ENG
         
hpsy.ru/

../../Ломка психолога (Мысли по поводу или еще раз про любовь)

Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На нашем сайте время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как правило, написаны по следам работы с клиентами, собственной терапии или своеобразной творческой рефлексии окружающего и весьма отличаются от, ставших уже традиционными для hpsy.ru, книг, статей и диссертаций. Этот жанр позволяет авторам иногда в двух строчках передать то, что не опишешь и в нескольких статьях. Полутона, интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных ситуаций как нельзя лучше проявляются в этой своеобразной художественно-философской прозе. С целью развития этого жанра, предоставления возможности авторам встретиться и пообщаться с читателями, получить отзывы, усовершенствовать свой стиль мы объявляем месяц психологических эссе.

Возник образ того, о чем я хочу здесь написать - я наклоняюсь над собой и внимательно рассматриваю, а что же теперь я есть... Сама - супервизор своих ушедших и уходящих чувств... Всполохи восхода декабрьского утра так быстро меняют свою окраску, что я все время удивляюсь этому. И никогда не успеваю уловить моменты изменения цветовой гаммы у горизонта, а только отмечаю - опять небо другое. Как же научиться у неба так естественно и несуетливо меняться и менять себя, догоняя свое время?

Опять приросла к своим ожиданиям от отношений, привязалась. Ожидала вечного почтения, обожания, уважения. Как, оказывается, сладко быть на престоле. Легко там, наверху, быть милостивой, понимающей и принимающей. Иногда вещать, изрекать истины, открытые другими, а иногда просто глаголить-колоколить. Разглядели "мессию" и воздали должное. Казалось, должному конца не будет. И вдруг чувствую,"трон" шатается, а дальше... Пусто. Вокруг никого, никто на меня не молится. Опустела часть души моей, рухнули ожидания. Сразу кидаюсь к Музе, только бы она меня не оставила.

До чего же сильна во мне материнская матрица. Может быть, к лучшему, что мои дочери не позволяют мне очень близко подходить к своим мирам. Спасибо им. А то бы я там наворочала.

Приходят слова из психологической лексики - сублимация, компенсация и т.д. А если по-русски? Ничего случайного не происходит. Надо мне это, просто необходимо - и подъемы, и падения, и полнота чувств, и опустошенность. Иначе - границ не вижу, и тогда тесню другого человека, тем более легко его, "раздетого" жизнью теснить, в признании моих заслуг, в почитании.

Обращаясь к теме душевных "сладостей", я убеждаюсь, что страсть к радостям - жесткое и жестокое переживание. А начинается все так невинно - желание, удовлетворение желаемого, затем, причем, быстро - потребность иметь это постоянно. И нет тогда дела до чувств другого, если речь о радостях общения. Мне надо. А когда Другой, клиент, по воле своей восстанавливает и утверждает свои границы, то мне бы профессионально радоваться, а почему-то очень-очень больно. Затем суета внутри, эксплуатация Музы, да простит меня она, и другие замены.

Соблазненный психотерапевт выходит из состояния "ломки", но до себя пока не дошел...

Кузнецова C.,

Серафима Кузнецова, экзистенциальный психотерапевт, психолог-консультант.
Силламяэ, Эстония, 2003 год.

См. также