Проблема смысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране, как в бытийной, так и в научной психологии. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие привели к переоценке значимости многих фундаментальных ценностей, изменению социальных стереотипов и вызвали эффект массового когнитивного диссонанса и необходимость переосмысления своего места в обществе, личностных идеалов, ценностей, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности. Несоответствие сложившихся в сознании взрослого населения представлений и ожиданий с реальными изменениями социальной действительности выражается в неспособности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, снижении смысловой активности, что, в итоге и является одной из основных детерминант психологической деформации личности, ее деструктивного поведения.
У молодых людей входящих во взрослую жизнь, процесс смыслообразования осложняется отсутствием устоявшихся в Российском обществе ценностей и идеалов гражданского общества. По той же причине, образовательные программы школ и вузов обходят молчанием эту проблему. Учебные заведения практически не уделяют внимание формированию и развитию самоактуализирующейся, внутренне свободной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной принять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. При этом необходимо учитывать тот факт, что период завершения обучения является для личности переходом из одной смысложизненной ситуации в другую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособление к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса.
Научный аспект исследования проблемы состоит в том, что, несмотря на достаточную проработку смысложизненной проблематики в зарубежной психологии и повышение в последнее время интереса к смысловой сфере личности среди отечественных психологов до сих пор вопрос психологической природы данного феномена является чрезвычайно актуальным. Сегодня, в психологии по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности: существует терминологическая неопределенность самого понятия «смысл», пока еще не выработана сколько-нибудь единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов. Еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов. Это отрицательно сказывается на практике воспитательной, развивающей и коррекционной работы, поскольку участники этого процесса имеют дело не с проявлением отдельных компонентов сознания, как элементов внутреннего мира человека или смыслом жизни, как данной объективной реальностью, а с продуктивно функционирующей системой индивидуальных личностных смыслов, как целостным образованием, определяющим весь процесс жизнедеятельности человека.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, между тем, эта важнейшая сфера жизнедеятельности человека была и остается в основном уделом смежных с философией и языкознанием дисциплин. Изложенные соображения обуславливает необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин, поскольку решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знания о человеке (в философии, психологии, педагогике, этике, социологии, медицине и др.).
Данная работа посвящена изучению психологических закономерностей и механизмов формирования и развития системы личностных смыслов на различных этапах жизнедеятельности человека, и разработке диагностического метода, позволяющего уточнить факторы, определяющие ее функционирование.
Автор выражает благодарность Институту «Открытое Общество». В рамках его «Программы поддержки кафедр» Мегапроекта «развитие образования в России» была получена возможность постоянного научного взаимодействия с ведущими психологическими центрами России, преподавателям кафедры социальной психологии Московского государственного университета за существенную методологическую помощь в разработке проблемы, всему коллективу социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, во главе с деканом Морозовой Н.И. за моральную поддержку в процессе написания работы, и лично М.М. Горбатовой, А.В. Юпитову и М.С. Яницкому за сотрудничество и ценные научные консультации и замечания по организации и структуре данной работы.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11
Примечания
1.Издание (Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002) осуществлено при
поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса.
Россия)
Рецензенты: доктор психол.наук, профессор. Т.Г. Стефаненко, канд.
психол.н., ст. научный сотрудник С.А. Липатов
2. Первоисточник публикации - Образовательный портал
по психологии и социальной работе КГУ