ENG
           
hpsy.ru/

публикации/авторы/Кьеркегор С.

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard)

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813-1855) - датский философ, теолог и писатель, считаетсяодним из основателей экзистенциализма . В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

С. Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко - в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы - «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"». Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.


Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.


Публикации
  1. + Афоризмы эстетика
    http://lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/estetik.txt
  2. + Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden. En christelig psychologisk Udvikling til Opbyggelse og Opvækkelse. Af Anti-Climacus)
    http://coollib.com/b/175358
    http://royallib.ru/read/kerkegor_syoren/bolezn_k_smerti.html#0
  3. + Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам”
    http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_10/07.htm
    http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/ke24.html
  4. + Наслаждение и долг. Дневник соблазнителя
    http://www.lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/dnevnik.txt
  5. + О понятии иронии
    http://anthropology.rinet.ru/old/4/o_ponyatii_ironii.htm
    http://histphil.ru/biblio/docs/kerkegor-o_poniatii_ironii.pdf
  6. + Повторение
    http://imwerden.de/pdf/kierkegaard_povtorenie.pdf
  7. + Страх и трепет
    http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html
    http://www.bible-center.ru/book/kirkegaard
    http://psylib.ukrweb.net/books/kerks01/index.htm
См.также
  1. Русскоязычный сайт посвященный Кьеркегору
  2. Sorenkierkegaard.Org
  3. Понятие "страха" (о работе С.Кьеркегора)
  4. С.Кьеркегор: "Это все для тебя!" или Альтернативная история
  5. Кьеркегор против Ницше
  6. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Сьерена Кьеркегора
  7. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
  8. Антомони В. Ревность, память, наслаждение: расторгнутые помолвки Кьеркегора и Кафки
  9. Архипов Г.А. Священное безумие датского Дон Кихота (о С.Кьеркегоре)
  10. Баева С.А. Выбор и псевдовыбор по С. Кьеркегору
  11. Баевский В.С. Тютчев: Поэзия экзистенциальных переживаний
  12. Базалук О. А. Философия жизни от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский подход)
  13. Бердяев Н.А. Лев Шестов и Киркегор
  14. Боревой М.Б. Человек и его экзистенциальные модификации в философии С.Кьеркегора
  15. Боревой М.Б. Онтология веры С.Кьеркегора в контексте трансформации экзистенциальной философии XX века
  16. Буева Л.П. Идея С. Кьеркегора об открытости человека и её роль в воспитании
  17. Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа (Ницше и Кьеркегор)
  18. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Сёрена Киркегора
  19. Грицанов А.А Понятие "страха" (О работе С.Кьеркегора)
  20. Губайдуллин И.И. Понятия экзистенциализма с постоянной оглядкой на Сёрена Кьеркегора
  21. Доброхотов А.Л. Апология когито или проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Керкегора
  22. Долгов К.М. От Киркегора до Камю
  23. Зайцева О. Путь веры Серена Кьеркегора
  24. Зайцева Т.Б. Киркегоровская "проблема зоопарка"
  25. Исаев C. Косвенное сообщение: шифрованное письмецо Вечности (О Кьеркегоре)
  26. Кац Е. "Диалектика веры" или феноменология рефлексии (размышления о Кьеркегоре)
  27. Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я
  28. Кириллов Г.М. Кьеркегор и общество потребления: поиски субъективности
  29. Коплстон Ф. Кьеркегор (гл. из т. "От Фихте до Ницше")
  30. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве
  31. Кружков Н.Н. Иисус Христос глазами Сёрена Кьеркегора
  32. Лёвит К. Тот единичный: Киркегор
  33. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора (материалы диссертации)
  34. Лега В.П. Современная западная философия. Сёрен Кьеркегор
  35. Лелик А. Дойти до раскаяния (Опыт прочтения Кьеркегора)
  36. Лелик А. Архипелаг Кьеркегора
  37. Лифинцева Т.П. "Экзистенциализм" или "экзистенциальная философия"? Нюансы важны
  38. Лунгина Д.А. Керкегор, мыслитель момента
  39. Лунгина Д.А. Современность в дневниках Серена Керкегора и Льва Толстого
  40. Лунгина Д.А. Керкегор (статья в «Историческом лексиконе 19 века»)
  41. Лунгина Д.А. Узнавание Керкегора в России
  42. Лунгина Д.А. Сёрен Керкегор: завороженность проблемой человека
  43. Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)
  44. Мареев С.Н. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
  45. Мерзлякова Н.Н. Границы экзистенции: От Кьеркегора к Ясперсу
  46. Мильдон В.И. Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина. Об одной русско-датской параллели
  47. Михайлов А.В. Из прелюдий к Моцарту и Кьеркегору
  48. Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора
  49. Мурзин Н.Н. Экзистенциальное сознание: Къеркегор и Гегель
  50. Нойхаус Р.Дж. Кьеркегор для взрослых
  51. Нэш Р.Х. Ницше, Кьеркегор и смерть Бога
  52. Ольховская У. К понятию иронии…
  53. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка
  54. Рамишвили В.М. Борьба против времени (Ницше и Кьеркегор)
  55. Ратнер Д. Экзистенциальный выбор (Л. Толстой, С. Кьеркегор, Ф. Достоевский, Ф. Ницше)
  56. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов
  57. Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
  58. Ставцева О.И. Кьеркегор и западная религиозно-философская культура XX века
  59. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Сёрена Кьеркегора
  60. Стретерн П. Кьеркегор за 90 минут
  61. Супиханов Ш. Кьеркегор (экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора)
  62. Тетенков Н.Б. Множественная субъективность С. Кьеркегора
  63. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель
  64. Тюрин Г. Cёрен Кьеркегор — основы «экзистенции»
  65. Хоружий С.С. Философия Кьеркегора как антропология размыкания
  66. Храмов А. Кьеркегор евангельский, почти православный. Презентация трёх бесед Серена Кьеркегора о толковании евангельских текстов
  67. Чичнева Е.А. Философия как проповедь (С. Кьеркегор)
  68. Шерпитите Р. Онтология страха и нигилизм: Серен Кьеркегор
  69. Шестов Л. Киркегард и Достоевский
  70. Шестов Л. Киркегард — религиозный философ
  71. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия
  72. Щитцова Т.В. Человек - диалог – культура (к онтологии культуры в экзистенциальной философии Киркегора и Бахтина (pdf)
  73. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху
  74. Ясперс К. Реферат по Кьеркегору