытания в своей жизни, остается чист внутренне» (ответы давались без подписи фамилий).

Как мы и предполагали, определение такого человеческого проявления, как совесть, вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы к размышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялись выразить свою мысль и даже были возмущены этими вопросами. В основе понимания совести, в основном, житейские определения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя по которым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает при каком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояние человека».

В таких случаях возникает вопрос: что имеет в виду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качества результатов их педагогических действий. Как учителя воспитывают совесть у своих учеников, не имея конкретного представления о ней?

Мы предлагаем обратить внимание на целесообразность введения дополнительных курсов, семинаров для учителей по разъяснению экзистенциальных проблем человека (свободы, ответственности, любви, совести и др.), лежащих в основе их педагогической деятельности. А самообразование учителя в этом вопросе играет главенствующую роль.

Учитель, воспитывая совесть, должен объяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо, помогает не допустить безнравственных желаний. Совесть - специфическое человеческое проявление, основанное на предвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и как должно быть. Совесть предвосхищает то, за что после будет стыдно.

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру. Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.


Литература:

  1. Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. - Краснодар: «Советская Кубань», 2001
  2. 2. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур. - М.: Вече, АСТ, 2000
  3. Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух // Воспитание школьников. - № 6. - 1998. - С. 26-31
  4. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. - СПб: 2000. - С.245-254
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. - СПб: 2000. - С.234-244
  6. Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992

Ниязбаева Н.Н.,

// Достояние нации. - 2005. - №4. - С.193-196 (Казахстан)

См. также
  1. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе
  2. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии
  3. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы
  4. Ниязбаева Н.Н. Возможность самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии
  5. Ниязбаева Н.Н. Педагогика: экзистенциальные основания