ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ниязбаева Н.Н.

Н. Н. Ниязбаева Ниязбаева Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент. 2004-2005 - заведующая, в н.в. - доцент кафедры педагогики и психологии Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова

Публикации
  1. + Экзистенциальные аспекты совести и ее воспитание

    Совесть как специфическое проявление человеческого существования требует особого внимания в педагогике. Идеи экзистенциальных философов и психологов о совести позволяют выделить глубокие теоретические и практические основания для образования (экзистенциализм — направление в философии и психологии, подчеркивающее уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека). Обращаясь к экзистенциальным аспектам феномена совести, тезисно рассмотрим идеи В. Франкла. Совесть — то, что погружено в глубины бессознательного, так как важные экзистенциальные решения, принимаемые «под руководством» совести, всегда не осознаваемые и не рефлексируемые. В. Франкл приступает к рассмотрению совести, чтобы пояснить «духовное бессознательное». Совесть предшествует любой морали, подчеркивает автор, она — доморальное постижение ценности (4).

  2. + Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе

    Независимо от того, насколько могущественные силы влияют на существование человека, человек способен узнать, что жизнь его детерминирована и, тем самым, изменить отношение к собственной судьбе. Сила человека — в способности занять определенную позицию и принять конкретное решение. Обнаруживая и изучая детерминирующие жизнь силы, человек вовлекается в ситуацию выбора. И независимо от значительности выбора и принятого решения, он испытывает чувство свободы, — такова экзистенциальная точка зрения. Поэтому, считают экзистенциалисты, человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы. Свободу они называют главной экзистенциальной ценностью.

  3. + Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии

    В жизни современного человека наблюдается кризис чувств, — такую поднимают проблему ряд философов и психологов (Р. Мэй, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Люди теряют способность любить в мире, где развитие техники превалирует над развитием человеческих отношений. В век перемен, когда рушатся старые мифы, и «весь мир объят беспокойством» (Р. Мэй), человек чувствует себя неуверенно и одиноко. По мере развития цивилизации, люди отдаляются друг от друга и утрачивают понимание смысла любви друг к другу. Любовь, пишет Р. Мэй, которая была всегда опорой и помогала справляться с жизненными ситуациями, стала проблемой. Люди становятся надменными, высокомерными и отстраненными. Неспособность чувствовать и боязнь близости привела нас к тому, что любовь стала казаться невероятной редкостью, иллюзией (8, 7-8). Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека, единственным способ преодоления которых является любовь. Согласно распространенному мнению, слово «любовь» означает некое эмоциональное состояние, которое с трудом поддается определению. Скорее всего, точно описать все истоки и проявления любви не представляется возможным, тем более с научной точки зрения. Не зря замечено: «Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам»

  4. + Возможность самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии

    Самоосуществление личности, категория экзистенциализма, еще не стала активно используемой в педагогическом лексиконе, но, полагаем, что смысловое поле этого понятия имеет потенциальную, не до конца исследованную значимость в педагогическом понимании процесса и результата полноценного развития личности.

    // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции "Риски современности" в рамках "Дней экзистенциальной психологии в Кемерово" (Кемерово, 17-18 марта 2010 г.) - http://www.iandfamily.ru/matconf2010

    http://www.iandfamily.ru/niyazbaeva
  5. + Педагогика: экзистенциальные основания

    Теоретики экзистенциализма считают, что особенно важно в воспитании не умственное, а эмоциональное развитие. Противопоставление интеллектуального развития эмоциональному противоречит не только данным мировой науки, но и здравому смыслу. Педагогическая задача в данном аспекте - учить человека видеть себя в мире, изучать и оценивать свою жизнь, свое существование. Умение воспринимать себя и свое существование есть смысл бытия. Здесь на первый план выходят проблемы жизнетворчества и неповторимости человека, своеобразия всей его жизни. Экзистенциальная педагогика не требует переворотов и кардинальных перемен в содержании образования, а настаивает на его ценностном переосмыслении, пересмотре целей и оснований, подходов к воспитанию и обучению детей. Ключевые слова: экзистенциальная педагогика, интеллектуальное развитие, аутентичная личность

    http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=124
  6. + Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы

    Современное образование нуждается в новом открытом знании о человеке. Открытость научно-педагогического знания как основная его характеристика отражает исследовательскую потребность в расширении представлений о развитии конкретной личности, ее внутреннем мире, смыслах, глубинных переживаниях в общении с другим человеком. В этой связи становление нового педагогического мышления посредством исследования идей экзистенциальной психологии приобретает особый смысл для решения проблем самоосуществления личности, творчества, обретения свободы и умения нести за нее ответственность, развития духовности, воспитания совести, способности любить. Ключевые слова: экзистенциальная психология, антропоцентризм, образование, фундаментальные экзистенциальные феномены, свобода, ответственность, совесть, любовь, встреча, творчество, уникальность.

    http://psyjournals.ru/files/47079/psyedu_ru_2011_3_Niyazbaeva.pdf